Оглавление:
Введение
Технология в современном понимании этого слова — это не только система созданных средств и орудий производства, но и методы и операции, умение и искусство осуществления процесса труда. Человечество накопило многовековой опыт, методы и приемы познания и преобразования природы, воплотив в себе все достижения человеческой культуры.
Роль технологий в жизни общества все более возрастает, что приводит к их неоднозначной оценке. С одной стороны, технологии несут благо цивилизации, улучшая и упрощая жизнь людей, но с другой стороны, вместе с развитием технологий растет количество экологических, а также социокультурных проблем. Эти проблемы связаны не с техническим прогрессом как таковым, а скорее с темпами технического прогресса. При экспоненциально растущем технологическом прогрессе человечество не успевает за этим прогрессом и не видит последствий, потому что у него просто нет времени заглянуть в будущее. На этом этапе своего развития человечество живет настоящим, часто забывая о том, что у него может не быть будущего.
Тенденции развития человечества в последние десятилетия в основном связаны с развитием технологий. Развитие технологий дает людям и человечеству в целом больше свободного времени, но это время часто тратится не на самообразование и самореализацию, а на те же технологии, будь то компьютер, телевизор или телефон. Технологии все дальше и дальше отталкивают нас от естественной среды обитания, от природы.
Эта двойственность последствий технологического прогресса заставляет нас рассматривать негативные аспекты технологического развития как наиболее значимые на данный момент для человеческой цивилизации.
Концепция технологии
Впервые термин «технология» был введен в Древней Греции. Греческое слово techna означало ремесло, искусство, мастерство, и чаще всего этим словом обозначали навыки и средства, необходимые для достижения определенной цели. Термин «технология» исторически менял свое содержание, и существует множество его определений, например: совокупность приемов и правил чего-либо; деятельность, приводящая к изменениям в материальном мире; система инструментов и машин; средство труда; система действий, как процесс собственной реализации; совокупность материальных объектов, производимых обществом; система рукотворных органов деятельности; сборка механических роботов для выполнения работы, необходимой человеку. В целом, технология такова:
- совокупность исторически сложившихся инструментов и навыков производства, позволяющих человеку воздействовать на окружающую среду для получения материальных благ;
- в совокупности — инструмент, устройство, механизм, машина;
- набор приемов, используемых в любом бизнесе.
Философы в разные времена по-разному понимали понятие «технология». Философы античности понимали технические продукты как природные явления — изменения, которые производят вещи Философия техники, история и современность. — Москва, 1997. . Согласно Платону, технология бывает трех видов: использование, изготовление и изображение, и, как утверждает Аристотель, она резко отличается от науки тем, что направлена не на познание сущности вещей, а на создание этих вещей Негодаев И.А.. Философия механики. Аристотель использует термин «техника» в смысле индивидуального искусства создания вещей, «искусства творения». Энгельмейер рассматривает технику как все человеческие знания и умения, направленные на достижение практической цели Корнилов И. «Философия техники П. К. Энгельмейера». Хайдеггер понимал технологию как форму самовыражения бытия, а Ортега-и-Гассет говорит о технологии как о реализации человека. Дессауэр, напротив, рассматривал технологию как инструмент сотворения человека Богом. И.Кант понимает технику как искусство изготовления вещей, а В.Раби пишет, что техника — это разработка плана, метода и образа действий, то есть умственная творческая деятельность.
Ясперс связывает сущность технологии с работой и определяет саму технологию как средство. Техника возникает, как только у человека появляется необходимость подчинить процесс своей деятельности каким-либо правилам, применить какие-либо средства помощи. Власть технологии проявляется в господстве над силами природы, а иногда и над человеком (в ситуации отчуждения). Цель технологии — освободить человека от стихийных сил природы для реализации его предназначения. Технология не только создает средства для достижения ранее поставленных целей, но и сама приводит к открытиям, результаты которых становятся новыми целями человека. Она открывает такие сферы деятельности человека, которые расширяют его возможности и приводят к новым открытиям.
Технология — это продукт, средство и предмет труда, практической деятельности. Как продукт он функционирует в качестве объекта человека, результата физических и умственных усилий индивида, его практической и теоретической, материальной и умственной деятельности. Как средство, технология прежде всего выполняет функцию производства. Он изменяет форму, структуру и конструкцию объекта труда, перемещает материальные ценности, передает энергию и информацию, удовлетворяет бытовые потребности и служит научным исследованиям. Технология — это проводник влияния человека на природу.
Технология всегда понималась и интерпретировалась по-разному:
- как прикладная естественная наука (Рело, Бунге, Румпф);
- как система средств, которые: (а) не имеет цели и может быть использована в качестве силового способа посредничества или обхода для любых целей (Спенсер, Зиммель, Шпрангер, Ясперс, Тондль, Заксе); (б) как система средств, которая, согласно ее определению, служит экономическому удовлетворению потребностей и предотвращает определенные действия в качестве «порядка выполнения этих действий» (Готтль-Оттлиенфельд, Шпрангер); (в) как система средств, которая служит для того, чтобы сделать возможным и сформировать наше бытие (Гелен, Ясперс); (г) как система средств, которая представляет собой «сбалансированную совокупность методов и средств действия для овладения природой» (Готтль-Оттлиенфельд);
- как выражение человеческого стремления к эксплуатации и власти и желания господствовать на основе соответствующих знаний (Шпенлер, Шелер, Элул, Бьюкенен);
- в онтологической интерпретации как «откровение» и «судьба» природы, развивающейся в истории своего бытия, например, в обеспечении энергией, в управлении передачей энергии и как доступный материал (Хайдеггер);
- в христианско-платонической интерпретации как реализация идей, которые извлекаются изобретением из четвертого царства предопределенных способов решения и реализуются им в анализе или продолжении работы первоначального божественного творения (Дессауэр);
- как осуществленная или желаемая секуляризация (процесс снижения роли религии в сознании человека) самоосвобождения человека через его собственную деятельность, «через формирование реальности посредством труда» (Бринкманн);
- как производство вещей в качестве дополнения к объективному миру (Ортего-и-Гассет);
- как «эмансипация (освобождение) от ограничений органической природы» (Фрейер), «проект искусственного мира в целом», как постепенная замена природного мира «самосозидающим культурным миром» (Шеллинг)
- как объективация человеческой деятельности и как средство косвенной самоинтерпретации активного бытия, указывающее на анализ, проекцию и припоминание в «не-эго» (Гелен).
Согласно М. Хайдеггеру, существуют два суждения для понимания технологии: во-первых, технология — это средство для достижения цели, а во-вторых, технология — это известная человеческая деятельность. Оба определения техники говорят об одном. Ибо ставить цель, создавать и использовать средства для ее достижения — это человеческая деятельность. Это оборудование — технология, включает в себя изготовление и использование инструментов, приборов и машин, включает в себя производимые и используемые вещи, включает в себя потребности и цели, которым все это служит. Совокупность этого оборудования является технологией.
Сущность техники можно охарактеризовать следующим образом:
- Технология — это артефакт, она специально сделана, создана человеком. Это делается с использованием определенных намерений, идей, знаний, опыта. Создание технических устройств предполагает особую организацию деятельности, сначала индивидуальную, а затем комплексную организацию коллективной деятельности, которая проходит длительный исторический путь развития.
- Технология выступает в качестве «инструмента», то есть она всегда используется как средство, инструмент, который удовлетворяет или решает определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.).
- Технология — это отдельный мир, реальность. Она направлена против природы, против искусства, против языка, против всего живого и даже против человека. Но технология связана с определенным типом человеческого существования, в наше время — с судьбой цивилизации.
- Технология — это специально разработанный способ использования сил и энергии природы. В древности и античности технология создавалась изобретательством, непостижимым созданием вещей и машин. В новое время техническое творчество — это сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы и их сознательное приспособление к потребностям и деятельности человека. В машиностроении технология создается на основе научных и технических знаний.
- В современном мире технологию уже нельзя отделить от общепонятной техники. Технологию следует понимать в более широком смысле слова, не только как организацию производственных процессов и как организационную, ресурсную, техническую деятельность и так далее.
Сфера технологий сегодня включает в себя не только использование, но и производство научно-технических знаний. Процесс применения научных знаний в инженерной практике не прост, он включает в себя не только применение существующих знаний, но и производство новых знаний. Таким образом, современные технологии и особенно технические знания неразрывно связаны с развитием науки.
История развития техники
По данным Мамфорда Льюис Мамфорд, Льюис // Википедия. URL, история технологии делится на эотехнический, палеотехнический и неотехнический периоды. Первый период — это гармония технологии и природы, характерная для Средневековья. Второй период — это царствование парового двигателя, когда технология поработила человека и природу. И, наконец, третий период, когда технология обращается к человеку (разворачивание бытовой технологии) и природе (использование энергии электричества).
Происхождение техники
На этом этапе технология носит чисто случайный характер; первобытный человек не умел изготавливать орудия труда, а использовал случайные природные объекты как средство для достижения своих целей. Творческий потенциал первобытного дикаря проявлялся и реализовывался в использовании его естественных органов, а не в создании и использовании искусственных органов. На первом историческом этапе становления и развития техники арсенал технических средств был весьма скромным, а набор операций (навыков и привычек) по их изготовлению и применению довольно простым и элементарным, поэтому практически все взрослые члены первобытного человеческого коллектива обладали способностью использовать и изготавливать устройства. В то время человек еще не осознавал себя субъектом собственной технологии и, следовательно, создателем технологии. На первом историческом этапе существования техники скорость ее развития была очень низкой, поэтому этап возникновения и становления техники был самым длительным и продолжался сотни тысячелетий, завершившись лишь с появлением древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии и Китая Аль-Ани.
В древнем мире технология, технические знания и технические действия были тесно связаны с магическими действиями и мифологическим пониманием мира. Эспинас сказал, что первые машины в древнем мире были принесены в дар богам и посвящены в культ, прежде чем их стали использовать в полезных целях. Свиток с ремешками, по-видимому, был изобретен индусами для зажигания священного огня, причем этот процесс происходил чрезвычайно быстро, так как до сих пор во время известных праздников он совершается до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что раньше оно было посвящено богам. Гейгер предлагает посмотреть на самые древние молитвенные колеса, которые до сих пор используются в буддийских храмах Японии и Тибета, некоторые из них представляют собой штыревые колеса, некоторые гидравлические колеса….. А Эспинас утверждал, что все технологии в древнем мире были религиозными, традиционными и исконными. Наука античности все еще была не только неспециализированной и недисциплинированной, но и неотделимой от практики и технологии. Важнейшим шагом в развитии западной цивилизации стала античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и исследования мира как отдельную сферу человеческой деятельности.
Ремесленное машиностроение
На этом этапе технического развития технические изделия стали относительно многочисленными и разнообразными, а технология их производства — достаточно сложной. Поэтому возникла необходимость в подготовке квалифицированных работников, как для использования технологий, так и для их производства. В обществе формируется слой ремесленников, который объединяет в себе техника и рабочего. Ремесла основывались не на научных, а на традиционных знаниях, которые передавались из поколения в поколение (от отца к сыну и т.д.), т.е. ремеслами можно было овладеть только эмпирически, поэтому они оставались во власти традиции. Поэтому изобретения или технические открытия оставались редкими событиями и, как правило, все еще носили случайный, непреднамеренный характер. В этот период также наблюдались низкие темпы технического прогресса, и развитие технологий продолжалось в течение тысяч лет.
Древняя наука была сложна идеей максимального охвата объекта научного исследования, которая была теоретически осмыслена и философски обсуждена. Специализация только зарождалась и, в любом случае, не принимала организованных форм дисциплинарности. Понятие техники также существенно отличалось от современного. В древности термин tekhnē охватывал как технику, технические знания, так и искусство. Однако в него не входит теория. Поэтому у древнегреческих философов, например, у Аристотеля, нет специальных работ о «тене». Более того, в древней культуре наука и техника рассматривались как принципиально разные виды деятельности. В древности проводилось различие между tehnē и episteme — техника без науки и наука без техники. Существует четкое различие между эпистемой, пониманием, на котором основана наука, и темой, практическим знанием, необходимым для дела и связанным с ним. У техне не было теоретической основы; древняя техника всегда характеризовалась рутиной, мастерством, умением; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различие между теоретическими знаниями и практическим ремеслом.
В Средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционные знания, которые хранились в тайне и мало менялись с течением времени. Вопрос о соотношении теории и практики решался с моральной точки зрения — например, какой стиль в архитектуре предпочтительнее с божественной точки зрения Своеобразие науки и техники в Средние века определялось христианским мировоззрением, с точки зрения которого труд рассматривался как форма служения Богу, а знания были полностью подчинены вере. Стимулами для развития технических знаний были формирование строительно-архитектурного ремесла и развитие мореплавания.
Заключение
Технология — это лишь средство для достижения человеческой цели, сама по себе она не является ни положительной, ни отрицательной. Важно то, что человек делает из нее, для чего она предназначена и для каких целей используется. Технология не зависит от того, чего она может достичь, как независимая сила она бесплодна. Все зависит от человека, который его использует, как он себя с ним проявляет.
Технологии должны помогать человеку, но в то же время технический прогресс имеет негативный характер, поэтому инженеры и ученые должны осознавать свою ответственность перед человечеством. Они должны предвидеть и предотвращать последствия применения новых технологий и технологий в целом. Необходимо контролировать как положительные, так и отрицательные стороны технического прогресса.
Технологии трансформируют не только себя, но и людей, заставляя их жить в своем бешеном темпе. Технический прогресс делает людей сильнее и могущественнее, повышая их материальный уровень жизни. Однако такой быстрый темп технического прогресса, как и любой быстрый прогресс, нестабилен, что в свою очередь может привести к нежелательным последствиям, таким как глобальная катастрофа.
Если научное сообщество и инженеры будут контролировать технологический процесс, осознавать свою ответственность и находить компромиссы между экономическими, политическими, экологическими и социокультурными аспектами, технологическое развитие, вероятно, будет идти медленнее, чем сейчас, но в то же время оно будет более продуманным и менее угрожающим для существования всей человеческой цивилизации.
Список литературы
- Аль-Ани Н.М. Философия техники: очерки истории и теории/Учебное пособие. ? СПб, 2004. ? 184 с.
- Глозман А.Б. Проблема взаимосвязи природы и техники в философии техники // Вестник Московского университета. Серия 7. философия, №2, 2006, с. 22?38.
- Ефременко Д.В. Введение в оценку технологий, 2002.
- История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Е.Ю. Москва: Альфа-М: инфра-М, 2007. ? 335 с.
- История науки и техники. Учеб. пособие / Под ред. Ткачева А.В. ? СПб.: СПб ГУ ИТМО, 2006. ? 143 с.
- Корнилов И. «Философия техники» П.К. Энгельмейера.
- Ленк Х. Отражение современной технологии. Под редакцией В.С. Степина. ? М.: Аспект Пресс, 1996. ? 183 с.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Культура в условиях глобализации
- Основные формы движения материи и проблема классификации наук — Проблема единства мира: история и современность
- Философская сущность государства
- Сёрен Обю Кьеркегор, датский теолог, философ, писатель
- Гносеология
- Объективность знания и творческая деятельность
- Л. Фейербах и его философия
- Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
- Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
- Мишель де монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения