Оглавление:
В современном обществе, где нет единых стандартов и норм человеческого действия и поведения, существует большое количество способов и подходов к анализу и оценке ситуаций, выбору альтернативных решений, роль индивидуального выбора резко возрастает. Социальное положение современного общества диктует нам необходимость включения во все виды деятельности большего числа активных, волевых людей, способных организовывать свою работу и себя, проявляющих инициативу, демонстрирующих лидерские качества и самостоятельно преодолевающих трудности. Особенности существующих социальных отношений накладывают необходимость в новых, нетрадиционных и зачастую сложных и дорогостоящих решениях. Перед человеком стоят особые задачи по развитию его личного потенциала. Любая человеческая деятельность всегда сопровождается определенными действиями, которые можно разделить на две большие группы: добровольные и недобровольные. Основное различие между добровольными действиями заключается в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют от человека определенных усилий для достижения цели. Человек, осознающий необходимость действий и решений, не всегда приступает к их эффективному осуществлению. Как объяснить, что иногда люди ничего не делают для осуществления своих планов, решений, даже сильные и эмоционально чувствующие интересы, предпочитая оставаться в стороне и быть просто наблюдателями. Другие же действуют с удвоенной энергией. Как больной и ослабленный человек, чьи суставы болят и любое дополнительное движение вызывает сильную боль, удается встать с постели, едва берут стакан воды в руке, приносят его в рот, сгибают стакан, двигают рот, то есть выполняют серию действий, связанных с одной целью утолить жажду? Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания регулировать поведение, сливаются в единое целое, а человек, вставший с постели, пьет воду. — Эти явления часто ассоциируются с проявлениями воли, а усилия по проявлению действий часто называют волевым регулированием.
Воля, как сознательная организация и саморегулирование деятельности, направленной на преодоление внутренних трудностей, заключается, прежде всего, в контроле над собой, над своими чувствами и действиями. Хорошо известно, что этот контроль варьируется у разных людей. Сознание фиксирует многочисленные индивидуальные особенности воли, отличающиеся интенсивностью их проявлений и характеризующие с одной стороны как силу воли, а с другой — как слабость воли. Человек, который имеет сильную волю, способен преодолеть все трудности, которые возникают на пути к цели; это раскрывает такие качества воли, как мужество, смелость, настойчивость, настойчивость и другие. Слабые люди идут перед трудностями, не проявляют решительности, терпения, не умеют себя контролировать, подавляют сиюминутные мотивы во имя высших, морально обоснованных мотивов поведения и деятельности.
Цель данного предмета — рассмотреть понятие воли и структуру актов волевого саморегулирования.
Концепция и характеристики завещания
Воля — это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выражающаяся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при выполнении целенаправленных действий и поступков.
Воля — одна из важнейших черт человеческой личности. С детства родители, а затем и учителя прилагают усилия к тому, чтобы воспитать в ребенке это качество. Воля человека делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизненной деятельности. С помощью Уилла вы можете ставить цели и достигать их. Можно сказать, что «формирование воли является основным направлением развития личности ребенка». Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, способность контролировать собственное поведение — важное качество зрелого взрослого человека. «О формировании личности можно говорить только тогда, когда человек является хозяином своего поведения». Соответственно, формирование личности — это формирование способности управлять собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно отмечал, что формирование личного поведения — это возникновение добровольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев считал, что формирование воли и добровольность имеют кардинальное и решающее значение для развития личности ребенка. Л.И. Божович также подчеркнул, что «проблема воли и добровольности является центральной в психологии личности и ее становлении». По его словам.
«Воля в должном смысле возникает тогда, когда человек становится способным размышлять о своих побуждениях, относиться к ним тем или иным образом». Для этого человек должен уметь подняться над своими стремлениями и, отвлекаясь от них, осознать себя… как субъект, который… Возвышается над ними и способен сделать выбор между ними. «.
В толковом словаре Ожегова воля интерпретируется как «способность к реализации самоустанавливающихся целей». Концепция воли прошла многие этапы изучения как в истории философии, так и в психологии.
Аристотель ввел понятие воли в категориальную систему психологии для того, чтобы объяснить, как человеческое поведение реализуется в соответствии со знаниями, которые сами по себе не имеют стимулирующей силы. В его Никомаческой этике, например, предпосылка «все сладкое должно быть съедено» и условие «это яблоко сладкое» не приводят к запрету «это яблоко должно быть съедено», а именно к выводу, что определенное действие, съедающее яблоко — это необходимо. Следовательно, источник нашего сознательного действия лежит в человеческом разуме. Аристотель рассматривает волю, наряду с желанием, как фактор, способный изменить ход поведения: инициируя его, останавливая, изменяя его направление и темп. Таким образом, Сократ сравнил волю с направлением (в смысле действия) полета стрелки, понимая под ней бесспорный факт, что в то время как стрелке суждено упасть со строки, воля позволяет это произойти только в том случае, если цель выбрана правильно. Философы платоновской школы определяли волю как «целеустремленность в связи с правильным разумом; мудрое стремление; разумное естественное стремление». Дзено противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали волеизъявлению в значительной степени сдерживающую роль. В их понимании, воля служила внутренним цензором, а не творческим агентом.
В средние века и проблема воли не рассматривалась как самостоятельная проблема. Средневековые философы рассматривали человека как чисто пассивный элемент, как «поле», на которое воздействуют внешние силы. Понятие воли было связано с определенными высшими силами. Это было обусловлено тем, что «общество отказывало конкретному члену общества в возможности самостоятельного поведения, не зависящего от традиций и установленного порядка». Человек считался простейшим элементом общества, а набор характеристик, которые современные ученые включают в термин «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой человек должен жить. Право отступать от этих норм было признано только за определенными членами общины, например, кузнецом, лицом, подчиненным силе огня и металла, или преступником, выступающим против соответствующего общества, и т.д.»…
В эпоху Возрождения преобладало мнение, что человек может стать личностью, если он выделяется из массы людей. В этом случае основной ценностью индивида считалась свобода воли. И это было не случайно. Ранние христиане исходили из того, что у человека есть свободная воля, то есть он может сделать выбор о том, как он действует в жизни и каким нормам он следует. В эпоху Возрождения, однако, свобода воли была возведена в статус абсолютной.
Дальнейшая абсолютизация свободы воли привела к появлению экзистенциализма, «философии существования». Это течение, представителями которого были М. Хайдеггер, К. Джасперс, Дж. П. Сартр, А. Камю и другие, видит свободу как абсолютно свободную волю, которая не обусловлена никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек, по мнению представителей этого направления, не может быть связан с обществом какими-либо моральными обязательствами или обязанностями. «Человек свободен и ни за что не может нести ответственность. Каждая норма действует для него как подавление его свободной воли». В современную эпоху такое толкование противоречит современному взгляду на человека и его социальную роль в обществе.
В последнее время концепция волеизъявления расширилась, добавив к ней новые функции. Хьюм, например, определил воляцию как «внутренние впечатления, которые мы переживаем и о которых мы сознательны, когда мы сознательно производим какое-то новое движение нашего тела или новое восприятие нашего ума» (22), что указывает на то, что волевое сознание присуще человеку, что это переживание, что акты воли являются сознательными, что воля предшествует действию. Воля стала неотделимой от действия; «каждый истинный, непосредственный акт воли является одновременно и сразу же проявляющимся актом тела».
Наши отечественные ученые также изучили завещание. И.П. Павлов считал это «инстинктом свободы», проявлением деятельности живого организма, когда он сталкивается с препятствиями, ограничивающими эту деятельность. По мнению Павлова, воля, как «инстинкт свободы», не менее важна, чем инстинкты голода и опасности. Без него, — писал он, — любое малейшее препятствие, с которым животное сталкивается на своем пути, полностью прерывает его жизнь». Если принять такое толкование воли как истинное, то окажется, что воля человека зависит от внешних условий, а значит, акт воли не зависит полностью от человека. Что не совсем так.
Позже были проведены исследования в области физиологии Н.А.Бернштейна и П.К.К. Аночин сформировал понятие, согласно которому воля понимается как сознательная регуляция поведения человека. Это положение выражается в способности распознавать и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
В современной психологии существует множество значений термина «воля». В целом, большинство современных психологов трактуют понятие воли как способность человека достигать сознательно поставленных целей, преодолевая внешние и внутренние препятствия.
На практике проявление воли очень часто связано со способностью противостоять необходимости самосохранения и поддержания целостности человеческого организма. Это подтверждается героическим поведением людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни.
А волевое поведение в этом аспекте подразумевает целеустремленность, самоконтроль поведения, умение при необходимости воздерживаться от определенных действий, то есть овладение собственным поведением. Мотивы волевых действий формируются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и особенно с обществом. Свобода воли не означает отрицания универсальных законов природы и общества, а предполагает их признание и выбор соответствующего поведения.
Выражения воли
Как распознать волевое действие и как отличить его от других? Одной из основных черт акта воли является то, что он всегда включает в себя усилия, принятие решений и осуществление. Уилл включает в себя борьбу мотивов. Волевое решение обычно принимается перед лицом конкурирующих многонаправленных дисков, ни один из которых не может в конечном итоге выиграть без волевого решения.
Другим атрибутом волевого характера действия или деятельности, контролируемого волей, является наличие осознанного плана ее выполнения. Действие, которое не имеет плана или не выполняется по заранее запланированному плану, не может считаться добровольным. «Воляционное действие — это… сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек реализует свою цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим планом».
Каждый акт воли предполагает сумму действий, которая является результатом более или менее длительной и сложной внутренней работы, предшествующей ему. Можно назвать это состоянием готовности, внутренней мобилизации. Но иногда простого наличия намерения совершить действие, пусть даже самое искреннее и благородное, недостаточно. Для реализации намеченной цели необходимо набросать план, пункты которого ведут к его выполнению. Человек, который приступает к выполнению решения и подходит к нему серьезно, пытается спланировать каждый свой шаг в деталях, но в другой ситуации он может ограничиться общей схемой, в которой будут только основные шаги. Обычно разрабатывается более подробный план немедленных действий, более схематичный или неопределенный набросок дальнейших целей.
Воля, как и план, взаимосвязана и взаимовлиятельна. Человек ставит план во главу угла всех своих действий, и такой план настолько господствует над волей, что отнимает у него всю гибкость. Выполнение плана становится самоцелью и, таким образом, фиксированной и неизменной схемой. «Воля, которая не отклоняется вообще от заранее определенного плана, слепой к бетону, изменяя условия его исполнения, это скучная воля, а не сильная воля». Человек с сильной, но гибкой волей, двигаясь к поставленной цели, не боится менять предварительный план действий, добавлять к нему другие пункты, так как возникшие обстоятельства делают это необходимым….. Добровольная деятельность в ее высших формах должна быть запланированной. Воляционное действие — это сознательное, целенаправленное действие, с помощью которого человек осознает свою цель планомерным образом, подчиняя свои импульсы своему сознательному контролю и изменяя свое окружение в соответствии со своим замыслом. Воляционное действие — это именно то действие человека, посредством которого человек сознательно меняет мир.
Воля также означает сдержанность в себе, сдержанность некоторых достаточно сильных побуждений, осознанную подчиненность этих побуждений другим, более значимым и важным целям, способность подавлять желания и импульсы, которые возникают сразу же в любой ситуации.
Следующей существенной особенностью волевых действий является повышенное внимание к ним, а также отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Волевые действия обычно сопровождаются отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, успешное исполнение волевого акта, как правило, сопровождается моральным удовлетворением от его успешного исполнения. У. Джеймс написал в этой связи следующее: «Широкий мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас самыми разными способами». Некоторые из этих тестов мы преодолеваем простыми действиями, а на некоторые вопросы отвечаем четко сформулированными словами. Но на самый глубокий вопрос, который задает мир, не может быть другого ответа, кроме как безмолвное сопротивление воли и затягивание волокон нашего сердца, когда мы, кажется, говорим: «Будет так, но я так и сделаю».
Волевые акты отличаются, прежде всего, степенью сложности. Существуют очень сложные волевые действия, которые включают ряд более простых действий. Например, когда человек хочет утолить свой голод, он выполняет последовательные действия, начиная от выбора еды из холодильника, приготовления пищи, нарезки, использования ароматизаторов, приготовления для нее нужной посуды, заканчивая собственно процессом приема пищи, когда необходимо поднести еду ко рту, пережевать и проглотить — волевое поведение, таким образом, включает в себя одиночные, менее сложные волевые действия. Есть и более сложные волевые действия. Например, путешественник, решивший пересечь океан на плоту, начинает подготовку задолго до путешествия. Это ежедневное упражнение на выносливость, подготовку оборудования, проверку прочности плота, выбор маршрута и многое другое. И основные трудности уже ждут путешественника, когда он отправится в правильный заплыв. Причина сложности действий заключается в неспособности достичь цели сразу же, как только мы ее запланировали, и требует осуществления ряда промежуточных действий, которые приближают нас к цели.
Другой важной особенностью волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, независимо от того, какой тип препятствий является внутренним или внешним. Внутренние или субъективные препятствия — это наше стремление не делать что-то или делать что-то противоположное тому, что мы намереваемся сделать. Например, студент хочет играть в компьютерные игры во время выполнения домашнего задания. Усталость, желание развлечений, лень, безответственность и т.д. могут стать внутренними препятствиями. Примерами внешних препятствий могут быть привлечение новизны компьютерной игры, отсутствие информации о школьном задании или сопротивление со стороны других людей, которые не хотят, чтобы цель была достигнута.
Но не каждое действие, направленное на преодоление препятствия, является преднамеренным. Например, человек с направленным на него пистолетом может преодолеть очень сложные препятствия и даже забраться на высокое дерево, чтобы избежать смертельной пули, но эти действия не являются волевыми, потому что они вызваны в первую очередь внешними причинами, а не внутренними установками. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание важности достижимой цели, осознание необходимости ее достижения. Чем важнее цель для человека, тем больше препятствий он может преодолеть. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени сложности, но и по степени осознания.
Обычно человек более или менее четко осознает цель, ради которой он что-то делает. Однако бывает и так, что человек понимает, что он делает, но не может объяснить, почему он это делает. Чаще всего это происходит, когда человек перегружен некоторыми сильными чувствами и испытывает эмоциональное возбуждение. Уровень осведомленности о таких действиях значительно снижается. После того, как человек совершает необдуманные поступки, он часто сожалеет о том, что сделал. Однако воля заключается именно в том, что человек может сдерживать себя от необдуманных действий в аффективных всплесках. Воля, таким образом, связана с мыслящей активностью и чувством. Мы обращаем внимание на объекты и явления, которые вызывают в нас определенные чувства. Желание чего-то достичь, добиться чего-то или избежать неприятностей связано с нашими чувствами. Как правило, то, что безразлично человеку, что не вызывает эмоций, не служит целью действия. Однако ошибочно полагать, что источником волевых действий являются только чувства. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, являются препятствием для достижения цели. Поэтому мы должны приложить целенаправленные усилия для противодействия негативным последствиям эмоций. Но эмоции — не единственный источник наших действий, потому что бывают моменты, когда мы теряем способность испытывать эмоции, сохраняя при этом способность действовать осознанно. Так что источников волевого действия много и разнообразно.
Саморегулирование
Саморегулирование добровольных актов.
Понятие саморегулирования остается достаточно обобщенным, многозначным, часто «интуитивно-уникальным», несмотря на развитие других понятий с приставкой «Я» — самоуважение, самосознание, самопознание. Отмечается, что «основные понятия теории саморегуляции, уровни и составляющие ее психологической системы пока еще четко не сформированы в психологии, схема ее психологического анализа и конкретные пути ее реализации не определены».
Как и все психологические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Даже в молодом возрасте можно столкнуться с высоким уровнем развития воли. В то же время, там, где развиваются творческие способности, уровень развития воли выше. Например, дети, которые любят быть творческими, дети с художественными или музыкальными способностями, которые могут проводить часы, делая то, что они любят. Это происходит потому, что энтузиазм к деятельности, которая предполагает концентрацию, настойчивость в достижении результатов и систематическую работу (рисование, танцы, музыка или спорт) способствует формированию волевых качеств, которые проявляются и распространяются на другие сферы жизни.
Каковы основные типы формирования воли? В первую очередь, это решимость родителей, готовых обеспечить всестороннее развитие своего ребенка, но в то же время предъявляющих к нему достаточно высокие требования. Исследования показывают, что в таких семьях у ребенка не будет серьезных проблем с волевым регулированием деятельности. Такие дефекты волевого поведения детей, как капризность и упрямство, которые наблюдаются в раннем детстве, возникают из-за ошибок, допущенных родителями при воспитании воли ребенка. «Каждый ребенок, даже младенец, уже имеет… свободная воля… Если вы инструктируете ребенка в правильном тоне, он теряет свободу воли. Вы живете его жизнью, вы берете его мысли к себе, вы отнимаете его от мыслей, вы отнимаете его от свободы выбора, и это пугает. Как он будет жить дальше?». Если родители постоянно хотят угодить своему ребенку, исполнить каждое его желание, не просят его безоговорочно выполнять свои требования, не учат его сдерживаться, то у ребенка, скорее всего, в дальнейшем будет отсутствовать волевое развитие. Важным аспектом воспитания ребенка в семье является формирование в нем сознательной дисциплины. Роль родителей здесь очень высока, так как развитие волевых качеств у ребенка является необходимым условием формирования его дисциплины, которая не только помогает понять необходимость соблюдения определенных правил поведения в обществе, но и формирует его внутреннюю дисциплину, что выражается в умении сдерживать и контролировать желания, сопоставлять их с возможностью реального осуществления в деятельности.
С другой стороны, несмотря на все усилия родителей воспитать в ребенке сильные волевые качества, может возникнуть проблема, описанная Ролло Мэй — проблема слабости воли. По его мнению, эта проблема гораздо больше, чем этическая проблема: современный человек слишком часто убежден, что даже если он действительно исполнит свою волю — или что он под этим подразумевает — его действия не приведут ни к чему хорошему. Именно это внутреннее ощущение бессилия, разлад в самой воле, является нашей опасной проблемой. Ролло Мэй говорит о кризисе воли и ее обратной стороне — протесте. «Когда я спросил некоторых учителей, как отношение студентов в их учреждениях к войне во Вьетнаме, они ответили, что разделение было не между теми, кто «за» и теми, кто «против» войны, а между теми, кто протестует, с одной стороны, и теми, кто протестует, с другой стороны. Протест является конструктивным отчасти потому, что он сохраняет некое подобие воли, утверждая ее через отрицание — я знаю, против чего я выступаю, даже если я не могу точно сказать, за что я выступаю». Способность двух- или трехлетнего ребенка к негативному отношению к родителям хорошо известна, и это является важным показателем начала формирования завещания. Но если воля остается чисто протестной, она сохраняет свою зависимость от того, против чего она протестует. «Протест — это полуразвитая воля». Зависимый, как ребенок от своих родителей, он черпает силы у своего врага. Это постепенно отнимает у него волю, вы всегда остаетесь тенью вашего противника, ожидая, когда он сделает свой собственный ход. Рано или поздно ваша воля исчерпывается, и тогда вы можете быть вынуждены отступить на другую линию обороны». Поэтому, обучая ребенка волевым качествам в семье, нужно быть внимательным и внимательно наблюдать за реакциями ребенка.
Школа также играет важную роль в воспитании у ребенка сил воли. Сам процесс обучения направлен на развитие определенного уровня дисциплины. Например, ученик должен научиться сидеть за партой некоторое время и не вставать со своего места без разрешения учителя; он должен уметь сдерживать желание разговаривать с соседом за столом; он не должен кричать во время урока до тех пор, пока ему не скажут это сделать; он должен систематически делать домашнее задание и т.д. Все это требует достаточно высокого развития волевых качеств ребенка и в то же время развития необходимых для выполнения этих правил качеств воли. Поэтому большое значение для формирования воли учащегося имеет личность учителя и школьной команды. Часто яркая личность учителя вызывает у ученика желание подражать поведению учителя. И если последнее имеет хорошо развитые волевые качества, то высока вероятность того, что те же самые качества будут успешно развиты и его учениками. Аналогичная картина наблюдается и в школьном сообществе. Там, где царит атмосфера высокого стремления, ребенок с большей вероятностью развивает соответствующие личностные качества.
С возрастом формирование волевых характеристик не прекращается, они развиваются в процессе самостоятельной трудовой деятельности. Таким образом, весь процесс воспитания человека определяет успех формирования волевых качеств человека. Поэтому не случайно воля очень часто считается одним из центральных и наиболее выразительных качеств человека. И можно утверждать, что формирование воли — это формирование субъекта, способного к самоопределению.
Самодостаточный человек, обладающий развитой волей, наряду с другими личностными качествами, — это организм, способный контролировать себя и свои действия, ибо «воля на самых высоких ее ступенях — это не простой набор желаний, а их определенная организация». Кроме того, она требует умения регулировать свое поведение на основе общих принципов, убеждений и идей. Тогда воля требует самообладания, способности контролировать себя и свои желания, а не просто служить им».
Личные качества воли
Как достичь способности контролировать себя, свои чувства и желания, и принимать правильные решения? Перед тем, как предпринять какое-либо действие, человек должен принять решение. Это решение подразумевает дальнейшие изменения в происходящем. Осознание того, что мир вокруг него может быть изменен последствиями его действия, а также понимание зависимости от того, что может произойти по его собственному решению, создает чувство ответственности, характерное для акта воли. Сила воли — это обобщенная способность преодолевать существенные препятствия на пути к достижению цели. Чем сильнее препятствие, которое вы преодолеваете на пути к вашей цели, тем сильнее ваша сила воли. Препятствия, преодолеваемые с помощью силы воли, являются объективным показателем проявления силы воли. У волевого человека нет слабых мест. «Он не может обижаться, не огорчаться, не возмущаться, ибо человек силен и может выдержать любую враждебную энергию, подавляя ее, разделяя, превращая ее в ничто в своем сердце, или закрывая свое сердце от приступа другого».
Волевые качества являются особенностями волевой регуляции, которые проявляются в определенных специфических условиях в связи с характером преодолимой сложности.
Поскольку воля — это лишь обобщенное понятие, за которым стоит множество различных психологических качеств, то, говоря о саморегулировании через акты воли, человек должен развивать эти качества во всей их полноте. Чаще всего, помимо воли, упоминаются такие качества личности, как целеустремленность, решительность, настойчивость, настойчивость, независимость, мужество, стойкость, самоконтроль и инициативность. Здесь вы также можете добавить критические факультеты, усердие и уверенность в себе.
Развитие каждого качества индивидуально и в целом зависит от личности, его психофизиологических характеристик, темперамента, воспитания и т.д.
Одним из важных качеств для развития способности контролировать свои эмоции и волю, можно выделить инициативу. Часто говорят, что «первый шаг сложен». Способность решать вопрос по своему усмотрению, не дожидаясь указаний извне, является ценным качеством воли. Интенсивность и яркость мотива играют существенную роль в инициативе, но большое значение имеют и личные умственные данные. Человек с богатой фантазией, яркими идеями, способный строить захватывающие планы и рисовать идеи, что его инициатива, в сочетании с интенсивностью мотивов и активность стремлений, воплощаются в жизнь, не боясь появиться в любой среде, где. Такой человек постоянно собирает вокруг себя единомышленников, которые заражаются новой идеей и дают новый импульс другим.
С другой стороны, вялая природа. Такому человеку будет трудно сделать первый шаг. Несмотря на вялость, иногда люди также не в состоянии продолжать начатую работу без настойчивости. Они не в состоянии что-то начать, взять на себя инициативу.
Следуя из инициативы, которая характеризует человека тем, как он совершает первую стадию действия воли, необходимо отметить независимость как существенную черту воли. Независимость выражается в способности сознательно принимать решения, в способности не поддаваться влиянию препятствий, возникающих на пути достижения цели. Независимый человек способен критически оценивать советы и предложения других людей, действовать, исходя из их взглядов и убеждений, и в то же время вносить изменения в свои действия, основываясь на советах более опытных людей. Это не произвол, а подлинное проявление своей самостоятельной воли, когда человек видит объективные причины для того, чтобы делать вещи определенным образом. Например, некоторые дети в возрасте 3-4 лет пытаются одеться, завязать шнурки, запутаться в шнурках, стонать, но отказываются от помощи взрослого, показывая свое постоянство как человека, который может самостоятельно делать то, что хочет.
Необходимо отличать решительность от самостоятельности и мотивацию к принятию решений — качество, проявляемое в самом процессе принятия решений. Решительность выражается в уверенности и оперативности, «при отсутствии чрезмерных колебаний и сомнений в борьбе мотивов», с которыми принимается решение. Опять же, следует отметить наличие твердости в выполнении решения. В нерешительном человеке принятие решений похоже на качание маятника туда-сюда. Непримиримость может проявляться как в длительном шатании перед принятием решения, так и в нестабильности самого решения.
С другой стороны, есть люди, которые, кажется, действуют решительно, оказывая большое давление на свои действия, но вскоре «кончаются», они, кажется, положить всю свою энергию в начальный рывок действия, но быстро отстают, потому что у них нет сил, чтобы продолжить спешку. Ценность такой энергии, которая может принимать препятствия только за один замах, и падает, как только она встречает противодействие, требующее постоянных усилий, незначительна. Поэтому она должна сопровождаться целеустремленностью. Под целенаправленностью понимается сознательная и активная ориентация человека на достижение определенного результата действия. Очень часто наряду с понятием целеустремленности существует и понятие настойчивости. Это понятие почти идентично понятию целеустремленности, оно характеризует стремление человека к достижению цели даже в самых сложных условиях. Существует стратегическая цель, то есть применение определенных принципов и идеалов в течение своей жизни, и оперативная цель, которая заключается в способности ставить четкие цели для отдельных действий и не отклоняться от них в их достижении.
Настойчивость или целеустремленность, наряду с решимостью, являются особенно важными качествами воли. Когда мы обычно говорим о сильной воле, то обычно имеем в виду эти два качества — решительность и настойчивость, то есть то, как человек принимает решение и как он его выполняет. А когда они говорят о слабости воли или ее отсутствии, то имеют в виду, прежде всего, неспособность принять решение и неспособность бороться за его выполнение. Как правило, такая нерешительность или настойчивость — это те, кто не может жить по общему делу или легко возбуждается, спеша что-то сделать, но быстро остывает. Такие люди неинтересны долгое время, они начинают вещи, но не заканчивают их. Ребенок с неразвитой волей и настойчивостью под влиянием родителей может измениться за год, дюжину интересующих его разделов и поэтому ничему не научится за этот период. И родители не поймут, почему этот «талантливый ребенок» ничего не добивается в жизни. Для развития сильного всегда будет закончить дело, не создавайте привычку оставлять незавершенным то, что вы начали. Нет более надежного способа дезорганизовать волю, чем позволить нескольким неудачам, которые неоднократно не удавалось завершить начатую работу. «Настойчивость» — это ценное качество сильной воли — довести вещь до конца, несмотря на все препятствия, и попытаться осуществить свои цели. Его следует обучать на практике, на практике».
Упрямство следует отличать от упорства. В основном, упрямство — это отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настаивать на своем, несмотря на нецелесообразность этого действия, руководствуясь не соображениями разума, а личными желаниями, несмотря на их непоследовательность. Ожирение также вызвано страхом за себя. Мы боимся заболеть, боимся неприятностей, боимся неожиданностей, боимся обстоятельств — и поэтому упорно стараемся защитить себя. На самом деле, упрямый человек не владеет своей волей, потому что не знает, как контролировать себя и свои желания.
Чрезвычайно важной характеристикой воли человека является последовательность его действий. Последовательность действий характеризуется тем, что все действия человека вытекают из единого принципа, сформированного самим человеком, которому он подчиняет все второстепенное.
Поскольку волевые действия для достижения цели часто сопряжены не только с внешними препятствиями, но и с внутренними трудностями и контрмерами, которые возникают при принятии и последующем выполнении принятого решения, важными волевыми качествами личности являются самоконтроль, настойчивость, самоконтроль. Они выражаются в способности сдерживать и контролировать свои эмоции в случае необходимости, избегать внезапных и необдуманных действий, в способности контролировать себя и заставлять себя выполнять запланированные действия, а также в способности воздерживаться от желания делать то, что кажется иррациональным или неправильным. При достижении цели самоконтроль обеспечивает доминирование первичных мотивов над вторичными. Характер самоконтроля и его уместность во многом зависят от самооценки человека. Таким образом, низкая самооценка может заставить человека потерять уверенность в себе, усомниться в каждом шаге, который он делает. И в этом случае стремление человека к достижению цели постепенно угасает, а то, что было в плане, никогда не будет реализовано. Иногда, наоборот, человек переоценивает себя и свои способности, берется за невозможное и не может с этим справиться, останавливается на полпути. В данном случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет должным образом координировать и корректировать свои действия на пути к цели. Это существенно затрудняет достижение запланированной цели, и нередки случаи, когда ранее намеченная цель не реализуется в полной мере на практике.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Развитие воображения у детей
- Патриотическое воспитание в школе
- Педагоги-новаторы, их вклад в развитие образования
- Влияние стиля семейного воспитания на формирование детских страхов в младшем школьном возрасте
- Проблемы обучения грамматике итальянского языка на начальном этапе
- Конфликты во взаимодействии родителей и детей
- Янкович Фёдор Иванович – сербский и российский педагог, организатор системы образования
- Детская психология
- Психология аддиктивного поведения и созависимости
- Психологический анализ ситуации