Оглавление:
Сказки — это прекрасное произведение искусства. Социальная, художественная и воспитательная ценность народных сказок неоспорима и общепризнанна. Сказки так же дороги нам, как родина, как их создатель — народ.
Ученые по-разному интерпретировали сказки. Одни пытались охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, обладающий неоспоримой самоочевидностью, другие стремились понять, как отношение народных сказителей к окружающей их действительности преломлялось в фантазии сказок.
Метафора всегда лежит в основе сказки. Метафора — это вид символического языка, который веками использовался для обучения и передачи информации; это любое языковое выражение с переносным значением.
Литературные аллегории, поэтические образы и произведения сказителей используют метафору для выражения определенной мысли косвенным и, как ни парадоксально, очень действенным способом. Эту силу метафоры ощущают все родители, бабушки и дедушки. Когда они видят, что лицо ребенка становится грустным, они спешат утешить его, рассказывая историю, которую ребенок может интуитивно связать с собой.
Теория К. Г. Юнга основана на символе. Она, как и метафора, передает больше, чем кажется на первый взгляд. Юнг считал, что вся картина нашего психического мира передается через символы. Через них наше «я» проявляется во всех своих гранях, от самых неизменных до самых высоких. Юнговское определение символического удивительным образом совпадает с существующими определениями метафоры.
Основная функция символа, согласно Юнгу, — это выражение архетипа. Архетипы — это врожденные элементы человеческой психики, которые отражают общие модели сенсорного опыта, возникшие в ходе эволюции человеческого сознания. Другими словами, архетипы — это метафорические прототипы, которые представляют несколько этапов эволюции человека. Для Юнга архетипы — это «живые психические силы», не менее реальные, чем наши тела.
Существует множество способов выразить или воссоздать архетип, наиболее распространенными из которых являются сны, мифы и сказки. В этих конкретных областях сознательной деятельности неуловимый архетип обретает осязаемую форму и воплощается в действии. Сознательный ум вовлекается в конкретную историю с определенной последовательностью событий, смысл которой полностью усваивается только на подсознательном уровне. Архетип облачен в метафорические одежды (Юнг использует здесь термин аллегорические), которые помогают ему выйти за пределы понимания обычного бодрствующего сознания.
Для Юнга символы — это живительная сила, которая питает психику и служит средством отражения и преобразования жизни.
Народная сказка характеризуется всеми особенностями фольклора. Сказочник зависит от традиций, в виде которых до него доходит коллективное художественное творчество других сказочников. Как будто традиции диктуют содержание и форму произведения сказителя, основные поэтические приемы, особый стиль повествования, разработанный и выработанный веками. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера, сказителя. Устные рассказы сказителей — это творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров. Это труд тысяч безымянных авторов, каждый из которых внес свой вклад в общее дело. Сказка имеет свои разновидности. Здесь есть истории о животных, сказки, короткие рассказы.
Сказки о животных значительно отличаются от других видов сказочного жанра. Их особенность проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла.
Эти сказки приобрели форму вымысла, возникшего из воображения и представлений первобытных людей, которые приписывали животным способность мыслить, говорить и действовать рационально. В жизненно важной борьбе за овладение силами природы возникли представления людей, которые приписывали зверям человеческие мысли и разумные действия.
Животное издалека почувствовало охотника и поспешило скрыться. Естественный отбор и борьба за существование породили в животном мире ту практичность и естественное мышление, которые ставили в тупик первобытного охотника. Человек, по-видимому, знал об образе жизни животных и птиц. Он приписывал животным способность мыслить и говорить. Сказочная лиса, как настоящая лиса, любит посещать курятник. Медведь мощный и сильный. В каждой из историй о животных приводятся богатые деталями житейские истории. Язык животных и птиц, внутренние мотивы их поступков, действий, самая обыденная ситуация — все свидетельствует об обыденном и привычном.
Сказки — это конкретные произведения народного искусства. Ни одна сказка не обходится без чудес: сверхъестественная сила вмешивается в жизнь человека, иногда злая и разрушительная, иногда добрая и благоприятная. Сказка полна чудес. Здесь есть и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей; и чудесные предметы: волшебный ковер, катера. В основе такого рода сказок лежит вымысел о чуде.
Персонажи сказки идеализированы. Герой — образец совершенства и храбрости, а героиня — воплощение молодости, красоты и духовного очарования. Героиня и герой наделены королевским достоинством. В сказке играют не только Иван и Марья, но и Иван-царевич и Марья-царевна. Они селятся во дворцах. Но в делах и речи герои остаются простыми людьми, крестьянами.
Чем красивее внутренний и внешний облик героев, на стороне которых симпатии народа, тем уродливее и комичнее персонажи, которые вредят народу. Это такие чудовищные ужасы, как одноглазый Лих, многоголовый змей и Кощей. Рисуя их уродливыми и отвратительными, рассказчики сказок показывают, что их внешний облик выдает их внутреннюю порочность и злобу.
Сказка — пример национального русского искусства. Она имеет глубочайшие корни в психике, восприятии, культуре и языке народа.
Сказка как метод народной психологии
Сказочный вымысел не повторяется ни в одном другом народном жанре: он свойственен только сказке.
Басня — это широко известная, передаваемая из уст в уста поэтическая история, в которой реальные факты прошлого и повседневной жизни объясняются правдоподобным образом. Главное отличие сказки от легенды в том, что сказка неразрывно связана с вымыслом: ее идея требует именно условной и поэтической формы, тогда как в легенде все направлено на объяснение реальных фактов — это ее главная цель.
Нарратив также отличается от сказки тем, что в нем рассказывается о подлинном. Это устный рассказ о чем-то примечательном в общественной или личной жизни, рассказ, истинность которого подтверждается личным опытом самого рассказчика. Фантастическое появляется в повествовании в виде отдельных элементов.
Если саги и сказки содержат позитивные знания народа о своем далеком и недавнем прошлом, то былинки и близкие к ним легенды относятся к области суеверий и предрассудков. Былички — это устные рассказы о феях, домашних духах, чертях в целом, а также о вмешательстве различных сверхъестественных сил в жизнь людей. Религиозный характер вымысла отличает былинку от сказки.
В отличие от сказок и легенд. Легенда пошла не от народной, языческой, а от христианской религии. Принятие христианства на Руси принесло в народ некоторые церковные понятия, вымысел Библии. Легенда существовала в самых разных вариантах, и каждый из них грозил суровыми карами незаконно живущим людям. Вымысел библейских легенд был направлен народом против правителей.
Как мы видим, фольклор был богат разнообразными жанрами. Каждый из них имеет свою специфику и ценность. Но, по мнению В.П. Аникина, только сказки можно считать искусством художественного слова.
Педагог умело использовал их в образовательных целях. Здесь были сказки для всех возрастов. Были «сказки для маленьких». Это были небольшие сложенные работы с «незнакомым» содержанием. Они развивали детское воображение и содержали определенную дозу информации. С возрастом количество информации увеличивается. С помощью сказок детей учили основам морали, знакомили с законами, обычаями, классовыми отношениями. Все это делалось без принуждения в развлекательной форме.
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и воображения, а развитие чувств и воображения, в свою очередь, приобщает его к тем духовным богатствам, которые накопило человечество. Сказки заставляют сочувствовать, сопереживать героям и событиям. Однако восторг, сострадание и радость ребенка должны быть направлены на тех героев и события, которые этого достойны, а недостойные поступки должны быть осуждены соответствующим образом.
Для маленького ребенка каждый день приносит открытия, которые чрезвычайно важны для формирования его личности: Это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдение за жизнью взрослых и природными явлениями.
Первый контакт ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: Детские стишки, детские рифмы, фразы, скороговорки. В народном воспитании сказки и детские стишки рассказывались без картинок. Она включала в себя действия взрослого с ребенком. «Каша варится» на ладошке ребенка, «ладушки» хлопали в ладоши, яички курочки Рябы «били кулачком» ребенка и «плакали» вместе с ним, закрывая лицо ладонями. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с простотой. Хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, в них скрыто значительное жанровое богатство — языковое, смысловое и тональное.
Простые рифмы, повторяющиеся сочетания звуков и слов, восклицания и эмоциональные призывы заставляют ребенка невольно прислушаться, замереть на мгновение, всмотреться в лицо говорящего. Уникальность фольклора особенно ценна для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы волевые действия, внимание, реакция на слова.
Содержание небольших произведений народной поэзии разнообразно. В песнях и детских стишках оживают явления природы, действуют животные. Их описание не только поэтично, но и образно: Любочка идет к речке за водой — кормить птенцов, сорока-белка варит кашу — кормить детей и т.д. Персонажи трудолюбивые, любящие, заботливые: собака не лает, чтобы не пугать детей, а кошка качает колыбель, укачивает малыша и т.д.
Рифмы, пословицы, идиомы, образные слова создают ту ценную звуковую и языковую среду, которая способствует усвоению языка, развитию чувствительности к звучанию художественных слов.
Ранний контакт с народным искусством обогащает чувства ребенка пониманием доброты, ласки, тепла.
Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, постижения каких-то жизненных явлений, нравственных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того, ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, никакие проповеди и увещевания не помогут, потому что ребенок по природе своей психики прежде всего эмоционален. А сказочные образы апеллируют к эмоциональной стороне человека. Сказка рассказывает о правде жизни. Эта истина просто рассматривается и преподносится под особым углом.
Сказка близка к восприятию мира ребенком, потому что у него эмоциональное и чувственное восприятие мира. Он еще не понимает логики мышления взрослых. Сказка не учит напрямую. В нем есть только волшебные образы, которые нравятся ребенку и определяют его собственные симпатии.
В сказке есть четкая линия: это добро, а это зло, этот персонаж злой, а этот добрый. И ребенок знает, что в любом случае Кащей будет побежден и добро победит. Она регулирует сложные чувства ребенка, а счастливый конец заставляет его верить, что в будущем он тоже сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку убежать от скуки обычной жизни, почувствовать неизведанное, испытать эмоциональные потрясения.
Народные истории, особенно сказки, в которых обязательно присутствуют сверхъестественные силы и персонажи-«вредители», накапливают богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только ситуацией, но и характером персонажа.
Психологические особенности ребенка
Рассматривая развитие психических характеристик, мы прежде всего обнаруживаем, что раннее детство важно для овладения языком.
Автономный язык ребенка меняется и исчезает довольно быстро. Необычные по звучанию и значению слова заменяются словами «взрослого» языка.
Осваивая родной язык, дети овладевают как фонетическими, так и семантическими аспектами языка. Произношение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает использовать искаженные слова и фрагменты слов. Этому способствует тот факт, что в возрасте 3 лет осваиваются все основные звуки языка. Слово приобретает для него/нее субъективное значение.
В раннем возрасте пассивный словарный запас — количество понимаемых слов — быстро растет. В возрасте двух лет ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, и называет окружающие его предметы.
Поучительный язык, организующий действия ребенка, понимается довольно рано. Позже, в возрасте 2-3 лет, также развивается понимание речи и рассказывание историй. Для того чтобы ребенок понял рассказ или сказку, содержание которой выходит за рамки непосредственно воспринимаемой ситуации, требуется дополнительная работа — взрослые должны донести ее конкретно.
Активная речь также интенсивно развивается: растет активный словарный запас, появляются первые фразы, первые вопросы к взрослым.
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого тем, что это развитая деятельность, требующая внешней поддержки. А.В. Запорожец выделил конкретную акцию для этой деятельности. Это облегчение, когда ребенок занимает позицию героя произведения искусства и пытается преодолеть препятствия, стоящие на его пути. Б.М. Теплов, рассматривая сущность восприятия ребенком искусства, уточнил, что сопереживание и душевная помощь герою произведения являются «живой душой восприятия искусства».
Художественное произведение должно передать читателю и слушателю образное видение. Работы воздействуют на воображение, вызывают эмоциональный отклик и вызывают чувство сопричастности. Описываемая ситуация создается в воображении с помощью художественного слова.
У ребенка в возрасте одного-двух лет такое восприятие еще не сформировано, поэтому мы должны четко определить, какие фольклорные произведения доступны для восприятия детей.
Дело в том, что на втором году жизни практическое взаимодействие со средой значительно возрастает, что создает объективные условия для более активного восприятия окружающего мира. Функциональная ориентация на окружающий предметный мир формирует социальный опыт, активизирует мышление и память. Темы народных произведений раскрывают опыт первоначальной ориентации детей в окружающей среде и сопровождают состояние познавательной активности, характерной для раннего возраста.
На втором году ребенок уже не отличает реальность от сказки. (Возможно, именно поэтому впечатления детства, особенно яркие, остаются на всю жизнь). Произведения народной поэзии оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка.
Развитие психических функций неразрывно связано с развитием эмоциональной и духовной сферы потребностей ребенка.
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; только наказание и поощрение взрослых ограничивают их.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно зарождается и еще не до конца развито. Малыш всегда исходит из собственных желаний при общении с детьми и полностью игнорирует желания другого. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и также способствует эмоциональному развитию ребенка.
Ранние годы характеризуются яркими эмоциональными реакциями, связанными с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода появляются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но малыш легко отвлекается, когда ему показывают новую игрушку. Ребенок сразу же переключается и получает удовольствие от новой деятельности.
В раннем детстве ребенок активно познает окружающий мир и вместе со взрослыми учится обращаться с ним.
Мир жизни на протяжении большей части раннего детства остается простым: ребенок живет только ситуациями, каждый импульс связан с непосредственным восприятием.
В возрасте трех лет осваиваются основные грамматические формы и базовые синтаксические конструкции родного языка. В детском языке встречаются почти все типы слов и различные типы предложений.
Речевая активность ребенка обычно значительно возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его или ее общения.
Помимо языка, в раннем возрасте развиваются и другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие.
В этот период память вовлечена в процесс активного восприятия. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может непроизвольно воспроизводить то, что видит.
Мышление на этом возрастном этапе принято называть визуальным двойным мышлением. В этот период ребенок учится использовать различные предметы в совместной деятельности со взрослыми. Взрослый учит его, как пользоваться ложкой и чашкой, как держать в руке карандаш.
Помимо собственно предметной деятельности, рисование и игра также важны для развития ребенка в раннем возрасте. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, он больше похож на каракули. Но уже на третьем году появляются фигуры, имеющие сходство с изображаемым объектом.
Ведущая деятельность в этот период — объектно-манипулятивная. Во время игры ребенок манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредотачиваясь на действиях с ними.
Третий год жизни детей приносит новое, имеющее свои особенности в общем развитии, и методы ознакомления детей с народной поэзией.
В конце третьего года жизни поведение ребенка становится более волевым и осознанным, проявляется способность выполнять задания по заданной взрослыми системе, происходит усиленное развитие активной ориентировки и исследовательской деятельности, повышается познавательный интерес к окружающему миру, а вместе с ним и понимание причинно-следственных связей и взаимосвязей.
Данные науки и опыт передовой педагогической практики показывают, что дети третьего года жизни при систематической и целенаправленной педагогической работе способны овладеть навыками умственной деятельности, которые являются высокими для этого возраста. Этот период детства таит в себе огромный потенциал, который можно реализовать, если принять во внимание руководящие идеи для приобретения наиболее важных навыков.
В качестве ориентира следует рассматривать формирование наглядно-образного мышления и воображения, освоение элементов знаковой культуры общества. В дальнейшем особую роль начинает играть овладение языком и восприятие окружающей среды.
Маленькие дети необычайно чувствительны к окружающему миру, и прежде всего они уже ориентированы на поиск информации и реагируют не столько на наблюдение явлений, сколько на их изменение, то есть на модификацию различных контекстов и отношений.
На третьем году жизни ребенка продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление развивается еще в утробе матери. Знания, усвоенные ранее на эмоционально-чувственной ориентировочной основе, начинают переноситься в образный план, интенсивно развивается воображение.
Еще одна особенность третьего года жизни: вместе с появившейся способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности.
Появление определенных обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в приобщении к окружающему миру через народное творчество. Как правило, он уже способен оценить события, описанные в художественном произведении, он помнит ход действий, их последовательность; он может сказать, как все сложилось. Сравнивая реальное и сказочное, настоящее и «сказочное», смешное и грустное, он учится анализировать окружающий мир.
Понятие восприятия у детей дошкольного возраста
Человеческое восприятие является необходимой предпосылкой и условием жизни и практической деятельности человека. Восприятие — это непосредственное, чувственное и объективное отражение внешнего мира.
На основе восприятия возможна деятельность других психических функций — памяти, мышления, воображения. В то же время она служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без которого невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность жизни в целом.
Изначально восприятие — это относительно простой акт непреднамеренного отражения окружающей человека действительности. Но в процессе развития, с одной стороны, восприятие может перейти в специфическую «теоретическую деятельность» — наблюдение, которое позволяет глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений. С другой стороны, восприятие может происходить и в процессе создания художественного образа и эстетического созерцания мира.
Таким образом, восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей под непосредственным воздействием органов чувств.
В зависимости от доминирующей роли того или иного органа чувств различают зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и вкусовое восприятие.
Существует также классификация типов восприятия в соответствии с формами существования материи. В соответствии с этим параметром различают восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства.
Восприятие — это сложная когнитивная деятельность, включающая целую систему действий, позволяющих распознать, идентифицировать, измерить и оценить объект восприятия. Его состав зависит от степени перцептивного понимания, то есть понимания того, что воспринимается, почему и с какой целью человек смотрит или слушает в данный момент.
Важной особенностью восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ребенка потребность воспринимать то, что говорят или показывают на занятиях, желание и интерес к предмету, результаты восприятия будут разными (их скорость, точность образов, полнота представления признаков и т.д.).
Важным регулятором процесса восприятия является установка, которую в данном случае можно рассматривать как готовность к восприятию необходимого материала.
Восприятие произведения искусства — это очень сложная внутренняя деятельность, развивающаяся во времени, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в приобщении к явлениям окружающей действительности через искусство.
В нашей психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания произведений искусства детьми дошкольного возраста разработана достаточно далеко и полно. Ученые (А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Н.С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — это период активного формирования художественного восприятия ребенка. На этом этапе происходит переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизнью, к этапам собственно эстетической деятельности. Последнее реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в переносе на себя действий, чувств, мыслей персонажей.
Помимо общих закономерностей восприятия произведения искусства, существуют специфические, которые отражают особенности когнитивного и личностного развития в каждом возрасте. Выше мы рассмотрели основные показатели умственного развития детей младшего возраста. Теперь попробуем рассмотреть, как эти особенности влияют на процесс восприятия литературного произведения.
В начале третьего года жизни восприятие и память ребенка достигают достаточно высокого уровня, повышается устойчивость внимания, продолжает формироваться доказательное и бурно развивающееся образное мышление, что позволяет лучше понимать речь окружающих без яркого сопровождения.
Трехлетний ребенок имеет доступ к образному языку произведений и даже к действиям с точки зрения изображения. Этому также способствует развивающая ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Малышу не только нравится ритм, рифма, игровые приемы детских стишков, песенок, сказок. Его увлекает содержание художественного произведения, направление и исход событий, то есть он может сказать, чем все закончится, дать оценку (хорошую или плохую), провести сравнение (как и я).
Художественные произведения учат ребенка думать, расширять свой кругозор. Его интересует результат действий героев произведения и, как правило, волнует собственное участие в событиях (он может попросить попробовать кашу, которую «сварила» сорока). В то же время третьеклассник уже понимает сказочную природу историй, их занимательность.
Характерной особенностью литературного восприятия детей младшего дошкольного возраста является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с представлениями детей о жизни, легко и правильно понимаются ими.
Факты, противоречащие опыту, не согласующиеся с ним, часто понимаются неправильно.
Сопоставление персонажей приводит к непроизвольной оценке, которую ребенок встраивает в ткань пересказа.
При прослушивании литературных произведений дети легче всего устанавливают связи, когда события четко следуют одно за другим и следующее логически вытекает из предыдущего.
Когда прямой контекст событий прерывается, и в ходе повествования появляется скрытый мотив, это значительно усложняет восприятие и иногда приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда четко понимают содержание даже очень простой сказки «Маша и медведь».
Исследования педагогов и психологов показали, что многие дети не понимают скрытого смысла девочки Машеньки, а потому неправильно понимают некоторые события и поступки героев сказки. В пересказе дети «прячут» сюжет, опуская эпизоды, в которых Маша прибегает к хитрости.
Схема пересказа часто выглядит следующим образом: Маша приходит к медведю — она печет пирожки — она попадает в коробку с пирожками — медведь отвозит ее к бабушке и дедушке. Мы видим, что дети в своих пересказах опускают основной конфликт, и вся история не совсем соответствует оригиналу.
Двухчастная композиция
Восприятие сказок с двухчастной структурой, где в сюжете несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Билый козел» и т.д.), вызывает у детей определенные трудности. Как правило, ребенок схватывает и воспроизводит только один из сюжетов (частей) сказки. В этом случае чаще всего обращаются к первой части и эпизодам, которые либо имеют больше содержания, либо знакомы детям.
При восприятии литературного произведения ребенок фокусируется на главном герое. Дети интересуются его/ее внешностью, поступками, поведением. Дети часто не могут представить себе главного героя и нуждаются в визуальной поддержке, т.е. иллюстрациях.
Эмоциональное отношение детей к персонажам очень красочно. Ребенок неистово радуется победе положительного персонажа, благоприятному исходу событий, торжеству добра над злом.
Например, если рассказать сказку «Дохлая коза», почти все малыши торжествующе заканчивают тем, что коза упала с печки и разбилась. Активно (мысленно) действуя вместе с героем, дети иногда пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, хлопают по изображению «плохого» персонажа и т.д.). Однако в этом возрасте эмоциональное отношение детей к персонажам часто не связано с текстом, а определяется их ограниченным жизненным опытом, который не всегда позволяет им правильно понять произведение. Психологи отмечают, что мишку из сказки «Теремок» ребенок называет добрым только потому, что у него дома есть любимая игрушка — плюшевый мишка.
Есть еще одна характерная особенность младшего дошкольника — это необычное стремление к ритмически организованному речевому лагерю, звуковым ритмам и рифмам, выразительному интонированию. По мнению К. Чуковского, человек начинает говорить не в прозе, а в стихах. Первые слова, которые произносит ребенок, — это рифмы, которые согласуются благодаря симметричному расположению гласных звуков: ма-ма, па-па, ба-ба и т. д. Характер ребенка в раннем и дошкольном возрасте требует стихотворного материала.
Дети любят слушать и читать стихи и явно предпочитают их прозе. Поэтому они особенно склонны к динамичным ритмам, веселым мелодиям и танцам. Поэтому детям нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которых гармонично сочетает в себе слово, ритм, интонацию, музыку и действие, точно отвечает эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песен, таких как «Дама», «Козленок» и «Волшебница-белый ягненок», — это блестящий мини-спектакль для ребенка, в котором он одновременно является слушателем, зрителем, певцом, танцором, актером и чтецом. Впитывая звуковую структуру малых форм фольклора, повторение слов, восклицаний, интонаций, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, который делает литературу его настоящим домом.
Самые сложные истины могут быть переданы языком фольклора. Фольклор не позволяет «скатиться» в обыденность, не позволяет обеднить восприятие, потому что всегда несет в себе подтекст, который открыт не всем, а только тем, кто смотрит на мир добрыми глазами, у кого щедрая душа и чистая совесть. Это особенно важно для детей. Возможно, именно поэтому они так трепетно относятся к поэтике фольклора.
Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, раскрывающие дух России.
Итак, рассмотрев теоретические основы восприятия сказки детьми дошкольного возраста, мы пришли к следующему выводу. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его в дошкольном возрасте и остается с ним на протяжении всей жизни. Сказка начинает свое знакомство с миром литературы, с миром человеческих отношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки дают детям поэтичный и многогранный образ своих героев, оставляя простор для воображения. Нравственные идеи, ярко запечатленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и в отношениях с близкими людьми и становятся моральными нормами, регулирующими желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противостояние добра и зла, фантастические и нравственно определенные персонажи, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, понятные дошкольникам, — все это делает сказку особенно интересной и увлекательной для детей, незаменимым средством формирования нравственно здоровой личности.
Анализируя современное состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие дошкольников, можно отметить, что больше внимания уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое сегодня часто не соблюдается, а именно: знания не должны обгонять нравственное развитие ребенка. Родители начинают обучать ребенка в самом раннем возрасте, по сути, заставляя его выполнять интеллектуальную работу, к которой он не готов ни физически, ни морально. В то время как для ребенка дошкольного возраста важнее развивать его внутреннюю жизнь, его эмоциональную сферу, воспитывать его чувства.
Восприятие сказки оказывает сильное влияние на эмоциональное развитие детей, процесс привыкания к сказке создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказки способствовали развитию позитивных межличностных отношений, социальных навыков и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, определяющих его внутренний мир. В то же время сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которым всегда пользовались и педагоги, и родители.
Однако психокоррекционные возможности сказок для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения детей остаются недостаточно изученной проблемой.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Системы воспитания в истории человечества
- Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста
- Педагогическая практика в детском саду
- Особенности воспитания координационных способностей танцоров
- Гуманная педагогика Амонашвили
- Методика музыкального воспитания в начальной школе
- Культурологический аспект отцовства и материнства. Отличие отцовства от материнства
- Средства обучения и воспитания дошкольников
- Технология управления предметной областью проекта в образовании
- Система образования в России