Оглавление:
Дошкольный возраст — это зарождение почти всех моральных качеств: Гуманность, трудолюбие, умение жить в обществе, отзывчивость и взаимопомощь, чувство собственного достоинства и т.д.
Конечно, в дошкольном возрасте ни одно из нравственных качеств не может быть окончательно сформировано, потому что процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и изменяется на протяжении всей жизни. Но основы нравственной культуры человека закладываются в дошкольном возрасте.
Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и общества.
Рассмотрим механизм нравственного формирования личности.
Для формирования любого морального качества важно, чтобы это происходило осознанно. Поэтому нам необходимы знания, на основе которых у ребенка будут формироваться представления о природе морального качества, его необходимости и преимуществах его освоения.
У ребенка должно быть желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы были мотивы для овладения им. Мотивация приводит к тому, что человек начинает чувствовать себя хорошо в отношении качества, что, в свою очередь, порождает чувство социальной осведомленности. А знания и чувства порождают необходимость их практической реализации — в действиях и поведении, которые выполняют функцию обратной связи и обеспечивают проверку и подтверждение прочности образованного качества.
Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит следующим образом: Знания и представления + мотивы + чувства и установки + навыки и привычки + действия и поведение = моральный подход.
Этот механизм имеет объективный характер. Она всегда проявляется при формировании любой нравственной (или безнравственной) характеристики человека.
Главной особенностью механизма нравственного воспитания является отсутствие принципа взаимозаменяемости: каждый компонент механизма важен и не может быть исключен или заменен другим.
Например. Можно представить, что может произойти, если мы решим воспитать такое моральное качество, как доброта, и научим ребенка только представлениям о том, что такое доброта. В этом случае мы не создаем положительного отношения к этому качеству и желания овладеть им, стать добрым, т.е. мотивации. Или мы не создаем условий для проявления доброты.
Механизм является гибким: порядок компонентов может меняться в зависимости от качественных характеристик и возраста ребенка.
Например, понятно, что в дошкольном детстве нельзя рассчитывать на осознание важности формирования того или иного качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его или ее в духе морали? Нет, конечно, нет. Можно изменить порядок и начать не с передачи знаний, а с формирования эмоциональной основы, практически поведения. Это служит благоприятной основой для последующего приобретения знаний.
В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:
- формирование нравственного поведения, то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, позитивных взаимоотношений, самостоятельности;
- формирование нравственных чувств и установок, т.е. формирование первых гуманных чувств: доброты, заботы, внимания, доброжелательности. Необходимо формировать такие качества, которые нужны в современном обществе. То есть, эта группа задач подвижна, их формирование зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни. Например, в советский период самым важным было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня большое значение приобретают деловые качества, предпринимательство и т.д. Хотя формирование умения жить в коллективе и зачатки патриотизма тоже важны.
- формирование нравственного сознания, то есть первых моральных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.
Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека. Это включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл поступкам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социокультурного развития конкретного общества. Духовно-нравственное воспитание нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Чтобы решить проблемы нравственного воспитания, необходимо найти наиболее эффективные способы или пересмотреть уже известные. Эффективным средством в воспитании нравственных качеств личности дошкольников является сказки.
Русская педагогика более ста лет назад говорила о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки — богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они являются одними из тех текстов, из которых дети узнают о многообразии мира.
Сказка неотделима от красоты и способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслима благородная душа, сердечная чуткость к человеческим несчастьям, печали и страданиям. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка — полезный и незаменимый источник для воспитания любви к родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию сказочного пространства, где дети не только знакомы с ним, но и учатся создавать его, воплощая в нем свои детские мечты.
Духовный заряд, накопленный людьми за тысячи лет, может служить человечеству очень долго. Более того, он будет постоянно увеличиваться и становиться еще более мощным. В этом кроется бессмертие человека. В этом заключается вечность образования, символизирующая вечность движения человечества к духовному и нравственному прогрессу.
Таким образом, несмотря на гонения, сказка продолжала жить и играла огромную воспитательную роль. Сказки и рассказы о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных ситуаций, преодолевать препятствия. Ссора народного героя с отрицательной фигурой решает вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Сказка бросает вызов реальности, учит мечтать, заставляет мыслить творчески и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, ясной схемы борьбы принципов, согласно которой легче понять саму реальность.
Для того чтобы ребенок был готов к жизни, чувствовал себя в безопасности в этом большом мире, необходимо привить ему социальные навыки. Важно, чтобы ребенок мог контролировать собственное поведение, выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку, быть гибким и творческим в выборе коммуникативных средств во время диалога с другими людьми.
Необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развить способность сопереживать другому и переживать вместе с ним его чувства, способность эффективно реагировать на эмоциональное состояние другого. Сказки — это первый источник информации об отношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили общечеловеческую мораль, которая, к сожалению, утрачена многими людьми сегодня.
Народные сказки отражают «уникальную традицию и опыт творчества». Во всех народных сказках есть моральные и этические принципы. Сказки учат нас жить. Иначе зачем бы наши предки тратили на них свое драгоценное время? Без сказки у ребенка нет мечты, нет волшебной страны, где исполняются все желания.
Воспитательная ценность русских народных сказок
Воспитательная ценность народных сказок заключается в том, что в них запечатлены лучшие качества русского трудового народа: Любовь к свободе, природный интеллект, настойчивость, упорство в достижении цели.
Сказки учат детей гордиться своим народом и любить свою родину. Народная сказка обычно вызывает у детей богатые эмоции, что усиливает ее воспитательный эффект. Интенсивность детских переживаний тесно связана с содержанием сказки, разнообразием приключений, переживаемых ее героями.
Эмоции способствуют тому, что дошкольники понимают смысл, главную мысль произведения. Эти качества сказки характеризуют ее как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка говорит с детьми на языке искусства — легком, веселом, понятном и убедительном. Сказка — это не просто вымысел для ребенка, это особая реальность, реальность эмоционального мира. Сказка расширяет для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и жалость, предательство и коварство и тому подобное.
Форма представления этих явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а уровень проявлений, нравственного чувства остается настоящим «взрослым». Эти уроки, которые дает сказка, являются уроками на всю жизнь и для молодых и для старых. Это ни с чем не сравнимые нравственные уроки для детей, и это уроки, которые показывают, как сказки влияют на детей так, как взрослые не могут предвидеть.
Слушая сказки, дети глубоко сопереживают героям, у них возникает внутренний порыв помочь, посодействовать, защитить, но эти эмоции быстро угасают, потому что нет условий для их реализации. Правда, они подобны аккумулятору, который заряжает душу нравственной энергией. Когда читаешь ребенку сказки, когда вместе с ним рассматриваешь картинки и с искренним интересом комментируешь их, понимаешь, что это, пожалуй, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая работа со взрослыми детьми в течение нескольких лет. Вот что создает это богатство — естественный и неизменный интерес к книгам, представление о правильном, красивом литературном языке, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Пропустите этот момент — и потребуются годы специальных методик и прочих педагогических премудростей, чтобы добиться того, что сейчас так легко достигается — просто читайте ребенку сказки.
Фантастические сказки, наполненные чудом и волшебством, всегда привлекают детей. Ребенок с удовольствием погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески перестраивает его. Но этот нереальный мир представляется только нам, взрослым. Ребенок воспринимает все, что происходит в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Перевоплощаясь в сказочных персонажей, принцев и принцесс, ведьм и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем просто быть Петей, Мишей, Галей, Таней.
Дети любят сказки, потому что они являются «естественным пространством их безграничного потенциала, потому что они компенсируют недостаток действия в реальной жизни, потому что они программируют взрослую жизнь». Через сказки ребенок приобретает знания о мире, о человеческих взаимоотношениях, о проблемах и препятствиях, встречающихся в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать препятствия, находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказках зашифрованы ситуации и проблемы, которые каждый человек переживает в своей жизни. Например, главный герой сказок часто находится на распутье. Как правило, ему предлагается три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простой — что выбрать из одежды, до жизненно важной — как жить дальше. На примере судеб сказочных персонажей ребенок может понять, каковы последствия того или иного решения в жизни.
Для того чтобы наиболее эффективно использовать сказку для воспитания у детей нравственных качеств, необходимо знать особенности сказки как жанра.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Детям особенно нравится оптимизм сказок, который усиливает воспитательную ценность этого средства.
Эмоциональное погружение детей в сказку
С каждым годом взрослым и детям все труднее находить общий язык, они все меньше понимают друг друга. Сказка — это, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Задача воспитателей — дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особое, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьезные чувства через восприятие сказок. Сделать сказку средством, с помощью которого дети могут эмоционально погрузиться в новую область знаний.
Заставляя ребенка эмоционально погрузиться в предмет, учителя дают общее руководство к новым знаниям, которые ребенок будет приобретать шаг за шагом вместе со своими новыми друзьями, сказочными героями. Необходимо использовать следующие задания:
- Чтобы использовать форму сказки
- Для интеграции личности ребенка;
- для психо-вербального развития;
- для улучшения вербального языка;
- развивать умение слушать окружающий мир, людей в нем и самого себя;
- развивать социально-эмоциональное поведение каждого ребенка;
- развивать творческое мышление, воображение и эмпатию ребенка; и
- расширение осознанности и улучшение взаимодействия с окружающим миром
- объединить группу людей, учителей для развития сенсомоторных навыков как основы для развития языка, интеллекта;
- развивать творческие способности ребенка.
Как же читать (рассказывать) сказки детям? Одним из главных условий рассказывания сказки является эмоциональное отношение взрослого к рассказываемой истории. Во время рассказа учитель должен выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень чувствительны к преувеличениям и фальши. Учитель должен стоять или сидеть перед детьми во время чтения или рассказывания историй, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз и жестами, поскольку эти выражения дополняют и усиливают впечатления от чтения.
Важно не читать, а рассказывать, потому что вы должны видеть лицо ребенка, жесты, мимику, как они меняются по мере того, как вы слушаете. Наблюдая за ребенком, вы сможете понять, какие моменты его волнуют.
Через отношение ребенка к повествованию можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что беспокоит ребенка в конкретный период его жизни. По мере развития сюжета сопереживание детей героям усиливается, и происходит эмоциональная оценка событий. Этот процесс приводит к тому, что многие дети чувствуют потребность общаться друг с другом, делиться своим опытом и оценками. Не стоит отчитывать детей, призывать их сидеть тихо. Это может помешать им полностью пережить события сказки и замаскировать многие эмоциональные оценки. Когда дети активны, выражают себя, радуются и предаются печали, их эмоции и направление этих эмоций обычно безошибочны.
При использовании элементов кукольного театра необходимо предварительно отработать манипуляции с куклами. При работе с куклами звуки речи должны быть обращены к зрителям, необходимо обращать внимание на четкую дикцию, достаточную силу голоса. Действуя с куклой, необходимо обращать внимание на то, чтобы ее движения соответствовали содержанию озвученных реплик, ее интонации. Голосовой вывод должен соответствовать внутренним характеристикам персонажа [1].
Особую волну эмоций вызывает общение сказочного персонажа с детьми, когда он ищет поддержки у детей, спрашивает у них совета. От имени героя необходимо превратить трудные ситуации в учебные задачи, которые приведут к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные варианты действий, спорят с ним или предлагают свои решения.
Для ребенка дошкольного возраста наиболее важная для развития и социализации информация должна передаваться через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказки и мифологические истории, которые использовались нашими предками при воспитании детей.
Использование сказки в воспитательной работе с детьми
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее.
Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на « театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.
Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к следующему этапу работы — сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки — сказатели, но и те, кто сами их сочиняют — сказочники. Дошкольники, как правило, с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому.
Из достаточно богатого арсенала методики обучению рассказыванию воспитатель может отобрать то, что покажется ему наиболее интересным, целесообразным, близким его педагогическому опыту. Итогам работы по этой теме станет праздник сказки, где дети выступят в ролях сказителей, сказочников покажут инсценировки знакомых сказок. Знакомство со сказками можно завершить и по-иному — «изданием» сборника « Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие детские рисунки к ним.
В работе по ознакомлению со сказкой, нужно вовлечь и родителей. Родители вмести с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных образов.
В соответствие с работой по перспективному плану и с лексическими темами систематически, еженедельно родителям необходимо предоставлять рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки.
Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно- ролевые игры. Сказка и игра — самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.
Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где импровизационное творчество воспитателя и ребенка неизбежно.
Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка.
Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Сенсорное воспитание детей
- Методика коллективной организаторской деятельности
- Инновации в дошкольном образовательном учреждении
- Анализ педагогической ситуации
- Методика формирования у дошкольников способов словообразования
- Теория поэтапного формирования
- Микроисследование как ресурс управления качеством образовательного процесса
- Гуманистическое направление психологии личности
- Концепция духовно нравственного воспитания
- Общие формы организации учебной деятельности