Оглавление:
Со времени Октябрьской революции 1917 года наша отечественная педагогическая мысль и школьная система развивались под влиянием и на основе марксистских идей. Этот период, который называют советским в развитии народного образования, длился более 70 лет и, конечно, не может быть исключен из истории нашей педагогики. Нельзя недооценивать важность этого периода в развитии всей системы национального образования и воспитания. Конечно, в развитии отечественного образования этого периода нельзя не видеть недостатков и ряда нерешенных вопросов (это и чрезмерная бюрократизация школьного образования, и абсолютная идеологизация всей системы воспитания и обучения, и полное подгонка всех под единый стандарт и т.д. и т.п.) Но есть и несомненные достижения, которых добилось и все советское общество, и его система образования, и это нельзя отрицать или замалчивать. Если кратко суммировать эти достижения, то их можно свести к следующим основным достижениям.
Во-первых, была создана и функционировала действительно всеобщая демократическая система образования для граждан страны. Образование стало не только правом, но и обязанностью граждан страны. Ответственность за развитие образования полностью ложилась на государство, поэтому и образование, и воспитание каждого гражданина считалось делом общественным и государственным.
Во-вторых, СССР за короткое время преодолел неграмотность и стал страной всеобщей грамотности, развитой науки и образования.
В-третьих, система народного образования практически решила задачу, которая на протяжении многих веков была идеалом прогрессивной педагогической мысли: формирование всесторонне и гармонично развитой человеческой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.
Значительный вклад в развитие этих достижений отечественного воспитания внес Антон Семенович Макаренко, разработавший необходимую и достаточно эффективную, отвечающую интересам развития страны, всех ее граждан, теорию общественного воспитания, главным инструментом которого был коллектив.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) считается одним из основоположников знаний и практики советской педагогики. Он родился в Харьковской губернии в семье потомственных рабочих. Он с отличием окончил Кременчугское городское училище, а затем прошел годичные педагогические курсы. Это дало ему право начать педагогическую деятельность — преподавать в железнодорожной начальной школе. Проработав там несколько лет, он поступил в только что открывшийся учительский институт в Полтаве, который окончил летом 1917 года с золотой медалью. После окончания учебы он вернулся в то же железнодорожное училище, где начинал свою педагогическую деятельность, став теперь его директором. С 1920 года занимался работой с беспризорниками и правонарушителями — проводил их перевоспитание в трудовой колонии имени М. Горького под Полтавой и в детской коммуне имени Ф. Дзержинского в пригороде Харькова. Макаренко был директором колонии и коммуны с 1920 по 1935 год. Он написал «Педагогическую поэму» (1935), «Флаги башен» (1938), «Книгу для родителей» (1937) и много статей по коммунистическому воспитанию, в которых обобщил свою педагогическую практику и теорию воспитания советского человека.
Макаренко исходил из марксистской идеи, что социализм — это общество коллектива трудящихся. Естественно, перед ним встала вполне конкретная задача разработки путей и средств формирования реального коллектива, человеческого коллектива.
Он разработал последовательную технологию постепенного формирования коллектива и, прежде всего, сформулировал закон его жизни — движение — форма жизни коллектива, удержание — его смерть. Далее Макаренко определил принципы коллективного развития (общественный, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия и другие) и выделил стадии (этапы) его развития.
Детская трудовая коммуна и Антон Макаренко
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — советский педагог и писатель. Он возглавлял «трудовую колонию для дефективных детей» Полтавской губернии, которая в 1921 году была преобразована в колонию им. М. Горького. Макаренко организовал трудовую коммуну для детей имени Дзержинского. Ф.Э. Дзержинского под Харьковом: возглавлял коммуну (с 1928 года), стал начальником педагогического отдела (с 1932 года), затем начальником всей коммуны (с 1935 года). Он возглавил молодежную колонию № 5 в Броварах (1936), а вскоре был назначен заместителем начальника Управления трудовых колоний НКВД УССР (1937). Он переехал в Москву (1937). Занимаясь вопросами воспитания несовершеннолетних правонарушителей и детей-сирот, Макаренко отметил, что не дети, брошенные на произвол судьбы, «ущербны», а ненормальные отношения между личностью ребенка и обществом. Лишенные родительской заботы, оторванные от нормальных социальных связей, обездоленные дети в трудовой колонии формировались под влиянием педагогической системы Макаренко. Отвергая традиционную «уголовную педагогику», Макаренко сформулировал принцип: «…как можно меньше требований к личности и как можно больше уважения к ней». В трудовой колонии проводились производственные мероприятия, которые помогли восстановить связь между молодежью и обществом. «Мы хотим вырастить культурного советского рабочего. Он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком». Макаренко утверждал, что армейский коллектив представляет собой идеальную модель школы, которая готовит «культурного советского работника». «Невозможно научить человека быть счастливым, но можно воспитать его так, чтобы он был счастлив», — считал педагог.
Система воспитания основывалась на следующих педагогических принципах:
- 1) трудовая деятельность по обеспечению благосостояния колонии, где воспитанники сами распоряжаются результатами своего труда;
- 2) самоуправление;
- 3) коллективная ответственность, где за проступок отдельного человека отвечает весь отряд. Макаренко создал свою рабочую колонию и коммуну под влиянием «Положения об объединенной рабочей школе».
«Вы можете заставить человека работать сколько угодно, но если вы не воспитаете его одновременно политически и морально, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, который не принесет никакого положительного результата»Создание сплоченного коллектива колонистов осуществлялось через сочетание производительного труда в мастерских и сельском хозяйстве и самообеспечения с образованием. По мнению Макаренко, именно «коллектив — воспитатель личности» станет целеполагающим фактором всей советской педагогики. Военизированный характер коллективного воспитания очень привлекателен как для воспитателя, так и для колонистов, у которых, однако, нет другого выхода. «Там, где педагоги не объединены в коллектив, и у коллектива нет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть образовательного процесса».
«Коллектив учителей и коллектив детей — это не два коллектива, а один, и коллектив этот педагогический». Макаренко создал в общине разновозрастные группы воспитанников, на общих собраниях проводилось самоуправление, активно действовали советы командиров. Воспитание коллективом осуществляло формирование дисциплины колонистов и создание педагогических традиций в колонии. Особое внимание Макаренко уделял созданию оптимистической атмосферы в коллективе, эмоциональному подъему настроения в педагогическом процессе. Макаренко разработал метод «перспективных линий» в воспитании, при котором ребенок должен чувствовать, что его ждет «завтрашняя радость». «Экспериментальная педагогика» предполагала, что коллектив развивается только в процессе действий, значимых для каждого человека и всех коммунаров. Однако в конце 1920-х годов концепция революционной педагогики резко изменилась: настойчивое стремление Макаренко к милитаризованным формам ученического коллектива было отвергнуто лидерами Наркомпроса в лице Н.К. Крупской и А.В. Луначарского. После смены власти в Наркомпросе в 1930-е годы Макаренко продолжали критиковать за его «устаревшие взгляды» на организацию «школы трудовой коммуны».
Развитие социально-педагогической практики в России в 20—30-е гг. XX в. Педагогика среды
Трудности строительства нового государства заставили руководство Наркомпроса отложить на будущее идеал социалистической школы, провозглашенный в первых документах советского правительства.
Политика школы ставила задачи социального воспитания трудящихся путем воспитания молодого поколения в коммунистическом духе. Теоретическое обоснование и технологическое обеспечение педагогического процесса осуществляла научно-педагогическая секция Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР, созданная в середине 1921 года. В ее состав входили такие выдающиеся педагоги, как П.П. Блонский, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др. По сути, научно-педагогическая секция стала теоретическим центром Наркомпроса по разработке широкого спектра содержания образования и образовательных проблем.
В начале этой деятельности стояли «схемы СНГ» Крупской (1922), в которых предлагалась новая классификация учебного материала: природа, труд, общество, отраженная в так называемых комплексных программах СНГ. В них связь теоретического обучения с жизнью, с трудом представала для студента в виде его личного участия в выполнении экономических, политических и социальных задач диктатуры пролетариата.
Новая официальная идеология классово-пролетарского подхода была реализована и в образовании. Идея всесторонне развитой личности будущего коммуниста была заменена идеей личности борца и строителя социализма. Ее ориентация характеризовалась марксистским мировоззрением, пытливым интересом к окружающей среде, желанием работать на общее благо. Это должно было обеспечить возможность самостоятельной ориентации в окружающей среде, самостоятельного приобретения знаний, их применения в повседневной жизни, работе, общественной жизни, работе в команде и многом другом. В этом проявилась марксистская антропологическая доктрина о том, что человек является субъектом социального действия.
Идея политехнического образования на основе соединения обучения и производительного труда также претерпела значительные изменения и отошла на второй план. Для массовой школы была выбрана такая форма работы, как общественно полезный труд, воспитательный потенциал которого считался достаточно высоким. Воспитание посреди жизни, через саму жизнь, участие в практике социалистического строительства должно принести высокий результат.
В 1923 году научно-педагогическая секция СНГ приняла «Тезисы о самоуправлении», которые помогли учителям и воспитателям овладеть целями и задачами ученического самоуправления, способствовали укреплению связи школы с жизнью.
Концепция нового содержания образования по программам СНГ требовала радикальной трансформации всех компонентов школьной жизни. Теперь студенты участвовали в планировании не только образовательной, но и воспитательной деятельности. Программы стимулировали общественно полезную деятельность. В школах стали появляться органы самоуправления, пионерские форпосты. Все это очень оживляло школьную жизнь. Важным положительным последствием, которое принесли в школу программы СНГ, стал решительный поворот к жизни в микрорайоне.
Таким образом, во второй половине 1920-х годов образование постепенно начало выходить из кризиса, что проявилось в небольшом, но все же растущем количестве учебных заведений. Программы и планы общеобразовательных школ основывались на комплексном расположении учебного материала и пытались связать образование с окружающей жизнью, используя активные методы: Исследования, лаборатория, полевая экскурсия, активная работа и т.д. Сильной стороной воспитательной работы было использование самоуправления, социальной активности.
Реформа системы образования потребовала подготовки новых учителей. С этой целью в 1920 году была основана Академия социального образования, которая в 1923 году была переименована в Академию коммунистического образования (АКО). В 1924 году ему было присвоено имя Н. К. Крупской. В процессе обучения большое внимание уделялось трудовой и педагогической практике студентов на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в базовых учебных заведениях. Будущие учителя и воспитатели осознавали связь между школой и жизнью, осуществляли в организации учебной деятельности принцип работы. Благодаря ему академия стала лучшим учебным заведением того времени по подготовке педагогических кадров.
Воспитание как взаимодействие поколений: участие администрации и педагогической общественности в деятельности трудовой колонии им. М.Горького
А.С. Макаренко придерживался традиционного понимания воспитания, прежде всего, в его социальной функции: воспитание обеспечивает преемственность поколений, передачу социально-исторического опыта от одного поколения к другому. По мнению А.А. Фролова, важнейшим достижением Макаренко в решении проблемы связи поколений является преодоление трактовки преемственности поколений только в одном направлении: от старшего поколения к младшему и дополнение ее другим: от младшего поколения к старшему, которое предъявляет качественно новые требования непосредственно к старшему поколению.
Поэтому образ жизни сообщества трудовой колонии как основной фактор воспитания закрепляется в его внутренней «конституции», которая вырабатывается в ходе жизненной практики. Этот набор традиций и правил подразумевает в своем «внешнем выражении» равенство детей и взрослых. Единая система управления и самоуправления детей основана на принципе взаимосвязанных полномочий. Взрослые, старшее поколение, по мнению А.С. Макаренко, ценны прежде всего как «живые люди», которые всесторонне обогащают жизненный опыт детей, стиль и «тон» человеческих отношений в различных сферах общения и деятельности. В этом качестве выступают не только сотрудники сообщества трудовой колонии, но и связанные с ней работники различных государственных и общественных организаций, прежде всего, их начальники, а также люди из окружающего населения.
Основной социально-этический принцип А.С. Макаренко «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требований к нему» реализуется через активное участие воспитанников в основе человеческой жизни — производительном труде. Здесь предъявляются новые требования к старшему поколению. Взаимодействие поколений становится главным условием материального и духовного прогресса общества.
Воспитатель, учитель в педагогике А.С. Макаренко — это член единого «трудового коллектива», участник производительного труда. Нет привязки воспитателя к группе детей, он освобожден от административных задач.
Важной формой связи со старшим поколением являются ежегодные летние экскурсии общины, которые включают в себя «связь» с группами крупных промышленных предприятий, культурную программу, поход длиной в милю и оздоровительный лагерь. В колонии — торжественные выезды в город, участие в общественных и культурных мероприятиях, посещение культурно-досуговых учреждений.
Среди материалов к «Педагогической поэме» есть документ начала 30-х годов ХХ века, в котором перечислены реальные имена людей, участвовавших в деятельности трудовой колонии имени М. Горького. В этом документе указаны имена людей, которые были активны в трудовой колонии имени М. Горького и в первые годы существования трудовой коммуны имени Дзержинского. Ф. Э. Дзержинского. Список прототипов содержит перечень лиц, разделенных на колонки «Друзья», «Враги», «Инсайдеры», «Незнакомцы», «Учителя» и «Сферы». В графе «Друзья» — 14 человек, в том числе заместитель председателя Харьковского райисполкома, председатель Центральной комиссии по делам несовершеннолетних НКП Главсоцвоса СССР, председатель Государственной научно-методической комиссии НКП СССР, председатель районной комиссии по защите прав несовершеннолетних Харьковского района, председатель комиссии по делам несовершеннолетних исполкома Харьковского района, председатель правления общества им. Именная община Э. Дзержина. Ф.Э. Дзержинского, член коллегии ГПУ СССР, член правления коммуны, секретарь президиума ГПУ СССР, главный инспектор социального обеспечения Харьковского окрнаробраза, заместитель начальника социального обеспечения НКЦ СССР, инспектор Харьковского окрнаробраза. В рубрике «Наши собственные» — 31 человек. Это сотрудники колонии имени Горького, коммуны имени Дзержинского или близкие к ним люди. «Воспитатели» — 73 человека, сотрудники не только колонии и коммуны, но и других детских учреждений.
Подходы Макаренко к воспитанию и педагогическая практика в колонии имени Горького были тщательно проанализированы руководством. Так, М.Н. Котельников, Харьковский областной инспектор учреждения для дефективных детей, в своем докладе «Главному инспектору учреждения для дефективных детей» от 22 сентября 1922 года отмечал: «Лучшим среди учреждений для дефективных детей в Полтаве является колония для морисков.
Биография М.Горького
Максим Горький родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в бедной семье плотника. Настоящее имя Максима Горького — Алексей Максимович Пешков. Его родители умерли рано, и маленький Алексей остался с дедом. Его бабушка была его наставником в литературе, и она познакомила внука с миром народной поэзии. Он написал о ней кратко, но ласково: «В те годы я был наполнен стихами моей бабушки, как улей медом; мне кажется, я мыслил в формах ее стихов».
Детство Горького прошло в тяжелых, трудных условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден работать на полставки и зарабатывать на жизнь тем, что у него было.
Образование и начало литературной карьеры
В жизни Горького только два года были посвящены учебе в училище в Нижнем Новгороде. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообразованием. 1887 год был одним из самых сложных в биографии Горького. Из-за возникших трудностей он пытался покончить жизнь самоубийством, но все же выжил.
Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что попал под наблюдение полиции и был впервые арестован в 1888 году.
Первый опубликованный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в свет в 1892 году. Затем в 1898 году опубликованные в двух томах эссе и рассказы принесли писателю известность.
В 1900-1901 годах он пишет роман «Тройка», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым.
В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской Академии наук, но вскоре оно было признано недействительным по указу Николая II.
Среди известных произведений Горького — повесть «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Простой человек» (1901) и «На земле» (1902), рассказы «Детство» (1913-1914) и «Среди людей» (1915-1916), роман «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936), который автор так и не закончил, и многие циклы рассказов.
Горький также писал сказки для детей. Среди них «Сказка об Иване-дураке», «Воробей», «Самовар», «Сказки из Италии» и другие. Помня свое трудное детство, Горький уделял особое внимание детям, устраивал праздники для детей из бедных семей, издавал детский журнал.
Эмиграция, возвращение на родину
В 1906 году в биографии Максима Горького произошло важное событие — он переехал в США, затем в Италию, где прожил до 1913 года. Там Горький тоже защищал революцию своим творчеством. Он вернулся в Россию и остановился в Санкт-Петербурге. Здесь Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за тяжелой болезни и разногласий с властями он снова уезжает за границу по настоянию Владимира Ленина. В октябре 1932 года писатель окончательно возвращается в СССР. Он продолжал писать у себя на родине, выпускал газеты и журналы.
Максим Горький умер 18 июня 1936 года в деревне Горки (Московская область) при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что его смерть была вызвана отравлением, и многие обвиняли в этом Сталина. Однако эта версия так и не воплотилась в жизнь.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Модель формирования медиакомпетентности студентов педагогических вузов
- Виды образовательной работы в образовательных организациях
- Технологии уровневой дифференциации
- Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи
- Методика формирования системных знаний о домашних и диких животных у детей дошкольного возраста
- Современные тенденции развития воспитания за рубежом и в России
- Особенности педагогического общения
- Особенности управленческой культуры руководителя образовательной организации
- Урок модерации как реализация деятельностного подхода в обучении
- Взаимосвязь культуры и образования