Оглавление:
В процессе развития философских знаний сформировалась особая область размышлений — рефлексия об обществе. Социальные и философские проблемы впервые появились в философии истории. Социальная философия также развивалась в рамках онтологии, гносеологии, этики и антропологии. Древнегреческий философ Аристотель первым задумался о человеческой природе как о социальном существе. Общество — это совокупность отношений, которые возникают на основе совместной деятельности людей и обусловлены их общей жизнью, процессами и результатами их деятельности. Общество — это система взаимосвязей и отношений, которые существуют через деятельность людей и в то же время как нечто существующее «над ними».
Человеческое существо — важная черта социального, социального бытия. Как социальная философия описывает, объясняет сосуществование людей, социальные отношения и отношения? Философский анализ общества предлагает размышления по следующим вопросам:
Что такое общество и каковы основные подходы к его пониманию;
Какова структура общества и как оно развивается?
Традиционно для социальной философии было отношение, раскрывающее наиболее общие черты человеческого существования, выявляющее наиболее устойчивые связи, нормы, стандарты, которые можно рассматривать как основные определения общества. «Социальный» рассматривался как особая структура, которая проявляется в жизни людей. Исследователь, философ, размышляя над таким материалом, мог бы исследовать единичный феномен человеческой жизни в рамках более крупной структуры и взглянуть на него чисто научным, рациональным образом. Подобно тому, как физика XVIII века объясняла феномен жары с точки зрения жидкостей, социальная философия стремилась объяснить социально-исторический процесс с точки зрения специфических социальных форм, которые управляют поведением человека. В то время как физика избавилась от такой гипотезы о жаре, социальная философия уже некоторое время использует такие структуры в своих исследованиях.
Рассмотрение стабильных отношений и отношений, которые являются объективными отношениями, имеет большое значение для развития социальной философии как науки; без нее невозможно познание общества. Однако такое рассмотрение не может решить вопроса об особенностях индивидуального существования людей и их взаимодействия. Деятельность людей как индивидов была поглощена вопросом о больших социальных структурах. Вопрос о крупных социальных структурах доминировал, отодвигал на второй план изучение индивидуальных, личностных проявлений жизни людей. Вопрос о внедрении социальных структур в жизнь людей, вопрос о зависимости крупных социальных структур от деятельности людей был отодвинут на задний план исследований.
Идея общества как выражения норм и стандартов социальной жизни, объективных по отношению к людям, была широко распространена среди различных течений и школ философской мысли. Идея внешнего структурирования сущности людей изучалась структурализмом на основе учения Э. Дюркгейма. Аналогичный подход был разработан в теории структурно-функционального анализа общества Т. Парсонсом.
Общество — часть материального мира
По мнению К. Маркса, объективные социальные отношения между людьми строятся на основе живого, личного взаимодействия. Догматический марксизм, развивавшийся под давлением тоталитарной идеологии (СССР и стран Восточной Европы), старался не увековечивать под видом марксизма те методы социального исследования, которые были характерны для самого Маркса.
Обратимся к не догматическому марксизму, марксизму, направленному на изучение живой человеческой деятельности. Марксизм содержит «инструменты» для изучения общества, полезные для развития социальной философии. Необходимо преодолеть мифологический подход к доктрине Маркса как к «высшей» доктрине. Важно рассматривать доктрину Маркса как представителя европейской философии века ВПК и «читать» его как мыслителя в серии других мыслителей этого века. С этой точки зрения возникает реальный взгляд на философию Маркса и методы его исследований, которые в настоящее время имеют важное значение для развития науки и культуры.
Рассмотрим проблемы исследований, которые не были реализованы Марксом, но могут иметь новое значение для развития социальной философии. Маркс создал концепцию этапов социально-исторического развития. Согласно этой концепции, социальные связи и социальные институты зависят от сосуществования людей. Это понятие формирует такие представления о развитии общества, согласно которым развитие социальных связей — это переход от прямых отношений между людьми к их опосредованным (с помощью вещей, объектов) связям и отношениям. Такие связи и отношения способствуют самостоятельному существованию людей, что, в свою очередь, способствует их личностному развитию.
Другим развитием Маркса стала доктрина средств производства (трудовой деятельности). В процессе трудовой деятельности вещи, предметы и результаты труда приобретают социальные качества и свойства. Такие вещи и предметы становятся хранителями человеческого опыта, истории и культуры. Вещи и предметы, приобретающие культурное значение, выступают в качестве посредников в человеческих отношениях. Они действуют как некая организующая «сила» социальных и межличностных отношений. Осмысление таких свойств вещей и предметов, которые люди используют в своей деятельности, способствует развитию научных методов в социальной философии — в философии общества. Основная идея заключается в том, что социальный процесс, который создается самими людьми, не дается напрямую. Социальная философия исследует именно эти непосредственные, социальные отношения и отношения между людьми.
Общество — это сложная сущность среди известных явлений реальности. Термин «общество» имеет следующие значения:
- Общество — совокупность социальных отношений. Любое общество — это не только межличностные отношения, но и единая система социальных отношений, единый социальный организм, имеющий собственное самостоятельное развитие;
- Общество — определенный этап в историческом развитии человечества. Общество прошло следующие стадии развития: первобытное общество, традиционное общество, индустриальное общество, информационное общество (постиндустриальное общество).
- Общество представляет собой конкретный этап культурно-исторического развития. В этом случае общество выступает в качестве субъекта истории. Например: общество средневекового Запада, американское общество, российское общество).
Таким образом, общество является частью материального мира, оторванного от природы, исторически развивающейся формой жизнедеятельности людей, основой которой является труд, общественное производство. Общество изучается не только социальной философией, но и историей, социологией, историей государства и права, археологией, экономикой. Если история изучает и описывает развитие духовной и материальной жизни общества, экономика изучает законы экономической и производственной деятельности, то социальная философия изучает сущность и основные законы социального развития, цели социального развития, а также движущие силы развития.
Социально-философский анализ глобализации
Характерной чертой современной эпохи является глобализация, то есть усиление интеграционных процессов всех сфер общественной жизни в глобальном масштабе. Однако следует отметить, что истоки глобализации уходят в далекое прошлое, когда произошел переход от собирательской к производящей экономике, от первобытного общества к классовому, когда появились первые цивилизации. Уже тогда произошел обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств. Например, древняя Индия имела тесные торговые контакты с Персией и Ближним Востоком.
У Греции и Индии были одинаковые контакты. Александр Македонский многое сделал для объединения греческой и восточной культур. После завоевания Персии, например, Александр Македонский, по словам Плутарха, «начал адаптировать свой образ жизни к местным обычаям, и в то же время сблизить его с македонским, ибо считал, что такой смесью и сближением он укрепит свою власть добром, а не принуждением, если отправится в долгий путь». Для этой же цели он выбрал тридцать тысяч мальчишек и поставил над ними многочисленных наставников, чтобы обучить их греческому чтению и письму, а также использованию македонского оружия. И его брак с Роксаной, красивой и цветущей девушкой, в которую он однажды влюбился, увидев ее в ронделлах на празднике, был, как казалось, полностью соответствовал его замыслу, ибо этот брак объединил Александра с варварами, и они вторглись в его доверие и горячо полюбили его, ибо он проявил величайшее воздержание и даже не пожелал незаконно обладать этой уникальной женщиной, победившей его»[1].
Но процесс взаимодействия разных народов и государств особенно активизировался в эпоху открытия Америки, эпоху быстрого формирования буржуазных общественных отношений. Маркс и Энгельс, указывая на роль буржуазии в формировании мирового экономического пространства, пишут: «Буржуазия, эксплуатируя мировой рынок, сделала производство и потребление всех стран космополитическими.
К великому огорчению реакционеров, он вырвал национальную землю из-под ног промышленности. Первоначальные национальные отрасли промышленности были уничтожены и продолжают уничтожаться каждый день. На их месте появляются новые отрасли промышленности, внедрение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных народов, отрасли, которые перерабатывают уже не местное сырье, а сырье, импортируемое из самых дальних уголков земли, и которые производят готовую продукцию, потребляемую не только в пределах данной страны, но и во всех уголках мира. Вместо старых потребностей, которые удовлетворялись за счет отечественных продуктов, появляются новые, которые требуют продуктов из самых отдаленных стран и из самых разнообразных климатических условий. Старая местная и национальная изолированность и пропитание продуктами собственного производства заменяются всесторонней взаимосвязью и всесторонней взаимозависимостью народов. Это в равной степени относится к материальному и духовному производству. Плоды интеллектуальной деятельности отдельных государств становятся общей собственностью. Национальная односторонность и ограничение становятся все более и более невозможными, а мировая литература возникает из множества национальных и местных литератур.
Концепция глобализма
В социальной философии некоторые исследователи проводят линию разграничения между терминами «глобализация» и «глобализм». Они утверждают, что глобализация или глобализация отражает интеграционные процессы в мировой истории. «Глобализация» относится к тому факту, что мы давно живем в глобальном обществе, в том смысле, что понятие закрытых пространств стало вымыслом. Ни одна страна или группа стран не может изолировать себя от других». Глобализация не исключает различий, разнообразия, национальной самобытности, существования национальных государств и т.д.
Что касается концепции глобализма, то она понимается как мировой рынок и неолиберализм. Бек пишет: «Я называю глобализм пониманием того, что мировой рынок заменяет или делает излишнее политическое действие; для меня это идеология управления мировым рынком, идеология неолиберализма. Она действует по монокаузальному, чисто экономическому принципу, сводит многомерность глобализации к одному, экономическому измерению, о котором также думают линейно, и обсуждает другие аспекты глобализации — экологические, культурные, политические, социальные и цивилизационные — если они вообще возникают, то только подчиняя их доминирующему измерению мирового рынка.
Это различие между двумя основными понятиями социальных наук (глобализация изучается многими социальными науками — социальной философией, политологией, экономической теорией, правом, социологией и т.д.) имеет определенные эпистемологические причины. Глобализм и глобализация отражают различные аспекты общества как целостной социальной единицы. Но можно и по-другому интерпретировать глобализацию и глобализм.
До того, как глобализация пришла в мир, всегда происходили процессы интеграции, о чем говорилось выше. Нации, государства сотрудничали друг с другом, обменивались материальными и духовными ценностями, устанавливали торговые отношения и т.д. Все эти интеграционные процессы можно описать термином «интернационализм». В период интернационализма каждое государство в первую очередь защищает свои национальные интересы. Она импортирует только те товары, которые не угрожают разрушить ее национальную экономику. Она способствует сохранению национальных традиций, обычаев, национального языка, национальной самобытности в целом. Он защищает свой национальный суверенитет всеми доступными средствами.
В целях защиты мира во всем мире и сохранения национального суверенитета создаются различные международные учреждения и организации (Лига Наций, ООН и т.д.). Они отстаивают принципы национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.
Что касается глобализации, или, как ее называют французские ученые, это феномен последней четверти XX века. После распада Советского Союза она растет. Она носит объективный характер и связана, главным образом, с тем, что в процессе социального прогресса человечество становится все более распространенным явлением. В отличие от интернационализации, глобализация не знает ни национальных границ, ни права народов на самоопределение. Вместо этого она предлагает наднациональные формы правления и принципы прав человека. В этом котле глобализации исчезают национальные культуры, национальные традиции, национальная самобытность, словом, все национальное. Глобализация становится космополитической.
Глобализация в сфере духовной культуры
Поскольку глобализация происходит в рамках капитализма, богатство которого представляет собой «огромное скопление товаров»[4], вполне естественно, что рынок играет в нем важную роль. Именно по этой причине глобализация является основой глобализации. Все процессы и явления общества трансформируются в рынок, так как основная цель — получение высокой прибыли, а не удовлетворение растущих потребностей людей, все культурные, политические, общественные отношения и отношения трансформируются в рыночные.
Основные экономические параметры глобализации были разработаны в Соединенных Штатах Америки, которые являются единственной сверхдержавой в современном мире с сильной экономикой и военной технологией. Вот правила, которые являются обязательными для всех стран, желающих активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве: «Частный сектор станет главным двигателем экономического развития, инфляция будет поддерживаться на низком уровне, цены останутся стабильными, государственная бюрократия будет сокращена, сбалансированный бюджет будет выработан, импортные тарифы будут сведены к минимуму, ограничения на иностранные инвестиции будут сняты, импортные квоты будут отменены, внутренние монополии будут нарушены, экспорт будет увеличен, государственные предприятия будут приватизированы». Отказались от регулирования потоков капитала, отечественная промышленность открыта для мира, иностранцы получили право покупать любые акции и ценные бумаги, поощряется конкуренция между отечественными предприятиями, ликвидирована коррупция государственных служащих, отказались от субсидий отдельным предприятиям, банковские и телекоммуникационные системы открыты для частной собственности, граждане получили право выбирать любой, отечественный или иностранный, пенсионный фонд».
В сфере экономики глобализация проявляется в формировании мировых производительных сил и отношений производства. Современная мировая экономика представляет собой своего рода единый экономический механизм, элементы которого разбросаны по всем странам и континентам. Существует еще одно социальное разделение труда, которое свидетельствует о том, что человечество сделало еще один шаг вперед, потому что чем выше разделение труда, тем более развито общество.
Экономическая глобализация способствовала экономическому росту некоторых слаборазвитых стран. «Открытие рынков для международной торговли помогло многим странам развивать свою экономику намного быстрее, чем они могли бы сделать это в противном случае. Международная торговля способствует экономическому развитию, когда экспорт страны влияет на ее экономический рост. Экспортный рост лежит в основе промышленной политики, которая обогатила большую часть Азии и значительно улучшила жизнь миллионов людей»[6]. Прорыв Китая был бы невозможен, если бы Китай не участвовал в процессах глобализации и если бы транснациональные корпорации не инвестировали в китайскую экономику.
В области политики глобализация означает сотрудничество всех государств в решении политических проблем международного значения. Особое внимание уделяется формированию демократических институтов, правам человека и борьбе с терроризмом. Утверждается, что все острые политические проблемы должны решаться на основе компромисса, консенсуса, а не войны. Помимо Организации Объединенных Наций, объединяющей в своих рядах все государства мира, появились региональные политические институты, которые по определению занимаются мирным урегулированием региональных проблем.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Космическая этика К.Э. Циолковского — Космозм Циалковского и его основные этапы
- Патристика и схоластика: этапы развития — Основные этапы развития средневековой философии
- Философские основания современного либерализма
- Славянофилы
- Диалектика Гегеля
- Проблема творения. Бытие и небытие в арабо-исламской философии
- Историческая судьба марксизма в России
- Рене Декарт, французский философ, математик
- Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений
- Антропологический материализм Фейербаха