Оглавление:
Деятельность любого учебного заведения измеряется судьбой его выпускников. Имена многих выпускников Царскосельского лицея известны во всем мире: A. И. Седельников, А. И. Кузнецов, А. В. Соколов, А. И. Кузнецов и др. С. Пушкин, основоположник русской литературы; И. И. Пущин, судья Московского суда, поэт, декабрист, один из основателей Северного общества; А. А. Дельвиг, поэт и писатель; русский поэт и декабрист В. К. Кюхельбекер; М. А. Корф, государственный деятель, председатель департамента Государственного совета, секретарь Петербургской Академии наук; адмирал Ф. И. Трубецкой. И. Матюшкин; А. М. Горчаков, министр иностранных дел, канцлер.
Царскосельский лицей оставил о себе добрую память: он дал России много достойных деятелей на поприще государственной службы, науки и литературы и заслужил горячую любовь своих учеников.
Некоторые декабристы пришли из Лицея. Видимо, лицей привил им такие качества, как нетерпимость к злу, любовь к стране и народу. Его выпускники были будущими министрами, государственными советниками, учеными, писателями, посвятившими свою жизнь служению отечеству.
Царскосельский лицей был признан лучшим учебным заведением всех времен и даже своего рода идеалом школы будущего. Вот почему преподавание в Лицее с его идеалом свободной, одаренной личности — как учителя, так и ученика — так актуально и так необходимо.
После своего первого выпуска Царскосельский лицей продолжал существовать как учебное заведение в течение 27 лет. Но лицейская система образования менялась. Постепенно одно из важных мест занял Закон Божий. Благочестие, послушание, почитание Бога — вот что интенсивно прививалось студентам. Простота отношений с учителями и преподавателями исчезла, а зародыши свободной мысли были уничтожены навсегда. Министр образования строго требовал бдительного надзора за нравственностью учеников и устанавливал контроль за их поведением. Так, уже в 1820-х годах предпринимались попытки убрать из Лицея все прогрессивное и передовое. Энгельгардт писал Матюшкину: «…Одним словом, друг мой, я покидаю Лицей и все прекрасные мечты, с которыми я сюда переехал…». Поддерживая традиции Лицея и справедливо полагая, что образование в Лицее лучше, чем в любой другой школе России, директор пытался защитить Лицей. Но все было напрасно. Лицей уже превратился в обычную гимназию, как и десятки других. Все прогрессивные идеи подавлялись.
В 1844 году Лицей был переведен из Царского Села в Санкт-Петербург и переименован в Александровский. За 100 лет она выпустила 1818 учеников. В 1918 году лицей был упразднен.
И. И. Бецкой — теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений
Иван Иванович Бецкой (1704-1795) — один из самых образованных людей своего времени, проникшийся лучшими идеями XVIII века. Век. Он был гуманным и искренним человеком, одаренным деятельной натурой; он старался осуществить мечты лучших умов своего времени — так Бецкого ценили его современники.
Бецкой считал, что можно создать «новую расу людей», свободную от пороков общества, если человека правильно воспитывать с раннего возраста. Просвещенные дворяне не будут озлоблять своих крестьян чрезмерной жестокостью; купцы, промышленники и ремесленники начнут трудиться; преданные трону, не склонные к «пагубному пустословию», они сформируют общество, которым просвещенному монарху будет легко и приятно управлять. С этой целью в 1760-1770 годах была предпринята попытка создать систему учебных заведений.
При открытии учебных заведений строго соблюдался сословный принцип. Каждый должен был быть подготовлен к жизни в том классе, к которому он принадлежал. Привилегированные кадетские корпуса, «школы для благородных девиц» предназначались для детей дворян. Для разночинцев — школа при Академии художеств, детские дома для детей-сирот из народа.
Несмотря на то, что его благородное стремление изменить всю нацию через образование и изменить жизни людей потерпело неудачу, работа Бецкого имела огромное значение, продемонстрировав обществу великую силу образования. По его словам, в России остались не только идеи, но и их реальное воплощение.
Согласно отчетам и уставам, разработанным Бецким, были открыты следующие:
- воспитательный дом в Москве (1764), а затем в Санкт-Петербурге;
- училище при Академии художеств для мальчиков (от 5 до 6 лет) всех сословий, кроме крепостных (1764);
- аналогичная школа при Академии наук (1765);
- воспитательное общество благородных девиц в Смольном монастыре (Смольный институт благородных девиц) (1764); мещанство в этом обществе (1765);
- коммерческое училище (1772);
- Кроме того, в 1766 году была реорганизована дворянская морская пехота.
Все это были сословные закрытые учебные заведения.
Сам Бецкой был главным директором Корпуса Сухого, также был директором Сиротского дома и Смольного института. Бецкой считал особенно важным хорошее образование и подготовку женщин как будущих жен, матерей и воспитательниц. По его мнению, именно в семье и семейных обязанностях женщины должны искать смысл и содержание своей жизни.
Идеи Бецкого были реализованы на практике в различных учебных заведениях, основанных по его проекту и при его участии.
Культура в эпоху Александра I
В эпоху «просвещенного абсолютизма» Александра прогресс в образовании и просвещении стал заметным. В начале своего царствования Александр I провел реформу образования. Он расширил возможности для получения образования за рубежом и использовал государственные средства для приобретения иностранных книг. Границы были открыты для многих иностранных учителей, среди которых преобладали французы, бежавшие от революции и Наполеона. Их стало так много, что слово «француз» стало восприниматься как профессия.
Создание светской системы образования было частью государственной политики, отвечающей потребностям общества. В рамках этого в 1802 году было создано Министерство народного просвещения.
Университеты должны были стать высшим научным и педагогическим центром. Их роль в русской культуре XIX века была очень высока. Помимо Московского университета, были открыты новые университеты — в Санкт-Петербурге, Казани, Харькове, Вильнюсе и Дерпте (Юрьево, ныне Тарту), по одному в каждом из шести учебных округов, а позднее, после Александра — в Киеве (1834). В 1804 году был принят первый университетский устав, который устанавливал автономию университетов. Уставы университетов предполагали достаточно широкую автономию в решении научных и административных вопросов их внутренней жизни. Они готовили учителей, государственных служащих и врачей.
Каждый из шести образовательных округов представлял свою систему образования, в которую входили университетские библиотеки и музеи, типографии и издательства, гимназии и учительские семинарии, книжные магазины. Сами университеты издавали учебную и художественную литературу, как русскую, так и зарубежную, журналы и газеты. Университетская типография и библиотека, музей и ботанический сад выполняли образовательные и просветительские функции в своем районе. До открытия первой публичной библиотеки в Петербурге все книжные собрания находились в исключительном владении университетов.
Привилегированные гимназии приравнивались к университетам, как, например, Демидовский лицей в Ярославле и Царскосельский лицей, который открыл двери для своих учеников в 1811 году в императорской летней резиденции под Санкт-Петербургом. Это было закрытое и привилегированное учебное заведение, где дети высшей знати учились на полном пансионе в течение шести лет с 10 до 12 лет. Они получали образование, ориентированное на государство, и многие из их выпускников впоследствии стали высокопоставленными чиновниками. В разное время А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, дипломат А.М. Горчаков, министр народного просвещения Д. А. Толстой, М. Е. Салтыков-Чедрин. В 1843 году Царскосельский лицей был переименован в Императорский Александровский лицей и переведен в Санкт-Петербург.
К концу XIX века новые университеты были открыты в Одессе (Новороссийский на базе Ришельевского лицея) и Томске, а в начале XX века — в Саратове, где количество лицеев значительно увеличилось. — В Саратове их число достигло десяти.
Общественная жизнь студентов в Александровскую эпоху была очень активной. Роль университетов в деятельности Просвещения была исключительно велика: идеи французских мыслителей эпохи Просвещения звучали с кафедр. Большое значение для распространения идеологии Просвещения имело «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», членами которого были А.Х. Востоков, И.И. Пнин, сын А.Н. Радищева Н.А. Радищев, Г.А. Глинка, A.F. Мерзляков, К. Н. Батюшков подсчитали. С 1805 года его почетными членами были Г.Р. Державин, М.М. Херасков, Н.М. Карамзин, А.С. Шишков.
Перед Министерством образования стояла задача в короткие сроки создать систему народного образования, отвечающую потребностям страны и современному состоянию педагогической науки. Были увеличены государственные средства на образование. В 1803-1804 годах была проведена реформа системы государственных школ. Теперь образование распространялось на все сословия и было бесплатным в младших классах. Согласно новому положению об организации учебных заведений, Россия была разделена, как уже было сказано, на шесть учебных округов. Все государственные школы делились на три класса: одноклассные церковно-приходские (сельские), трехклассные уездные и семиклассные губернские гимназии. Важно, чтобы учебная программа обеспечивала непрерывность и последовательность образования. С юридической точки зрения государственная школьная система была закрыта только для крепостных крестьян. В 1808 году была проведена реформа духовного образования.
Элитарное образование
Школы для одаренных детей не следует путать со школами для элиты. Попытки закамуфлировать систему элитного образования под работу с одаренными детьми предпринимались и предпринимаются во всех странах. Эта практика очень распространена в современном российском образовании. Строго говоря, богатые, высокопоставленные родители — это тоже дар природы или судьбы. С этой точки зрения, детей с такими родителями также можно назвать одаренными. Но разница между этой одаренностью и одаренностью, о которой обычно говорят в психологии, огромна.
В нашей родной культурной и образовательной традиции хорошее образование было и остается привилегией на протяжении многих веков. Для многих она остается недоступной. Традиционно люди, находящиеся в верхних эшелонах социальной пирамиды, стремятся закрепить свои преимущества и в образовании, создавая для своих отпрысков действительно элитные учебные заведения.
Российское образование в XIX веке предлагает множество примеров такого рода: Царскосельский лицей, Смольный институт, Пажеский корпус и другие. Примеры, более близкие по времени, включают практику создания сети специальных школ, которая была широко распространена в 1980-х годах. Современная педагогика предлагает еще больше примеров подобного рода.
Очевидно, что элитные школы, дорогие для кошелька родителей, заинтересованы не столько в отборе и обучении одаренных, сколько в поиске тех, кто может хорошо заплатить. При этом и педагоги, работающие в таких школах, и сами родители прекрасно понимают, что интеллектуально одаренных и талантливых детей, как писал в начале 20 века немецкий психолог В. Штерн, не создает хорошая школа — этот процесс имеет другую механику. Но такая практика будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут корни этого явления. Пока в обществе существует элита, будет существовать явная или неявная система элитарного образования. В этих условиях очень важно понять, что элитарное образование не имеет и не может иметь ничего общего с системой обучения одаренных детей.
Специальная педагогическая работа в области одаренных детей не имеет ничего общего с задачами элитарного образования, тем более что одаренные дети обычно рождаются в семьях с очень разным социальным уровнем. На все это можно было бы не обращать внимания, если бы не уже упомянутые незаслуженные обвинения в элитарности, которые постоянно звучат в адрес средних школ для особо одаренных.
Эксперты в области элитарного образования (Г.К. Ашин, Л.Н. Бережнова, П.Л. Карабушенко, Р.Г. Резаков и др.) не согласны с этими оценками. Они ссылаются на идею меритократии, предложенную английским социологом Митчеллом Янгом. Термин «меритократия» (латинское meritus — достойный и греческое kratos — власть) был введен М. Янгом в 1958 году. Меритократическое общество — это общество, в котором каждый получает то, что заслуживает, в котором люди поднимаются «на вершину» благодаря собственным усилиям и способностям, и в котором социальное неравенство существует и оправдывается на основе критериев личной эффективности. Создатели теории элиты, заслуг или меритократии (М. Янг, Д. Белл), пытаются связать элитарность не только с политической демократией, но и с идеей социальной справедливости. Согласно этой концепции, современное общество движется к господству «улучшенной элиты», «элиты компетентности» или «интеллектуальной элиты», которая объединяет самых достойных представителей общества, которым не стыдно подчиняться.
Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре
Среди учебных заведений, созданных Бецким, одно имеет особое значение для истории российского школьного образования и просвещения. Это Воспитательное общество благородных девиц или Смольный институт (1764 — 1918), заложивший основы женского среднего образования в России.
В XVIII веке образование женщин часто ограничивалось элементарной грамотностью. Если в обществе высшего класса дочерей обучали французскому языку, танцам и светским приемам, то девочки из менее обеспеченных семей практически не получали образования.
В 1764 году императрица разослала во все губернии, штаты и города указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге». Любой дворянин мог «доверить своих дочерей в младенчестве воспитанию, установленному Нами».
Так в Смольном монастыре было основано Воспитательное общество благородных девиц. Его устав, составленный И. И. Бецким, определял квоту в 200 образованных девушек. На один прием принималось пятьдесят девственниц; прием проводился каждые три года. Курс обучения длился от 6 до 18 лет, и родители должны были подписать обязательство, что до 12 лет они не имеют права требовать свою дочь из учебного заведения и видеться с ней. В гимназию благородных девиц принимали только дочерей дворян, которым было не больше 6 лет. Воспитание и обучение учащихся осуществлялось в четырех классах — четырех возрастных группах (классах) по три года в каждом.
Вскоре учебное заведение было расширено: по предложению Бецкого в 1765 году была основана «особая школа для воспитания молодых девушек не священнического происхождения», то есть школа для мещанских девушек. Образование здесь было малочисленным, большое внимание уделялось домашнему хозяйству и рукоделию, товары учеников продавались.
Ежегодное ассигнование из государственной казны на воспитательное общество благородных девиц составляло 100 тысяч рублей, немалую сумму по тем временам. — Значительная сумма для того времени. Кроме того, время от времени выпускались крупные единовременные суммы, делались пожертвования различными людьми. В 1794 году ежегодные ассигнования из государственной казны увеличились до 140,5 тысяч рублей.
Много денег было потрачено на учебники и книги, но еще больше — на развлечения.
Содержание персонала также было дорогостоящим: священнослужители, рабочие, слуги, военные для охраны и т.д. — в общем, тысяча человек. — В общей сложности более 1 000 человек.
Рацион заключенных был простым и здоровым, состоял в основном из мяса и овощей; пили они только молоко и воду, а чай, кофе и шоколад считались вредными для здоровья.
Впервые приемные дети были приняты в 1764 году, но число родителей, готовых отдать своих дочерей в общество, было невелико: они относились к этому с предубеждением. Только малообеспеченные дворяне решались отпустить своих дочерей. Только через шесть месяцев должности были заполнены. Среди принятых были семь титулованных школьниц и множество дочерей мелких чиновников и обедневших дворян.
Последовавшее за этим поступление было не без трудностей, но число желающих отдать своих дочерей в Смольный институт постепенно росло.
В уставе общества была сформулирована цель образования. Это были «христианское благочестие, послушание начальству, взаимная вежливость, мягкость, самообладание, добродетельное поведение, чистое доброе сердце…». «подобающая скромность и благородство благородных особ», воспитание добродетельных жен и матерей.
Во главе общества стоял губернатор, назначаемый императрицей. Вторым человеком после нее был губернатор.
Каждый класс находился под руководством классной дамы — надзирательницы. В ее обязанности входило наблюдение за образованием девочек и помощь учителям в их обучении. Надзиратели осуществляли постоянный надзор за учениками, должны были следить за их «воспитанием характера», успеваемостью, поведением, чистотой и вежливостью, одеждой и бельем, а также за тем, чтобы у них была «благородная и достойная осанка, и правильно ли они питались».
Помимо надзирательниц, правила разрешали иметь 12 женщин-учительниц. Они также постоянно находились среди девушек с утра до вечера, занимаясь помимо обучения и воспитания. Суть преподавания заключалась в том, чтобы не быть сухим и педантичным, «что может угнетать дух девочек». Скорее, уроки напоминали беседу между учителем и учениками. Учителя должны были следить за тем, чтобы ученики «не привыкали к излишней браваде и не создавали мрачный вид». Им также было поручено
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Cодержание и методика формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста — Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании детей младшего дошкольного возраста
- Технология управления образовательным проектом по временным параметрам
- Социально-личностное развитие дошкольников
- Личность ребенка как субъект и объект воспитания
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
- Василий Васильевич Давыдов, советский педагог и психолог
- Метод проектов как средство формирования мотивации к изучению английского языка
- Влияние семейных факторов на развитие речевой функции у детей
- Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- Нравственное воспитание – цели, особенности, методы