Оглавление:
Человек — существо биосоциальное, то есть биологическое и социальное одновременно, и его нельзя рассматривать только как социальное явление. Не стоит забывать, что он — часть природы, ее продукт, объект изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя его специфические биологические свойства опосредованы его социальной природой, это не следует воспринимать как отрицание его биологических свойств, тем более что они имеют большое значение для его социальной жизни.
Биологические характеристики человека не входят в понятие личности. Этот термин обобщает специфические социальные характеристики человека.
Для того чтобы понять содержание социальной среды как детерминанты развития личности, необходимо выделить «микросреду», то есть среду ближайшего окружения индивида. Она играет важную роль в формировании индивидуальности.
Социальная среда может значительно отличаться по объему и содержанию от «среды личности». Микросреда входит в понятие социальной среды как совокупность всех общественных отношений. Его особенность видится в том, что он разрывает и опосредует влияние общества на личность и ее духовный мир.
Понятие социальной среды — это совокупность всех общественных отношений, включающая материальные и духовные компоненты, объективно существующие по отношению к личности, то есть идеологическое окружение личности является объективным фактором ее формирования.
Важнейшим элементом микросреды человека является окружающая его духовная атмосфера. Она складывается из различных факторов, включая состояние общественного сознания, его содержание и формы, средства и методы воздействия на личность в системе обучения и воспитания, средства массовой коммуникации, а также психологию коллектива, в котором человек живет, работает, учится, те нормы и системы ценностей, которые определяют поведение людей в этих коллективах.
Отделившись от природы, человек перестает быть простым биологическим существом; он становится социальным существом и в некотором смысле отворачивается от природы и противостоит ей. Было бы ошибочно представлять, что отделение человека от природы подразумевает полный разрыв с природной основой и ее уничтожение. Напротив, как справедливо отмечают ряд ученых, природное, естественное в человеке не уничтожается, а претерпевает существенную реорганизацию через ограниченную связь с социальным в человеке.
Социальное возникает из биологического, биологическое предшествует социальному, создает для него исторически естественные условия. В этом смысле можно сказать, что в процессе своего развития социальное выходит за рамки биологического и становится внебиологическим, надбиологическим.
Человек, который становится социальным существом, не перестает быть биологическим существом; он отделяется от природы, но эта сегрегация не абсолютна, а относительна. Здесь существует примерно такое же соответствие, как между формой и содержанием эмерджентных явлений. Это не означает, что социальное в человеческой природе относится только к форме. Оно «пронизывает» человеческую природу в целом, но в человеке существует различие между социальным и природным в рамках их единства, которое может превратиться в противоположность.
В процессе исторического становления человека относительная роль социальных факторов неуклонно возрастала, а роль биологических факторов постепенно снижалась.
Человек — это воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. В то же время он является субъектом труда, социальных отношений и общения с помощью артикулированного языка. Однако, когда мы говорим о социальной природе человека, мы не имеем в виду, что только социальная среда формирует его. Социальное понимается здесь как альтернатива субъективистскому подходу к человеку, который абсолютизирует его индивидуальные психологические характеристики.
Концепции соотношения социального и биологического в человеке
В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сформировались четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (в обществе):
Человек — это, прежде всего, биологическое существо, подчиняющееся законам природы;
Человек — чисто социальное существо;
Человек имеет двойственную социально-биологическую природу и является биосоциальным существом;
Человек обладает целостной социальной природой, которая включает в себя законы физической, химической и биологической форм материи в подчиненном и отдаленном виде.
Давайте рассмотрим эти понятия более подробно.
- понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII века. Век и Л. Фейербаха. Это противоречило идеалистическим взглядам Гегеля: с его точки зрения, человек — это прежде всего духовное и мыслящее существо, а общество — логическая ступень в развитии абсолютной идеи. В 19 веке биологическое понимание природы человека использовали социал-дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации законами естественного отбора и борьбы за существование, открытыми Чарльзом Дарвином. Однако после появления материалистической концепции общества этот подход устарел: труд, сознание и чередование фаз общественного развития не охватывались биологическими законами, и этот подход потерял поддержку большинства ученых. В сфере обслуживания становится особенно ясно, что человек имеет не только биологические потребности, и что биологические потребности, которые у него действительно есть (в пище, одежде, жилье и т.д.), всегда выражаются и удовлетворяются в особых, социально обусловленных формах.
- Определение человека как чисто социального существа никогда не находило широкой научной поддержки. Возможно, это результат сильной вульгаризации концепции марксизма, который впервые ввел понятие социальной формы материи и социальной природы человека. «Чисто социальные» идеи высказываются отдельными специалистами, которые не рассматривают биологический аспект природы человека и общества.
- представление о человеке как о биосоциальном или социобиологическом существе широко распространено в российской науке. Иногда биологический и социальный аспекты дополняются третьим, психическим подходом, т.е. человек понимается как единство биологического, психологического и социального. «Человек, — пишет автор одного из лучших философских учебников, — это целостное единство биологического, психического и социального планов, сформированное природным и социальным, унаследованным и приобретенным в жизни. Очевидно, что и биологические, и социальные законы влияют на человека и общество. (Что касается ментального компонента, то кажется странным нарушением логики делать его третьей детерминантой человека: Психика и сознание — это социальные явления, поэтому социальная составляющая человека уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формировании и удовлетворении потребностей мы неизбежно должны учитывать как социальные факторы, так и биологические законы человеческого организма. Например, при предоставлении туристических или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физическую нагрузку, слишком тяжелую для организма. Человеку также необходимы еда, сон и отдых. При предоставлении услуг по информированию, руководству и обучению необходимо учитывать биологический механизм органов чувств и памяти: Например, человек не может воспринимать и анализировать слишком много информации, она должна быть представлена в удобной для усвоения форме (устной, письменной или на экране). Дети и взрослые воспринимают информацию по-разному. Не стоит недооценивать и биологическую составляющую человеческих потребностей, ведь поведение человека определяется не только социальными факторами.
Изменения биологических характеристик человеческого организма в ходе эволюции
В результате направляющего влияния социума биологические характеристики человека развиваются и становятся более совершенными, чем у животных. В этом смысле нам говорили, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология человека — это самая продвинутая и сложная биология. Это отражается в том, что человек биологически приспособлен к тому, чтобы занять любую экологическую нишу, любую среду обитания, включая космос. Кроме того, у людей самый высокий уровень физической активности в животном мире. Подсчитано, что в течение жизни человек потребляет в 6 раз больше энергии на 1 кг массы тела, чем самые активные хищники. Социальная активность повышает биологическую активность организма (человек двигается больше, чем животные). Гегель был прав: «Практическая культура — это привычка и потребность деятельности.
В ходе исторического развития меняются социальные требования к биологическим свойствам человеческого организма. С момента появления современного человека кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей мало изменились. Однако в процессе обучения и воспитания можно создать различные типы личности на основе одного и того же биологического организма. Таким образом, в разные исторические эпохи оказываются востребованными совершенно разные биологические особенности и характеристики человека. Например, в примитивную эпоху физического труда ценится физическая сила, а в компьютерную эпоху — интеллектуальные и творческие способности. (Билл Гейтс, основатель компании Microsoft, один из самых выдающихся деятелей современности, шутил, что в более раннюю эпоху он не добился бы больших успехов и стал бы жертвой зверя). Все эти примеры показывают, что социальное происхождение человека, хотя и подчинено ему биологически, тем не менее направляет развитие последнего и определяет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека интегральна и социальна, а социальная форма материи диалектически отделена от своих биологических, химических и физических основ и подчинена им.
Механизм взаимодействия общества и его природной основы наиболее точно описывается концепцией интегральной социальной природы человека.
Концепция двойственной социобиологической природы человека обычно предполагает, что в истории общества происходит борьба между биологическим и социальным началами. Например, человек все больше «очеловечивается», культура заменяет в нем животное и так далее. Таким образом, роль биологических процессов в развитии общества уменьшается, а роль социальных процессов пропорционально возрастает. Значение биологической основы человеческого организма уменьшается и становится все более ограниченным. Человек становится «все более и более социальным» и «все менее и менее биологическим».
Идея заключается в том, что школа должна воспитывать своих учеников, например, развивать интеллект и социальную адаптацию в реальном мире, которая начинается в школе и т.д. Биологический аспект человека либо игнорируется, либо считается неважным. Например, предполагается, что сексуальное желание легко обуздать, потребность в пище легко удовлетворить, а потребность в физических нагрузках человек должен удовлетворять собственными силами (гимнастика и т.д.). Неэффективность такого подхода наглядно демонстрирует даже официальная российская статистика.
Взаимосвязь биологического и социального в психике через структуру личности, предложенную З. Фрейдом
Концепция бессознательных психических процессов была центральной в раннем описании Фрейдом организации личности. Однако в начале 1920-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель душевной жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.
Id. Слово «id» происходит от латинского «it» и, согласно Фрейду, относится исключительно к примитивным, инстинктивным и врожденным аспектам личности. Ид функционирует полностью в бессознательном и тесно связан с инстинктивными биологическими драйвами (еда, сон, дефекация, копуляция), которые управляют нашим поведением. Согласно Фрейду, ид — это нечто темное, биологическое, хаотичное и беззаконное, не подчиняющееся правилам. Ид остается центральным для человека на протяжении всей жизни. Он примитивен в своих основных чертах, свободен от каких-либо ограничений. Будучи самой древней базовой структурой психики, ид выражает основной принцип всей человеческой жизни: немедленное высвобождение психической энергии, генерируемой биологически обусловленными влечениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда сдерживаются и не высвобождаются, создают напряжение в функционировании личности. Мгновенное снятие напряжения называется принципом удовольствия. Ид подчиняется этому принципу и выражает себя импульсивными, иррациональными и нарциссическими способами, не обращая внимания на последствия для других или самосохранения. Поскольку ид не знает страха или тревоги, он не принимает никаких мер предосторожности для выражения своей цели, и этот факт Фрейд постулировал как опасный для личности и общества. Другими словами, ид можно уподобить слепому королю, чей жестокий авторитет и власть заставляют подчиняться, но для осуществления власти он должен опираться на своих подданных.
Фрейд рассматривал ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «находится в прямой связи с соматическими процессами, возникает из инстинктивных потребностей и дает им психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате устанавливается эта связь» (Freud, 1915-1917, p. 104). Ид функционирует как резервуар для всех примитивных инстинктивных влечений и черпает энергию непосредственно из телесных процессов.
Фрейд описал два механизма, с помощью которых ид снимает напряжение личности: рефлексивные действия и первичные процессы. В первом случае ид автоматически реагирует на сигналы возбуждения, тем самым немедленно снимая напряжение, вызванное стимулом. Примерами таких врожденных рефлекторных механизмов являются кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезотечение при попадании огурца в глаз. Однако мы должны признать, что рефлекторные действия не всегда уменьшают степень раздражения или напряжения. Например, ни одно рефлекторное действие не позволит голодному ребенку получить еду. Когда рефлекторное действие не может уменьшить напряжение, в игру вступает другая функция id, называемая первичным репрезентативным процессом. Ид формирует мысленный образ объекта, который изначально ассоциируется с удовлетворением первичной потребности. В примере с голодным ребенком этот процесс может создать образ материнской груди или бутылочки с молоком. Другие примеры первичного репрезентативного процесса можно найти в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в психической деятельности новорожденных.
Взаимосвязь биологического и социального через стадии развития психики, разработанную З. Фрейдом
З. Фрейд ввел в психологию идею о том, что психологические проблемы взрослой личности могут происходить из раннего детского опыта, а детский опыт оказывает бессознательное влияние на поведение взрослого человека.
Чтобы понять это, необходимо рассмотреть периодизацию 3. Фрейда, основой которого является изменение сфер, в которых либидо находит удовлетворение. 3 Фрейд описывает следующие стадии развития личности:
1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны в области рта; поведение — хватание, держание, сосание, кусание, выплевывание;
2) анальная фаза (2-3-й год жизни): эрогенные зоны — в области ануса; поведение — интерес к функциям выделения.
3) фаллическая фаза (от 3 до 6 лет): эрогенные зоны — в области первичных гениталий; формы поведения — исследование собственных гениталий;
4) латентная фаза (от 5—6 до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не определены, специфические формы поведения отсутствуют;
5) генитальная стадия (стадия полового созревания): на головке гениталий активизируются все эрогенные зоны и модели поведения.
Я считаю необходимым рассмотреть эти этапы более подробно.
Младенец, полностью зависящий от матери, находится в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической фазе, характеризующейся быстрым ростом. Оральная стадия развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с приемом пищи. В психике ребенка доминирует одно стремление — стремление к еде. Ведущей эрогенной зоной этой стадии является рот как инструмент поедания, сосания и первичного исследования объектов.
Оральная стадия состоит из двух фаз, ранней и поздней, занимающих первую и вторую половину жизни и соответствующих двум последовательным либидинозным актам, сосанию и кусанию.
Вначале сосание связано с наслаждением пищей, но постепенно оно становится либидинозным актом, на основе которого закрепляются инстинкты: Ребенок иногда сосет большой палец, даже когда нет еды. Этот вид удовольствия в интерпретации 3. Фрейда совпадает с сексуальным удовольствием и находит объекты своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому он называет эту стадию аутоэротической.
В первые шесть месяцев жизни, после 3-го Фрейд еще не отделяет наши ощущения от объекта, через который они стимулируются: мир младенца — это фактически мир без объектов. Младенец живет в состоянии первичного нарциссизма (его основное состояние — сон), не подозревая о существовании других объектов в мире.
На второй стадии младенчества у младенца начинает формироваться образ другого объекта (матери) как независимой от младенца сущности; младенец чувствует беспокойство, когда мать уходит или когда вместо нее появляется незнакомец. Влияние реального внешнего мира становится сильнее, дифференциация эго и ид усиливается, риски внешнего мира возрастают, а ценность матери как объекта, который может защитить от опасности и как-то компенсировать утраченную пренатальную жизнь, чрезмерно возрастает.
Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая, возникнув однажды, навсегда остается в психике. Но мать не может удовлетворить все желания младенца в краткосрочной перспективе; существуют неизбежные ограничения в воспитании, которые становятся источником дифференциации, сегрегации объекта. Так, в начале жизни дифференциация между внешним и внутренним, согласно взглядам 3. Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.
Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию присоединяется кусание, которое придает действию агрессивный характер и удовлетворяет либидинозную потребность ребенка.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Основные понятия философии Ф. Ницше
- Схоластика и культура средних веков
- Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена
- Понятие укладов общественной жизни
- Наука как форма специфической познавательной деятельности
- Философские основания сциентистских концепций человека
- Философский анализ
- Философия и религия
- Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
- Наука как социальный институт