Оглавление:
Проблема самоуважения часто становится центральным вопросом в процессе психологической консультации, психологической коррекции или тренировки личности. Личная самооценка как сложное динамическое формирование может быть эффективной и неэффективной, в зависимости от ее влияния на степень адаптации человека и успешность его поведения. На примере работы с собственной самооценкой участники тренинга смогут освоить методы изучения и коррекции самооценки клиента.
Обучение направлено не только на широкий круг практических психологов, но и на смежные профессии (педагоги, социальные работники, врачи), а также на всех тех, кто профессионально и лично заинтересован в этой теме. Программа направлена на повышение профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий, а также на саморазвитие и личностный рост всех участников тренинга.
Понятие «самооценка»
Самооценка — это ценность, значение, которое человек придает себе как единому целому, так и отдельным сторонам своей личности, деятельности, поведения. Самооценка функционирует как относительно стабильное формирование структуры, как компонент самосознания, самопознания и процесса самооценки. Основой самооценки является система личных смыслов индивида, система ценностей, принятых им. Она считается центральным образованием личности и центральным компонентом самосознания.
Самооценка выполняет регулирующие и защитные функции и влияет на поведение, деятельность и развитие человека, а также его отношения с другими людьми. Самооценка отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Самооценка формирует основу для восприятия собственного успеха и неудачи, достижения целей определенного уровня, то есть уровня личных устремлений. Защитная функция самоуважения, обеспечивая индивиду относительную стабильность и автономию, может привести к искажению эмпирических данных, тем самым негативно влияя на развитие.
Самооценка развитого индивида формирует сложную систему, определяющую природу его самооценки и включает в себя как общую самооценку, отражающую степень самоуважения, целостное принятие или непринятие самого себя, так и частичную, частную самооценку, характеризующую отношение к определенным аспектам его личности, поступкам, успеху тех или иных видов деятельности. Самооценка может находиться на разных уровнях сознания.
Самооценка характеризуется на основе следующих параметров:
- уровень — высокая, средняя и низкая самооценка;
- Отношение к реальному успеху — адекватное и неадекватное (преувеличенное и заниженное) чувство собственного достоинства;
- особенности структуры — конфликтная и неконфликтная самооценка.
Она эффективна для развития личности, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватной, дифференцированной частичной самооценкой различного уровня. Стабильная и в то же время достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, опыта, оценок других людей, измененных критериев и т.д.) оптимальна как для развития, так и для производительности деятельности. Слишком стабильная, жесткая самооценка, но и сильно колеблющаяся, нестабильная, оказывает негативное влияние. Противоречивая самооценка может быть как продуктивной, так и дезорганизующей. Нестабильная и противоречивая самооценка повышается в критические периоды развития, особенно в подростковом возрасте.
Различие проводится в зависимости от характера временной ссылки:
- Прогноз;
- Действительно;
- Ретроспективная самооценка.
Самооценка формируется на основе суждений других людей, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе взаимосвязи между реальным и идеальным Я-образом.
Поддержание сформировавшейся привычной самооценки становится для человека потребностью, которая связана с рядом важных явлений самооценки, таких как влияние неадекватности, дискомфорт с успехом и т.д.
Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки
Изоляция самооценки как самостоятельного объекта психологического анализа обычно осуществляется путем выделения в одном процессе самоощущения двух аспектов: процесса приобретения знаний о себе (и о самом знании) и процесса самоощущения (наряду с более или менее устойчивой самооценкой как устойчивым свойством субъекта). Любая попытка человека охарактеризовать себя так или иначе содержит оценочный элемент, определяемый общепринятыми нормами, критериями и целями, представлениями об уровне работоспособности, моральными принципами, правилами поведения и так далее. Таким образом, эти два аспекта формируют целостное понятие о себе, которое определяется как совокупность всех представлений человека о себе в сочетании с их оценкой. Дескриптивный компонент самоощущения обычно называется «эго-образом» или самоощущением. Гораздо меньше терминологической определенности в названии аспекта, относящегося к отношению к «я». Она включает в себя самоуважение, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе и, говоря проще, самоуважение.
Эти различия в употреблении слов обычно не скрывают более или менее четких и общепринятых концептуальных различий. Их концептуальный смысл можно понять только в контексте конкретных исследований или теоретических конструкций. Таким образом, в этой области еще нет сильной терминологической традиции.
Понимание концепции «я» как совокупности установок «по отношению к себе» четко сформулировано, например, Р. Бернсом. Согласно этому пониманию, три традиционно различающихся элемента отношения (познавательный, эмоциональный и поведенческий) конкретизируются по отношению к самоощущению следующим образом:
- образ «я» — представление человека о себе.
- Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может варьироваться по интенсивности, так как некоторые черты самооценки могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или неодобрением.
- Потенциальные поведенческие реакции, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны самообразованием и самооценкой.
В то же время, самовосприятие существует как аффективный компонент самосознания, поскольку его познавательная составляющая не воспринимается индивидом безразлично, а вызывает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и самого познавательного содержания.
Объектом самоощущения и самооценки человека может быть его тело, способности, социальные отношения и другие проявления личности. Соответственно, выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки интегрированы в их динамическую совокупность в обобщенный опыт, связанный с целостным образом себя. Именно это обобщенное и относительно устойчивое самоощущение является предметом психологического анализа в большинстве исследований.
Например, Куперсмит называет самоуважение отношением индивида к самому себе, которое постепенно развивается и становится привычкой; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет веру индивида в свою самооценку, его значимость.
По мнению Розенберга, самооценка отражает ту степень, в которой у человека развивается чувство собственного достоинства, самоуважения и позитивного отношения ко всему, что попадает в сферу его «я». Таким образом, низкая самооценка подразумевает самоотречение, самоотречение и негативное отношение к своей личности.
И.С. Кон пишет о самоуважении обобщенно, что оно является «общим знаменателем, конечной мерой самого себя, выражающей степень принятия или отвержения индивидом себя, позитивного или негативного отношения к себе, вытекающего из всей совокупности индивидуальных чувств самоуважения».
Но если обобщенная самооценка является производной индивидуальной (частной) самооценки, то возникает вопрос, как человек поглощает эту производную, какие особенности функционирования и структуры эмоциональной и оценочной системы позволяют интегрировать частную самооценку в общее ощущение позитивного или негативного отношения к себе. Различные попытки ответить на эти вопросы оказались тесно связаны с представлениями о структуре системы самооценки.
Самое простое решение этих вопросов предполагает, что самооценка является конгломератом частной самооценки; соответственно, глобальная самооценка может быть понята и реализована как простая сумма частной самооценки.
Гораздо более распространенным является мнение о том, что различные области и характеристики индивида, которые могут служить объектами самооценки, являются неравными, и что самооценка играет большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект. Истоки этих представлений лежат в историческом аспекте во взглядах У. Джеймса, который считал, что неудачи в малозначимых областях мало влияют на общую самооценку. Многие исследователи придерживались соответствующих понятий. Например, Куперсмит указывает, что обобщенная самооценка — это сумма частной самооценки, «взвешенной» по субъективной значимости, но отмечает, что данных, непосредственно подтверждающих эту гипотезу, очень мало.
Анализируя различные методы измерения глобальной самооценки, Р. Уайли пишет, что принцип простого суммирования частичных чувств самооценки, используемый при построении диагностических процедур, является не более чем проявлением теоретической неосведомленности, и что необходимо принимать во внимание значение предметов и их вклад в обобщенную самооценку.
Розенберг предложил то, что он назвал интерактивной гипотезой, согласно которой влияние того или иного аспекта «я» на самооценку варьируется в зависимости от уровня самооценки этого аспекта и его значимости для значимых аспектов: Его высокие значения сильно повышают общую самооценку, в то время как низкие значения частной значимой самооценки существенно снижают конечную самооценку. Вклад самоуважения по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно ниже.
Согласно этим идеям, структура самооценки может быть представлена следующим образом:
Существует два уровня самооценки — уровень частной самооценки и уровень обобщенной самооценки, и основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция чувств частной самооценки с учетом их субъективной значимости. Структура самооценки на самом деле сводится к структуре аспектов самосознания.
Несмотря на широкое распространение этих мнений и их очевидную очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующих идей до сих пор не получено.
В какой-то степени это связано с неразвитой концепцией субъективного смысла и возможностью взаимодействия между смыслом и самооценкой. Основываясь на теории когнитивного равновесия Фестингера, Узле и Марвелл предлагают, что когда низкий балл по конкретной черте противоречит необходимости высокой общей самооценки, одним из возможных механизмов, с помощью которого человек может выйти из этой дилеммы, является снижение значимости тех аспектов, для которых субъект имеет низкий балл. Розенберг привел доказательства этой идеи, когда отметил, что человек приписывает большее значение тем аспектам, на которых он преуспевает. Однако свобода манипулировать смыслом не безгранична, поскольку многие критерии самооценки предопределены объективной жизненной ситуацией. В соответствии с различными гипотезами о взаимодействии уровня самооценки и субъективной значимости той или иной черты личности, были созданы различные модели для взвешивания частичных чувств самооценки при их интеграции в глобальную самооценку.
В исследовании Ходжа и Маккарти предпринята попытка прямого испытания интегральной природы обобщенной самооценки. Рассматривалась связь между чувствами частной самооценки, их субъективным значением и общей самооценкой. Они использовали различные весовые модели самооценки с точки зрения значимости. Кроме того, использовались эмпирически выведенные баллы значимости. Однако, несмотря на некоторую экспериментальную изысканность, они не получили корреляций между интегральной самооценкой и общей самооценкой, превышающей r=0,45. Более того, взвешивание по значимости не привело к заметному изменению корреляций по сравнению с простым суммированием частной самооценки.
На основе этих результатов они пришли к выводу, что интегральная частная самооценка и общая самооценка (глобальная самооценка) являются различными конструкциями, за которыми следует искать разное психологическое содержание. Есть еще одна интересная находка в этом исследовании, парадоксальная с точки зрения Ходжа и Маккарти. Установлено, что учет индивидуальной (субъективной) значимости приводит к более низким приростным корреляциям, чем учет значений групповой значимости (получается путем усреднения значений индивидуальной значимости для каждого аспекта по группе). Таким образом, они смогли сделать вывод о том, что групповые оценки (для данной группы населения) оказали большее влияние на глобальную самооценку, чем рассмотрение индивидуальных оценок стоимости. Однако этот факт был оставлен ими необъяснимым — только как парадоксальное наблюдение.
Помимо вышеизложенных взглядов, предпринимаются попытки построения более сложных иерархических моделей структуры самооценок. Основная идея здесь заключается в том, что личная самооценка личностных качеств напрямую не связана с общей самооценкой, а организована на промежуточном уровне, определяемом жизненными областями субъекта или его личными проявлениями.
Самооценка как часть самосознания
Концепция Я — это фундаментальное понятие в гуманистической психологии, относительно стабильный набор представлений о себе, неотъемлемая черта, которая служит основой для самоощущения и взаимодействия человека с другими людьми.
Несмотря на то, что «само-концепция» — это не статичное, а динамическое образование. На формирование самосознания влияет комплекс факторов, в том числе и особо важные контакты с близкими людьми, которые в значительной степени определяют самоощущение. В современной психологии понятие «я» считается одним из компонентов личности, отношения человека к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что человек знает о себе, о том, как он видит, чувствует и представляет себя.
Понятие «я» — это совокупность взглядов на себя. Большинство определений отношения подчеркивают его три основных элемента, три психологические составляющие:
Самовосприятие — это представление человека о себе.
Самооценка является аффективной оценкой этого представления, которое может варьироваться по интенсивности, так как некоторые особенности самооценки могут вызывать более или менее сильные эмоции относительно их принятия или неодобрения.
Потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и Я-концепцией.
Предметом самосознания и самоощущения человека может быть его тело, способности, социальные отношения, а также множество других личностных проявлений.
Самоощущения человека имеют тенденцию казаться убедительными, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении и являются ли они правдивыми или ложными. Конкретные способы восприятия себя, приводящие к образу «я», могут быть различными.
Абстрактные характеристики, которые мы используем для описания человека, не имеют никакого отношения к конкретному событию или ситуации. Как элементы обобщенного образа человека, они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении и, с другой стороны, селективность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем себя: Мы стараемся выразить словами основные черты нашего привычного самоощущения, которые включают в себя любую роль, статус, психологические характеристики личности, описание качеств, жизненных целей и так далее. Все они включены в самооценку с разным удельным весом — одни кажутся более значимыми для человека, другие — менее значимыми. Более того, важность элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Этот тип самоописания является способом характеризовать уникальность каждого индивидуума через комбинации индивидуальных характеристик
Эмоциональная составляющая отношения существует потому, что его познавательная составляющая не воспринимается индивидом безразлично, а вызывает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и самого познавательного содержания
Самооценка не является постоянной, она меняется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний о различных представлениях индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно закреплены в лингвистических значениях. Источником оценочного восприятия индивида могут быть также социальные реакции на некоторые из его проявлений и самонаблюдения.
Самооценка отражает ту степень, в которой человек развивает чувство собственного достоинства, чувство собственной ценности и позитивное отношение ко всему, что попадает в сферу его интересов.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях человека, в которых он пытается артикулировать свою ценность. Тем не менее, это подразумевается или явно в любом самоописании. В понимании самооценки есть три основных момента.
Во-первых, сравнение образа реального «я» с образом идеального «я», то есть с идеей о том, каким хотел бы быть, играет важную роль в его формировании. Те, кто достигает в реальности качества, которые определяют для них идеальный образ себя, должны иметь высокую самооценку. Если человек чувствует несоответствие между этими качествами и реальностью своих достижений, его самооценка, скорее всего, будет низкой.
Второй фактор, важный в формировании самооценки, связан с интернационализацией социальных реакций на конкретного человека. Другими словами, человек склонен оценивать себя так, как ему кажется, что его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и происхождение самоуважения заключается в том, что человек оценивает успех своих действий и достижений через призму самосознания. Человек испытывает удовлетворение не просто тем, что делает что-то хорошо, а тем, что он выбирает что-то конкретное и делает это хорошо.
Следует подчеркнуть, что самооценка, основанная как на собственных суждениях человека о себе, так и на интерпретации суждений других людей, индивидуальных идеалов или установленных культурными нормами норм, всегда носит субъективный характер.
Позитивная самооценка может быть приравнена к позитивному отношению к себе, к самоуважению, к самопринятию, к ощущению собственной ценности; негативная самооценка в этом случае становится синонимом негативного отношения к себе, к отказу от себя, к чувству неполноценности.
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Часто отношения изменяются или подавляются, потому что они социально неприемлемы, потому что моральная амбивалентность или страх перед последствиями препятствуют прямому, немедленному выражению.
Каждое отношение — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность самосознания как совокупности установок заключается только в том, что объект в данном случае является носителем установки. Благодаря такому самоконтролю все эмоции и оценки, связанные с образом себя, очень сильны и стабильны. Довольно легко не придавать никакого значения поведению другого человека по отношению к вам, для этого существует богатый арсенал психологической защиты. Но когда речь заходит об отношении к себе, простые словесные манипуляции здесь могут быть бессильны. Никто не может просто изменить свое отношение к себе.
Факторы, влияющие на развитие самосознания:
Все теории развития самосознания сфокусированы на характеристиках, характерных для определенного возрастного периода, но две темы, безусловно, проходят через весь процесс развития самосознания, независимо от возраста. Такова роль семейных отношений и роль близких людей.
Термин «значимый человек» относится к лицам, которые важны или значимы для ребенка, поскольку ребенок чувствует, что они могут непосредственно влиять на его жизнь.
Значительные другие — это те, кто играет важную роль в жизни человека. Они влиятельны, и их мнения имеют большой вес. Степень влияния близких людей на человека зависит от степени их вовлеченности в его жизнь, от близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от силы и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.
Социально-психологическая подготовка: концепция, история, цели, принципы
В отечественной психологии существует традиция называть такие виды тренировок, объектом действия которых являются качества, характеристики, умения, способности и установки, проявляющиеся в коммуникативной, социальной и психологической подготовке. Этот термин был введен М. Форвергом.
Считается, что первые обучающие группы для повышения навыков общения проводились студентами К. Левина в Бетеле (США) и назывались Т-группами. Они основывались на следующей идее: большинство людей живут и работают в группах, но большую часть времени они не знают, как они участвуют в них, как другие люди видят их, какую реакцию их поведение вызывает у других людей. К. Левин утверждал, что наиболее эффективные изменения в отношении и поведении людей происходят в контексте группы, а не отдельного человека. Таким образом, чтобы обнаружить и изменить свое отношение к развитию новых моделей поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя таким, каким их видят другие.
Т-группа была определена как совокупность разнородных индивидуумов, которые собираются вместе, чтобы исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами создают посредством своих взаимодействий.
Успешная работа студентов К. Левина на семинаре по межгрупповым отношениям привела к созданию Национальной учебной лаборатории в Соединенных Штатах. В этой лаборатории была создана группа по обучению основным навыкам. Впоследствии результаты его работы были учтены в практике Т-групп. В Т-группах лидеры, менеджеры, политические лидеры обучались эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять сплоченность групп. Некоторые Т-группы сосредоточились на разъяснении жизненных ценностей человека, укреплении чувства самоидентификации. Они появились в 1954 году и назывались группами чувствительности.
В 1960-х годах возникло движение по обучению социальным и жизненным навыкам, основанное на традициях гуманистической психологии К. Роджерса и используемое для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях психологической поддержки и развития.
При обучении жизненным навыкам были использованы три основные модели для определения специфики подхода к обучению участников. Первая модель основана на семи категориях жизненных навыков: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критическое мышление, навыки самоорганизации и развитие самосознания.
Вторая модель классифицирует жизненные навыки, на которые нацелено обучение, по четырем категориям: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие личности, решение проблем и принятие решений.
Третья модель включает в себя обучение эмоциональному самоконтролю, межличностным отношениям, самоконцепции, финансовой самозащите, самоподдержке и концептуализации переживаний.
В 1970-х годах в университетах Лейпцига и Йены под руководством М. Форверга была разработана методика под названием «Социально-психологическая подготовка». Средствами обучения были ролевые игры с элементами инсценировки, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической сферой применения методики, разработанной М. Форвергом, являлась социально-психологическая подготовка руководителей производства.
Социально-психологическая подготовка стала широко использоваться в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретико-методическим аспектам социально-психологической подготовки, была опубликована в 1982 году Л.А. Петровской.
Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, специалистами социономической (работы с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
Основная цель социально-психологической подготовки — совершенствование коммуникативной компетентности — может быть определена в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием навыков, умений, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы личностных отношений, поскольку личностная уникальность является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, все его словесные и невербальные выражения.
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является размышление лидера о задаче, которая решается во время занятий. Воздействие может быть на уровне установок или навыков, или навыков восприятия и т.д. Смешивание различных задач в рамках тренинговой группы не приносит пользы, так как, с одной стороны, это может снизить эффективность вмешательства, а с другой стороны, вызывает этические проблемы, так как задача может быть изменена во время тренинга только с согласия группы.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Восприятие и эмпатия в период молодости
- Деструктивная личность
- Александр Романович Лурия, советский психолог — Биография А.Р. Лурии
- Исследование социально-пассивного типа поведения у девиантных подростков
- Психологическая структура личности
- Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОО
- Индивидуальные особенности памяти и её развитие
- Понятие имаготерапии в педагогике
- Возрастная депрессия
- Взаимосвязь уровня зрелости сотрудника и используемых им эго-защит в мотивации поведения на работе