Оглавление:
Как марксист И. Валлерштейн анализирует капитализм в марксистских категориях, хотя и в иной теоретической манере. Непосредственными источниками его работ являются: разработка проблем мирового капитализма марксистскими авторами (работы Р. Люксембурга, Н. Бухарина, С. Михале); анализ Броделя и, в более широком смысле, анализ «летописной» школы всемирной истории. В исследованиях и критической литературе нет сомнений в том, что идеи Валлерштейна были ответом на двойной вызов теорий модернизации и развития, так называемый «развивающийся». Преемственность концепции Валлерштейна и идей школ иждивенчества и периферии подчеркивается их общей принадлежностью к одному блоку радикальной левой политэкономии отсталости, которая восходит к П. Барен, подчеркнуто. Ученые и критики особенно тесно связаны с концепциями С. Амина, А.Г. Фрэнка и меня. Валлерштейн, хотя чаще всего это не набор систем, а двусторонние отношения. Многие авторы приписывают концепции И. Валлерштейна важную роль в синтезе идей школ зависимости и периферии. Сам Валлерштейн признает кардинальное значение концепции отсталости для всей своей работы: Именно это понятие, по его мнению, бросает вызов марксистской теории…
Критики различных идеологических ориентаций считают, что взгляды Валлерштейна также зародились в сочетании марксизма с французским структурализмом или структурным марксизмом (Л. Альтюссер, Э. Балибар и др.) и находят в работах Валлерштейна многие альтюссерские категории. Более радикальные критики считают, что Валлерштейн предлагает не марксистскую, а совершенно иную концепцию, и даже утверждают, что он возвращается к позиции неоклассической и функционалистической экономической теории или сходится с более ранними концепциями развития с присущим им телеологизмом.
Что касается обоснования Валлерштейном собственной позиции по отношению к классическому марксизму, то сам ученый пишет, что склонность К. Маркса к универсализму с признанием идеи исторически неизбежного движения прогресса для него неприемлема. На гносеологическом уровне неприемлемым для него является любой, даже логико-дедуктивный подход Маркса, на основе которого, по мнению Валлерштейна, многие ученые пытаются охарактеризовать развитие капитализма в отдельные ветви и эпохи на основе определений, якобы выражающих суть капитализма.
Что касается объекта исследования, а значит и методологии, то Валлерштейн сам видит свою цель в том, чтобы сформулировать концепцию мировой капиталистической системы. Подчинение этой цели является специфической задачей, а именно: совершенствование теории социальных изменений в смысле того, что он называет историзацией социальных наук, и появление исторической социологии как нового вида научного знания, которое занимает место так называемых социальных наук, которые когда-то были организованы по дисциплинарным направлениям. Он оценивает свой подход к мировым системам прежде всего как протест против прежних способов построения научных исследований.
Основные категории подхода Валлерштейна к мировым системам
Теория мировых систем Иммануила Валлерстайна занимает самое видное место среди существующих в настоящее время концепций мировых систем. Первоначальной единицей социального анализа в его концепции является социальная (историческая) система — социальное сообщество, основанное на разделении труда. Валлерштейн предпочитает эту категорию таким понятиям, как общество, государство, нация. Если государство, нация или этнические группы представляются ему видимыми и функционирующими организмами, существование которых может быть эмпирически измерено в определенное время в определенном пространстве, то понятие общества, по мнению ученого, является абстрактной конструкцией, не имеющей реальной корреляции с внешними социологическими теориями. Социальные системы делятся на мини-системы и мировые системы, последние, в свою очередь, на мировые империи и мировые экономики.
Мировая система
Мировая система имеет тройную структуру: 1) ядро, 2) полупериферия и 3) периферия. Ядро формируется странами, занимающими привилегированное положение в мировой системе, периферия — наименее привилегированная, полупериферия — регионы, занимающие промежуточное положение между ядром и периферией. Фактически отношения центр-периферия становятся действительными только в современной мировой экономике.
До около 1500 г. н.э. мировые экономики были нестабильны и были быстро разрушены или завоеваны мировыми империями. Валлерштейн приводит социальные системы, управляемые Венецией, городами Фландрии, как примеры нестабильной мировой экономики. В период между 1450 и 1640 гг. кризис средневековых мировых империй в Западной Европе привел к возникновению современной мировой экономики, основанной на общеевропейском разделении труда, которое оказалось устойчивым. По мнению Валлерштейна, мир достигает структурной или системной целостности только в капитализме, который осознает эту целостность. Современная мировая система основана на мировой экономике и соответствующей форме мирового капитализма. Точнее, мировая экономика и капитализм — это две стороны одного и того же явления: капитализм изначально является мировым образованием и не становится таковым только в XIX или в XX веке, он изначально является продуктом мировой экономики, а не деятельностью различных национальных государств. По сути, концепция капиталистической мировой системы является квинтэссенцией научных взглядов Валлерштейна.
Капиталистическая (современная) мировая система характеризуется высокой экономической эффективностью и политической властью, что определило ее поступательное развитие и расширение. Это система, которая возникает при полном развитии и экономической трансформации рынка, система, основанная на накоплении прибыли и росте капитала (что происходит через присвоение прибавочной стоимости), политическое регулирование цен, капитала, труда. Согласно Валлерштейну, присвоение прибавочной стоимости происходит непосредственно, т.е. через рынок и посредством неэквивалентного обмена товарами между ядром и периферией. Важно отметить, что Валлерштейн отвергает концепцию прогресса и считает, что переход от феодальных мировых империй к капиталистической мировой системе был во многом шагом назад. По его мнению, капитализм приводит к прогрессивному социальному неравенству и нерациональности социального порядка.
Ядро мировой капиталистической системы характеризуется высокой концентрацией капитала и высококвалифицированного и образованного труда, высокотехнологичными и наукоемкими производствами, интенсивной и дифференцированной торговлей, высоким уровнем развития науки и образования, наличием мощного государства и бюрократии, развитой социальной дифференциацией и разделением труда, наличием развитой городской цивилизации. Труд в ядре мировой экономики был свободен с самого начала. Периферия характеризовалась низкой концентрацией капитала, производством сырья, полуфабрикатов и потребительских товаров, неразвитостью разделения труда, слабостью государства и бюрократии, сельской цивилизацией. В первые века мировой капиталистической системы труд в странах периферии был преимущественно принудительным. Полупериферий характеризовался буфером, промежуточным положением между ядром и периферией. Валлерштейн также утверждает, что полупериферия частично находится в ядре и частично на периферии. Хотя полупериферий представляется центральным звеном классовых противоречий и главным стабилизатором мировой капиталистической системы, она, тем не менее, не играет роли главного агента социальной трансформации.
Концепция отношений центр-периферия
Капиталистическая мировая система представляет собой сложную паутину социальных отношений: Эксплуатация пролетариата соответствующих структурных уровней и пролетариата периферии буржуазией ядра и полупериферии происходит; Более того, особенность отношений мировой системы обусловлена конкуренцией между буржуазией ядра и буржуазией полупериферии за контроль над трудовой властью пролетариата полупериферии и периферии; в то же время все не буржуазное население ядра вовлечено в эксплуатацию пролетариата полупериферии и периферии. В этом контексте наиболее угнетаемыми группами в мировой капиталистической системе являются рядовые группы периферии и полупериферии, а также группы эмигрантов в странах ядра.
Эксплуатация переплетается с национальным угнетением. Таким образом, с одной стороны, существует расизм и шовинизм, которому привержены не только буржуазия, но и широкие круги квалифицированных и богатых рабочих в основных странах, а с другой — национализм, который функционирует как оборонительная идеология угнетенных слоев полупериферийных и периферийных стран. Таким образом, характеристика отношений центр-периферия Валлерштейна дается в описательной, а не аналитической форме.
Концепция отношений центр-периферия признана исследователями более широкой и эффективной, чем ряд концепций, ориентированных на понятия колонии, метрополии и полуколонии. Тем не менее и либеральные, и марксистские критики видят в этом возврат к идеям системного противостояния капитализма и «третьего мира» (центр — периферия). С других позиций критикуется пассивная роль периферии в отношениях мировой системы: В концепции Валлерштейна периферией является только объект, который систематически эксплуатируется. Эта критика близка к позиции Ф. Брауделя, твердо отвергнувшего понятие пассивности периферии и доказавшего обратное на нескольких примерах отношений центр-периферия, в частности на примере отношений Индии с Великобританией в XIX веке. Бродель, однако, указывает на еще один серьезный недостаток в описании Валлерштейном этих отношений, а именно их сведение только к эксплуатации. Он предлагает разделить понятия, используемые для характеристики механизмов присвоения как неэквивалентного обмена и неравного обмена.
По мнению Броделя, первое понятие призвано выразить характер связей, а второе относится к определению отношений между зонами, которые просто находятся на разных стадиях развития. Если первая концепция близка к «эксплуатации», то вторая позволяет не сводить все отношения в отношениях центр-периферия к эксплуататорским, но и добавлять к ним именно отношения зависимости. Эта идея приводит к важному понятию отношений центр-периферия как совокупности различных форм неэквивалентности, неравенства и зависимости.
Более того, статус категории полупериферий остается спорным. Этот статус обусловлен тем, что, с одной стороны, полупериферия является одновременно эксплуатируемым и эксплуатируемым сообществом; с другой стороны, эта концепция обладает как атрибутивными (например, «посредничество»), так и функционально-ролевыми (например, стабилизация мировой экономики) свойствами, причем последнее, как отмечают некоторые исследователи, гораздо слабее идентифицируется, чем первое.
Таким образом, понятие полупериферии используется преимущественно в его политических аспектах и поэтому асимметрично по отношению к понятиям центра и периферии, которые выражают преимущественно экономические отношения. Таким образом, проблема заключается в размытости экономических критериев: С одной стороны, это способ участия в глобальном разделении труда и, с другой стороны, структура производства в самой полупериферии. Некоторые исследователи, как и сам Валлерштейн, считают, что «полупериферия» не нужна для понимания капиталистической системы, поскольку современная мировая система как экономическая связь вполне мыслима без полупериферии.
Характеристика современной мир-системы в концепции И. Валлерстайна
Валлерштейн выделяет три важнейших элемента мировой капиталистической системы: 1) единый рынок; 2) сеть государственных и межгосударственных структур, призванных трансформировать свободное функционирование рынка в пользу основных стран; 3) присвоение прибавочной стоимости, опосредованное универсальной трехсторонней структурой мировой системы, проявляющееся во множестве способов, а именно: Капиталист-мастер-пролетарий, верхний-средний класс-нижний класс, ядро-полупериферия-периферия, правый-центр-левый и др.
Роль среднего класса очень велика, так как он стабилизирует мировую капиталистическую систему и в любом случае усиливает власть на вершине иерархии. Таким образом, в качестве обобщенной характеристики современной мировой системы можно рассматривать формулу: Капиталистическая мировая система представляет собой совокупность одной экономики + множество политических и культурных образований.
В основных странах доминируют демократические государства с либеральной политикой и идеологией, в то время как на периферии и полупериферии доминируют авторитарные и полуавторитарные режимы, которые необходимы для поддержания порядка в напряженной социальной среде. По мнению Валлерштейна, власть капиталистической мировой системы базируется на трех механизмах: 1) военная власть, 2) идеологическая консолидация верхнего и среднего слоев мировой системы и 3) разграничение и враждебность периферии и полупериферии. Средством идеологического обоснования мировой системы является геокультура капиталистической мировой системы, которая представляет собой совокупность основных ценностей и парадигматических техник мышления. По мнению Валлерштейна, до XIX века капиталистическая мировая система не имела прочно укоренившейся геокультуры. Геокультура капиталистической мировой системы имеет две стороны, а именно, она характеризуется либерализмом и наукой. Кроме того, национальное и сексуальное неравенство, существующее в капиталистической мировой системе, должно дополнять геокультуру идеями расизма и доминирования мужчин.
Развитие мировой капиталистической системы сопровождается поляризацией: увеличивается разрыв в валовом национальном продукте на душу населения в основных, полупериферийных и периферийных странах, обостряется проблема отсталости периферийных стран. Социальная мобильность в капиталистической мировой экономике затруднена, но, тем не менее, имеет место. Например, с середины ХХ в. состав оставался практически неизменным: из полупериферии в ядро перешли только Япония и Италия, из периферии в полупериферию — Южная Корея и Тайвань, из полупериферии — Гана, а из полупериферии в периферию — Гана. Страны, принадлежащие к периферии или полупериферии, имеют слабые шансы подняться на верхний структурный уровень. Сопротивление мировой капиталистической системе (антисистемным силам) никогда не доходило до уровня серьезной угрозы ее господству.
Мировые системы
Существование мировых систем подчиняется законам синергетики: хаос, в который они попадают во время кризисов, порождает новый порядок и новый мировой порядок через бифуркации. Развитие капиталистической мировой системы подчиняется закону циклов. Циклы борьбы за гегемонию наиболее велики [5]. В этом контексте уместно сослаться на типологию темпоральности Валлерштейна. Отправной точкой для интерпретации этой проблемы Валлерштейном стала теория Ф. Брауделя о множественности различных типов времени (последний различал «темпоральность медленно меняющихся стабильных структур и цикличность (темпоральность) циклических флуктуаций внутри этих структур» [20]. По мнению И. Валлерштейна, «каждое время имеет (соответствующее) пространство, и каждое пространство (его) время, и определенные виды времени и пространства идут вместе», поэтому время и пространство — это одна категория, которую ученый назвал «временем и пространством». И. Валлерштейн выделяет пять типов последних: 1) событийно-геополитические, 2) циклико-идеологические, 5) структурные, 4) бесконечные, 5) трансформационные «время и пространство». Последний тип темпоральности Валлерштейн рассматривает как время особо интенсивных поглощений и преобразований, в отличие от геометрической модели чисто количественного, однородного времени. «Трансформационное» время и пространство связано с понятием структурного времени и пространства, потому что оно может наступить только тогда, когда структуры-исторические системы подойдут к точке бифуркации с неопределенным исходом.
Гегемон в системе капиталистического мира — это всегда морская держава. Однако падение и последующая смена гегемона неизбежны, так как издержки сохранения доминирующего положения в мировой системе приводят к снижению экономической эффективности и росту общественных расходов (повышение налогов за счет военных и политических расходов и потребления средним классом, в том числе богатыми рабочими классами в странах ядра). Морская держава и сухопутная держава становятся претендентами на наследство ослабленного гегемона, при этом первый всегда превалирует над вторым, а первый становится младшим партнером нового лидера. По словам Валлерштейна, всего в мировой системе было три войны за гегемонию, то есть три мировые войны (соответственно, Валлерштейн называет войны за гегемонию в мировой системе мировыми войнами). Первая, между Нидерландами и Габсбургской империей — Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), по окончании которой были определены основные зоны мировой системы (ядро, периферийные и полупериферийные), после чего была установлена гегемония Нидерландов. В 18 веке соперничество между наследниками Нидерландов, Англии и Франции привело к Второй мировой войне. После ослабления Великобритании ее роль вновь бросила вызов быстро развивающейся Германии и Соединенным Штатам. Их соперничество привело к Третьей мировой войне (1914-1945 гг.), которую выиграли Соединенные Штаты [5].
Валлерштейн решительно отверг тезис о существовании двух противоположных социально-экономических систем — капиталистической и социалистической — и о серьезной конфронтации между ними. Страны социализма во главе с СССР были неотъемлемой частью существующего мирового порядка и не представляли никакой угрозы капиталистической мировой системе.
По мнению Валлерстайна, существование лагеря социалистических стран было выгодно США, так как реальный социализм нейтрализовал радикальные антисистемные силы, представлявшие реальную угрозу капиталистической мировой системе. Но крах большинства стран социалистической системы в 1989-1991 годах нанес серьезный удар по мировой капиталистической системе, и теперь энергия антисистемных движений не будет сдерживаться.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и методы
- Огюст Конт и его философия
- Постиндустриальное общество. Теории постиндустриализма и информационизма
- Принцип работы индийского схоласта
- А. Козлов
- Обобщение сведений о металлургии в трудах Агриколы и Бирингуччо
- И. А. Ильин: философия политики
- Н.С. Трубецкой о туранском элементе в русской культуре
- Пифагорейская школа
- Типология исторического развития Н.Я. Данилевского