Оглавление:
Если исходить из принятого в общей психологии тезиса, что личностью не рождаются, а становятся, то ясно, что процесс развития человека по своему содержанию является процессом формирования личности, который начинается с первых минут жизни человека. Есть три области, в которых происходит первоначальное формирование личности: Активность, общение и самовосприятие. Каждая из этих сфер должна рассматриваться отдельно. Общей чертой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид занимается расширением «каталога» деятельности, то есть освоением все новых и новых видов деятельности. Происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентация в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между различными ее видами. Оно происходит через личностные смыслы, то есть означает выделение особо значимых для каждого человека аспектов деятельности, и не только их понимание, но и освоение. Продукт с такой направленностью можно назвать личным выбором деятельности. В результате возникает второй процесс — центрирование вокруг самого важного, выбор направления внимания на него и подчинение ему всех остальных видов деятельности. Наконец, третий процесс — это приобретение человеком новых ролей и понимание их значения в ходе выполнения деятельности. Если кратко выразить суть этих преобразований в системе деятельности развивающейся личности, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей личности как субъекта деятельности. Вторая сфера — общение — в контексте развития человечества также рассматривается со стороны ее расширения и углубления, что естественно, коль скоро общение неотделимо от деятельности. Расширение коммуникации можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми и специфику этих контактов на каждом возрастном этапе. Что касается углубления общения, то это в основном переход от монологического к диалогическому общению, децентрация, то есть способность сосредоточиться на партнере, более точное его восприятие. С этой точки зрения особенно подробно изучаются некоторые этапы онтогенеза: дошкольный возраст и подростковый возраст. Как и в случае с некоторыми другими этапами человеческой жизни, скудость исследований в этой области объясняется сомнительностью другой проблемы человеческого развития — проблемы стадий развития.
Наконец, третья область — это развитие личного самосознания. В самых общих чертах можно сказать, что процесс социализации означает формирование у человека образа самого себя. Многочисленные экспериментальные исследования, в том числе продольные, показали, что самовосприятие человека формируется не сразу, а на протяжении всей жизни под влиянием многочисленных социальных воздействий. С точки зрения социальной психологии, особый интерес представляет то, как вовлеченность индивида в различные социальные группы определяет этот процесс. К сожалению, именно в этой области анализа существует особенно много противоречивых позиций. Это связано с существованием многочисленных и разнообразных концепций личности. Существуют различные подходы к структуре «Я». Наиболее широко используемая схема включает в «эго» три компонента: когнитивный (знание о себе), эмоциональный (самооценка), поведенческий (отношение к себе). Наиболее важным фактом, который подчеркивается при изучении самосознания, является то, что оно может быть представлено не как простой перечень качеств, а как понимание личности как некой целостности, в определении своей идентичности.
Различные теории естественного и социального развития человека
Давайте начнем с вопроса о том, как развивается личность. Личности людей формируются в процессе их взаимодействия друг с другом. На характер этих взаимодействий влияют многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Например, в нашем обществе ценится худоба, поэтому у стройных людей больше шансов развить чувство собственного достоинства, чем у тучных. Окружающая среда также может влиять на личность: Дети, которые растут голодными, обычно отстают от своих сверстников в физическом и интеллектуальном развитии. Наконец, личность в значительной степени формируется под влиянием индивидуального опыта. Потеря конечности может повергнуть человека в постоянный страх; безвременная смерть родителя иногда внушает страх снова полюбить кого-то из-за боязни потерять другого любимого человека. Другим важным аспектом формирования идентичности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
Чарльз Хортон Кули считал, что личность формируется в результате многочисленных взаимодействий людей с окружающим миром. Благодаря этим взаимодействиям люди создают свои «зеркальные личности». Зеркальное «я» состоит из трех элементов:
1 как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
2 как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
3 как мы реагируем на предполагаемые реакции других.
Эта теория делает акцент на нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «я». Как и Кули, он считал, что самость — это социальный продукт, который развивается на основе отношений с другими людьми. Будучи маленькими детьми, мы изначально не можем объяснить себе, почему другие ведут себя так, как они ведут себя. Научившись обдумывать собственное поведение, дети делают первый шаг в жизни. Научившись думать о себе, они способны думать о других; у ребенка начинает развиваться чувство собственного достоинства.
Согласно Мид, в процессе формирования идентичности есть три отдельных этапа. Первый — это имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям мыть пол, нося по комнате свой игрушечный пылесос. Затем наступает этап игры, когда дети понимают поведение как выполнение определенных ролей: Доктор, пожарный, автогонщик и т.д.; в игре они воспроизводят эти роли. Когда маленькие дети играют с куклами, они обычно говорят с ними ласково или сердито, как это делают родители, и отвечают вместо кукол так, как сам ребенок отвечает родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям то значение, которое придают им другие члены общества — это следующий важный шаг в процессе самосознания.
Согласно Мид, человеческая самость состоит из двух частей: «Я-самость» и «Я-Я». «Я-сам» — это реакция индивида на влияние других людей и общества в целом. «Я-Я» — это осознание человеком себя по отношению к другим значимым для него людям (родственникам, друзьям). «Я — я» реагирует на воздействие «я — я» так же, как и на воздействие других людей. Я, например, реагирую на критику, тщательно обдумываю ее характер; иногда мое поведение меняется под влиянием критики, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я критику обоснованной или нет. «Я — я» знает, что люди считают «Я — я» справедливым человеком, который всегда готов выслушать мнение других. Через смену ролей в игре дети постепенно развивают свое «Я — это я». Каждый раз, когда они смотрят на себя с чужой точки зрения, они учатся воспринимать впечатление о себе.
Третья стадия, согласно Мид, — это стадия коллективной игры, на которой дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды соблюдает правила и игровые идеи, которые распространяются на всю команду и всех бейсболистов.
Факторы биологического и социального развития личности
Определение характера взаимосвязи между биологическим развитием человека и его социальным поведением является предметом жарких дискуссий. Некоторые ученые, известные как социобиологи, предполагают, что генетические факторы оказывают большее влияние на поведение человека, чем считалось ранее. В частности, они настаивают на том, что многие виды поведения, от агрессии до альтруизма, могут быть генетически обусловлены.
По мнению социобиологов, существование врожденных механизмов, влияющих на поведение, является результатом тысяч или даже миллионов лет эволюции. За время смены сотен поколений число носителей генов, способствующих выживанию человеческой расы, естественным образом увеличилось. В результате этого процесса поведение современного человека включает в себя генетически обусловленные действия, целесообразность которых была продемонстрирована прошлым опытом.
Например, альтруизм или самопожертвование ради блага других, на первый взгляд, не способствует выживанию. Однако социобиологи утверждают, что альтруизм является генетическим, поскольку он способствует выживанию вида в целом.
По мнению социобиологов, альтруизм — это один из многих видов генетически обусловленного поведения. По мнению Уилсона, биологические особенности человеческой природы способствуют потреблению мясной пищи, созданию властных структур, совершенствованию гендерных ролей, защите своей территории и так далее. Некоторые виды поведения, такие как инцест, не приветствуются: Если бы общество разрешило инбридинг, общий генофонд был бы поврежден.
Некоторые социологи подобным образом объясняют и другие виды социального поведения. Конфликты между родителями и детьми возникают из-за того, что каждый ребенок хочет иметь все, что есть у родителей. В свою очередь, родители (чьи гены лишь частично присутствуют в каждом ребенке) настаивают на необходимости делиться всем разумно, вызывая напряжение в семье.
Эта теория подверглась серьезной критике со стороны многих ученых. Хотя некоторые физические признаки, такие как дальтонизм, являются генетическими, нет никаких доказательств в пользу основной идеи социобиологии о связи генов с конкретным поведением. Кроме того, социобиологи не принимают во внимание способность человека использовать символы и логически мыслить, что оказывает большое влияние на поведение.
Полемика вокруг социобиологии продолжает давние дебаты о взаимоотношениях между культурой и человеческой природой. Зигмунд Фрейд утверждал, что существует конфликт между биологическими влечениями и требованиями культуры. Фрейд считал, что требования цивилизации вынуждают людей подавлять свои биологически обусловленные сексуальные и агрессивные влечения. Другие социологи, в первую очередь Бронислав Малиновский (1937), придерживались более бескомпромиссной точки зрения. Они считают, что человеческие институты существуют для того, чтобы удовлетворять человеческие желания. Например, институты семьи и брака узаконивают секс, а спортивные организации узаконивают агрессию.
Как всегда, истина, похоже, лежит где-то между этими двумя точками зрения. Биология действительно обеспечивает общие рамки человеческой природы, но в этих рамках люди необычайно адаптивны: они усваивают определенные модели поведения и создают социальные институты, которые регулируют использование или преодоление биологических факторов и допускают компромисс.
Образование как фактор целенаправленного развития личности
«Искусство воспитания», резонно заключают они, состоит в применении такого важного психологического механизма, как создание правильного сочетания «понятых мотивов» и мотивов, которые «реально работают», и одновременно в умении вовремя придать большую ценность успешному результату деятельности, чтобы обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, определяющих жизнь личности. Например, растущие дети осознают важность и социальную ответственность жизни взрослого члена общества. Но только вовлечение в социально признанную деятельность превращает эти «понятые» мотивы в реально действующие.
Основная цель развития личности — максимально возможная реализация себя, своих способностей и навыков, максимально возможное самовыражение и саморазвитие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны, стоя лицом к лицу с людьми, они абсолютно невозможны в изоляции и в оппозиции к обществу, без обращения к другим людям, принятия их активного соучастия в процессе.
Таким образом, важнейшими психологическими качествами развитой личности являются активность, стремление к самореализации и осознанное принятие идеалов общества путем их воплощения в глубоко личные ценности, убеждения и потребности конкретного человека.
Рост круга потребностей, закон возрастания потребностей, развитие сферы потребностей-мотиваций определяет характер формирования специфических черт и характеристик личности. К таким специфическим чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: Чувство ответственности и чувство внутренней свободы, чувство достоинства (самоуважения) и уважения к другим; честность и добросовестность; готовность и желание выполнять общественно необходимую работу; критические способности и убежденность; наличие твердых, не поддающихся проверке идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплина; желание и (способность) понимать других людей и предъявлять требования к себе и другим; рефлексия, обдуманность и воля; готовность действовать, смелость, стремление к риску и осторожность, избегание.
Вышеперечисленные признаки не случайно сгруппированы попарно. Подчеркивается, что не существует «абсолютных» качеств. Лучшее качество должно уравновешивать другие качества. Каждый человек, как правило, пытается найти социально приемлемую и личностно оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только в таких условиях, найдя себя, сформировавшись и оформившись как целостная личность, человек способен стать полноценным и полезным членом общества.
Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единую личность. Ядром личности, определяющим все ее индивидуальные проявления, является мотивационно-потребностная сфера, которая представляет собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и мотивов человека.
Одной из центральных задач образования является формирование у растущего человека гуманистической направленности личности. Это означает, что общественные мотивы, мотивы общественно полезной деятельности, должны постоянно преобладать над эгоистическими мотивами в сфере мотивации и требований личности. Что бы ни делал молодой человек, о чем бы он ни думал, мотив его деятельности должен включать в себя идею общества, другого человека.
Формирование такой гуманистической направленности личности имеет несколько этапов.
Так, для младших школьников носителями социальных ценностей и идеалов являются некоторые люди — отец, мать, учитель;
Для подростков они также включают сверстников; и, наконец, старшеклассники склонны воспринимать идеалы и ценности в обобщенном виде и могут не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно, система образования должна строиться с учетом возрастных особенностей.
Формирование учебных и познавательных интересов
Другой важной задачей образования подростков является формирование у них устойчивых учебных и познавательных интересов. Полноценное образование включает в себя развитие познавательных потребностей детей, которые направлены не только на содержание школьных предметов, но и на всю окружающую действительность. Ребенок должен убедиться на своем личном опыте, что мир познаваем, что человек, то есть он сам, может открыть законы, управляющие окружающим миром, предсказать события и проверить, происходят ли они в действительности, найти общую скрытую основу, казалось бы, разнородных явлений. Это удовольствие от познания, удовольствие от собственного творчества превращает первоначальное любопытство в присущую ребенку любознательность, делает его более устойчивым. Затем любопытство конкретизируется, концентрируясь на той или иной области действительности, то есть начинает относиться к определенному учебному предмету (ряду предметов — естественным наукам, гуманитарным наукам и т.д.).
Существует необходимость не только в интеллектуальном познании этих или других аспектов реальности, но и в их практическом развитии и преобразовании. Эта потребность обозначается в появлении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая трансформирует определенную познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуальными играми, в осознанную потребность работать «всерьез».
Таким образом, на определенном возрастном этапе (сейчас в период окончания неполной средней школы) в развитии мотивационно-потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с появлением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к формированию профессиональных намерений в структуре мотивационно-потребностной сферы.
Отношение к профессии — самый существенный элемент в воспитании человека. Самое главное здесь — общая осознанная мотивация к труду, желание и готовность работать на свое благо и благо общества. Для этого следует поощрять два взаимосвязанных чувства — уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы ребенок, подросток мог «включить себя», то есть ценить себя за свой труд, быть «в гармонии с собой», когда он работает, и чувствовать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, когда он не работает. Среди наиболее важных моментов в этом комплексе — понимание социальной значимости своей работы, ощущение того, что человек находится в гармонии с обществом, что он занимается почетным делом. Поэтому важно сочетать обучение детей с разнообразным общественно признанным трудом, который впервые делает ребенка членом общества и приобщает его к нему. В форме самоутверждения в социальной работе ребенок утверждает себя как личность и формирует потребность в труде как важнейшей форме отношений человека с человеком.
Психологический анализ показывает, что дети, являющиеся неотъемлемой частью общества, его младшими членами, стремятся жить общей жизнью со взрослыми.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля
- Концепции социальной философии
- Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы
- Петр Бернгардович Струве, русский философ
- Историческое осознание категории бытия
- Интуитивизм
- Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения
- Анаксагор
- Философия французского просвещения
- Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования