Оглавление:
Семнадцатый век открывает период в развитии философии, который обычно называют философией нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется распадом феодализма, возникновением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технологии, повышением производительности труда. Значительные преобразования происходят в социальной сфере и в политике. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Наука, особенно экспериментальная и математическая, основы которой заложил Г. Галилей, развивается стремительно. Этот период называют эпохой научной революции. Наука играет все более важную роль в жизни общества.
Философия нового времени обязана своим развитием, с одной стороны, более глубокому изучению природы, а с другой — все более тесной связи математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и самой философии. Развитие современной науки, а также социальные изменения, сопровождавшие распад феодальных общественных порядков и ослабление влияния церкви, привели к переориентации философии. Если в Средние века она действовала в союзе с теологией, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарными знаниями, то теперь она опирается в основном на науку. Поэтому для понимания проблем философии XVII века необходимо учитывать: во-первых, особенность нового типа науки — экспериментально-математического естествознания; во-вторых, проблемы эпистемологии — гносеологии.
Хотя и в новой форме, старая полемика, восходящая к Средним векам, продолжалась между двумя школами мысли: номиналистической, основанной на опыте, и рационалистической, выдвигающей разум в качестве наиболее надежного знания. В девятнадцатом веке эти две школы мысли появились как эмпиризм и рационализм.
Политология, или политическая наука, — относительно молодая научная и учебная дисциплина. Процесс его возникновения происходил на фоне растущего интереса людей к таким ключевым вопросам, как происхождение, природа и определение государства, отношения между государством и церковью, права и свободы человека, формы правления, теория общественного договора и народного суверенитета и др. Политология прошла долгий путь развития и существует как самостоятельная дисциплина уже более ста лет. Предметом политологии, как следует из названия, является политика. Это одна из важнейших областей человеческой деятельности. Как отмечал Аристотель, такова природа человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда вытекает необходимость ясного и четкого знания политики, необходимость научного объяснения политических процессов, происходящих в жизни, и изменений, которые в них будут происходить. Все люди должны знать о политике, особенно те, кто нацелился на получение высшего образования и кто составит костяк будущих лидеров, менеджеров, работников культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, учителей и воспитателей. Роль и значение политики особенно возрастает в критические исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальное изменение отношения людей и их образа жизни. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, способности и возможности граждан принимать политически взвешенные решения, систематического приобретения ими политических знаний и опыта невозможно говорить об установлении демократии в обществе, о способности граждан защищать свои основные права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Научить всему этому призвана такая увлекательная наука, как политология.
Возникновение философии Нового времени
Предметом философии в целом являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, общества, человека, соотношение объективной реальности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на самые общие и глубокие вопросы: Что представляет собой окружающий нас мир и каково место и предназначение человека в этом мире? Что лежит в основе всего сущего — материальное или духовное? Есть ли в мире законы? Может ли человек познать мир, что это за знание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называются философскими. Центральные идеологические проблемы (отношение мысли к бытию, человека к миру, сознания к материи, разума к природе, психического и физического, идеального и материального, первичного) составляют общие вопросы философии, ибо место человека в мире, его назначение и смысл существования реализуются его отношением, мышлением, сознанием, психической и духовной деятельностью.
Предпосылки возникновения философии Нового времени связаны со смещением интереса мыслителей от проблем схоластики (тип философии религии, характеризующийся сочетанием теологических и логических допущений с рационалистической методологией и интересом к формально-логическим проблемам) и теологии (совокупность религиозных доктрин и учений о природе и деятельности Бога). Включает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знания о себе в откровении) к проблемам натуралистической философии. В этот же период предпринимаются попытки философов заново обосновать естествознание, объединив эксперимент и размышления в качестве основы теоретического метода. В 17 веке интерес философов сосредоточился на вопросах познания. Главными среди них были проблемы гносеологии.
Гносеология — это отрасль философии, которая изучает проблемы природы познания и его возможностей, соотношения знания и действительности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности. Существовало два основных течения: эмпиризм — течение в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знания, и рационализм, подчеркивающий логическую основу науки и признающий разум источником знания и критерием его истинности.
Особенности философии Нового времени. Характерной является ориентация на познание действительности на основе сенсорного. Возникновение естествознания связано с тенденцией знания к единичным, изолированным фактам, без целостного определения системы. Возникает вопрос о природе и сущности самого знания, что приводит к возрастанию значимости эпистемологической ориентации новой философии.
Стремление к систематизации, количественному росту и все большей дифференциации знаний приводит к развитию теоретического мышления, которое ищет не только причинные (связанные с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и пытается создать целостную картину мира, опираясь на новую науку и ее данные. Стремление прояснить взаимосвязи и взаимодействия естественным образом приводит к повышению роли рационального наблюдения, так что по мере развития чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.
Выдающиеся философы современности. Фрэнсис Бэкон
Первым и величайшим исследователем природы в наше время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Философия Бэкона была продолжением натурализма эпохи Возрождения, который он одновременно избавлял от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Это было продолжение и в то же время его завершение. Остатки органической точки зрения соединились в нем с зачатками аналитического метода, поэтизм — с трезвым рационализмом, критика — с нетерпеливым желанием схватить и рассказать обо всем. В нем удивительно концентрированно воплотился тот последний мощный всплеск ренессансной культуры, который породил запоздалое, недолговечное и интенсивное английское Возрождение, тот яркий закат всего западноевропейского Ренессанса, который почти слился с рассветом грядущего Просвещения. Как в своих намерениях, так и в действительности Бэкон играл роль реформатора философии.
Классификация наук Бэкона представляла собой альтернативу аристотелевской и долгое время принималась в качестве фундаментальной многими европейскими учеными и философами. Деление Бэконом всех наук на исторические, поэтические и философские основано на психологических критериях.
История — это знание, основанное на памяти, и делится на естественную историю, которая описывает природные явления, включая чудеса и отклонения, и гражданскую историю. Поэзия основана на воображении. Философия основана на разуме. Она подразделяется на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и гуманитарную философию (изучение морали и социальных явлений). В натурфилософии Бэкон различал теоретическую (изучение причин, отдавая предпочтение материальным и действующим причинам перед формальными и целеполагающими) и практическую («естественная магия») части. Как натурфилософ, Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, но не присоединился к ней полностью.
Бэкон представляет для нас интерес прежде всего как мыслитель, открывший новую эру в философии и чьи труды отмечены критикой традиционной философии. Бэкон критикует не взгляды философов прошлого, а традицию в целом. Он предлагает заменить «философию слов» на «философию действия». Функция знания отличается от той, которую ему приписывает традиция — знание социально по своей природе и должно быть выражено на общедоступном языке. Вина философов прошлого, по мнению Бэкона, заключается главным образом в том, что они превратили философию в пустой инструмент превосходства в споре, лишив ее соображений практической пользы и служения обществу как достойной цели. Между тем, философия призвана производить, служить росту благосостояния человека.
В своих исследованиях он пошел по пути опыта и указал на исключительную важность и необходимость наблюдения и эксперимента для открытия истины. Бэкон различал два типа экспериментов:
«плодоносящий» — цель которого — непосредственная польза для человека;
«светоносный» — конец, не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей.
Предпосылкой преобразования науки является критика всей существующей схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истинным. Сомнение, однако, является лишь средством поиска пути к истине. Недостоверность известных до сих пор знаний объясняется ненадежностью умозрительного метода рассуждений и доказательств. Он считал, что философия должна быть прежде всего практичной. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно только подчиняясь ее законам». Знаменитый девиз Бэкона гласил: «Знание — сила».
Томас Гоббс и его социально-философские воззрения
Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ. Он получил образование в Оксфорде, где изучал классические языки; он перевел Фукидида на английский и Гомера на латынь. Он был секретарем Ф. Бэкона и некоторое время воспитателем будущего короля Карла II. За свои труды он часто подвергался преследованиям и в зависимости от политических обстоятельств жил то в Англии, то на материке. Его общие философские взгляды основывались на чисто механистическом принципе, разработанном под влиянием Евклида и Галилея, согласно которому реальными являются только тела, а их атрибуты — размер, движение и свойства — субъективны. Все человеческое мышление в конечном итоге сводится лишь к счету: математика — это счет величин, другие науки — счет слов (сложение и вычитание). Его эпистемология была основана на сенсуализме. Гоббс отвергал свободу воли и придерживался жесткого фатализма, отождествляя волю с силой природы. Учение о теле, учение о человеке, учение о гражданине — таковы были объекты философии Гоббса.
Рассуждения Гоббса интересны: если бы психические субстанции существовали, они были бы непознаваемы. Он не допускал существования бесплотных духов. «Под словом дух мы понимаем природное тело, настолько тонкое, что оно не действует на наши органы чувств, а заполняет пространство…». Гоббс резко критиковал суеверия любого рода, но придерживался идеи о существовании Бога. Он рассматривал Бога только как источник изначальной «энергии вселенной, первопричину всего сущего». Бог, по мнению Гоббса, не вмешивается в ход земных событий.
Единственное, что является предметом философии (науки) — это тела, потому что существуют только тела; каждое тело конечное, и только конечное может быть познано. Бог непознаваем и является не объектом науки, а объектом теологии, веры. Точно так же душа не может быть объектом науки, поскольку не имеет реальности. Инструментом науки является мысль, которая заключается в сравнении и различении, в сложении и вычитании. Мысль, таким образом, сводится к расчету, логика — к математике. Такое ограничение было возможным и естественным для Гоббса, поскольку он сводил реальность к телам, а свойства тел — к движениям, которые он оставил на усмотрение математической дедукции. Это основное гоббсовское рассуждение вытекает из сенсуалистских рассуждений. Движения производят впечатления в ваших внешних органах; впечатления производят движения в вас, в результате чего возникают идеи. Все наше познание состоит из идей. Ассоциация идей становится тем прочнее и легче, чем чаще они воспроизводятся вместе. В основе ассоциации идей лежит физиологическая связь между следами движения. Путем сравнения, соединения и деления первоначальные идеи преобразуются в другие, более сложные и абстрактные идеи, подобно тому, как мы получаем идеи последовательных чисел из объединения идей единичных единиц. Мы можем связывать только те идеи, которые были получены в результате действия внешних органов чувств; следовательно, мы не можем иметь идеи о нематериальных объектах. Все наши идеи относятся только к конечным объектам; идея бесконечности означает либо нашу неспособность установить предел для увеличения количества, либо просто неопределенность предела. Сравнение, объединение и разделение — лишь разновидности одного и того же действия; простые идеи, воспринимаемые ощущениями, не подвергаются измерению, но рассматриваются то рядом, то в слиянии, то по отдельности. Вполне вероятно, что это участие Гоббса в эпистемологии и его дальнейшее развитие в учении о языке оказало определенное влияние на Локка и вообще на всю ассоциативную психологию англичан, не исключая и Джона Стюарта Милля.
Под опытом Гоббс подразумевает знание конкретных фактов, прошлых и настоящих, которые дают некоторое предвидение будущего. Воля, как и познание, возникает из впечатлений, производимых на человека внешним миром. Эти впечатления сопровождаются не только теоретическими состояниями, но и чувствами удовольствия и дискомфорта. Удовольствие нужно увеличивать, дискомфорт — уменьшать.
Джон Локк. Теория первичных и вторичных качеств
Английский философ Джон Локк (1632-1704) был противником подчинения знания откровению, утверждая, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. В то же время Локк писал: «Мы можем с уверенностью знать, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам никаких врожденных представлений о Себе, хотя Он не запечатлел в нашем разуме никаких первоначальных знаков, по которым мы могли бы прочитать Его природу, тем не менее, Он дал нам способности, которыми наделен наш разум, и тем самым оставил свидетельство о Себе….. Бог в изобилии снабдил нас средствами для познания и познания Его, насколько это необходимо для цели нашего бытия и для нашего счастья».
Социально-политические взгляды. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеральную (иностранную), которые находятся в динамическом равновесии в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, который трактовал «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк видел его как состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Тем не менее, он считал, что самое фундаментальное естественное право людей на владение собственностью должно быть обеспечено разумными законами во избежание конфликтов. Для достижения этой цели, утверждал Локк, политическое общество должно быть сформировано на основе общественного договора, с правительством, ответственным перед народом. Локк был убежденным противником теорий о божественном происхождении королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и французской революций.
Локк отвергал понятие врожденных идей и считал, что все наши знания мы получаем из опыта, восприятия. Люди не рождаются с предвзятыми мнениями. Голова младенца — это tabula rasa, чистый лист, на котором жизнь рисует свои узоры, свои знания. Это был рационализм Локка в противоположность рационализму Декарта. Критикуя взгляды Декарта на врожденные идеи, Локк утверждал, что если бы идеи были врожденными, то их знали бы и дети, и взрослые, и идиоты, и нормальные люди. Согласно центральному тезису Локка, в разуме нет ничего, что не было бы воспринято ранее. Ощущения возникают в результате воздействия внешних вещей на наши органы чувств. Это внешний опыт. Внутренний опыт (рефлексия) — это наблюдение за деятельностью и способом ее проявления. Однако, рассматривая внутренний опыт под влиянием рационализма, Локк признает, что существует спонтанная сила, присущая разуму, которая не зависит от опыта, что рефлексия порождает идеи существования, времени и числа в дополнение к внешнему опыту. Отвергая врожденные идеи как внеэкспериментальное и доэкспериментальное знание, Локк признавал существование в разуме определенных предпосылок или предрасположенностей к той или иной деятельности.
Локк разработал теорию первичных и вторичных качеств. Под «качеством» он подразумевает силу (или способность) объекта вызывать в сознании представление о нем. Первичные качества — плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число — это «реальные сущности», свойства, объективно данные вещам; их изучают точные науки. Вторичные качества — цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества — являются «номинальными сущностями»; идеи, которые они вызывают, не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных качеств и реализуются при ряде условий (например, для восприятия цвета объекта сам объект должен обладать определенными первичными качествами, комната должна быть достаточно освещена, а зрительный аппарат человека должен функционировать должным образом).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты
- Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
- Основные сферы жизнедеятельности общества
- В. Розанов и его философия
- Рационализм и эмпиризм в философии нового времени
- Операционная подсистема деятельности
- Возникновение философии как проблемы. Основные направления философии: имена и школы
- Проблема истины в философии и науке. Критерии истины
- Японский вариант «протестантизма» в философии зарубежного Востока XX века
- Радикальный эмпиризм У. Джеймса