Оглавление:
Для современных психолого-ориентированных наук, в том числе и для социальной работы, все более актуальными становятся исследования, связанные с раскрытием феномена сознания как духовной тайны. Это связано с тем, что происходит переоценка основных ориентиров и принципов мировоззрения: Переоценка материалистических идей современного общества.
В дополнение к общепринятым и признанным «классическим» психотехникам, выдержавшим испытание временем и подкрепленным неоспоримым авторитетом своих идеологических лидеров, существуют относительно новые, но уже проверенные техники, которые работают с состояниями сознания и с помощью состояний сознания. Новый интерес психологической теории лежит на человеке во всей ее полноте; «эмпатия» становится главным принципом взаимодействия в процессе терапевтического процесса, в социальном существе.
В психологической литературе существует концептуальный вакуум, особенно когда речь идет о техниках, которые инициируют измененные состояния сознания (ASC). С одной стороны, сейчас считается, что такие методы действительно работают и дают хорошие результаты, значительно сокращая время, необходимое для достижения положительного эффекта. С другой стороны, феномен ASC плохо изучен теоретически. Действительно, предвзятое отношение к другим государствам (которое выходит за рамки обычной рациональности) часто мешает нормальному ходу исследований, научному и социальному прогрессу.
Колыбелью западной цивилизации считается Древняя Греция. Мы восхваляем и восхищаемся прорывами, достигнутыми обществом за это время. При этом мы замалчиваем очень интересный факт. Большинство выдающихся людей того времени были посвящены в тайну измененных состояний сознания. И трудно не подозревать, что влияние АСК на образование как отдельных людей, так и всей культуры того времени могло быть экстраординарным. То, чего достиг древний мир, должно было быть заново воплощено во многих последующих столетиях. Хотя роль АСК после этого все еще была велика, их внедрение было просто не технологическим. Главную роль сыграло их спонтанное появление.
В настоящее время интерес к области АСК постепенно возрастает. В то же время мы видим, что все больше и больше простых людей и профессионалов психологически ориентированных профессий осознают важность явлений АСК и их значительный трансформационный потенциал.
В недавнем прошлом работа ASC была связана, в лучшем случае, с использованием методов гипноза. В худшем случае, он сразу же нарисовал картину психопатологии. Этот район был вытеснен за пределы нормы. Ньютоновское картезианское мировоззрение не допускало даже мысли о существовании альтернативных реальностей.
Отсюда актуальность предмета карт состояний сознания как попытки обозначить уровни возможного существования, знание которых необходимо для самопознания, для распознавания координат «иного» мировоззрения, для установления продуктивного функционирования в данной или возникающей системе.
Первые карты состояний сознания были составлены на Востоке тысячи лет назад. Кроме столь долгого исторического путешествия, все еще бросается в глаза тот факт, что эта проблема научно недоразвита. Лучшее, что существует сегодня, — это адаптация древних карт состояний сознания, или описание «ментальной территории», которое является результатом определенного метода изменения состояний сознания, таких как медитация, использование психоделиков, техники сенсорной депривации, или гиперстимуляции. В настоящее время не существует единой карты, на которой можно было бы определить местонахождение различных состояний, в том числе состояний, возникших в результате использования различных методов для их побуждения.
Потребность в карте состояний сознания стала насущной необходимостью. Эта проблема приобретает особое значение, когда мы говорим о психопатологии и духовном кризисе. Нужна теория, которая могла бы объяснить их взаимоотношения, потому что последние исследования сознания уже столкнулись на практике с тем, что духовный кризис имеет большой положительный потенциал.
Такое же недоразумение возникает, когда мы начинаем говорить о том, как связаны такие состояния, как сон, творческие состояния, наркотическое опьянение, расширенные состояния, транс и т.д.
Концепция сознания
Прежде чем мы начнем обсуждать вопрос, поставленный непосредственно под названием, представляется целесообразным обратиться к тому, что такое сознание в целом и как оно определяется наукой.
В.М. Аллахвердов пишет, что существует большое количество значений, приписываемых сознанию:
- как идеальный, он стоит в противоположность материалу,
- сознание, в отличие от бессознательного,
- как проявление человеческой, а не животной психики,
- как состояние бодрствования, в отличие от состояния сна,
- как механизм, как процесс, или как государство, в противоположность друг другу,
- вербальное к словесному невыразимому,
- как сознание собственных переживаний и личности (самосознание) — в отличие от сознания «внешних явлений и объектов».
Из этого разнообразия ясно, что сознание — это сложное понятие, независимо от того, кто его определяет и какое определение дается. Сознание — одно из самых сложных, но в то же время одно из важнейших понятий (разногласий по этому вопросу нет). Отсюда и большое количество работ, посвященных ему.
Что касается сознания, то существует противоречие, которое святой Августин использовал при определении феномена времени, то есть сознание понятно до тех пор, пока его не определит Августин Аврелий.
Эту точку зрения более четко придерживается У.М. Бехтерев, который утверждал, что «под сознанием мы понимаем ту субъективную окраску или состояние, то есть внутреннюю, непосредственно воспринимаемую нами, которая есть или сопровождается многими нашими психическими процессами».
Другой важный факт, как нам кажется, был отмечен С.Л.Рубинштейном. Он писал, что психика формируется, но не возникает в процессе обучения. Брушлинский А.В. Субъективное мышление, учение и воображение т.е. существует некая предпосылка, «доска», на которой отображён фон психики, на которой сознание создаёт свою «закономерность», поэтому следует помнить, что реальное человеческое сознание возникает только тогда, когда эта предпосылка поддерживается появлением самосознания, которое формируется в результате бытия человека в обществе. Только через сочетание этих двух предпосылок может возникнуть новая систематика высшего порядка: подлинное человеческое сознание. Другой момент заключается в том, что это не просто дополнение, а интеграция, в которой самосознание превалирует над врожденными предрассудками.
Нам кажется, что все состояния сознания имеют нечто общее. Это взаимодействие с сущностью сознания, его сакральным ядром, которое наделено способностью воплощать в жизнь определённые состояния, давая им основу для дальнейшего раскрытия психической реальности. Это нить, из которой возникает ткань состояний сознания, над поверхностью которой наматывается сложная закономерность душевного существования. Из-за этой принадлежности или «принципа сознания» существует возможность перехода между состояниями.
Эти или другие проявления сознания могут быть инициированы в определенный момент времени, но это не означает, что сознание в этот момент полностью представлено определенным его аспектом, и этот аспект не может быть только сознательным, полностью истощенным сознанием.
В современном обществе бессознательное, неконтролируемое изменение состояний сознания приводит к потере способности использовать их добровольно (как и носители буддийской традиции, освоившие алфавит дхарм, «просветлённый» Ч.Тартха и т.д.); в современном человеке их изменение происходит спонтанно, поэтому главный в «пирамиде сознания» начинает рассматривать либо состояние сознания, либо психическую деятельность. Но самое главное — это третий уровень, эманации которого проявляются в состояниях сознания, через который невозможно понять более высокий уровень сознания. Более того, нам кажется, что этот уровень соответствует сердцу вселенной, которое доступно конкретному человеку. Это соответствует состоянию мудрости и дальнейшему трансцендентному состоянию несуществования отдельного сознания и его слиянию с Вечными Законами Мироздания.
Реализация третьего уровня начинается тогда, когда алфавит дхарм, алфавит состояний сознания, полностью освоен, ибо только тогда, когда алфавит полностью освоен, начинает открываться очаровательная магия слов.
На сегодняшний день реальное, вернее известное в проблеме сознания — это только то, что оно есть, и это «существование» само по себе является чудом, если судить по исследованиям, проведенным в науке, чтобы объяснить это. Более того, основываясь на наших предыдущих выводах, мы можем утверждать, что каждый человек является творцом себя и окружающего его мира, вернее, является создателем толкования этого мира, создателем легенды о нем.
Учитывая вышеизложенные предостережения, можно дать определение сознания, предложенное В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым: «Сознание — особое системное видение, формируемое в социальном существе и проявляющееся в способности человека понимать условия и формы своей жизнедеятельности и делать их предметом практических преобразований».
Состояния сознания (СС)
В данном разделе мы считаем необходимым кратко рассмотреть понятие состояний сознания.
Прежде всего, стоит отметить, что в русской (советской) психологии понятие «состояния сознания» не существовало по двум причинам:
- Потому что до недавнего времени эта тема не представляла значительного интереса для большинства психологов. На данный момент следует сказать, что за последние десять-пятнадцать лет в Россию затоплен целый поток работ западных исследователей, посвященных этой тематике, что привело к появлению ряда психологических школ, занимающихся различными состояниями сознания.
- Исследователи, занимающиеся проблемой состояний сознания, использовали термин «психические состояния» (И.П. Павлов, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Т.А. Немчин).
В зарубежной традиции наблюдается противоположная тенденция. Здесь термин «психическое состояние» употребляется либо совсем не употребляется, либо как эквивалент «состояний сознания», и эта проблема занимает значительное место в зарубежной психологии.
Основываясь на нашем определении сознания и опыте наших западных коллег, мы будем понимать термины «состояние сознания» и «психическое состояние» как эквивалентные и различать их только в соответствии с научной традицией.
Эта тема в определенное время стала актуальной, широко обсуждалась в образованных кругах, затем выпала из поля зрения, стала запретной, но затем вновь поднялась, увеличилось число ученых, изучающих эту тему, и количество их работ. Эта тенденция продолжается и по сей день. Человек постепенно пришел к осознанию того, что рациональность сама по себе не способна понять всю совокупность вопросов, решить спектр проблем, которые представляет для него мир. Человек не является чисто рациональным существом (кроме того, рациональность, которая сейчас является почти стандартом для понимания мира, является лишь одним из состояний, а не самым распространенным, если вспомнить, что такое сон и что такое транс). Это означало бы ограничение его возможностей, «заземление», «привязывание» его исключительно к материальной (хилотропической) реальности, отведение глаз от различных явлений, противоречащих этому узкому взгляду на человека (о котором мы поговорим позже).
Шкала Сознания Дэвида Хокинса
Дэвид Хокинс — известный американский эксперт по мыслительным процессам, доктор философии. Именно он создал масштаб эволюции человеческого сознания, который он описал в своей книге «Власть против насилия». Эта шкала представлена уровнями сознания от 0 до 1000, 1 обозначает существование только на уровне бактерии, а 1000 — существование на более высоком уровне, примером такого сознания можно считать сознание Иисуса, Будды. Значения на этой шкале логарифмические. Под этим подразумевается, что при переходе на каждый новый уровень обнаруживается нечто новое, ранее неизвестное, что выше предыдущего уровня.
Под уровнем сознания Хокинс подразумевает уровень энергии, частоту вибраций, но не интеллект или эмоциональный интеллект. Интеллект, по словам Хокинса, не имеет ничего общего с уровнем сознания. Даже люди с очень высоким IQ могут иметь низкий уровень сознания, ниже 200.
Состояние сознания определяется аттрактором. Термин «аттрактор» относится к очень негативным эмоциям, которые человек начинает испытывать, когда он находится в стрессовой ситуации. Но у человека обычно больше одного аттрактора. Например, в зависимости от сферы, в которой человек испытывает стресс, от него зависит и его аттрактор. Иногда человек может испытать просветление и быть на высоком уровне сознания, но он также может в любое время вернуться на более низкий уровень.
Грубо говоря, уровень сознания определяется тем, как человек воспринимает турбулентность жизни. Человек в бессознательном состоянии тяготеет к невзгодам жизни, в то время как сознательный человек побуждается к восстанию.
Описание уровней сознания Д. Хокинса
Уровни сознания согласно D. Ястребы представлены следующими элементами (в порядке убывания):
- Просвещение
- Мир
- Радость
- Любовь
- Интеллект
- Приемка
- Готовность
- Нейтральность
- Мужество
- Гордость
- Гнев
- Желание
- Страх
- Скорбь
- Апатия
- Вина
- Жаль
Сам Хокинс утверждал, что его шкала логарифмическая, есть только несколько человек, которые занимают верхние позиции, есть больше на нижних уровнях. Обычно для перехода с одного уровня на другой требуется значительное изменение в жизни человека. Именно апологетика поднимает сознание на другой, более высокий уровень.
Низкие уровни человеческого сознания
Самые примитивные и самые низкие уровни человеческого сознания, согласно Д. Хокинс:
- Позор (20) — самый низкий уровень, это уровень серийных убийц или самоубийц, т.е. негативная энергия, ненависть направлена человеком на себя.
- Вина (30) — у человека на этом уровне могут быть мысли о самоубийстве, человек воспринимает себя как громоподобное существо, не может простить себе своих ошибок.
- Апатия (50) — человек на этом уровне испытывает чувство безнадежности, беспомощности, и этот уровень типичен для людей, у которых нет собственного дома и которые живут на улице.
- Горе (75) — на этом уровне человек испытывает печаль и потерю. Человек может достичь этого уровня из-за потери близкого человека. Этот уровень характеризуется депрессивным состоянием. Но каким-то образом этот уровень поднимается выше апатии, потому что на этом уровне человек начинает выходить из оцепенения.
- Тревога (100) — преобладающим чувством человека на этом уровне является страх. Часто человек может страдать параноидальным состоянием. Он не может выйти из этой ситуации в одиночку, человеку на этом уровне нужна помощь.
- Желание (125) — на этом уровне человек не ставит перед собой четкой цели и не придумал алгоритма действия. На этом уровне человек хочет действовать, есть тенденция к вредным привычкам, к различным человеческим страстям (деньги, власть, популярность и т.д.). Для человека, находящегося на этом уровне, все материальные вещи важны.
- Гнев (150) — доминирующим чувством человека на этом уровне является разочарование, чаще всего это чувство возникает в результате неудачных попыток получить то, что сам человек желал на уровне желаний. Есть два способа выбраться из этого штата. Человек может стать чрезмерно вовлечен в гнев, который тянет его вниз, или ситуация может мотивировать человека действовать более решительно, и личность может подняться на более высокий уровень.
- Гордость (175) — этот уровень является первым уровнем, на котором человек испытывает позитивное ощущение, но на самом деле это все равно ложь. Это ощущение зависит от окружающих обстоятельств, наличия денег, популярности и так далее, так как все эти явления нестабильны, само ощущение очень уязвимое. Гордость — довольно опасное чувство, гордость может стать причиной нарциссизма, а также религиозных и расовых войн. Именно на этом уровне происходит отрицание себя. Наиболее распространенными на этом уровне являются религиозные фанатики, которые настолько уничтожили свое «я» и настолько втянуты в свою религию, что отождествляют себя только с ней, так что любое нападение на веру с ее мировоззрением воспринимается человеком как нападение на себя.
Более высокие уровни человеческого сознания согласно D. Хокинс:
- Хокинс выделил среди более высоких уровней следующие:
- Мужество (200) — это первый уровень истинного позитива, истинной силы. На этом уровне человек разумно осознает, что каждый человек в жизни предназначен для испытаний, но он не занимает подавляющего положения по отношению к индивидууму. Здесь человек осознает, что проблемы являются двигателем его личного развития. На этом уровне у человека есть стремление к самосовершенствованию, в то время как самые простые сферы, такие как карьера, образование. Человек стремится стать лучше, чем был раньше.
- Нейтральность (250) — на этом уровне человек начинает принимать себя, свою личность такой, какая она есть, и в то же время терпимо относиться к личностям и характеристикам других людей. Человек не ставит перед собой цели доказать свою правоту или навязать свой взгляд на мир. Главное на этом уровне — релаксация и беззаботность, довольство.
- Готовность (310) — уровень готовности выведен из предыдущего уровня. Когда человек начинает чувствовать себя в безопасности, его энергия направляется в более эффективное русло. Человека интересуют такие понятия, как управление временем, производительность, самоорганизация, сила воли и дисциплина.
- Принятие (350) — это уровень постановки и достижения целей. Человек осознает роль, которую он играет в этом мире, и берет на себя ответственность за свою жизнь. Если у человека есть проблемы в какой-либо области жизни, он ставит перед собой цель устранить проблему или улучшить ситуацию и достигает ее.
- Интеллект (400) — на этом уровне эмоции предыдущих уровней теряют свое влияние, преобладает рациональное мышление. Это уровень науки и медицины.
- Любовь (500) — она подразумевает любовь к существу, ко всему, что окружает человека. На этом уровне интеллект и другие положительные качества направлены не на себя, а на окружающий мир. На этом уровне человек понимает свое истинное предназначение.
- Радость(540) — это уровень духовно продвинутых людей. Жизнь управляется интуицией и совпадениями. Основные аспекты предыдущих уровней, такие как цели, задачи, больше не являются доминирующими. На этом уровне более высокие концепции становятся доминирующими. Человек может достичь этого уровня, имея опыт, близкий к смерти.
- Мир (600) — этот уровень практически недоступен для ума обычного человека, только один человек из 10 миллионов способен достичь этого уровня.
- Просвещение (700-1000) — это высший уровень сознания человека, на котором человек отождествляется с Божеством.
Для определения уровня сознания необходимо практически использовать метод определения уровня сознания по D. Хокинс, шкала проводимости и увеличение частоты вибраций.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Зоны общения в психологии
- Педагогическое общение в вузе
- Вклад К. Штайнера в теорию трансактного анализа
- Внутренний конфликт и его влияние на реализацию управленческой деятельности — Понятие и природа конфликта
- Пороги чувствительности в психологии
- Ощущение и восприятие
- Образ девиантолога и его деятельность в представлении педагогических работников — Теории личности и проблемы, которые они поднимают
- Возрастно-психологическое консультирование
- Невербальная коммуникация — что это такое — Общее понимание средств невербальной коммуникации
- Психологические основы систем развивающего обучения