Оглавление:
Эстетические чувства играют огромную роль в жизни людей. Способность видеть, понимать и создавать красоту делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытать высшую духовную радость. Человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отвратительное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое, от этого во многом зависит его поведение в обществе.
На человека влияет не только искусство, но и эстетические аспекты действительности: работа, социальные отношения, социальная среда, поведение, повседневная жизнь, природа. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет собственное осознание общественных идеалов, облагораживает себя, свои отношения с людьми.
Красота всегда является сильным духовным стимулом в жизни человека. Стремление к красоте присуще ребенку с детства. Учащиеся стремятся общаться с теми взрослыми и сверстниками, которые обладают эстетически ценными качествами.
Прекрасное, безобразное, комическое и трагическое представляют собой важные аспекты самых разнообразных явлений в обществе и природе. Поэтому сегодня каждый ребенок должен научиться адекватно, эмоционально и рационально реагировать на истинно прекрасное, на невыносимое, уродливое, вульгарное и ложное, на явления, заслуживающие осмеяния, на события, требующие глубокого сопереживания. Нравственное воспитание сегодня немыслимо вне эстетического опыта и оценки. Нравственные понятия, переживания и стремления, возникающие в процессе социальных отношений в жизни и отраженные в произведениях искусства, оказывают эффективное влияние на формирование убеждений и жизненных идеалов.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественного и эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, в природе, в искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических навыков. Первая группа заданий решает вопросы привыкания к эстетическим ценностям, а вторая — вопросы активного вовлечения в эстетическую деятельность.
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
- Формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
- Воспитание в эстетической культуре;
- присвоение эстетического и культурного наследия прошлого
- Формирование эстетического отношения к действительности;
- Развитие эстетических чувств;
- Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
- Формирование эстетического идеала;
- Формирование желания быть красивым во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем облике.
Эстетическое воспитание в общей системе всестороннего развития человека выполняет, прежде всего, свою прямую функцию. Она выявляет эстетический элемент во всех видах деятельности и превращает их в средства эстетического развития, воспитания, формирования человека. Интеллектуально-речевая деятельность подчеркивает красоту словесного искусства, умственного труда, объективных аспектов действительности, художественной речи. Трудовая деятельность подчеркивает красоту целей и процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе трудовой деятельности.
Нравственно-правовая деятельность уделяет особое внимание красоте в общественных идеалах, в человеке, в его стремлениях и поведении. Изобразительная деятельность раскрывает перед детьми красоту видимого мира в его формах, цветах, линиях, отношениях и композициях — красоту, отраженную, преобразованную и запечатленную в художественных образах изобразительного искусства. Музыка раскрывает перед детьми красоту гармоничных звуков и рукотворных композиций из звуков. Через основы физического воспитания и гигиены ребенок познает красоту человеческого тела, физическую подготовку, занятия спортом и так далее.
Формы и методы эстетического воспитания школьников в работе классного руководителя
Отечественная педагогика разработала множество форм и методов эстетического воспитания. Наиболее важными являются воспитание в учебном процессе и внеклассные формы эстетического воспитания.
На современном этапе развития образования идет процесс расширения спектра предметов эстетического цикла в школе, увеличения количества часов на их преподавание. Сегодня внешкольные формы эстетического воспитания (дома творчества для детей, художественные и музыкальные школы, центры эстетического воспитания), разработанные в 1960-1980-е годы, переживают возрождение своей деятельности.
Эстетическая деятельность детей определяется несколькими направлениями: изобразительным, музыкальным, игровым и т.д. Большое внимание уделяется оформлению интерьеров учебных заведений и их территорий. Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания должна осуществляться во взаимодействии с нравственным, духовным, физическим и трудовым воспитанием школьников.
Формы внеклассной работы в общеобразовательных школах делятся на индивидуальную работу учащихся, работу в группах, кружках, факультативах, лагерях труда и отдыха; массовые формы внеклассной работы.
Существуют также принципы организации внеклассной работы. Основные принципы следующие.
- Добровольность выбора содержания и методов деятельности учениками с учетом их личных склонностей;
- Массовый характер внеклассной работы;
- Создание педагогом условий для творческой деятельности детей;
- Все виды внеклассной работы согласуются с общими целями образования и воспитания.
Если детский труд имеет общественно полезную направленность и профессиональную ориентацию (знакомство с трудом взрослых, производством, различными профессиями), то он наиболее эффективен и способствует самоопределению учащихся в будущем.
Особенно эффективными в организации эстетической деятельности учащихся для формирования их эстетической культуры являются занятия вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования и культуры, клубах. Важную роль в процессе вовлечения детей в эту деятельность играет организация классным руководителем взаимодействия учреждений дополнительного образования и культуры со школой.
Педагоги дополнительного образования, как правило, находятся в непосредственном контакте с классным руководителем и приглашают учеников на занятия в музыкальную или художественную школу, театральную студию, танцевальные и хоровые коллективы. Классный руководитель проводит разъяснительную работу с родителями и детьми, приглашает их на встречи со специалистами по художественному образованию, вводит в мир художественной культуры региона, города, села, где каждый ученик может найти возможность для раскрытия своих способностей, творческой самореализации.
В то же время учителя школы имеют возможность работать над эстетической культурой учащихся в классе в таких формах внеклассной работы, как театральные постановки, конкурсы, школьный театр, концерты, фестивали, поездки в музеи, посещение театров и многое другое.
Художественно-эстетическое развитие и воспитание
Эстетическое развитие — это процесс и результат развития способностей видеть и создавать красоту окружающего мира и искусства. М.Н. Зубарева выделяет следующие этапы эстетического развития детей дошкольного возраста.
На первой стадии у 3-4-летнего ребенка вызывает эмоциональное возбуждение изображение знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не изобразил. Мотив оценки носит изобразительный или бытовой характер (он/она выбрал карту, потому что «дома такой карты еще нет», «потому что здесь есть лодка, на ней можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»).
На втором этапе, в возрасте 5 лет, ребенок начинает не только видеть, но и распознавать те элементарные эстетические качества в произведении искусства, которые делают его привлекательным для него. Дети могут получать элементарное эстетическое удовольствие, оценивая картину как красивый цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы.
На третьем, более высоком этапе, дети в возрасте 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем содержится во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок постигает внутренние особенности художественного образа.
Основные педагогические условия для эстетического развития и перехода детей от одного этапа к другому следующие:
- Организация восприятия ребенка;
- Организация материального и культурного пространства. Наличие различных учебных объектов и среды для созерцания;
- Профессионализм управления эстетическим воспитанием детей;
- Интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить свои собственные творческие мысли и чувства
Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и контролируемым и позволяют, говоря словами Л. С. Выготского, «руководить развитием». В данном случае речь идет об эстетическом воспитании.
Методологические основы эстетического воспитания представлены на рисунке 23.
Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и другие занимались проблемами эстетического воспитания в домашней педагогике.
С современной точки зрения, эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетического чувства ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетической оценки и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Цель эстетического воспитания — развитие личностной готовности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или в действительности; развитие эстетического сознания, приобщение к гармоничному саморазвитию; формирование творческих навыков и умений в сфере художественной, духовной и физической (телесной) культуры.
Цели эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно разделить на четыре группы, направленные на:
- Развитие эстетической чувствительности, эстетической образности, формирование эстетических эмоций, чувств, установок, интересов;
- Формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетических суждений и оценок; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, художественно-эстетическими);
Сущность и задачи нравственно-эстетического воспитания
Эстетическое воспитание было и остается важной частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. Прекрасное окружает нас повсюду: в природе, в обществе и в отношениях между людьми. Вы просто должны уметь видеть, чувствовать и понимать это. Ростки этой замечательной способности заложены в каждом ребенке. Развивать их — значит эстетически воспитывать.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, ценить, жить и творить «по законам красоты» прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве.
Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие возникает из-за того, что природа дает ребенку способности и навыки постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. В то же время эти потенции и способности могут быть полностью реализованы только в условиях целенаправленного и организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим воспитанием детей оставляет их равнодушными к подлинным духовным эстетическим художественным ценностям.
На необразованную молодежь обрушивается поток информации об искусстве и эстетике и вытекающая из этого антирелигиозная информация. Они не считают себя в состоянии оценить качество этой информации, критически проанализировать ее и дать ей соответствующую оценку. В то же время существует несоответствие между необходимостью обеспечить эстетическое воспитание для всех и слабыми материальными и кадровыми ресурсами организаций здравоохранения и образования.
Основными механизмами системы эстетического воспитания являются развитие эстетического восприятия и осознания художественно-эстетических явлений, мысленное общение на основе произведений искусства, творческая художественная деятельность, развивающая способности детей и формирующая их художественное видение мира .
Наслаждаться красотой вокруг нас и создавать красоту в нашем ближайшем окружении, а также в нашем собственном облике и поведении — такова логика соединения эстетического и нравственного воспитания.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической организации всей жизни детей: их деятельности, отношений, общения — с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Сюда входят отношения и общение в коллективе, с друзьями, на территории лагеря с другими детьми, педагогами, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, к труду, к образу жизни, к педагогическим требованиям. Это пространство имеет свои временные, размерные, эстетические свойства. Она может находиться в состоянии позитивной экспансии, активности морального взаимодействия, быть комфортной или неприятной, порождать возвышенные переживания или чувство неудовлетворенности жизнью. Она может быть ограниченной, консервативной, замкнутой на узкие группы, компании, неформальные объединения.
Субъективное нравственное пространство детей окрашено эстетическими цветами и оттенками, которые вызывают целый спектр настроений: Мажор, минор, драматическое напряжение, трагическое напряжение. Возникновение противоречий в жизненных отношениях детей с внешним миром и друг с другом создает напряжение переживаний, которое проявляется в противостоянии, сопротивлении воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Преодоление противоречий в субъективном моральном пространстве сильно окрашивает жизнь детей.
Воспитателю важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, которое раскрывает нравственный климат в отряде. Он должен минимизировать стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия через педагогическую организацию детских отношений и деятельности. Если это удается, то управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей становится эффективным механизмом качественного преобразования их личности.
Нравственное воспитание — это не индоктринация, не формальное заучивание моральных норм и не бездумное совершенствование привычек поведения. Это активный процесс взаимоотношений, взаимодействия, деятельности, общения и преодоления противоречий.
Взаимосвязь эстетического и художественного в процессе формирования личности
Третий уровень связи между эстетическим и художественным — это педагогический уровень. Здесь речь идет не о школьной педагогике в узком смысле слова, а обо всем многообразии форм и методов целенаправленной передачи накопленного человечеством опыта каждому вступающему в жизнь индивиду. Одним словом, педагогическая деятельность в широком смысле слова — это сознательный и целенаправленный процесс приближения человека к культуре, осуществляемый профессионально и самостоятельно в созданных для этого учреждениях и в семейной жизни, в дружеском общении, во всех сферах практической деятельности людей и индивидов в их частном общении с самими собой. Эта деятельность социально необходима и чрезвычайно важна — что уже отмечалось и объяснялось в первой части нашего курса — потому что у человека, в отличие от всех животных, поведенческие программы не наследуются генетически; они могут передаваться только с помощью «механизма» внегенетического наследования — функционирования культуры. Для этого возникли исторически различные, хотя и взаимосвязанные средства, обусловленные особенностями тех видов деятельности, плоды и методы которых должны передаваться из поколения в поколение: познание действительности, восприятие ее ценности, формирование будущего и целостное воссоздание реального человеческого существования в мире посредством искусства. Следовательно, в многовековой практике педагогической деятельности возникла относительно самостоятельная форма со специфическими целями и средствами:
- Образование как средство передачи знаний;
- Образование как средство передачи ценностей;
- Развитие способности строить проекты несуществующих, но желаемых идеалов, «моделей необходимого будущего»;
- Обучение как специфический способ преподавания приобретенных навыков для практического применения знаний, ценностей и проектов;
- Формирование потребности и способности к общению — с другими людьми, с природой, с художественными образами.
Это общая структура педагогической деятельности, которая формирует эстетическое и художественное сознание и, соответственно, стимулируемые им способы деятельности и формы поведения. Эстетическое воспитание — это целенаправленное формирование вкуса и отношения к определенному уровню практической деятельности, то есть это одно из направлений «воспитания чувств», по меткому выражению Г.Флобера. Флобера, а художественное воспитание не ограничивается формулированием художественного вкуса (хотя этот процесс тоже своеобразен), но включает в себя и образование, и профессиональную подготовку.
Ибо поскольку эстетическое отношение универсально, не существует специальной «эстетической технологии», которой можно обучать, и поскольку оно является формой неконцептуального переживания действительности, не существует «эстетического знания», которое можно передавать учащимся на соответствующих занятиях; эстетическое отношение к миру — именно к миру, независимо от его конкретной формы бытия — природной, социальной, человеческой, культурной, материальной — распространяется на все чувственно воспринимаемые (как мы помним, видимые, слышимые или мыслимые в этой видимой или слышимой форме) предметные реальности. Эстетическое воспитание, таким образом, не может быть специальным классом в семье, школе, университете или культурном центре, но может и должно быть стороной, гранью, аспектом всех форм общения с детьми, студентами, молодежью, их родителями и более эстетически развитыми друзьями, учителями и воспитателями, писателями и художниками.
Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы показать, как общие законы прекрасного, возвышенного, трагического и комического конкретно проявляются в данной сфере бытия, в данной сфере человеческой деятельности и в данном виде искусства, поскольку каждая эстетическая ценность остается самой собой во всех своих модификациях, но индивидуально неповторима в своем реальном существовании, Но в реальном существовании она индивидуальна и неповторима, — так неповторима красота елей, сосен и пальм, красота орлов, ласточек и чаек, красота любой марки автомобиля и стиля одежды, красота звуков скрипок, гитар и труб, красота танцевальных движений мужского и женского тела, красота древнерусских, готических и классицистических церквей.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Требования к методам обучения, выбор методов обучения
- Компетентностный методологический подход в исследованиях психолого-педагогического направления и его характеристика
- Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями за рубежом
- Образовательная cистема России
- Основные дидактические концепции
- Коррекция нарушений ориентировки в пространстве детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
- Новые формы дошкольного образования на современном этапе
- Теоретико-методические основы оценки качества образования в РФ
- Воспитание культуры общения дошкольников
- Возникновение и развитие педагогики