Для связи в whatsapp +905441085890

Смысл, воля, судьба человека — Понятие судьбы

Осознание неизбежности смерти и того, что жизнь дается человеку только один раз, со всей остротой ставит его перед вопросом о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни очень важен и актуален для каждого человека. Ницше утверждал: «Если есть смысл жизни, то можно вынести все, что угодно», и он был прав.

Многие современные философы утверждают, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам относятся социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, действующая в нем политическая и правовая система, господствующее в нем мировоззрение, существующий политический режим, состояние войны и мира. Немалую роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рациональность и практичность.

Человек становится проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, о границах своего бытия, о своем отличии от равных себе, от всех живых существ. Только проблематизируя основы своей собственной жизни, человек становится по-настоящему человечным.

Проблема человека — это не чисто теоретическая проблема, для размышлений над которой можно найти время и досуг. Это практическая, жизненно важная проблема. Оказавшись в критической ситуации, человек каждый раз «выбирает» себя, решает вопрос о смысле своего существования.

Философия упорядочивает «пространство выбора» человеком самого себя; она предлагает как бы различные системы ценностных координат человечества, которые философская мысль вырабатывала на протяжении веков.

Данная работа посвящена исследованию понятий «судьба» и «смысл жизни», а также взаимосвязи между ними.

Рано или поздно в своей жизни каждый человек задает себе вопрос о конечности своего существования. В природе человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и думает об этом. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком не как абстрактная истина и не как факт, который нужно принять. Осознание смертности вызывает у человека сильное эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Цель и смысл жизни каждого человека напрямую связаны с социальными идеями и действиями, которые определяют цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и работает. Общество и социальные нормы устанавливают границы того, что человек может и не может делать на индивидуальном и социальном уровне. Они также определяют, какими средствами человек может или не может достичь своих целей, даже если это высокие, моральные цели.

В своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» общей, исторической жизни. Его не устраивает ситуация, в которой, как говорил Маркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Эта неудовлетворенность содержит в себе стимул к творческой деятельности, так что призванием человека является полное развитие всех его способностей, внесение личного вклада в историю, в прогресс общества, в его культуру.

Смысл, воля, судьба человека

Понятие судьбы

Вопрос о том, что такое судьба, всегда занимал людей. Четкого ответа на этот вопрос нет, как нет и четкого определения этого понятия. Ни одна из имеющихся теорий или суждений о судьбе не является абсолютной истиной, а лишь представляет собой субъективное мнение каждого человека, отвечающего на вопрос, что такое судьба. Несмотря на субъективность определений судьбы, нельзя игнорировать опыт человечества, накопленный веками. В конце концов, благодаря этому опыту, существуют истины, которые не требуют доказательств.

Давайте попробуем посмотреть на понятие «судьба» с разных сторон. Таким образом, этот полисемантичный термин имеет несколько определений.

Судьба:

  • судьба (идеал);
  • совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на существование человека, народа;
  • предсказание событий в жизни человека и действий, совершаемых им;
  • Судьба, предназначение;
  • Высшая сила, которая может быть представлена в виде природы или божества.

Каждый человек, в зависимости от своего опыта, мировоззрения, культуры и религии, выбирает одно из определений и применяет его в своей жизни. Однако интересно отметить, что в разные времена судьба понималась по-разному.

Например, для язычников древности судьба считалась непостижимым предопределением человеческих событий и поступков.

Для язычников судьба считалась предначертанной. Человек полностью отдается на милость судьбы и становится рабом обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, изменить ее или повлиять на нее, то есть можно только подчиниться ей, как требовали стоики. Ортодоксальная религия не знает такого понимания «судьбы», поскольку это понятие судьбы абсолютизирует только один аспект — аспект рабства.

В науке судьба — это случайное определение событий, т.е. причинность. Судьба не является чем-то неизбежным; однако существуют естественные законы физического мира, которые нельзя изменить, действия которых нельзя избежать. Например, если человек страдает от неизлечимой болезни, он уже никогда не сможет выздороветь.

В отличие от вышеупомянутых вариантов судьбы, в религиозном сознании существует концепция судьбы как провидения. Мудрый и благосклонный Творец направляет человеческую жизнь не как слепая судьба и не как безличные физические законы. И в разных религиях эти понимания имеют определенные различия.

В большинстве случаев слово судьба — это приговор, нечто фиксированное и предопределенное.

Каждый человек проходит свой жизненный путь, и в то же время жизнь нас чему-то учит, она подобна школе, где нашему сознанию время от времени даются определенные задания. На определенном этапе эти задачи усложняются. Но в школе мы не можем идти дальше, пока не пройдем определенный этап обучения, то есть, если мы не освоили программу первого класса, мы не можем перейти во второй класс. Поэтому в жизни, на мой взгляд, существует постепенное развитие или прогрессия.

Часто можно услышать «это судьба», под которой в большинстве случаев подразумевается нечто невозвратимое, вечное. Скорее, судьба — это своего рода испытание, налагаемое на человека, чтобы он прошел его, чтобы он чему-то научился. Это все равно, что учить ребенка таблице умножения, чтобы впоследствии он мог решать более сложные уравнения. После уроков судьбы жизнь продолжается, но теперь у человека есть какие-то знания, опыт. Этот урок необходимо усвоить, чтобы двигаться дальше и не застрять в нем на всю жизнь.

Жизнь — терпеливый учитель, и даже если мы не хотим ее слушать, она все равно пытается нас научить. Его предпочтительный метод — забрать то, что мы считаем ценным и абсолютно необходимым, и заставить нас делать то, что необходимо, даже если мы этого не хотим.

Понятие смысла жизни

Смысл жизни — это причина жизни и наша цель в жизни. Каждый человек как сознательное, мыслящее существо самостоятельно определяет свое отношение к жизни и самому себе, это отражается в смысле и цели его жизни. Смысл жизни — это воспринимаемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь и ради которой он ставит и стремится реализовать жизненные цели.

Вопрос о смысле жизни волновал философов во все века. Ответ на этот вопрос рассматривался учеными с двух разных позиций: с точки зрения независимого человека и человека как представителя человечества.

В первом понимании смысл жизни — это элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что каждый формирует сам, независимо от господствующих в обществе систем социальных ценностей. С этой позиции нельзя утверждать, что смысл жизни одинаков для всех людей. Каждый человек открывает для себя смысл жизни в собственном созерцании и, основываясь на собственном опыте, выстраивает собственную иерархию ценностей. В то же время смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого вида. Его поиск подготовлен длительным процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.

Наибольшую верность поискам абстрактного универсального смысла человеческой жизни сохранила религиозная философия, в которой смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, стремлением к сверхчеловеческой святости, приобщением к истине и высшему благу. Русский религиозный философ С. Франк считал, что сам мир бессмыслен и слеп, как бессмысленна и внешняя жизнь человека. Однако человеческий разум — это уже прорыв бессмысленности. Внутренняя духовная жизнь человека, которую С. Франк называл истинным бытием, имеет смысл. Этот смысл доступен только душе, которая испытывает беспокойство, тоску, неудовлетворенность, «поиск смысла». Для того чтобы человеку открылся смысл жизни, необходимы два условия: «Во-первых, существование Бога как абсолютной основы силы добра, разума и вечности, как гаранта безопасности и победы над силами зла, бессмысленности и гибели, а во-вторых, возможность для меня лично, в моей слабой и короткой жизни, приобщиться к Богу», — писал С. Франк.

Человек хочет знать не просто истину, которая представляла бы объект таким, каков он есть сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей (то есть смысл этого объекта). В этом отношении человек оценивает факты своей жизни в соответствии с их значимостью, признает ценностное отношение к миру. Особенность человека заключается именно в его ценностном отношении к миру. Ценность — это все, что имеет определенное значение, личное или общественное, для человека. Мы можем говорить о ценностях, когда речь идет о родном, священном, предпочитаемом, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и порицаем, восхищаемся и негодуем, признаем и отрицаем, то есть когда человек испытывает яркие эмоции в ответ на событие, явление или предмет. У всех людей есть ценности, но они не всегда одинаковы.

Слово «ценность» было известно еще древним грекам. В древние времена не было четкого понимания уникальности человека в мире. Современный философ стремится четко определить, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал. Но в античном мире существовала несколько иная философия; здесь истина и ценность не совсем строго разделены.

В философии Средневековья считалось, что человек существует во имя Бога, но не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.

Судьба и жизненный путь

Попытка отличить возможное от невозможного, желаемое от действительного, вероятное от неизбежного, была воплощена человеком в образе судьбы.

Человеческая жизнь — это материал, на котором судьба запечатлевает свои веления. Способ действия судьбы, ее воплощение в человеческой жизни, может быть разным.

Судьба может выступать как абсолютное предвидение всех событий в жизни человека, всех его поступков: что случилось, то и должно было случиться.

Судьбу также можно рассматривать как основную тенденцию жизни, которая «идет против зерна» из-за путаницы событий, случайности и капризности человеческих поступков. Эта форма судьбы лучше всего проявляется в судьбе как человеческом характере.

Образ судьбы воплощает различные формы переживания человеком ограниченности своей свободы. По словам еврейского философа М. Бубера, «Свобода и судьба вверены друг другу и взаимно обнимают друг друга»… Можно смириться с судьбой, можно попытаться обмануть судьбу, открыто бороться с ней, познать ее… Но все попытки выстроить свой жизненный путь в стороне от дороги судьбы, как правило, оказываются безуспешными. Главный вопрос о взаимоотношениях человека с судьбой, вопрос о том, можно ли ее преодолеть, уже содержит оценку судьбы как несчастья. В конечном итоге, все попытки преодолеть судьбу — это отказ от существования, борьба с небытием. Все, что чуждо мне, что не зависит от меня, — это не-я, не мое бытие, не-существование, не-бытие. Недаром тема смерти неотделима от темы судьбы.

С точки зрения небытия, все события жизни оказываются неважными, незначительными. Главная задача судьбы — небытия, которое противостоит человеку, — поглотить его. Поэтому смерть — единственное значимое, «судьбоносное» событие. То, что происходит между рождением и смертью, то есть сама жизнь, неважно, призрачно с точки зрения небытия. Все события сжимаются в непространственную точку на нити жизни.

Приняв точку зрения «небытия», покорившись судьбе, человек воспринимает свою жизнь как абсолютную бессмыслицу, в которой все события одинаково важны или, что одно и то же, одинаково неважны. В этом случае образ жизни человека не просвещен целью и не освещен высшими ценностями. Судьба как небытие лишает существование осмысленности. Жизнь как осмысленное и завершенное целое перестает существовать: это не та жизнь, которая была задумана мной, я не являюсь ее автором.

Только чувство нежелания подчиниться судьбе сохраняет ту грань, которая отделяет небытие от бытия. Даже гамлетовский вопрос: быть или не быть, покориться или победить в противостоянии, является формой утверждения существования.

Желание обмануть судьбу, «поиграть» с ней, незаметно изменяет ее собственные свойства. Судьба «очеловечивается». Судьба встречает человека уже не как слепая и неотвратимая судьба, а как случайность. Судьба — это «псевдоним свободы». С судьбой можно договориться, ее можно обмануть. Человек борется с судьбой. Здесь утрачен смысл предсказуемого, нет трагического акцента в отношениях человека и его судьбы. «Судьбу можно пинать, как женщину, — писал Макиавелли, — она так же капризна и прихотлива». Наконец, сам человек может взять на себя роль судьбы. » Лермонтов называл Наполеона «человеком судьбы», а Бердяев писал о Ленине как о «человеке судьбы». Трагическое противостояние бытия и небытия исчезает. Судьба оказывается материалом, которому человек своими действиями придает желаемую форму. Течение жизни и судьба меняются местами: Человек создает свою судьбу своими делами, своими руками. Человек превращает судьбу — случайность через удачные и хитрые действия человека — в судьбу как собственный план человека.

Это раскрывает второе основное значение термина «судьба». Судьба — это не только внешняя обусловленность человеческой жизни, но и связь и завершение человеческого существования, его «логика». В таком понимании судьба больше не тождественна несчастью, она может быть и счастливой.

Развитие воли у человека

Развитие волевой регуляции поведения человека происходит в нескольких направлениях. Во-первых, это преобразование непроизвольных психических процессов в добровольные, во-вторых, это приобретение контроля над собственным поведением, в-третьих, это развитие волевых качеств человека. Все эти процессы начинаются в тот момент жизни, когда ребенок овладевает языком и учится использовать его как эффективное средство психической и поведенческой саморегуляции. В каждой из этих областей развития воли по мере их укрепления происходят специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы настройки воли на более высокий уровень. В рамках когнитивных процессов, например, воля сначала проявляется в форме внешне-лингвистической регуляции, и только потом в форме внутренне-лингвистического процесса. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее к третичным волевым качествам.

Другое направление развития воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более сложные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени. Например, школьник-подросток может поставить перед собой цель развить такие навыки, к которым у него нет выраженных природных задатков. В то же время он может поставить перед собой цель в будущем заниматься сложной и престижной деятельностью, для успешного выполнения которой необходимы способности данного типа.

Развитие силы воли детей тесно связано с обогащением их мотивационной и нравственной сфер. Включение высших мотивов и ценностей в регуляцию деятельности, повышение ее статуса в общей иерархии стимулов, регулирующих деятельность, умение выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которой содержится регуляция воли, становится осознанной, а сам поступок — произвольным. Такое действие всегда осуществляется на основе произвольно выстроенной иерархии мотивов, в которой высшее место занимает моральный стимул, дающий человеку моральное удовлетворение в случае успеха деятельности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому практически невозможно воспитывать волю ребенка в отрыве от его общего психологического развития. В противном случае сила воли и упорство, как несомненно положительные и ценные качества личности, могут возникнуть и укрепиться в своих антиподах: упрямстве и ригидности.

Особую роль в развитии воли ребенка по всем перечисленным направлениям играют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, которые возникают первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию волевой регуляции действий. Ролевые игры ведут к закреплению необходимых волевых качеств личности ребенка. Коллективные игры с правилами, помимо этой задачи, решают и другую: усиление саморегуляции действий. Обучение, которое происходит в последние годы дошкольного детства и становится ведущей деятельностью в школе, вносит наибольший вклад в развитие волевой саморегуляции познавательных процессов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Радикальный эмпиризм У. Джеймса
  2. Понятие свободы в немецкой философии xviii-xix вв.
  3. Греческая патристика
  4. Философия и психология труда
  5. Проблема достоверного знания и степени достоверности. Скептицизм и агностицизм
  6. Атомизм
  7. Просветительский идеал человека — Возникновение идеи нравственного идеала
  8. Внешнее и внутреннее
  9. Правовое сознание и философия права
  10. Закономерное, случайное и стихийное в истории