Оглавление:
Расширение сферы образования, социально-экономические и общественно-политические факторы были определяющими для возникновения дошкольной педагогики. В то же время философия, психология, гигиена, физиология, психиатрия и другие гуманитарные науки повлияли на становление науки о дошкольном детстве.
На рубеже веков земская и религиозная идеология, лежавшая в основе официальной педагогики, переживала кризис. Разлагающийся арсенал устаревшей идеологии перед лицом научного прогресса и растущего освободительного движения был явно недостаточен для объяснения внутренней диалектики педагогической мысли, возникшей в этот период. Официальная педагогика обратилась к русской идеалистической философии, которая пыталась по-своему интерпретировать достижения науки того времени. Идеалистическая философия своей частью в системе религиозных верований оправдывала догматическое воспитание и обучение. Но теоретические решения проблем воспитания и образования должны были вытекать из таких суждений: «Со всех сторон развращенные и безумные люди стараются насадить в народе разврат мысли и развить в невежественной массе (курсив наш. — Ч. ?.) негодование против властей» (13, 185) Противодействовать этому, был убежден К.П. Победоносцев, должно не образование, а воспитание детей в духе традиционного православия.
Для теоретиков, близких к официальной педагогике, прежде всего, но не исключительно, была характерна ориентация на идеалистическую философию. По мнению доктора медицинских наук М. М. Манасеиной, автора пятитомного труда «Основы воспитания с первых лет жизни до завершения университетского образования», эта философия дает идеалы подготовки молодого поколения к жизни, без которых вся образовательная деятельность бессмысленна. «Как только в ребенке вспыхивает божественный свет сознательной духовной жизни, так воспитатели уже должны начать развивать в нем понятие о Боге, любовь и доверие к Богу», веру «во все прекрасное, доброе, высокое, ибо вне этого нет жизни, нет развития» (21, 53, 59). Но их педагогические взгляды настолько обширны и многоплановы, что всерьез дают основание утверждать о сочетании религиозного и научного подходов в понимании основных вопросов обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
На педагогическую теорию повлияла философия Г.Ф. Гегеля. В начале ХХ века она не имела отдельных выдающихся представителей в российском дошкольном образовании и не может быть определена одним мыслителем. Однако его лучшие идеи: идея самоопределения и самостоятельности каждого возраста; учение о единстве человека с природой; учение о том, что ребенок повторяет развитие человечества, стали лозунгами реформаторов дошкольного воспитания в начале 20 века.
Герберт Спенсер
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основателей позитивной философии. Герберт Спенсер (рис. 6.15) родился в Дерби, сын Уильяма Джорджа Спенсера, школьного учителя. Герберт рос болезненным мальчиком, поэтому до 13 лет он не ходил в школу, и его образование обеспечивал отец. В 1833 году он отправился учиться к своему дяде, священнику. Его дядя настоял на том, чтобы Герберт поступил в Кембриджский университет, но молодой человек окончил только подготовительный курс. Позже Спенсер писал, что никогда не жалел о том, что не получил высшего образования.
Его карьерный путь начался с работы учителем в школе родного города, но Спенсер быстро понял, что преподавание — не его призвание. В этот момент ему предложили работу инженера на строительстве железной дороги, которую он с радостью принял. К сожалению, работа оплачивалась не очень высоко, и в 1841 году он ушел. В течение двух лет он занимался самообразованием в области философии, социологии и экономики; в это же время он опубликовал свои первые работы в этих областях научного знания. С 1843 по 1846 год он снова работал инженером, сумел запатентовать несколько изобретений и снова оставил свою профессию. Он занялся журналистикой и в 1848 году стал заместителем редактора журнала «Экономист», где работал до 1853 года включительно. Остаток жизни он посвятил развитию своей философской доктрины, которая в итоге сделала его более популярным в США, чем в Великобритании. С 53 лет у Спенсера обострились проблемы со здоровьем, с которыми он справлялся на протяжении всей своей жизни с помощью строгой самодисциплины, что позволило ему дожить до 83 лет.
Основные работы. «Социальная статика» (1851), «Система синтетической философии» (1862-1896), «Основы социологии» (1874-1896), «Человек и государство» (1884), «Философия и религия. Природа и реальность религии» (1885), «Образование духовное, моральное и физическое» (1861), «Справедливость» (1891).
Спенсер создал философскую доктрину, синтезирующую антропологические знания на основе теории эволюции. Его взгляды повлияли на развитие психологии и социологии. Например, американский функционализм взял идеи Спенсера в качестве методологической основы своего направления; экспериментальная, возрастная и сравнительная психология также развивали многие постулаты его теории. Социал-дарвинизм был популярным течением в социологии, но поскольку многие его идеи использовались для оправдания дискриминации определенных социальных групп, его влияние в этой области науки постепенно угасло.
Критики утверждают, что взгляды Спенсера служили «научным» прикрытием для расовых предрассудков[8]. Теория эволюции Дарвина была неверно истолкована Спенсером как описание интеллектуального и морального прогресса. Основываясь на своей доктрине социального дарвинизма, Спенсер пришел к выводу, что небелые расы стоят ниже европейцев на эволюционной лестнице. Взгляды Спенсера способствовали развитию таких бесчеловечных практик, как принудительная стерилизация преступников и «слабоумных». Идеология «низших рас» использовалась нацистами для оправдания убийства славян, евреев и цыган.
Эволюционная философия Г. Спенсера
В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков эволюционная философия Г. Спенсера была особенно популярна среди педагогов. Эволюционная схема, которой так упорно придерживается Г., отражена у Спенсера, нашла отражение в работах П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского и других ученых. Однако степень влияния и результаты были разными. Так, уже в начале своей научно-педагогической деятельности П.Ф. Каптерев в статье «Спенсер как педагог и его русские критики» (1871) сформулировал условие, без которого невозможна научная педагогика: педагогика без физиологии и психологии немыслима. По его мнению, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть физиологом и психологом. Антропологический принцип устанавливал претензии ученого на «психологизацию» обучения и воспитания дошкольников, на научное обоснование педагогического процесса. Этот принцип должен был обеспечить устойчивость педагогической теории.
Критически восприняв философию Г. Спенсера, П.Ф. Каптерев в то же время пытался объяснить социальную направленность педагогического процесса, показать, что вне общества нет личности, а есть лишь биологический индивид, живущий по законам органической жизни. Общество вырабатывает воспитательные идеалы, ставит жизненные цели, регулирует развитие человека. В то же время П. Ф. Каптерев отстаивал идею о том, что педагогический процесс должен быть независим от государства, церкви и классовой борьбы. Автономия включает в себя доверие общества к учителям и детям в решении их внутренних проблем, неприятие принудительного давления извне, в какой бы форме оно ни выражалось. Педагогика как наука, по его словам, универсальна; она отражает закономерности и принципы образования в целом, а не так, как они проявляются в той или иной стране. «Если абсурдно говорить в точном смысле о русской физике или немецкой химии, то столь же абсурдно говорить о немецкой или английской педагогике как о науке. Можно говорить только об английском или немецком образовании, т.е. о практическом осуществлении научных педагогических принципов в условиях английской или немецкой жизни в данное время, т.е. об английском или немецком педагогическом искусстве, о педагогической технике».
Эволюционная философия Г. Спенсера оказала влияние не только на П.Ф. Каптерева, но и на других педагогов. По словам И. А. Сикорского, «глубочайшая разработка учения Спенсера делает его единственно приемлемым в науке» (28, 8). Ученый высоко оценил философские взгляды Г. Спенсера за их научность, широту и универсальность. На этом основании он пришел к выводу, что философия необходима для построения теории образования. Хотя философия часто противопоставляется науке и философским выводам приписывается меньшая точность, чем научным, по мнению ученого, это не правильный способ оценки философии. Философия — это знание высшего порядка, причем весьма однородное. Но наука представляет собой знание, которое частично унифицировано: науки объединяют отдельные отрасли и обобщают знания. «Философия, с другой стороны, охватывает и объединяет наиболее широкие обобщения наук» .
В известном отношении к традиции Г. Спенсера, И. А. Сикорский связывал педагогику с антропологическими и даже космологическими явлениями в целом, опираясь на данные биологии, физиологии, психологии, патологии нервной системы. С этих позиций он рассматривал самоценность первого детства и возможность наиболее полного развития именно этого этапа жизни ребенка в соответствии с его природой. В то же время теоретические взгляды И.А. Сикорского не ограничивались философией Г. Спенсера. В них много оригинального и самобытного, дополненного его собственными экспериментальными исследованиями. Предложенные И.А. Сикорским в конце XIX века экспериментальные методы исследования психического здоровья детей постепенно стали внедряться, предпринимались активные попытки связать с ними педагогический процесс, т.е. возникла качественно новая наука о воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.
Психологические взгляды Спенсера
Психологические взгляды Спенсера основаны на теории эволюции и философии позитивизма. Основой психологического знания являются данные физиологии, но сам предмет психологии выходит за рамки научного знания. «Психология отличается от наук, на которых она основана, тем, что каждое из ее предложений учитывает как связанные с ним внутренние явления, так и связанные с ним внешние явления, к которым оно относится. Это не отношение между внутренними явлениями и отношение между внешними явлениями, а отношение между этими двумя отношениями. Предположим, что A и B — это два коррелятивных явления в окружающей среде, например, цвет и вкус фрукта; затем предположим, что a и b — это ощущения, вызванные особым светом, отраженным от фрукта, и химическим действием его сока на нёбо. Психология имеет дело исключительно с отношениями между (A B) и (a b). Он должен объяснить его природу, происхождение, значение и т.д.».
Поскольку Спенсер видит корень психического в функционировании нервной системы, соответственно, каждому уровню сложности в организации нервной системы соответствует отдельный уровень психической активности, выраженный в соответствующих ему формах поведения. Спенсер говорит о формах поведения в связи с деятельностью нервной системы, потому что каждое действие на организм, обладающий нервными волокнами, всегда сопровождается реакцией, что подтверждается законом рефлекса. Главной целью всех живых организмов является приспособление к окружающей среде; это определение служит отправной точкой для развития организмов, их нервных систем, форм отражения и поведения. Первым этапом в развитии психической системы является раздражимость нервных клеток и соответствующая форма отражения — чувствительность, которой обладают простейшие организмы. По мере усложнения окружающей среды усложняется и нервная система, а чувствительность дифференцируется, чтобы различать качества большего числа стимулов окружающей среды. Таким образом, реализуется принцип соответствия между организмом и средой, в которой он живет. Рефлекс соответствует одному чувству, инстинкт — группе реакций на одно чувство или группу чувств, и так далее. Память возникает в тот момент, когда необходимо сделать выбор между реакциями и автоматический ответ затруднен; когда выбор поведения не может быть сделан на основе опыта предыдущих впечатлений и реакций, возникает необходимость появления разума. Более того, Спенсер подчеркивает, что каждое усложнение психического влечет за собой дифференциацию и усложнение органов чувств. Воля формируется в той самой точке, где автоматические реакции оказываются недостаточными для адаптации, и развивается вместе с памятью и разумом. Таким образом, Спенсер описывает психогенез в терминах соотнесения каждой стадии психического развития с той или иной формой поведения;
Что касается структуры сознания, то он выделяет два вида его элементарных составляющих: Сенсации как ощущения периферического происхождения и эмоции как ощущения центрального происхождения, и Спенсер определяет отношения (связи) между ощущениями в терминах ассоциаций по смежности и последовательности. Рассматривая связи между ощущениями, можно сказать, что наиболее жесткие и последовательные связи возникают между ощущениями, в то время как эмоции связаны лишь слабо. «Хотя каждое живое чувство связано с другими живыми чувствами, но в то же время отлично от них, оно связано и отождествляется с теми слабыми чувствами, которые возникли из предыдущих подобных живых чувств. Из них возникают идеи.»[2] Идеи — это сложные составляющие сознания и одновременно единицы знания. Связь между идеями такая же, как и между чувствами — ассоциация по смежности и последовательности.
Г. Спенсер — «Воспитание умственное, нравственное и физическое»
В начале двадцатого века на смену универсальным мировоззренческим учениям в западной философии пришли философские концепции, основанные на данных ряда наук, особенно социологии, которые включали в себя и педагогические вопросы. Идеи позитивизма в педагогике основывались на предположении, что социальный фактор образования становится все более важным с развитием общества. Критерием эффективности образования является готовность человека жить в общественных интересах и вносить вклад в общее благо. Образование должно было преодолеть эгоцентризм повседневной жизни, сформировать социально активных людей, чьи совместные усилия были гарантией демократии и свободы.
Работы философа-позитивиста Герберта Спенсера (1820-1903) были очень популярны в западных образовательных кругах во второй половине 19 века. В своем главном труде «Образование умственное, нравственное и физическое» Спенсер попытался связать идею постепенной эволюции природы и общества с идеей Чарльза Дарвина о естественном отборе. В то же время он пытался объяснить образование как одно из важнейших социальных явлений.
Г. Спенсер, британский социолог, автор ряда образовательных статей, объединенных в книгу.
Г. Г. Спенсер, британский социолог, автор серии педагогических статей, объединенных в книгу «Образование умственное, нравственное и физическое».
В своих статьях об образовании. Спенсер настаивал на приоритете научного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека. Гуманитарное образование (языки, литература, история и т.д.) было, по мнению Спенсера, лишь второстепенным украшением, увлечение которым он объяснял традиционным престижем классицизма. Г. Спенсер предполагал, что в обществе растет стремление к индивидуальной свободе, поэтому получение полезного образования является важной гарантией этой свободы и социальной стабильности.
В качестве знаний, к которым нужно стремиться и которые нужно ценить, Спенсер назвал «способность человека направлять свои действия… чтобы он знал, как обращаться со своим телом, как вести дела, как воспитывать детей, как быть хорошим гражданином, как использовать блага, которыми нас наделила природа, как использовать наши способности, чтобы принести наибольшую пользу себе и другим, одним словом, как вести полноценную жизнь». Г. Спенсер многое позаимствовал из педагогической мысли эпохи Просвещения. Таким образом, вслед за Руссо он проповедовал метод естественных последствий. «Правильное поведение в жизни гораздо лучше обеспечивается пониманием хороших и плохих последствий поступков, чем простой верой в них и опорой на авторитет».
Индивидуализм в образовании был ярко выражен в философии иррационализма. Его сторонники заявили, что главной задачей является воспитание людей с независимыми суждениями и собственной моральной позицией. Идея независимости в первую очередь ассоциировалась с возможностью выбора. Культивировать эту способность означало поощрять сомнения и критику и отказываться беспристрастно следовать чужому мнению.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Сложение и вычитание в специальной коррекционной школе viii вида
- Отрасли педагогики как науки
- Гендерная обусловленность различий в восприятии иноязычной речи
- Конфликты в педагогическом общении
- Проблемный урок математики в начальной школе
- Поликультурное воспитание младших школьников
- Комплексный педагогический эксперимент
- Становление высшего образования в России — первые университеты
- Концепции воспитания
- Технология обучения как основная категория педагогики