Для связи в whatsapp +905441085890

Содержание эстетических категорий — Теоретическая модель эстетики

Сегодня, в начале нового века, нового тысячелетия и, я убежден, в начале принципиально новой (иной) эпохи человеческой истории, довольно сложно говорить о вещах традиционных и, казалось бы, давно устаревших. В любом случае, вторая половина 20 века была сильно ориентирована на глобальную переоценку ценностей, провозглашенную в конце 19 века, особенно Фридрихом Ницше, но реализованную только в конце 20 века, особенно в области гуманитарных наук, искусства, этики и эстетики. На протяжении более чем 100 лет традиционные идеалы и принципы постепенно отменялись, маргинальное (для своего времени) заменялось мейнстримом, утверждались новые парадигмы мышления и представления искусства, разрабатывались принципиально новые стратегии осмысления бытия. Все это имело и имеет глубокую основу, которая сегодня применяется многими науками. Но все это вызывает значительные трудности для понимания и анализа, потому что задача состоит в том, чтобы передать некую живую частицу смысловой ткани этой культуры новому поколению, которое заглядывает в какие-то неведомые сферы, которое чувствует какие-то манящие, кардинально иные горизонты.

В наш век, где глобальные изменения социальной, политической, психологической, философской, культурной ситуации происходят неоднократно на протяжении жизни одного поколения, новый научный и, возможно, художественный жанр (новый вид творчества), который можно было бы назвать «книгой жизни», неизбежен, работа над уже опубликованным произведением никогда не может прекратиться не только из-за стремления к принципиально недостижимому совершенству, но и из-за необходимости сделать свой интеллектуальный продукт зеркалом меняющегося мира и самого себя (т.е. т.е. к зеркалу человеческой жизни и духовного движения в сфере невероятно динамичного исторического процесса).

Одна из сфер, которая объединяет человечество во всех исторических измерениях, — это сфера эстетического. «Эстетика» адресована как профессионалу и студенту, так и широкому читателю, интересующемуся проблемами художественной культуры. Именно об этом мы говорим здесь, потому что в конце прошлого века стало как-то немодно писать и говорить об этом, хотя в результате это не пострадало; даже в духовно-материальных мирах тех, кто, похоже, не знает этого, не хочет знать или, если знает, пытается отрицать это как нечто устаревшее. В космоантропном бытии есть нечто, что не устаревает со временем, что не исчезает произвольно, что относится к их бытию, даже если они вообще не признают никакого бытия. Существуют определенные универсалии отношений между человеком и миром, которые сохраняют свою актуальность на протяжении практически всей истории существования человека как цивилизованного существа. Среди таких существенных черт космоантропного бытия — сфера эстетики, которую изучает и проникает в нее наука эстетика. Понятно, что на каждом этапе истории культуры специфические формы бытия, реализации, актуализации этой сферы имеют свои, отличные от форм, характерных для других культурно-исторических этапов, и соответственно — разные формы их изучения и описания. Сегодня мы находимся именно в фазе активного и глобального перехода от одной формы цивилизационного процесса к другой, то есть в ситуации, когда многие универсалии культуры и, как следствие, формы и способы их изучения и описания претерпевают радикальную трансформацию. Эстетика и явления, которые она изучает, не являются исключением. Однако это ни в коей мере не означает, что они теряют свое значение для человека; показать это — одна из главных целей данной книги, включающей достаточно полное введение читателя во всю область этой науки.

Содержание эстетических категорий

Теоретическая модель эстетики

Эстетическое — это метакатегория, то есть наиболее полная и фундаментальная категория эстетики. Она отражает общность, присущую прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и фундаментальная категория для системы эстетического знания только во второй половине двадцатого века. До этого разработка фундаментальной категории эстетики — прекрасного — предвосхитила теоретическое осознание и «возникновение» эстетического (эстетических свойств).

В чем суть эстетики и близкой к ней красоты? В истории эстетики сложилось пять теоретических моделей эстетического. Концепции прекрасного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяготеют к одной из этих теоретических моделей эстетического (каждая из разнообразных концепций прекрасного является частью одной из пяти теоретических моделей).

  • Первая модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеалистическая): эстетическое есть результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Эта модель эстетического соответствует первой модели прекрасного: прекрасное — это свет Бога на конкретные вещи и явления (Тертуллиан, Фома Аквинский, Франциск Ассизский) или воплощение абсолютной идеи (Платон, Гегель). Божественное одухотворение может легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические качества, но оно с трудом объясняет безобразное, низменное и ужасное. Однако при определенной гибкости ума божественным вмешательством можно объяснить существование и цветка, и обезьяны, и синевы неба, и красоты, и всего на свете, а потому ничего особенного и искать любому явлению свое объяснение не стоит. Концепция божественной природы эстетического (как будто для сознания, предполагающего Бога, может быть что-то не божественное!) нарушает научный принцип объяснения явлений из их собственной природы (принцип Спинозы «causa sui» — из себя). Научно корректным является определение, которое «опирается» на объясняемое явление и требует минимум необходимых и достаточных причин и аргументов.
  • Вторая модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистическая, субъективно-идеалистическая): эстетическое — это проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную реальность. Эта модель эстетического полностью соответствует второй модели прекрасного: реальность эстетически нейтральна, источник ее красоты лежит в душе индивида (Т. Липпс, С. Лало, Э. Мейман), прекрасное возникает через «заимствование», «заимствование» (Жан Поль), «интимизацию» (Б. Красота — результат интенционального (направленного, активного, «мыслящего») восприятия объекта субъектом (Ф. Брентано, А. Мейнонг и другие феноменологи). В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности, и в эстетику вторгается волюнтаризм.
  • Третья модель эстетики (субъективно-объективная; дуалистическая): эстетика возникает из единства свойств реальности и человеческого разума. Третья модель эстетики полностью соответствует этой модели: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как эталоном красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ), или с нашими представлениями о красивой жизни (Н. Чернышевский). При такой интерпретации возникает двойственность оснований (жизнь/субъект) как эстетического, так и прекрасного, и волюнтаризм эстетических суждений и оценок не отменяется. Эта модель была признана марксистской (а значит, правильной) рядом советских теоретиков (В. Ермилов, М. Каган) в 60-80-е годы 20 века, поскольку была разработана Чернышевским, человеком, близким к марксизму.

Эстетика как ценность

В эстетическом отношении нет непосредственной практической цели, и в то же время это отношение включает в себя все богатство и разнообразие социальной практики, весь опыт человечества. Другими словами, эстетический объект и отношение к нему существенно определяются всемирно-историческим развитием человечества. Воспринимая в предмете его эстетические качества, мы постигаем его широчайшую социальную и практическую значимость, его ценность для человечества в целом (для всего человеческого рода). Если береза ценна для измученного непогодой человека как топливо и строительный материал, то ее ценность для человечества в целом — это бесконечно малая сумма бесконечно малых потребительских стоимостей, которая предстает перед эстетическим чувством в усеченном виде как нечто желанное, радостное и прекрасное. Вовлеченные в сферу человеческих интересов человеческой деятельностью, объекты несут на себе печать социальных и культурных смыслов, что является основой их эстетической ценности (другими словами, эстетическая ценность березы включает ее поэтический образ, сформированный русской поэзией).

Материальность, чувственная конкретность, естественные свойства предметов являются естественным материалом эстетического. Благодаря общественно-исторической практике предметы и явления мира вовлекаются в сферу человеческого интереса и приобретают «чувственно-смысловой» характер, свою ценность для человека (эстетическая ценность, эстетические свойства).

Может показаться странным, что природные объекты — цветок, лес, звезда — обладают социальными свойствами. Это философски беспомощная путаница здравого смысла, который исходит из очевидной данности объекта, из непосредственного опыта повседневной деятельности объекта. Здравый смысл воспринимает «сверхчувственные» социально-исторические свойства природных объектов как их собственную объективную чувственную природу, наделяет объекты естественными эстетическими свойствами, не зависящими от исторического движения и деятельности человека. Натуралистическая» концепция эстетики выражает точку зрения здравого смысла. В этом случае, однако, совершается та же ошибка, что и при принятии за истину «очевидности» того, что солнце вращается вокруг земли. Социально-историческая практика вовлекает объекты в свою сферу и ставит их в определенное отношение к людям. Лес, цветок и даже далекие небесные тела издавна привлекали людей в сферу их практик. Путешественники и моряки, например, ориентировались по звездам, солнце служило для ведения календаря, определения времени посева и сбора урожая. Благодаря тому, что в сферу интересов человека вовлекается человеческая деятельность, эти объекты приобретают объективные эстетические свойства, порожденные обществом. Эстетическая ценность объекта зависит не только от его природных свойств, но и от социальных обстоятельств, в которые он вовлечен. Золото оказывает эстетическое воздействие на людей как металл, представляющий деньги, то есть, в конечном счете, как определенный вид социальных отношений. Отождествлять эстетическое качество с блеском — значит, вопреки поговорке, считать золотом все, что блестит.

Сущность эстетического — «сверхъестественная» и социокультурная, но она выражает себя вовне через чувственное и материальное. Или, говоря иначе, эстетическое воплощает природные и социальные особенности объекта по отношению к человеческой практике, в его значении для человечества как вида. Таким образом, эстетика является универсальной ценностью.

Политика рассматривает явления с точки зрения их значения для отношений между государствами, нациями, классами; философия рассматривает их значение в системе мироздания; религия рассматривает их отношение к Богу; право рассматривает существующие в обществе правовые нормы человеческих действий; этика рассматривает их значение для отношений между людьми в данном обществе; для эстетики явления существуют в их значении для человечества.

 Прекрасное в истории эстетики

Тайна красоты волновала человечество на протяжении веков. На протяжении всей истории человечества было высказано множество суждений по этому поводу. Древнейшие цивилизации оставили памятники, отражающие эстетические взгляды древних народов. Шумеры умели читать и писать в XXV веке до нашей эры. Древние египтяне высказывали некоторые теоретические идеи об эстетических качествах мира. Прекрасное — это творение жизни, источник ее благ; прекрасное — это жизнь. Отношение древних народов к миру сохраняло свою целостность, и эстетический интерес еще не выделился в собственную сферу (не отделенную от практической). Античная эстетика начинается как одна из граней философствования о природе; она была частью неразделенного знания. В характеристике мироздания присутствовала эстетическая оценка: реальное существование прекрасно. Эта детская, непосредственная вера в трудную жизнь древнего человека, в ее красоту и гармонию, актуальна сегодня в мире, близком к отчаянию.

Натурфилософы считали: красота — это космическое совершенство, всеобщая гармония Вселенной. Вселенная — это единство эстетического и космогонического, космос (это слово означает одновременно творение и украшение, украшение, красоту, порядок и гармонию, и не случайно слово «космос» имеет тот же корень, что и слово «косметика»). Зачатки космогонии и эстетики были сплавлены, и не было резких границ между научной (стихийная диалектика) и художественной мыслью.

Пифагорейцы связывают понятие прекрасного с общим представлением о мире (гармоничный космос) и, в соответствии с морально-религиозной направленностью их философии, с понятием добра. Они определяют пары противоположностей: Предел и бесконечность, нечетное и прямое, единство и множественность, правое и левое, мужское и женское, покой и движение, прямое и кривое, свет и тьма, добро и зло, квадрат и прямоугольник. Пара «прекрасное и безобразное» не существует, поскольку прекрасное заключено в добре, а безобразное — в зле. Пифагорейцы также подходили к прекрасному с математической стороны, изучая соотношения музыкальных тонов (соотношение октавы и фундамента 1:2, квинты 2:3, кварты 3:4 и т.д.). Для пифагорейцев октава — это самое четкое выражение гармонии: внутреннее согласие одного и двух, четного и нечетного. Красота невозможна без гармонии, а гармония — это единство многообразного, гармония противоречивого. Там, где противоположности находятся в «пропорциональной смеси», есть хорошее, человеческое здоровье. Гармония (единство различий) возникает в сфере неравенства, противоречия, ибо то, что равно и не имеет противоречий, не нуждается в гармонии. Гармония — это истина бытия, единение с космосом. Музыкальная гармония является частным случаем мировой гармонии, ее тональным выражением («Все небо — гармония и число»). Пифагорейцы разработали учение о «гармонии сфер»: Планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами соответствуют интервалам тонов октавы. Планеты движутся, испуская тоны, высота которых зависит от скорости движения. Наше ухо, однако, не регистрирует мировую гармонию сфер. Луна, Солнце, Марс, Венера, Меркурий, Юпитер и Сатурн, вращаясь вокруг центра Вселенной — Гастии, образуют семь струн небесного гептахорда (семь тонов). Эти причудливые представления пифагорейцев — мало что дали научной астрономии, но свидетельствовали о наивной, спонтанной уверенности в красоте мира и безмятежной убежденности в том, что Вселенная — это прекрасно звучащий оркестр. В злые дни, потрясшие мир, Блок призывал услышать музыку революции. И это был призыв не революционера, как казалось его ранним друзьям, а поэта, привязанного к традициям античной философии.

Концепция Гераклита (ок. 520 — ок. 460 до н.э.) диалектична и включает в себя эстетическое мировоззрение (здесь философия и эстетика предстают в единстве): прекрасное вечно изменяется и обновляется, гармония — это динамическое равновесие. Скрытая гармония, в которой различия и противоположности скрыты и погружены, также возможна.

Возвышенное

Возвышенное в истории эстетической мысли . Возвышенное изначально задумывалось не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. Принципы ораторского искусства были распространены на литературу. Псевдо-Лонгин сохранил трактовку возвышенного как стилистического понятия, расширив при этом его содержание до эстетической категории. Все лучшее в литературе он относил к сфере возвышенного. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: необыкновенная страсть, красота языка в сочетании с великой мыслью, возвышенное в отрыве от мирской суеты, мелочности, богатства, почестей, славы, неограниченной власти — всего того, что соблазняет людей внешним великолепием. Разумный человек не может думать о том благе, в презрении к которому существует настоящее благо. Удивление и восхищение вызывают не обладатели мнимых благ, а те люди, которые, имея полную возможность наслаждаться такими благами, гордо отвергают их с высоты своего духовного величия. Возвышенное, согласно Псевдо-Лонгину, возвышает человека до величия Божества, дарует ему бессмертие, неизгладимо запечатлевается в памяти. Люди никогда не испытывают чувства возвышенного при виде маленьких ручейков, какими бы чистыми, прозрачными и полезными они ни были, но приходят в изумление при виде Нила, Дуная, Рейна и особенно при виде океана. Чувство возвышенного пробуждается не рукотворным огнем, а огнем небесным; так же как возвышенное в человеке потрясает вулкан, обрушивающий огромные камни и извергающий жгучие потоки серы. По мнению Псевдо-Лонгина, важно (рациональное зерно) отметить, что именно явления, еще не освоенные человеком, представляются ему возвышенными.

В Средние века возвышенное ассоциировалось с Богом. Бог есть самое возвышенное (высшее благо), но понятие высшего блага включает в себя бытие, ибо небытие — это не благо, а зло. И, если высшее благо (Бог) включает в себя существование, то оно существует. Этот аргумент выводит существование Бога из предпосылки, в которой это существование уже предполагается. На самом деле, Бог — это вопрос веры, а не знания и доказательств. Средневековые соборы возвышенны, устремлены к небу остроконечными шпилями, выражая с наибольшей экспрессией и силой стремление человека к высокому, идеальному, чистому. Высокое Возрождение возвышает человека, открывает титаническое, божественное в человеке. Искусство смело говорит с миром и раскрывает возвышенность человеческого существа. Возвышенное не содержится ни в одной вещи в природе, а только в нашей душе; оно то притягивает, то отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, но вызывая удивление, благоговение и отрицательное удовольствие; это гордость человека, которая возникает из преодоления страха в процессе веры. В истории эстетической мысли прекрасное и возвышенное не только сопоставлялись, но и объединялись. Так, французские эстетики XIX века (А. Сурио, Н. Жоффруа) считали, что возвышенное — это высшая степень прекрасного, или прекрасное «само по себе», бесконечная красота, которую невозможно постичь (Б. Левек). Гегель считал, что возвышенное — это этап в движении абсолютного духа, этап всемирно-исторического процесса, соответствующий романтическому этапу в развитии искусства, когда дух и содержание преобладают над материей и формой. Возвышенное особенно близко поэзии и музыке, которые также соответствуют романтической стадии. Чернышевский считал, что возвышенное гораздо больше, гораздо сильнее, чем другие явления, с которыми его можно сравнить. Возвышенное — это ураганный ветер, который в сто раз сильнее обычного ветра; любовь, которая сильнее мелочных расчетов и побуждений. Возвышенное раскрывается в сравнении с окружающими явлениями. Эти определения носят количественный характер. Хотя человек может обладать потрясающим аппетитом по сравнению с другими, это превосходство ни в коем случае не характеризует его как возвышенную личность.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Специфика управления социальными системам
  2. Историцизм в немецкой философии xviii-xix веков
  3. Структура и функции сознания — Концепции сознания
  4. Китайская философия
  5. Движение как свойство материи
  6. Философия нового времени: Френсис Бэкон
  7. Скептицизм
  8. Философские аспекты психоаналитической концепции 3. Фрейда
  9. Историческая судьба марксизма на западе
  10. Одна из важнейших категорий китайской философии