Оглавление:
Период подросткового возраста характеризуется активным формированием личности школьника, его самоопределением и прогнозированием собственной социальной активности, планированием своего будущего, формированием собственных представлений о мире, семье и себе.
Актуальность и важность данной проблемы определяется следующими противоречиями между:
- Потребность общества в социально компетентных, ориентированных на семью молодых людях и недостаточный уровень их социально-психологической подготовки в системе школьного образования;
- объективные потребности молодых людей в подготовке к семейной жизни и недостаточный уровень их социально-психологической подготовки в школе к решению проблемы создания собственной благополучной семьи
Уровень развития теории и практики создания условий, обеспечивающих успешность подготовки к семейной жизни для старшеклассников, и степень освоения этого направления в содержании специальности знаний с помощью этнопедагогики.
Для преодоления существующих противоречий и решения проблемы усиления социального воспитания предлагается средство в виде создания системы эффективной подготовки к семейной жизни старшеклассников, которая будет способствовать формированию личности будущих родителей.
Вышеизложенное определило тему исследования: «Проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни».
Объект исследования: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Объект исследования: теоретические основы и педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Цель исследования — раскрыть теоретико-методологические основы подготовки старшеклассников к семейной жизни и обосновать педагогические условия ее осуществления.
В основу положена гипотеза: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни может быть наиболее эффективным, если:
- обосновать инновационные подходы к организации процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни: Принципы, идеи, технологии;
- Реализовать педагогические условия, способствующие подготовке к семейной жизни (интеграция современных образовательных технологий с традициями, средствами, формами и методами народной педагогики; использование активных форм, методов обучения и воспитания (тренинги, групповые дискуссии, ролевые и имитационные игры, тайные переписки и т.д.); взаимодействие школы, семьи и общественности, направленное на повышение этнопедагогической культуры родителей, укрепление семейных и родственных связей, пропаганду здорового образа жизни);
- Провести диагностику личностного прогресса в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были решены следующие рабочие задачи:
1) Обосновать комплекс исходных определений, формирующих теоретико-методологические основы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни.
2) Выявить и экспериментально проверить эффективные формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни.
3) Построить модель подготовки старшеклассников к семейной жизни.
4) Определить критерии, показатели и уровни подготовки старшеклассников к семейной жизни.
5) Разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Методологической основой являются положения материалистической философии о взаимозависимости и взаимосвязи общественной и семейной жизни; гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; диалектическом единстве формы и содержания; теории и практике развития личности; современные философские, педагогические, психологические концепции воспитательных систем.
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; изучение реально возникающего опыта путем опроса, наблюдения, беседы, интервью, тестирования; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента: анализ собственного опыта работы с учащимися: математическая и статистическая обработка результатов исследования.
Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»
Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского воспитания подростков и поднимает вопрос о значительном повышении качества их подготовки и нравственной ориентации на будущую семейную жизнь. Основой такой ориентации может служить этнокультурное наследие любого народа, ценные идеи и опыт воспитания, обогащающие педагогическое мировоззрение.
Исследованию основных закономерностей процесса подготовки молодого поколения к семейной жизни, определению его путей, методов и средств посвящены работы Б.П. Битинаса, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, А.В. Зосимовского, Т.Н. Мальковской, И.С. Маренко, Н.И. Монахова, Л.И. Рувинского, Г.Н. Филонова, И.Ф. Харламова и др. T.K. Ахаян, Е.Е. Насиновская, К.Д. Радина, Д.И. Фельдштейн, А.С. Шаров и другие указывали на важность формирования самостоятельности и потребности старшеклассников в общественно полезной деятельности. Наиболее важными являются идеи об учете самооценки молодых людей и особенностей социально-педагогической ситуации (А.В. Аверген, Б.Д. Парыши, С.Н. Токарева и др.).
Этико-философское осмысление проблемы сущности нравственной культуры личности было и остается в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, пытающихся выявить социокультурную специфику нового времени и пространственно-временные инварианты нравственности (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, П.С. Гуревич, ОГ. Дробницкий, М.С. Каган, Л. Кольберг, А.И. Титаренко, В. Франкл, Э. Фромм и другие).
В последние годы изучение этнопедагогических и мультикультурных аспектов этой проблемы стало особенно актуальным. Это связано как с ростом национального и этнического самосознания людей, интенсификацией этнопедагогических процессов, обращением к этнопсихологии, древним народным традициям и обычаям в воспитании подрастающего поколения, так и с гуманизацией и гуманитаризацией образования и воспитания, развитием регионального компонента содержания этих процессов (Т. В. Бромлей, Г. Н. Волков, А. А. Григорьева, Ш. А. Мирзоев, А. Х. Мухамбаева, А. П. Орлова, Ж. А. Рудь, СВ. А. Рудь, С. В. Стручкова и др.).
В педагогической науке широко рассмотрены концептуальные основы этнопедагогики, проанализирована роль народных традиций в формировании личности (А.А. Бугаева, Ю.В. Кузнецов, А.В. Кузнецов, А.В. Кузнецов, А.В. Кузнецов, А.В. Кузнецов, В.В. Оконешникова, И.С. Портнягин, Ю.И. Ханбиков, В.Н. Черкасова и др.) Наиболее полно и всесторонне проблема народной педагогики была исследована Г.Н. Волковым и его учениками. В своей работе «Этно педагогика» он раскрыл сущность народной педагогики как науки, определил сущность и предмет этно педагогического подхода. Волков убедительно доказал, что народная культура и народная педагогика являются ценным источником для исследователей и содержат богатейший опыт воспитания многих поколений. Он пишет: «Этно педагогика — это педагогика национального спасения, любви, мудрости….. Без памяти (исторической) — нет традиции, без традиции — нет культуры, без культуры — нет образования, без образования — нет духовности. Без духовности — нет личности, без личности — нет людей».
Выделить конкретную область этнопедагогических знаний невозможно, так как они пронизывают практически все компоненты духовной и материальной культуры народа: обычаи, традиции, ритуалы, верования, игры, игрушки, трудовые процессы и т.д. Знания об этничности изучают многие науки: этнография, этнология, этнопсихология, этносоциология и др.
Семья — один из древнейших социальных институтов, в котором заложено организующее начало воспитательной деятельности общества. Семья отражает социальную природу среды и реализует задачу формирования гражданских качеств личности. Это предмет исследований социологов, демографов, этнографов, философов, психологов и педагогов. В государственных документах о семье и семейной политике подчеркивается примат семьи, семейного общества как основной сферы всей социальной политики в обществе. Соответственно, вся социальная политика государства основана на принципе примата личности и семьи над другими социальными институтами и структурами.
Психолого-педагогические аспекты
Социально-педагогический анализ сохранившихся этических традиций семейного воспитания народов показывает, что они обеспечивают, прежде всего, управляемость формированием личности старшеклассников.
Это связано с тем, что в семье:
- Сохранившиеся народные традиции, определяющие алгоритм поведения человека;
- Воспитание детей осуществляется в органическом процессе семейной жизни;
- отношение к детям исключает телесные наказания и жестокость, и в то же время уважает личность ребенка, его собственное мнение, право на успех и ошибку, что связано с требовательным выполнением своих обязанностей
- Усвоение детьми социальной культуры, норм поведения и морали обеспечивается в неограниченных благоприятных условиях, соответствующих их индивидуальным способностям;
- Нормы и правила, вытекающие из таких этических традиций, как поклонение предкам, почитание старших, уважение личности детей, бережное отношение к окружающей среде, любовь к родине и т.д., сохраняются и являются неписаными законами.
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни один народ, ни одно культурное сообщество не обходилось без семьи. Общество и государство заинтересованы в позитивном развитии, сохранении и укреплении семьи. Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в крепкой, надежной семье.
В современной науке не существует единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Семью обычно называют основной ячейкой общества, непосредственно участвующей в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы семью все чаще называют специфической, малой социально-психологической группой, подчеркивая, что она характеризуется особой системой межличностных отношений, в большей или меньшей степени регулируемых законами, моральными нормами, традициями.
В жизни определенных людей семья многообразна, так как межличностные отношения имеют множество вариаций, широкий спектр проявлений. Для одних людей семья — это убежище, надежная эмоциональная поддержка, центр взаимной заботы и радости; для других — это своего рода поле битвы, где все члены борются за свои интересы, раня друг друга необдуманными словами и несдержанным поведением. Однако у подавляющего большинства людей, живущих на Земле, понятие счастья ассоциируется в первую очередь с семьей: те, кто счастлив в своем доме, считают себя счастливыми людьми. Оказывается, люди, которые, по их собственной оценке, имеют хорошую семью, живут дольше, меньше болеют, продуктивнее работают, лучше переносят жизненные трудности, более общительны и дружелюбны по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от развала или является стойким холостяком.
Брак — это исторически сложившееся многообразие механизмов социального регулирования (табу, обычай, религия, закон, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленных на поддержание непрерывности жизни. Цель брака — создание семьи и рождение детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.
По мнению А.Г. Харчева, брак и семья возникли в разные исторические периоды; семья — более сложная система отношений, чем брак, так как она обычно объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто людей, которые близки супругам и необходимы им.
Проблемы происхождения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого отдельного человека занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков. Тем не менее, сегодня эти проблемы изучены не до конца: существует много спорных вопросов. Семья — это продукт длительного исторического развития, форма совершенствования социального регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были характерны для отдельных племен, другие были более распространены. Общей чертой была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества.
Подготовка к семейной жизни по программе нравственно-полового воспитания
Актуальность проблемы нравственного и сексуального воспитания очевидна. Сексуальность подростков и молодых людей всегда была предметом беспокойства взрослых, особенно родителей и педагогов. Кризис наблюдается и в самом институте семьи, о чем свидетельствует статистика.
Причины этого явления сложны и неоднородны. Существует ряд причин объективного характера, на которые могут повлиять только глобальные изменения в экономике и обществе. С другой стороны, семья — это сложная, изменчивая психологическая система, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. Среди психологических причин кризиса семьи — недостаточная подготовка молодежи к браку: отсутствие знаний о семейных отношениях; несформированность половых, социальных и семейных ролей, давление негативных социальных стереотипов; недостаточный уровень культуры межличностных отношений. Большинство существующих программ не уделяют должного внимания всем трем аспектам нравственного и сексуального воспитания. Некоторые из них просто устарели.
Программа рассчитана на 44 часа и предназначена для старшеклассников (14-17 лет).
Цель программы — формирование основ психологической и нравственной культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и родителями и детьми — с другой.
Цели программы:
- повышение осведомленности о правовых, физиологических, психологических, культурных и исторических основах семейных отношений.
- создание условий для понимания собственной личности, осознания своих сексуальных, социальных и семейных ролей, принятия себя и других.
- обучение основным навыкам эффективного общения на разных уровнях.
Авторы программы попытались смоделировать в хронологическом порядке те сферы общения, которыми должен овладеть каждый гармонично развитый человек: кровная семья, сообщество сверстников одного пола, сообщество сверстников противоположного пола и будущая семья. Программа рассказывает о том, каким нужно быть, чтобы создать счастливую семью, а с другой стороны, создает условия, в которых участники понимают, что нужно делать, чтобы будущая семья была счастливой.
Исследование эффективности программы, которое показало, что «Семьеведение» было высоко оценено учителями, участниками методического тренинга, со средней оценкой 9,5 по 10-балльной шкале. Программа получила особенно высокую оценку по следующим показателям: актуальность, практическая полезность, технологическая эффективность (достаточность для использования на практике), научная обоснованность.
Программа нравственного и сексуального воспитания проводилась с учащимися 10-11 классов в 2003-2004 и 2004-2005 годах. Преподавание в рамках программы показало, что.
- Уровень осведомленности студентов о предмете значительно повысился;
- дети учатся эффективно общаться, разрешать конфликты, выражать свои чувства, понимать и принимать различные точки зрения
- осознают свои собственные семейные стереотипы и взгляды на отношения между мужчинами и женщинами, мужьями и женами, родителями и детьми.
Уроки о взаимоотношениях между членами семьи, проводимые в блоке «Семья», представляют большой интерес для старшеклассников: Происходит глубокая внутренняя работа по осознанию собственных семейных стереотипов и установок на отношения между мужем и женой, детьми и родителями. Понятно, что студентам особенно интересно поговорить о сексуальных отношениях. По результатам наблюдений и отзывов учащихся после занятий блока здоровья, значительно повышается информированность учащихся, снимаются табу на тему секса; учащиеся осознают свою ответственность за начало сексуальных отношений; учащиеся принимают решение вести себя ответственно в отношении сексуальных отношений.
Самая эмоциональная реакция студентов произошла на занятии «Самое главное чудо на свете», которое было посвящено самому сокровенному в жизни человека — рождению ребенка. После этого урока дети осознают, насколько важен для человека опыт рождения; они понимают не только то, что чувствует мать, но и то, что чувствует ребенок.
После реализации программы ее эффективность оценивалась с помощью предложенных в программе опросников, методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, опросника «Кто я?» и опросника «Кто я?».
Правильное понимание социальной роли семьи и брака
Среди множества аспектов проблемы готовности молодежи к семейной жизни наиболее важным является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского самосознания.
В настоящее время наблюдается значительное ослабление регулирующего воздействия норм и стандартов поведения в семье, которые ранее утвердились в обществе и стали частью общественного сознания. В основном это связано с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Функциональные роли мужчины-мужа и женщины-жены, которые были типичны в прошлом, также значительно изменились.
Брак и семья все чаще воспринимаются людьми в основном как средство удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
Помимо нравственного регулирования брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность, определяя основные гражданские права и обязанности членов семьи друг перед другом и перед обществом.
С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только признать потребность в близости с лицом противоположного пола, но и осознать значение своих действий, первым в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.
Между тем, исследования показали, что только 55% старшеклассников положительно относятся к закону как к личной ценности. В то же время 61% из них имеют стабильное и осознанное отношение, обеспечивающее регуляцию их поведения. Для 39% этих студентов положительное отношение к закону является нестабильным и ситуативным. Регулирующая функция права для них опосредована чисто эгоистической мотивацией, основанной на эмоциональном переживании определенной ситуации.
45% старшеклассников не имеют положительного отношения к праву. Среди них 36% юношей и девушек имеют устойчиво негативное отношение к праву как к необходимой ценности для человека. Представление о праве как о необходимой ценности для человека не только не увеличивается, но часто уменьшается по мере его взросления.
83% учащихся получают информацию о праве от учителей, из бесед, организованных в школе, читая книги, смотря телепередачи и фильмы. Когда они говорят о правовых вопросах в семье и в разговорах с родственниками, у них часто возникает негативное отношение к праву в пользу других видов социальных норм.
Среди норм, противоречащих правовому регулированию, на первом месте стоят те, которые якобы защищают неприкосновенность личности. На втором месте стоят повседневные нормы, которые неверно интерпретируют принципы коллективной солидарности. На третьем месте стоят нормы, выражающие правила ложного товарищества.
При определенных условиях частные (по отношению к обществу) нормы микро-социальной среды воспринимаются индивидом как общепринятые нормы практической морали, заменяя нормы закона и общественной морали.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Личностно-ориентированный подход в образовании
- Основные принципы обучения
- Непрерывное образование. Преемственность в работе образовательных учреждений
- Коммуникативная компетенция
- Структура публичного выступления
- Введение в педагогическую профессию
- Внеурочная деятельность младших школьников при изучении неживой природы на примере кружка
- Особенности речевого аппарата детей, их влияние на освоение звуковой стороны речи
- Методика формирования грамматического строя речи
- Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков