Для связи в whatsapp +905441085890

Россия как цивилизация — Этапы развития Российской цивилизации

Входя в XXI век, человечество все больше задумывается о перспективах развития общества, культуры и цивилизации. Цивилизация — это результат достижений народа или нации в создании определенного социокультурного образования и государства с присущим ему образом бытия и жизни людей, с характерными ценностями и ориентациями, духовными принципами и нормами жизненного поведения.

История русской (русской православной) цивилизации и восточнославянских этносов содержит много загадок и тайн. Период до принятия христианства, по мнению историка Н.И. Костомарова, полон повествований, которые нельзя принять за истину. Ученый объяснил это тем, что написание летописей началось только во второй половине XI века, а при описании событий IX и X веков использовались только греческие источники и единственные греческие источники. Веками использовались немногочисленные греческие источники и устные народные традиции. «Костомаров считает, что русский народ, как и все народы Северной Европы, получил реальные и прочные основы для дальнейшего развития гражданской и государственной жизни только в христианстве, основы, без которых нет истории для самого народа». Поскольку восточнославянские племена имели экономические и культурные связи с западной и восточной цивилизациями, много свидетельств о них сохранилось в древних, византийских, арабских и западноевропейских источниках. Опираясь на них, а также на языческие предания восточнославянских племен, письменные источники Киевской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси, археологические находки, ученые пытаются ответить на исторические вопросы, но загадок все еще много.

Российская цивилизация прошла ряд этапов (периодов) своего развития и прошла несколько модернизаций, каждая из которых имела свои особенности и различную степень завершенности.

Географически и этнически Россия объединяет Европу и Азию. Не зря ее называли Евразией или Ближним миром, чтобы подчеркнуть свое промежуточное положение между Западом и Востоком.

Вопросы «Который именно, Восток или Запад, превалирует в нем?» «В каком направлении развивается Россия?» носил и продолжает носить спорный характер. Некоторые историки рассматривали Россию как часть Европы, хотя и отмечали, что она развивается медленнее. Другие твердо отличали ее от Европы, утверждая, что это особая цивилизация со своим собственным историческим путем.

Особенностью развития Русской цивилизации, как и в случае со многими другими, было то, что ее возникновение и формирование происходило в определенной духовно-религиозной форме, под сильным влиянием Православия и Русской Православной Церкви. Она показала способность трансформировать общественную жизнь на основе христианства, определив все сферы народной культуры и образа жизни. В то же время в XX веке русская цивилизация достигла прогресса в нерелигиозной, атеистической форме. Сегодня полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и уточнения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего Русской цивилизации.

Россия как цивилизация

Этапы развития Российской цивилизации

О зарождении русской цивилизации и этапах ее развития ученые долго спорили. Существует множество мнений и о времени и месте возникновения цивилизации, и о перспективах ее развития.

Русская цивилизация возникла в IX веке с появлением древнерусского государства. Российская цивилизация проходит несколько этапов своего развития.

I этап — Киево-Новгородская Русь (IX-XII века). В эти годы древнерусское государство было сильнейшей державой Европы. Наши северные соседи называют Россию — Гардарики, земля городов. Эти города занимались оживленной торговлей с Востоком и Западом, со всем цивилизованным миром того времени. Вершиной могущества России на этом этапе является середина XI века, царствование Ярослава Мудрого. При этом князь Киев был одним из красивейших городов Европы, а князь Киев был одним из самых выдающихся европейских правителей. Немецкие князья, византийский император, короли Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, Франции искали узы брака с семьей Ярослава. Но после смерти Ярослава его внуки начали борьбу за власть, и власть России была подорвана.

XIII век был отмечен кризисом, связанным с вторжением татаро-монголов с востока и крестоносцев с запада. Борясь с врагами, Россия обретает новые городские центры, новые князья — сборщики и освободители русской земли. Так начался следующий этап развития нашей цивилизации.

II этап — Московская Русь. Она начинается в XIII веке, когда практически вся Россия находилась под Ордынским игом, и заканчивается в XVI веке, когда вместо разрозненных княжеств вновь, но уже со столицей в Москве, возродилось могущественное и объединенное русское государство.

Кульминацией этого этапа является царствование Ивана III на рубеже XV — XVI веков. В это время Русь освобождается от ордынского ига, берет на себя наследие Византии и становится доминирующей православной державой в мире. В XVI веке, при Иване Грозном, территория России увеличилась в несколько раз, завоевав Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Однако борьба Ивана Грозного с боярами и неудачная война за выход в Балтийское море с Ливонией создали еще один кризис русской цивилизации.

Кризис начался в начале XVII века, в связи с окончанием правящей династии Рюриковичей. Это вызвало смуту в стране и войны со Швецией и Польшей. Результатом стало приход к власти новой династии — Романовых. После периода их укрепления начался новый этап русской цивилизации.

III этап — Российская империя в XVIII-XX веках. С приходом к власти Петра I и благодаря его реформам Россия вновь становится такой же могущественной, как Англия и Франция, которые в то время были ведущими державами Европы.

Кульминацией этого этапа является конец XVIII века. Конец XVIII века, когда после мудрого правления Петра I Екатерина Великая, Елизавета Петровна, при Екатерине II Россия выиграла войны с Турцией, разделила Польшу с Австрией и Пруссией, полностью открыла путь в Европу.

Кризис Российской империи начинается в середине XIX века, когда, сначала из-за сохранения крепостного права, затем из-за сохранения самодержавия, Россию сотрясают восстания, протесты и террористические акты.

За этим следует конец девятнадцатого века, когда две революции 1905 и 1917 годов уничтожили Российскую империю, позднее превратив ее в СССР. Это знаменует начало следующего этапа развития российской цивилизации.

IV этап начинается в начале 20 века, в 1920-х годах. Это продолжается до сегодняшнего дня. Это этап динамизма, то есть быстрого развития государства и общества.

Территория Российской Цивилизации

Вся история России — это непрерывный многовековой процесс географической экспансии. Такой путь можно назвать обширным: Россия на своем пути на Восток постоянно сталкивалась с проблемой завоевания новых земель. Учитывая сложные географические и климатические условия и низкую плотность населения по сравнению с Западной Европой, было очень трудно цивилизовать это «рассеянное» пространство.

Наиболее плодородной в России является степь, где преобладающим типом почв являются плодородные черноземы, толщина которых достигает трех метров. Черноземы занимают площадь около 100 млн. га, это сердце сельскохозяйственных регионов России. Однако освоение степных районов началось сравнительно поздно — только в конце 15 века и в конце 16 века, после решительного разгрома турок, русские полностью покорили степь. Регионы, которые ранее развивались только за счет животноводства, были превращены в сельскохозяйственные угодья в руках российских пахарщиков.

Поход казачьего атамана Ермака (1581-1582 гг.) в середине XVI в. ознаменовал начало освоения Сибири. Продвижение по Сибири было невероятно быстрым: в первой половине XVII века колонисты преодолели расстояние от Урала до берегов Тихого океана.

В начале своей истории восточные славяне имели территорию, не слишком благоприятную для развития сельского хозяйства. Урожайность была низкой (как правило, «сам-три», т.е. на одном посевном зерне при уборке урожая получалось всего 3 зерна). В Европе в XVI-XVII веках урожайность достигала пяти, шести, а в Англии, стране с высокоразвитым сельским хозяйством, десять процентов. Более того, суровый континентальный климат чрезвычайно сократил время сельскохозяйственных работ. На севере, в Новгородском и Псковском районах, он длился всего четыре месяца; в центральных областях, под Москвой, — пять с половиной месяцев. В более выгодном положении оказались регионы вокруг Киева. (У западноевропейского крестьянина этот период составлял 8-9 месяцев, то есть у него было гораздо больше времени на обработку земли).

Низкая урожайность частично компенсировалась торговлей (охотой, рыбалкой, кормовой ловлей). Этот источник богатства не иссякал долгое время, так как развивались все новые и новые регионы с почти нетронутой природой.

С такими урожаями крестьянин, конечно, мог бы прокормить себя, но земля давала мало прибамбасов. А это, в свою очередь, отразилось как на развитии животноводства и торговли, так и, в конечном счете, на медленном росте городов, поскольку их население, в значительной степени освобожденное от сельскохозяйственной рабочей силы, нуждалось в продуктах, поставляемых из сел.

Огромные расстояния и отсутствие дорог препятствовали развитию торговли. Реки, многие из которых имели не только местное, но и большое международное значение, оказали большую помощь. Самым важным был знаменитый водный путь «от варягов до греков», т.е. из Скандинавии (от Финского залива до Ладожского озера и далее до верхнего Днепра) в Византию, к Черному морю. Другой маршрут пролегал вдоль Волги и далее к Каспийскому морю. Однако реки, конечно же, не могли тесно связать все регионы в экономическом плане (тем более, что географические размеры страны увеличивались). Слабое развитие рынков не способствовало экономической специализации различных регионов и не создавало стимулов для интенсификации сельского хозяйства.

Монархия

Наряду с христианством Древняя Русь получила от Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое сознание. Эпоха христианизации России совпала со временем формирования ее государственности, когда централизация и установление сильной личной власти Великого Князя стали жизненной необходимостью. Историки предполагают, что выбор Владимира — среди многих других причин — пал на православие, потому что, в отличие от католицизма, он дал полную власть императору.

Составитель одного из первых сочинений древнерусской литературы — «Изборник» (1076), называвший себя Иоанном Грешником, писал, что «пренебрежение владыками — это пренебрежение Богом»; в страхе перед князем учишься бояться Бога. Более того, Иоанн Грешник видел временную власть как инструмент Божественной воли, посредством которой на земле совершается высшая справедливость, ибо «князь наказывает грешников».

Идеал сильной власти в эпоху раздробленности (XIII в.) представлял Даниил Заточник, который написал свою «молитву», адресованную определенному князю: «Жены — голова лужи, муж — князь, а Бог — князь».

Но идея единоличной власти была неотделима от требования, чтобы эта власть была человеческой и мудрой. В связи с этим интересно отметить «назидание» Владимира Мономаха, известного политического деятеля и блестящего писателя. Мономах создал образ идеального князя в своем «назидании», которое, очевидно, посвящено наследнику. Он стремился к тому, чтобы власть была нравственной и основывалась на соблюдении евангельских заповедей. Поэтому он должен защищать слабых, чтобы обеспечить отправление правосудия. Известно, что сам Мономах отказывался казнить даже самых подлых преступников, утверждая, что только Бог определял продолжительность жизни человека. Кроме того, с его точки зрения, князь должен постоянно учиться: «Что бы вы ни могли сделать, не забывайте о хорошем, а что вы не можете сделать, учитесь». Князь должен был окружить себя мудрыми советниками, независимо от их социального положения. Так писал Даниил Заточник: «Не лишай мудрого нищего хлеба, не поднимай богатого дурака на облака.

Конечно, была большая разница между этими рекомендациями и реальной жизнью. В ожесточенной борьбе за власть князья совершали как клятвы, так и убийства, но само существование такого идеала давало возможность оценивать и критиковать действия власти.

Идея власти изменилась в период становления централизованного самодержавного государства — Московской России. Эта эпоха совпала с захватом Константинополя (1453 г.) и падением Византии. Россия оставалась единственным православным государством, которое защищало политическую независимость (империи Сербии и Болгарии потеряли ее до падения Византии). Иван III заключил брак с дочерью брата последнего византийского императора — Софией Палеолог, и стал, так сказать, преемником византийских монархов. Великий Московский князь теперь назывался царем и самодержцем (самодержцем) на Византийском суде.

Процесс религиозно-политического возвышения власти завершил теорию «Москва — третий Рим», сформулированную в начале XVI века монахом одного из псковских монастырей — Филофеем. Он утверждал, что московский царь — теперь единственный хранитель истинной веры на всей земле и Господь всех православных, потому что два Рима (т.е. Древний Рим и Константинополь) пал, третий — Москва — стоит, и никогда не будет четвертого. Россия объявлена последней и вечной империей православного мира и наследником величия древних прославленных держав. В это время особенно популярной стала идея сильной, неограниченной власти.

Государство и социально-экономическое развитие России

В отличие от Западной Европы, в России не было таких отношений между государством и обществом, в которых общество влияет на действия государства и корректирует их. Ситуация в России была иной: здесь общество находилось под сильным, непреодолимым влиянием государства, которое естественным образом его ослабляло (вспомним основной принцип восточного деспотизма: сильное государство — слабое общество), направляло свое развитие сверху — как правило, самыми жесткими методами, хотя зачастую преследовало важные для страны цели.

В Древней Руси существовал вариант несинтетического и уже поэтому медленного развития феодализма. Как и некоторые страны Западной Европы (Восточная Германия и Скандинавия), восточные славяне перешли непосредственно от первобытно-общинного строя к феодализму. Явно негативную роль в социально-экономической жизни страны сыграл внешний фактор — монголо-татарское нашествие, отбросившее Россию назад по многим показателям.

Учитывая малочисленность населения России и ее разрастающееся развитие, желание феодалов предотвратить исход крестьян из сельской местности было неизбежным. Однако правящий класс не смог решить эту проблему самостоятельно — феодалы обычно прибегали к личным договоренностям не принимать беженцев.

В этих условиях, взяв на себя задачу внеэкономического принуждения крестьянства, правительство создало систему государственного крепостного права, играющую активную роль в установлении феодальных отношений.

В результате порабощение осуществлялось сверху, постепенно лишая крестьян возможности переходить от одного феодала к другому (1497 г. — Георгиевский дневной закон, 1550 г. — В 1550 г. Юрьевский дневной закон был увеличен, в 1581 г. были введены «Зарезервированные годы»). Наконец, указ 1649 года окончательно установил крепостное право, которое давало помещику полную свободу распоряжения не только собственностью, но и личностью крестьянина. Крепостничество как форма феодальной зависимости было очень серьезной версией (по сравнению с Западной Европой, где крестьянин сохранял право на частную собственность). В результате в России сложилась своеобразная ситуация: пик усиления личной зависимости крестьянства пришелся именно на тот период, когда страна уже находилась на пути к новой эре. Крепостное право, просуществовавшее до 1861 года, придало особую форму развитию торговых и денежных отношений в сельской местности: Предпринимательство, в котором активное участие принимали не только дворяне, но и крестьяне, основывалось на труде крепостных, а не вольноотпущенников. Крестьянские предприниматели, большинство из которых никогда не получали законных прав, не имели твердых гарантий защиты своей деятельности.

Но причины медленного развития капитализма, особенно в селе, были не только в этом. Важную роль сыграли и особенности русской общины. Русская община, как главная клетка социального организма, на протяжении многих веков определяла динамику экономической и социальной жизни. В нем очень сильно выражены коллективные принципы. Выжив как единица производства в условиях феодальной собственности, община потеряла самоуправление и оказалась под контролем феодальной администрации.

Более явные элементы самоуправления существовали среди черножанских (т.е. государственных) крестьян: здесь оставалось местное выборное самоуправление — земские старосты, которые получали поддержку от государства в эпоху Ивана Грозного. Среди казаков была создана особая община. Здесь возможности для развития индивидуального принципа были больше, но казацкая община не играла решающей роли в России.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии
  2. Облик мира, общества и человека в философии Платона
  3. Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники
  4. Л. Н. Толстой и его философия
  5. Жак Маритен, французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма
  6. Этика Иммануила Канта
  7. Иоганн Готфрид Гердер, немецкий писатель и теолог, историк культуры
  8. Экономическая мысль Древнего Востока
  9. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание
  10. Философия нового времени и эпохи просвещения