Оглавление:
С точки зрения общей семантики язык определяет структуру мысли, а значит и саму структуру реальности. Язык далеко не является лишь «выражением» мыслей, пишет С. Хаякава, скорее он определяет характер реальности. Таким образом, Хаякава отрицает тот факт, что мысли отражают объективную реальность, а язык является средством выражения мыслей.
Мир без языка — это первобытная, бесформенная, хаотичная паутина всевозможных раздражителей (переживаний субъекта). Только язык придает этому хаотическому потоку стимулов определенное определение, расположение, регулярную зависимость, структуру.
В этом случае общая семантика абсолютизирует конвенциональный (произвольный) характер языка, а поскольку язык определяет структуру реальности с его точки зрения, то образ мира является результатом конвенции, плодом произвольного согласия людей. В этом эссе мы подробно рассмотрим понятия сознания и языка и установим их внутреннюю связь.
Концепция Сознания
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, убеждений, эмоций людей, установок, отражающих природу, материальную жизнь общества и всей системы общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с появлением бытия, потому что сознание возможно как продукт общественных отношений. Но общество можно назвать обществом только тогда, когда сформированы его основные элементы, в том числе общественное сознание. Общество — это материальная и идеальная реальность.
Сознание — высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку, то, как он относится к миру и к самому себе, которая представляет собой единство психических процессов, активно вовлеченных в понимание человеком объективного мира и собственного бытия. Сознание состоит из сенсорных образов, объектов, которые являются ощущениями или представлениями и поэтому имеют смысл и значение, знания как совокупность ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, возникающих в результате высшей психической активности, мысли и языка. Сознание — это особая форма взаимодействия человека с реальностью и управления ею.
Структура сознания включает в себя основные познавательные процессы, посредством которых человек постоянно обогащает свои знания. Такие процессы могут включать в себя ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при прямом отражении в сознании раздражителей, действующих на мозг, формируется сенсорный образ, как он представляется человеку в данный момент. Память позволяет обновлять в сознании образы прошлого, воображение позволяет строить воображаемые модели из того, что является нужным объектом, но отсутствует в данный момент. Мышление — обеспечивает решение проблем путем использования обобщенных знаний. Перерыв, распад, не говоря уже о полном разрыве любого из вышеперечисленных когнитивных процессов неизбежно становится распадом ума.
Вторая особенность сознания — это четкое разграничение между субъектом и объектом, то есть между тем, что ему принадлежит — «Я» человека, и тем, что ему не принадлежит — «Я». Человек, который впервые в истории органического мира отделился от него и столкнулся с окружающей средой, продолжает сохранять это противостояние и отличие в своем сознании. Человек — единственный среди живых существ, кто способен к самопознанию, то есть к направлению умственной деятельности на изучение самого себя. Человек делает сознательную самооценку своих действий и себя в целом. Отделение «я» от «не-я», которое человек совершает в детстве, происходит в процессе самосознания человека.
Третьей особенностью сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. Функция сознания включает в себя формирование целей деятельности, формирование и взвешивание мотивов, принятие решений по воле, рассмотрение хода действий и внесение необходимых корректировок и т.д.
Наконец, четвертой особенностью сознания является включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение к окружающей среде — это мое сознание», — писал К. Маркс. Сознание человека неизбежно включает в себя мир эмоций, который отражает сложные объективные и, прежде всего, социальные отношения, в которые вовлечен человек. Человеческое сознание представляет собой эмоциональную оценку межличностных отношений. Здесь, как и во многих других случаях, патология помогает нам лучше понять природу нормального сознания. При некоторых психических заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно нарушением в области эмоций и отношений.
Понятие общественного сознания, его взаимосвязь с индивидуальным сознанием
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, убеждений, эмоций людей, установок, отражающих природу, материальную жизнь общества и всей системы общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с появлением социального бытия, потому что сознание возможно только как продукт общественных отношений. Но общество можно назвать обществом только тогда, когда сформированы его основные элементы, в том числе общественное сознание. Общество — это материальная и идеальная реальность. Сознание не только личное, индивидуальное, но и выполняет социальную функцию. Структура общественного сознания сложна и диалектически взаимодействует с сознанием человека. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и повседневное сознание. Первые формы — социальная психология, а вторые — идеология.
Обычное сознание самопроизвольно формируется в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественное сознание, действует в различных формах: социально-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, нравственность, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в его современной форме является результатом длительного развития. Примитивное общество соответствовало примитивному сознанию. Психический труд не отделялся от физического труда, а психический труд вплетался непосредственно в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Такие формы общественного сознания, как нравственность, искусство, религия, первыми появились в историческом развитии человека. Затем, с развитием человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, выделенных в особую сферу социальной деятельности.
Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
- Политическое сознание — это систематизация, теоретическое выражение общественного мнения о политической организации общества, о формах государства, об отношениях между различными социальными группами, классами, партиями, об отношениях с другими государствами и народами.
- Правовое сознание в теоретической форме выражает правовое сознание общества, характер и цели правоотношений, нормы и институты, вопросы законодательства, суд, правоприменения. Она направлена на создание правовой системы, отвечающей интересам конкретного общества;
- Мораль — это система взглядов и ценностей, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных моральных устоев и отношений;
- Искусство — особая форма человеческой деятельности, связанная с овладением реальностью через художественные образы;
- Религия и философия наиболее далеки от материальных условий общественного сознания. Религия старше философии и представляет собой необходимый этап в развитии человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанную на вере и религиозных постулатах.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном союзе. Общественное сознание является межличностным по своей природе и не зависит от индивидуальной личности. Для некоторых людей она имеет индивидуальный характер. Каждый человек испытывает влияние общественного сознания в течение своей жизни через отношения с другими людьми, через образование и воспитание, и это влияние не пассивное, а избирательное, активное.
Нормы общественного сознания психически влияют на человека, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественное сознание, которое развивается и функционирует по своим собственным законам.
Мнения индивида, наиболее соответствующие интересам эпохи и времени, становятся собственностью общества после прекращения индивидуального существования. Например, произведения выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание, проявляющееся в данном случае в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, дополняет и развивает его, придает ему черты определенной эпохи. Сознание не может быть выведено из простого процесса размышления над объектами природного мира: Отношение «субъект-объект» не может производить сознание. Для этого субъект должен быть интегрирован в более сложную систему социальной практики, в контекст социальной жизни. Каждый из нас, кто приходит в этот мир, наследует ментальную культуру, которой мы должны овладеть, чтобы найти свою собственную человеческую сущность и мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание — реальность, подобная государству или закону. Мы можем восстать против этой духовной жизни, но, как и в случае с государством, наше восстание может оказаться не только тщетным, но и трагическим, если мы не учтем те формы и уклады духовной жизни, которые объективно против нас. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, мы должны сначала овладеть ею. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с появлением социального бытия. Природа в целом безразлична к существованию человеческого духа, в то время как общество не могло бы возникнуть и развиваться без него и не существовало бы и дня, и часа. Поскольку общество — это объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «заряжены» друг другом: без энергии сознания общественное сознание статично и даже мертво.
Но, подчеркивая единство социального бытия и общественного сознания, мы не должны забывать об их различиях и специфическом разделении. Историческая взаимосвязь социального бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних стадиях развития общества общественное сознание формировалось под прямым воздействием бытия, то позднее это воздействие становилось все более косвенным — через государство, политические и правоотношения и т.д., а обратное воздействие общественного сознания на бытие, напротив, приобретало все более прямой характер. Возможность такого прямого воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Сознание как рефлексия и как активно-творческая деятельность — это единство двух неразделимых сторон одного и того же процесса: По своему влиянию на бытие, он может оценить его как путем раскрытия его скрытого смысла, прогнозирования его, так и практической деятельности человека, чтобы преобразовать его. Поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его перестройке. Это исторически обоснованная функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и фактически существующим элементом любой социальной структуры. Мощная преобразующая сила общественного сознания способна воздействовать на все существо в целом, раскрывая смысл его развития и предсказывая его перспективы. В этом отношении она отличается от субъективной (в смысле субъективной реальности) конечной и ограниченной индивидуальным сознанием человека. Такие ученые, как Гельветий, также писали о сознании. По его словам, «чувства формируют источник всех наших знаний» ….. У нас есть три основных средства исследования: наблюдение за природой, размышления и эксперименты. Наблюдение собирает факты, размышления объединяют их, опыт проверяет результат комбинаций….. Каждое чувство, которое мы испытываем, включает в себя суждение, существование которого неизвестно, если оно не привлекло наше внимание, но, тем не менее, является реальным. Власть социального целого над индивидуумом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм ментального присвоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых создаются ментальные ценности, тех смысловых наполнений, которые накапливались человечеством на протяжении веков и за пределами которых формирование личности невозможно.
Индивидуальное сознание — это сознание человека, отражающее его личность и, через него, в некоторой степени социальное существо. Общественное сознание — это совокупность индивидуальных сознаний. Помимо специфики сознания индивидуумов, оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуального сознания. Как совокупное сознание индивидуумов, развитое в процессе их общей деятельности, коммуникация, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию индивидуума. Это не мешает индивидуальному сознанию выйти за пределы существующего общественного сознания.
Каждое индивидуальное сознание формируется под сознанием индивидуального существа, образом жизни и общественным сознанием. В этом процессе наиболее важную роль играет индивидуальный образ жизни, через который преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс ассимиляции индивидом общественного сознания. Таким образом, в механизме формирования индивидуального сознания есть две неравные стороны: самостоятельное сознание субъекта бытия и ассимиляция существующей системы взглядов. Индивидуальное сознание — это сознание человека (первичное); оно определено в философии как субъективное сознание, поскольку ограничено во времени и пространстве. Индивидуальное сознание определяется индивидуальным существом, возникает под влиянием сознания всего человечества.
Два основных уровня индивидуального сознания;
- Инициал (первичный) — «пассивный», «зеркальный». Он формируется под воздействием внешней среды, внешнего сознания. Основные формы концепции и сознания в целом. Основные факторы формирования индивидуального сознания: образовательная деятельность среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
- Вторичный — «активный», «творческий». Человек организует и преображает мир. Концепция интеллекта ассоциируется с этим уровнем. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, которые возникают в сознании человека. Основные формы: Цели, Идеалы, Вера.
Между первым и вторым находится промежуточный «полуактивный» уровень. Основные формы: феномен сознания — память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована, мнения, сомнения.
Повседневное и научное сознание
Обычное сознание — это самый низкий уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Она отражает простые, видимые отношения между людьми, между людьми и вещами, между людьми и природой. На эмпирическом уровне повседневная практика людей позволяет устанавливать единые причинно-следственные связи между явлениями, делать простые выводы, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обычного сознания невозможно глубоко проникнуть в суть вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни человека обычное сознание было единственным и самым важным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обычное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникающий на основе обычного сознания, он направляет внимание людей на размышления о природе явлений природы и общества и способствует их более глубокому анализу. Через повседневное сознание теоретическое сознание связано с социальным существом.
Теоретическое сознание делает жизнь людей более сознательной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, так как раскрывает естественную связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обычное сознание состоит из обычных знаний и социальной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обычные знания — это знание элементарных условий человеческого существования, которые позволяют людям найти свой путь в своем непосредственном окружении. Эти знания относятся к использованию простых орудий труда, простых природных явлений, норм взаимоотношений друг с другом.
Мы выработали ограниченное и ложное представление о массовом сознании, которое трактуется как низшая, примитивная часть повседневного сознания определенной части трудоспособного населения, особенно молодежи. Но массовое сознание — более сложное явление. По подсчетам социологов, каждый человек входит как минимум в 5-6 малых и не менее 10-15 больших и «средних» формальных и неформальных групп. Эта масса людей, которая является реальной, естественной общностью, объединена реальным (по крайней мере, краткосрочным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует общее поведение. Более того, явление массы не возникает при отсутствии такой общей, совместной деятельности или поведения.
Научное сознание — это систематическое и рациональное отражение мира на специальном научном языке, подкрепленное и подтвержденное практическими и фактическими выводами. Он отражает мир в категориях, законах и теориях.
Концепция языка
С рождения каждому человеку дается язык как готовый набор средств, правил, норм межличностного общения. Он используется для передачи своих мыслей в письменной или устной форме. Когда он построен по правилам языка, он понятен другому человеку. Это наша способность использовать язык в качестве целостного набора социально значимых средств коммуникации. Дар языка» (выражение выдающегося лингвиста Ф. Соссура) — это способность, которая «проистекает» из ментальных и физических глубин человека, способность, которая имеет явную биогенетическую зависимость и использует язык. Не вдаваясь в подробности разграничения языка и речи, мы хотим указать на общность их связей, уходящих корнями в историю, культуру, общество, человеческое общение, человеческую психику и тело. Говорение — это индивидуальный акт взаимодействия человека с языком как социально-культурным явлением. Она предполагает способность говорящего человека сочетать, его способность использовать язык для выражения чувственных образов, мыслей, чувств, воли, памяти. Язык обеспечивается ресурсами человеческих речевых органов, которые позволяют артикулировать и произносить звуки и их комбинации. Свободное сочетание знаков и струнное соединение звуков, как в устной, так и в письменной форме, является основной целью языка. Поэтому мы говорим, что без языка нет языка, хотя верно и обратное: без языка мы не можем судить о способности человека говорить. Потребности человеческого общения диктуют соблюдение формальных и нормативных правил языка в речи: орфографических (орфография), фонологических (произношение), синтаксических (организация предложения), семантических (значения слов и других элементов языка), прагматических (особенности употребления языка в конкретных ситуациях). Языковое формирование действий или процессов сознания осуществляется с помощью фонологии, синтаксиса, семантики и прагматики языка.
Номинативная функция языка реализует способность слова называть, распознавать объекты и передавать информацию о них. Сразу отметим, что выдвижение становится возможным благодаря представительным и намеренным ресурсам языка и сознания. Когда мы называем объект, мы одновременно представляем его словом или предложением, которое указывает на него или его свойства. Смысл слова — знание, информация, краткое изложение набора объектов, свойств или отношений, которые оно представляет. Например, слово «дом» может суммировать любые здания как жилища людей. Слова «я», «ты», «что», «это», «там», «потом» и т.д. содержат обобщенные ссылки на отношение к некоторым объектам (например, «этот дом», «это лицо»). Инструментально-когнитивная способность слова напрямую зависит от его коммуникативных достоинств. Ибо наименование подразумевает не только конечный результат познания, но и акт общения, передачу сообщения. В истории человеческого общения значение слова может меняться, слово становится многозначным или становится синонимом других слов.
В именовании прагматические факторы действуют для того, чтобы установить и уточнить отношение человека к тому, что обозначено данным именем для целей повседневной жизни, знаний и общения. Посредством именования сознательная деятельность человека приобретает в целом значимый статус средств и форм коммуникации. Номинативные средства языка позволяют реализовать: во-первых, когнитивную функцию определения концептуальной формы сознания, во-вторых, коммуникативную функцию приведения этой концептуальной формы в соответствие с требованиями коммуникации. Такая посредническая работа предполагает языковое формирование структур сознания в соответствии с фонологическими, синтаксическими, семантическими и прагматическими требованиями языка. Как отметил Л.С. Выготский, мысль не просто выражается одним словом, а дополняется им. Структура наименований или обозначений всегда разворачивается в речевом общении. Это соответствует чьей-то компетенции, чьей-то осведомленности о предметной области, к которой относится то или иное слово.
Ширина и глубина наименования являются предпосылками точности значения слов и предложений. Название может скрывать состояния сознательной иллюзии, ложного или иллюзорного восприятия, ошибки в сознательном действии и даже намерение скрыть правду. Две позиции влияют на выдвижение. Одно из них — это суждение, другое — утверждение или догадка. Например, при выдвижении кандидатуры слово «думать» может выразить мнение или ценностное суждение, содержащее значение истины или ложь («Я думаю, что вы ошиблись»). В то время как слово «думать» или «верить» выражает догадку о мнении и придает смысл догадкам или правдоподобности тем заявлениям, в которых это происходит, например: «Я думаю (верю), что у него были причины опаздывать». Взаимоотношения спикер-слушатель определяются общим контекстом речевой ситуации общения с присущими ей пространственными и временными ограничениями.
В реальном языке, например, ситуация с именами отличается от повествовательной (литературной, исторической, документальной и т.д.). Например, если вы описываете последовательность собственных или чьих-то действий в ситуации с именами, вы не можете пренебрегать «логикой жизни», стоящей за ней, т.е. вы должны соблюдать такую последовательность ваших или чьих-то действий, в которой, например, «спящего ученика не найдете на улице».
Выразительная функция языка в сознательной человеческой деятельности выполняется многими средствами. Разумеется, средства выражения языка используют ресурсы его представительских, намеренных и номинативных способностей. Ибо с помощью языка мы выражаем каждое наше отношение к миру, к другим людям, к предыдущим и будущим поколениям. Но дело не только в том, что язык является универсальным средством выражения всего, с чем человек сталкивается в своей жизни. Помимо общих целей языка как средства выражения, необходимо отметить его выразительную роль по отношению к структурам сознания.
В первую очередь, речь идет о выражении эмоционального мира со знанием, опытом. Человек всегда находится в ситуации, когда он должен предпочитать определенные лингвистические средства выражения своих мотивов другим. Через эмоциональные слова и словосочетания человек выражает свое отношение к тому, что он говорит, оценивает и переоценивает. Обратите внимание, что слово, выражающее эмоцию, не является тем же самым по своей структуре, что и эмоция. Но через него иногда можно передать самые тонкие нюансы эмоционального переживания. Язык обладает богатой способностью передавать настроение человека, его положительные и отрицательные оттенки. Эмоциональная речь включает в себя множество лингвистических устройств. Это могут быть оценочные или осуждающие суждения, простые эмоциональные восклицания (например, восклицания «ой!» или «ой!»), признаки печали, сожаления, удивления, любопытства и т.д.
Как выражение действий и состояний сознания, слово «живет» в языковом сознании само по себе богатой жизнью. Сематическая форма слов формируется, изменяется и обогащается в процессе их истории и культуры употребления в разных обществах. Участвуя в языковом формировании сознания, слово «тащит» с собой всю тяжесть своих прошлых значений. Все его прошлые и настоящие свойства пересекаются и сходятся в познавательных возможностях слова. Где-то на этом пересечении содержатся новые возможности значения слова, в виде которых реализуются конкретные смысловые образы, мыслительные операции, эмоции, воля и все другие процессы, состояния или структуры сознания.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Действие
- План воспитательно-образовательной работы в ДОУ
- Уровни психических расстройств
- Кризис 7 лет у ребенка
- Стрессоустойчивость и копинг-стратегии младших и старших подростков
- Методологические основы психологии
- Диагностика, психодинамика и психотерапия сексоголизма
- Методы коррекционно-развивающей работы психолога
- Психология воспитания
- Манипуляции и психологическая защита от нее