Оглавление:
Язык является средством формирования и сохранения знаний о мире, поскольку в слове фиксируются результаты человеческого познания. Результаты этого познания формируют языковой образ мира, то есть тот внутренний образ, который отражает реальный мир в нашем сознании. В то же время каждый язык создает свой особый образ мира, в котором отражается не только общечеловеческий, но и национально-культурный опыт народа — носителя языка. Интерес науки к языковому образу мира, к тому, как человеческое восприятие действительности закрепляется в языке, привел к необходимости внедрения социокультурного подхода в изучение языка и речевое образование.
Социокультурный принцип в современном языковом образовании означает, что в процессе обучения родному языку реалии общества и культуры (как духовные, так и материальные) должны быть осмыслены личностью через язык как ценность существования.
Слова выдающегося методиста прошлого академика И.И. Срезневского «народ выражает себя в своем языке» становятся чрезвычайно актуальными сегодня, в 21 веке, поскольку определяют стратегию изучения языка через призму национальной культуры. Осознание того, что язык является также культурным кодом нации, а не только средством общения и познания, приводит к необходимости осуществлять развитие языка с учетом культурного фона, лежащего в основе каждой языковой единицы. Итак, роль метафоры, символа, стереотипа, фразеологизма в культуре и языке должна быть отражена в содержании курса русского языка, по крайней мере — в виде фоновых знаний. Без него невозможно представить современный язык и процесс развития личности. Социокультурный принцип предполагает учет закономерностей и научных данных, описанных и предоставленных такими современными дисциплинами, как социолингвистика, этно- и лингвокультурология.
Социокультурный принцип подчеркивает, что текст является транслятором национальной культуры. Однако этим не исчерпывается суть данного подхода. Внимание к образным средствам языка, особенно к метафоре и сравнению, к явлению языковой игры, к клише и стереотипам в русском национальном языке, к фразеологическим выражениям — словом, внимание ко всему, что составляет веками накопленный культурный код родного языка, должно быть отражено в содержании обучения, поскольку это определяет национальное мировоззрение.
Социокультурный принцип не отрицает, а наоборот подчеркивает важность этнокультурных и культурных компонентов в содержании обучения русскому языку. Но сам этот подход шире, чем, например, культурологический подход, который охватывает материальную и духовную культуру людей, но не учитывает внекультурные реалии современного общества. И делает это таким образом, что общество уже открыто выражает свои требования к уровню и содержанию обучения на родном языке.
Культурологический принцип, несмотря на его важность, уже недостаточен в новых условиях преподавания иностранных языков, когда иностранные языки изучаются уже в начальной школе, а учащимся доступен Интернет. Культурный подход, если исходить из термина, подразумевает культурные знания и означает их приобретение человеком в процессе изучения языка как транслятора культуры. Однако социокультурный компонент в обучении языку не исчерпывается культурологическими знаниями, поскольку задачей обучения, согласно социокультурному принципу, является формирование адекватного языкового образа мира, развитие языковой способности, развитие языка и личности в целом, а значит, овладение языком как ценностью. Если раньше социокультурный принцип обучения языку был прерогативой методики преподавания иностранных языков (в том числе и русского как иностранного), то сегодня ситуация в обществе в целом и в образовании в частности диктует необходимость учитывать этот принцип даже при обучении русскому языку как родному. Взаимодействие и противостояние внутри социальных групп, диалог культур и парад суверенитетов на планете предъявляют новые требования к преподаванию родного языка как основы национального самосознания.
Средства народного воспитания
Основными средствами народного воспитания являются труд, игра, язык, общение, искусство, произведения фольклора и так далее.
Труд занимал ведущее место в жизни человека во все времена, он является сердцевиной народного воспитания. Поэтому не случайно эта тема ярко выражена в пословицах и поговорках: «Работа — отец всего сущего», «Кто любит работу, тот любит жизнь», «Если будешь сидеть без дела, рыба и зверь домой не придут».
В то же время люди смеются над ленивыми людьми, которые стремятся к легкой жизни. Об этом свидетельствуют народные пословицы: «Работа ставит человека на ноги, а лень загоняет его в землю», «Работа кормит человека, а лень портит его», «Лень делает человека больным, а работа делает его здоровым», «Лень не приносит пользы», «Ленивого человека узнают по походке», «Ленивый спит сидя, а работает лежа», «Жить без работы — не что иное, как коптить небо», «Ленива та птица, которая не строит своего гнезда».
О роли труда в жизни человека совершенно правильно писал Г.Н. Волков: «Трудовое воспитание — венец всей системы народного образования. Нет ни эстетического, ни физического, ни нравственного воспитания; без работы нет полноценного духовного воспитания.
О важности труда в жизни человека говорили многие прогрессивные мыслители всех времен и народов.
Истинное сокровище для человека — это способность работать. (Эзоп)
Работа облагораживает человека. (В. Г. Белинский)
Работа… Первое основное условие всей человеческой жизни, причем в такой степени, что в определенном смысле мы должны сказать: Труд создал человека. (Ф. Энгельс)
Без работы не может быть чистой и радостной жизни. (А. П. Чехов)
В труде, и только в труде, живет великий человек, и чем горячее его любовь к труду, тем он величественнее, тем продуктивнее, тем прекраснее его труд. (М. Горький)
Таким образом, трудовое воспитание является основной проблемой народного образования во все времена. Трудовое воспитание тесно связано с материальной и духовной культурой народа, его традициями. Например, труд народов Севера органично связан с традиционными отраслями их хозяйства — охотой, рыболовством, оленеводством, которые развивались в специфических условиях тундры и тайги.
Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестного отношения к труду с самого раннего возраста. Особое внимание следует уделить развитию у детей уважительного отношения к труду других людей. Приобщение детей к труду целесообразно сделать средством развития личности каждого ребенка, так как в процессе активной деятельности человек вырабатывает культуру труда, формирует творческое отношение к работе, а также дисциплинированность, организованность, умение работать в команде.
Игра — важный фактор в развитии детей. A. Н. Леонтьев, разработавший теорию деятельности, утверждал, что с раннего детства до 7 лет для ребенка ведущим видом деятельности является игра.
Д. Б. Эльконин раскрыл и глубоко описал различные виды детской деятельности, в процессе которой они овладевают основами культуры и тем самым осуществляют свое духовное развитие. Он также указал на важную роль игры в развитии детей.
Как известно, игровая деятельность занимает большое место в воспитании человека и является важным условием духовно-нравственного и физического воспитания ребенка. Многие психологи и педагоги обращают внимание на воспитательную и развивающую функцию игры в педагогическом процессе.
А. Макаренко писал: «Игра важна в жизни ребенка так же, как работа и служба взрослого человека. Что для ребенка в игре, то для него в работе, когда он вырастет. Формирование идентичности, таким образом, происходит в основном в игре. Игра — это главное занятие ребенка, его самый большой интерес. Игра учит человека физическим и умственным усилиям, которые понадобятся ему для будущей работы.
Включение игр своего и других народов, помимо понимания детьми традиций и истории своего народа, его мудрости и полезности традиций национального воспитания дает понимание единства всех народов (игры, как известно, почти во всем мире имеют много общего).
Формы и методы развития у учащихся способности к нравственному самоопределению
В разные исторические эпохи разные авторы делали особый акцент на нравственной сущности педагогической деятельности. Уже Протагор указывал, что противоречивость нравственной сущности человека устраняется воспитанием, главная задача которого — совершенствовать человека и согласовывать требования разума пользы с потребностями добродетельного поведения человека. Г. Фихте считал развитие нравственности высшим образованием. К.Д. Ушинский трактовал образование как «духовное окормление» ученика и его восхождение на новый уровень отношений с миром и с самим собой. Иногда понимание воспитания ограничивается сферой социализации и определяется как направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стремятся привить желательные черты и характеристики (И.С. Кон), как общественно-историческое и объективно-природное явление, которое «имеет своей целью подготовку производительных сил общества, его жизнеобеспечение, формирование определенного социального типа личности».
Исследование морального самоопределения в современном обществе очень актуально, так как в настоящее время происходит вытеснение традиционных морально-этических устоев новой западной системой мировоззрения, в основе которой лежит идеология индивидуализма и материальной выгоды. В такой ситуации моральное самоопределение студентов становится невероятно сложным. Между тем, было показано, что наука играет большую роль в развитии способности учащихся к самоопределению, особенно в нравственности. В связи с этим необходимость обновления содержания образования очевидна. Обновление образования осуществляется на основе изменения его цели, которая заключается не только в наборе знаний, но и в свободном развитии личности. Особое значение приобретает формирование базовой культуры личности, культуры нравственного самоопределения, понимания ценности человеческой жизни. Самоопределение является одним из социально-психологических механизмов формирования жизненных принципов и смыслов, ценностей и идеалов, норм и правил поведения, как отдельной личности, так и социальной группы в целом.
Проблема развития нравственного самоопределения личности изучалась и рассматривалась в различных научных областях гуманитарного знания. С философской точки зрения эта проблема представлена в работах Д. Андреева и Н. Бердяева. Нравственное самоопределение как педагогическое явление представлено во многих работах различных авторов статей следующих педагогических журналов: «Духовно-нравственное воспитание» (П.В. Степанов, Т. А. Данилова, Н.В. Логинова), «Педагогическая работа в школе» (И.З. Гликман, Н.Л. Селиванова, Н.М. Кий), «Воспитание школьников» (Е.Н. Семыкина, Т.В. Левкина), «Воспитание в современной школе» (И.В. Самойлова).
Развитие нравственного самоопределения учащихся происходит успешно при соблюдении ряда педагогических условий:
- 1) способность обучающихся к нравственному самоопределению определяется в педагогической деятельности как одна из важнейших социально-личностных компетенций личности, как результат освоения обучающимися стандарта основного общего образования в соответствии с современными ФГОС;
- 2) нравственное самоопределение понимается как один из видов жизненного самоопределения личности и как насущная потребность подросткового возраста
- 3) активно реализуется содержание образования, направленное на нравственное воспитание личности и нравственное самоопределение.
Термин «нравственное самоопределение», в том числе и самой личности, используется для обозначения процесса становления человека, его ценностной ориентации для выработки жизненной перспективы, формирования нравственного выбора в соответствии с определением своего места в мире и отношения к окружающему миру, обществу, где осуществляется переход от вероятности к реальности .
Целью формирования способности к нравственному самоопределению по предмету является вовлечение учащихся в процесс осознания и переживания нравственных ценностей, которые трансформируются в личностные потребности, субъективно значимые, устойчивые жизненные ориентиры.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие пониманию и усвоению моральных норм.
Основные требования к организации культурно-досуговой деятельности в различных подотраслях культуры
По мнению экспертов, до 50% фонда публичных библиотек составляют книги, которые практически не используются населением. В то же время в библиотеках отсутствует большое количество научной и художественной мировой литературы. Таким образом, реальные читательские интересы граждан и структура библиотечных фондов во многом расходятся. Хотя в последние годы фонды библиотек пополнились литературой из-за рубежа, подаренной российскими издательствами, работающими за рубежом, общее количество иностранной научной литературы, приобретаемой библиотеками, сократилось. Что касается периодических изданий, которые пользуются спросом в основном у читателей городских библиотек, то здесь произошло значительное снижение. Соответственно, это негативно сказывается на информированности местного населения о событиях в мире и в стране, об актуальных современных общественных проблемах как предпосылке формирования его гражданской культуры.
В подавляющем большинстве библиотек получение библиотечных фондов не компенсирует потерю книг из-за их порчи и кражи. Перевод ценных книг на микроформы и CD-ROM осуществляется в основном в крупных библиотеках.
Большинство библиотек осуществляют свое комплектование через библиотечные коллекторы, в основном из-за большей дешевизны приобретаемой ими литературы, чем у фирм и книжных магазинов, издательств. Но приобретенная таким образом литература не отвечает различным читательским интересам и поступает несвоевременно.
Перевод книгоиздательского дела исключительно на коммерческую основу без учета реального социального спроса на ту или иную литературу со стороны различных групп населения существенно ограничивает возможности библиотек в их информационно-просветительской деятельности по повышению читательской культуры населения.
В то же время дефицит финансирования государственной библиотечной сети стимулирует некоторые библиотеки искать нетрадиционные платные услуги, расширяя влияние библиотек в регионе. К ним относятся: Выдача особо ценной и малоформатной литературы, ночной абонемент, нестационарное библиотечное обслуживание, работа с бизнес-структурами. Соответственно, разумное использование государством таких нетрадиционных рыночных механизмов для решения проблемы повышения социальной эффективности библиотечной сети является актуальным.
В последнее время государственные органы культуры уделяют особое внимание проблеме информатизации библиотечной сети. Разработана и внедряется программа Российской национальной библиотечной информационно-библиотечной сети ЛИБНЕТ, целью которой является обеспечение равного доступа к информационным ресурсам российских библиотек для всех граждан России. Это, несомненно, будет способствовать расширению информационного влияния библиотек на различные слои населения, формированию и повышению культурной компетентности граждан на основе современных компьютеризированных библиотечных технологий. В то же время на процесс информатизации библиотек влияют различные финансово-экономические возможности регионов, что приводит к неравномерному приобретению информационных ресурсов. Это, в свою очередь, делает невозможным создание единого общероссийского информационно-культурного пространства как фактора формирования общей досуговой и книжной культуры населения. В то же время решение этой проблемы не отменяет задачи повышения качества книжных фондов с учетом культурно-досуговых потребностей населения и обучения библиотечных специалистов читательской культуре населения, способствуя тем самым развитию их культурно-досуговой деятельности.
Учитывая, что подавляющее большинство библиотек относится к муниципальному уровню, перед этими учреждениями стоит основная задача по формированию читательских запросов, справочно-информационному обслуживанию местного населения по актуальным вопросам в социальной, экономической и культурной сферах.
В то же время наблюдается тенденция неравномерного распределения библиотек по территории России. И эта неравномерность не имеет ничего общего с социокультурными особенностями регионов. Это следствие различных условий и объемов финансирования на той или иной территории.
Укрепление социального здоровья студентов в системе деятельности психологической службы вуза
В исследовании, проведенном в 2006-2011 годах, апробировалась разработанная система психологической службы университета, направленная на укрепление социального здоровья студентов.
На основе идей ученых о психологической службе (А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, Е.И. Рогов, Н.Д. Бережнова, Л.А. Байкова, Е.Н. Горохова и др.) определены современные концептуальные подходы к организации и функционированию психологической службы — антропоцентрический (К. Роджерс, А. Маслоу, Л.А. Байкова) и деятельностный. Приведенные выше подходы позволяют выделить основные принципы работы психолога в высшем учебном заведении: гуманистическая направленность, профессионализм, сотрудничество всех участников образовательного процесса, индивидуальность, диалогизация и вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность.
В ходе исследования было установлено, что основными путями реализации идей психологического сопровождения образовательного процесса в современных образовательных учреждениях являются: наличие психологической службы как системы и соответствующая организация деятельности службы по перспективным направлениям; целенаправленная совместная деятельность всех участников образовательного процесса; взаимодействие педагогов с учащимися и друг с другом; психолого-педагогическая компетентность педагогов и учащихся.
В контексте антропоцентрического подхода и с учетом современных тенденций развития образования система психологической службы вуза — это структура, осуществляющая целенаправленную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению студентов, обеспечивающая добровольное рефлексивно-творческое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и способствующая их личностному, профессиональному самоопределению и саморазвитию, реализующая комплекс мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование и коррекцию социального здоровья студентов.
Основной целью функционирования системы психологической службы в вузе является создание благоприятных условий для обеспечения развития и укрепления социального здоровья всех участников образовательного процесса, особенно студентов, содействие в развитии личностных качеств и индивидуальности, формировании эффективной стратегии социализации личности, адаптации к рынку труда, профессиональной ориентации и самореализации. Для достижения этой цели в процессе сервисной деятельности необходимо реализовать следующие задачи.
- создание психологически приятной развивающей среды для всех участников образовательного процесса.
- анализ состояния образовательного процесса в вузе с целью выявления противоречий в его содержании.
- использование системы методик для диагностики исходного уровня социального здоровья учащихся и динамики их дальнейшего обучения.
- внедрение современных психолого-педагогических технологий, психологических основ обучения и подготовки будущих специалистов.
- формирование социально активного и развивающего образа жизни студентов.
- социально-психологическая осведомленность студентов и выпускников о проблемах, возникающих в образовательном процессе.
- психологическое и социальное обследование студентов.
Согласно определению системы психологической службы как целесообразной структуры психолого-педагогического сопровождения студентов для укрепления социального здоровья, основными критериями ее эффективности в соответствии с концепцией Л.А. Байковой являются: социально-психологическая адаптивность, самореализация, социальная направленность, осмысленные жизненные ориентации, не противоречащие общечеловеческим ценностям.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Виды социальных ценностей
- Кейсметод в обучении
- Обучение и воспитание в вузе как этап социализации
- Методика, организация и проведение групповых дел по Н.Е. Щурковой
- Творческая деятельность
- Мао- методы активного обучения
- Особенности детей младенческого возраста
- Опыт государственно-частного партнерства
- Современная гуманистическая педагогика