Оглавление:
В своем первоначальном значении понятие коммуникации относится к таким более общим категориям, как движение, взаимодействие, понимание, и обозначает те процессы в природе и обществе, которые связаны с обеспечением совместного и в некотором смысле взаимозависимого существования двух или более объектов определенного рода.
Суть коммуникации заключается в перемещении определенных веществ, что делает возможным общее, взаимосвязанное существование двух или более объектов.
Идеальной коммуникативной субстанцией считается информация, имеющая смысл для субъектов коммуникативного взаимодействия.
Коммуникация — это эффективное синхронное и диахроническое взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, суть которого заключается в передаче от одного субъекта (источника) к другому субъекту (получателю) информации (коммуникативной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме), имеющей смысл для обоих субъектов.узкое понимание коммуникации соответствует понятию «социальная коммуникация» или «социокоммуникация». Социальное взаимодействие в более широком смысле — это любое взаимодействие, в котором участвуют люди и их сообщества.
Социальная коммуникация играет важную роль в функционировании социальной структуры. Современное гражданское общество основано на принципах представительной демократии, верховенства закона и свободной рыночной экономики. На этой основе возникают разнообразные свободные ассоциативные связи между индивидуумами, приводящие к формированию устойчивых социальных групп — от ассоциаций по интересам до политических партий. Взаимодействие таких групп определяется сложной структурой интересов, групповыми нормами и конфликтами и проявляется в различных формах социальной коммуникации.
Еще одним важным аспектом, нашедшим отражение в специфике форм, типов и форматов, является тот факт, что публичная коммуникация является высокотехнологичной и информационно насыщенной. Информация и новые знания все чаще становятся важнейшей ценностью в общественном сознании.
Роль успешной коммуникации в развитии гражданского общества невозможно переоценить. «Можно выделить следующие аспекты и направления социально значимой коммуникации: роль коммуникационных стратегий в разрешении общественных конфликтов; коммуникационные механизмы формирования позитивного отношения в общественном мнении; успешная публичная коммуникация социально значимых личностей (политиков, общественных деятелей); этика в публичной коммуникации; изменение лингвистических моделей поведения; роль публичности/общественных отношений в формировании гражданской ответственности корпоративного мира; роль средств массовой информации.
Основные направления и методы науки массовых коммуникаций
Несмотря на разнообразие направлений в изучении массовой коммуникации, все теории можно разделить на три группы в соответствии с их доминирующей функцией:
- функция политического контроля,
- функция косвенного интеллектуального контроля,
- культурная функция. Особое место занимает теория «информационного общества», посвященная роли массовой коммуникации.
В первой группе теорий, которая рассматривает массовую коммуникацию как функцию политического контроля и как выражение концентрации политической власти, есть две подгруппы. В первой подгруппе доминирует материально-экономический фактор, во второй — идеологический. Первая подгруппа включает в себя теорию массового общества и варианты теории, основанные на марксистском понимании SMC, прежде всего, как средства производства, являющиеся частной собственностью в капиталистическом обществе.
Теория массового общества начинается с определения взаимодействия властных и правящих институтов общества, при котором ОМЦ интегрируются в эти институты и, следовательно, поддерживают политический и экономический курс правящих структур. Эта теория особенно подчеркивает роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. В то же время, она подчеркивает двойную роль СМИ: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, а с другой — помогают людям выживать в сложных условиях.
В теории политэкономии, которая наиболее последовательно опирается на постулаты марксизма, подчеркивается роль экономических факторов в определении функций СМИ. Политические факторы также учитываются, поскольку ОМЦ находятся в руках частных владельцев. Представители этой теории — британские социологи Г. Мердок и П. Голдинг.
Экономическая и социологическая традиция изучения массовой коммуникации (J. Wedell, D. McQuayle, D. Kellner, T. Westergaard, C. Schroder) рассматривает СМИ как «четвертую власть» в том смысле, что они не зависят от традиционной тройки, не сливаются с ними, а обладают собственной «властью» над умами людей. Государство может выступать в качестве арбитра, устанавливая правила игры для участников рынка — производителей, теле- и радиовещательных компаний, газет и журналов, журналистов и рекламодателей, — а также в качестве независимого субъекта, участвующего от имени общества в создании общественных благ, производимых средствами массовой информации по общественным медиа-каналам. Соответственно, представители этого направления связывают процессы регулирования взаимодействия СМИ, общества и государства с регулированием отношений и прав собственности на каналы массовых коммуникаций.
Представители политико-социологического направления (Дж. Томпсон, Г. Шаттенберг, Р. Гольдман, Р. Данн и др.) рассматривают СМИ, прежде всего, как инструмент поддержания существующего социального порядка и социальной иерархии в обществе. При таком подходе вопросы регулирования СМИ в большей степени определяются борьбой или балансом интересов всех участников процесса массовой коммуникации, что отражается в понятиях социальной ответственности СМИ и их социальной эффективности.
Критическая теория — это нео-марксистский подход к анализу социальных процессов в обществе. Эта теория была разработана Франкфуртской школой раннего периода, в начале которого были немецкие социальные философы М. Хорк-Хаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Критическое отношение к идее К. Маркса о революционных возможностях рабочего класса в трансформации общества ученые школы основывали на примере средств массовой информации, которые сыграли большую роль в идеологизации экономических основ в интересах правящего класса.
Второе подмножество включает в себя теорию «гегемонии» и теорию массовой коммуникации, построенную на основе марксистской методологии.
Теория гегемонии массовой коммуникации имеет условное название, в котором слово «гегемония» интерпретируется как доминирующая идеология. Наиболее последовательными представителями этой теории являются греческий социо-политик Н. Пулантас и французский философ Н. Альтюссер. Теория медийной гегемонии основывается на предположении о самодостаточности идеологических факторов как социальных стимулов развития общества, которые зависят не столько от экономических или структурных критериев, сколько от механизмов воздействия на сознание масс. Большая роль средств массовой информации подчеркивается их регулярностью и возможностью косвенного, скрытого влияния на людей.
На основе марксистско-ленинской методологии была разработана теория массовой коммуникации как формы социальной коммуникации. Одним из постулатов этой теории является позиция о том, что массовая коммуникация реализуется только тогда, когда люди имеют явную общность социальных чувств и общего социального опыта. Наиболее значимые исследования по социальному аспекту массовой коммуникации были проведены под руководством Б.А. Грушина: было изучено влияние средств массовой информации на формирование массового сознания и общественного мнения.
Во второй группе представляют интерес теории, разработанные на основе методологии структурно-функциональности. Структурно-функциональные теории берут свое начало в социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса, основателя системо-функциональной школы в социологии, и во многом базируются на позиции американского социолога Р. Мертона, согласно которой все действия в обществе обусловлены его потребностями и идеологическими факторами несущественны. Средства массовой информации рассматриваются как самоорганизующаяся и самоуправляющаяся подсистема, функционирующая в рамках установленных политических правил.
Теории третьей группы характеризуются социокультурным подходом к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ. Во втором периоде Франкфуртская (Поздняя) школа обратилась к проблемам культурного функционирования массовой коммуникации. Критическая направленность этой школы, изначально проявившаяся в ее подходе к анализу социальных процессов, впоследствии была перенесена в культурную сферу и нашла свое наиболее последовательное выражение в творчестве Т. Адорно. Специализируясь на теории и социологии музыки и других искусств, Адорно продемонстрировал разрушительное воздействие средств массовой информации на человека через распространение стереотипов массовой культуры.
Бирмингемская школа, которая начала свою работу в 1970 году, имеет противоположный взгляд на роль массовой культуры в обществе. Один из авторитетных представителей этой школы — С. Холл. В его работах и работах его преемников делается попытка более пристального изучения роли массовой культуры в процессе взаимодействия массовой культуры с различными социальными структурами, которые являются субкультурами молодежи, трудящихся, этнических меньшинств и так далее. В то же время подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.
Функции массовой коммуникации в современном обществе
При классификации специфических социальных функций массовой коммуникации исследователи в различных комбинациях обычно различают следующее:
- распространение знаний о реальности, информирование,
- социальный контроль и управление,
- интеграция общества и его саморегулирование,
- формирование общественного мнения,
- идеологическая и образовательная функция,
- идеологическая и воспитательная функция, — осуществление социальной деятельности членов общества,
- функция распространения культуры,
- развлекательная функция.
В дополнение к вышесказанному выделяется также функция коммуникации между различными социальными группами в обществе, которая называется «коммуникативной». Считается, что эта функция, которую, вероятно, более точно можно назвать «функцией межгрупповой коммуникации», очень важна, особенно в связи с рассмотрением массовой коммуникации как коммуникации больших социальных групп.
Потребности общества объективны по своей природе, т.е. они не зависят от желаний, настроений и установок людей. Однако массовая коммуникация — это коммуникация социальных групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных умами, волей, чувствами и желаниями. Соответственно, члены общества имеют определенные субъективные, т.е. психологические, потребности, а массовая коммуникация, для того чтобы выполнять свои социальные функции, не может их игнорировать. В противном случае, сообщения, передаваемые посредством массовой коммуникации, могут быть непонятны или не приняты аудиторией.
Следовательно, в анализе массовой коммуникации правомерно говорить о двух наборах функций: социально-психологической, а правильное рассмотрение психологических функций является необходимым условием для того, чтобы массовая коммуникация реализовала свои социальные функции.
Важность психологических функций массовой коммуникации также воспринимается социологами. Среди «элементарных функций» массовой коммуникации особенно выделяется функция создания определенного эмоционально-психологического тонуса. При изучении функционирования массовой коммуникации на личностном уровне правомерно ссылаться на индивидуальные социально-психологические аспекты массовой коммуникации. В большинстве разработок по функциям массовой коммуникации в целом отсутствует связь между потребностями индивида (группы) и соответствующими функциями.
Проблема социально-психологических функций массовой коммуникации и соответствующие потребности аудитории заслуживают самостоятельного теоретического и эмпирического изучения. Для их идентификации и классификации целесообразно, в качестве первого приближения, использовать систему отношений индивидуума (или группы) к обществу, к группе, к другому индивидууму и к самому себе. В этом случае можно выделить следующие социально-психологические функции массовой коммуникации:
- функция социальной ориентации и участия в формировании общественного мнения.
- функция принадлежности (индивидуум — группа)
- функция контакта с другим лицом
- 4 Функция самоподтверждения
Социологические исследования массовой коммуникации в основном направлены на выявление объективных аспектов ее функционирования (например, социальные функции, особенно идеологические и политические, выполнение средств массовой коммуникации для социального порядка определенных классов и социальных групп, социально-политический анализ владельцев средств массовой коммуникации, количественный и социальный состав аудитории и т.д.).
Психологические исследования массовой коммуникации предполагают анализ субъективных аспектов массовой коммуникации. Здесь можно выделить два уровня анализа: общий психологический и социально-психологический.
Они имеют дело с психологическими процессами и явлениями, присущими человеку «в целом», независимо от его социальной принадлежности. Психосематические исследования массовой коммуникации, анализируя ее как новую форму генерации, существования и массовой циркуляции смыслов, символов, как специфическую форму рефлексии на мир, задающую определенные черты восприятия, мышления и коммуникации, представляются здесь весьма перспективными.
Особенности протекания психологических процессов в массовой коммуникации
Все когнитивные процессы вовлечены в процесс получения и обработки информации, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако для оптимизации восприятия можно использовать индивидуальные особенности психических процессов в процессе организации информации.
Чувства позволяют распознавать индивидуальные свойства объектов, оказывающих непосредственное воздействие на органы чувств. Роль сенсаций в рекламе велика. Наиболее часто используемые рекламные аргументы относятся к видам ощущений — вкусу, запаху и т.д.: Аромат, свежесть, мягкость, вкус, нежное прикосновение и т.д. Снижение чувствительности в результате длительного воздействия стимула называется адаптацией — это привыкание, когда стимул больше не воспринимается. Чтобы избежать адаптации, средства массовой информации используют различные методы для того, чтобы сделать информацию необычной или новаторской, например, увеличить объем рекламы. Другая характеристика — сенсибилизация — проявляется в обострении ощущений в результате взаимодействия различных анализаторов: звук может усиливать обоняние и т.д. Влияние сенсации на общее восприятие информации используется в условиях прямой коммуникации, например, при участии в культах.
Исследования восприятия относятся к его свойствам, таким как селективность, объективность, целостность, постоянство, осмысленность и т.д. Избирательность определяется мотивацией, интересами и потребностями человека. Субъективность позволяет выделить один из воспринимаемых объектов и относительно проигнорировать остальное — это свойство выражается в феномене соотношения фигура-фон и часто используется в рекламной коммуникации. Благодаря целостности, отсутствие отдельных элементов не влияет на восприятие и распознавание объекта. Целостность позволяет распознать объект, когда отдельные его элементы отсутствуют (например, орфографические ошибки не меняют смысла воспринимаемого текста). Постоянство восприятия проявляется в его относительной независимости от изменений условий восприятия, это свойство показывает связь восприятия с прошлым опытом. Перцептивная способность позволяет быстро идентифицировать воспринимаемое изображение, присвоить ему категорию, придать ему определенные свойства. Именно это свойство восприятия лежит в основе процесса стереотипизации.
Существенной особенностью восприятия является его зависимость от индивидуального опыта субъекта, его личностных характеристик — апперцепции.
Особым типом восприятия является социальное восприятие — восприятие одного человека другим. В процессе социального восприятия формируется представление об коммуникаторе и о личности коммуникатора. На формирование этого представления влияют эффекты и ошибки социального восприятия: эффект первого впечатления, эффект ореола, ошибка статуса, тенденция средней ошибки, ошибка внешних данных и т.д.
Внимание выражается в ориентации и концентрации сознания на значимом объекте, в то время как вторичная информация игнорируется. Выделяются три вида внимания: непроизвольное, добровольное и последующее.
Другая группа факторов — внутренних — это интересы и потребности человека, его эмоциональное и физическое состояние. Конечно, в массовой коммуникации управление вниманием осуществляется в основном за счет изменения характеристик сигнала, хотя необходимо учитывать внутренние факторы управления вниманием.
Добровольное внимание носит волевой характер и наблюдается при сознательном выполнении деятельности. Когда человек настолько увлекается деятельностью, что волевые усилия становятся ненужными, происходит эмоциональная вовлеченность в деятельность, которая ассоциируется с постпроцедурным вниманием.
Запоминание информации является важнейшей предпосылкой ее последующего воспроизведения. Запоминание является одним из процессов памяти, который включает в себя хранение, поиск и забывание в дополнение к воспоминаниям. Запоминание может быть добровольным и непроизвольным, механическим и логическим.
Понимание — это результат мыслительной деятельности. Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее основных контекстах и отношениях. Мышление тесно связано с языком, только с его помощью можно сформулировать идею, передать ее другому человеку. Основные типы мышления — визуально-актуальное, визуально-воображаемое, вербально-логическое. Самый ранний тип мышления является демонстративно-деятельностным, что свойственно детям дошкольного возраста и происходит в процессе реального манипулирования объектами и предметами, распознавания их свойств.
Визуально-воображающее мышление работает с изображениями объектов. Только на уровне вербально-логического мышления проявляется способность оперировать логическими понятиями и распознавать невидимые связи объектов мира.
Мышление идет в форме операций, позволяющих глубоко изучить ситуацию: Анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстракция.
Воображение играет важную роль в познавательной деятельности человека. Воображение тесно связано с опытом субъекта, знания и опыт служат материалом для создания воображаемых образов, почти невозможно представить себе что-то, чего нет в опыте, но можно думать об этом заново, увидеть новые возможности его использования.
Структура личности как основа восприятия и обработки информации и основной барьер воздействия массовой коммуникации (мотивы, потребности и т.д.)
Структура личности — это сложная сущность, включающая в себя характеристики различных уровней, от биологически детерминированных, таких как пол и возраст, до более высоких уровней самосознания, связанных с ориентацией личности — ее ценностями, отношением, интересами, мотивами и потребностями. Может показаться, что именно последние влияют на восприятие информации. Фактически, мотивом обращения к СМИ является удовлетворение определенных потребностей — в информации, развлечениях, общении и т.д.
Потребность в информации связана с базовыми уровнями потребностей — физиологическими потребностями и потребностями в области безопасности, поэтому во времена нестабильности в обществе потребность в информации резко возрастает.
Однако, если мы проанализируем различные виды информации, то легко увидим, что многие из них организованы с учетом базовых уровней личностных характеристик — пола и возраста.
Учет возрастных характеристик связан не только с выбором тем, но и, когда речь идет о детях дошкольного возраста, с когнитивными характеристиками, такими как нестабильный уровень внимания, преобладание образного мышления и т.д.
Напротив, гендерная организация информации подразумевает определенные тематические предпочтения различных сегментов аудитории, например, спортивные и кулинарные шоу или журналы, показы об автомобилях или о моде и воспитании детей и т.д.
Изучение установок и стереотипов стало важным для понимания психологических механизмов восприятия и обработки информации и регулирования поведения на основе этой информации.
Отношение также называют диспозицией, программой, готовностью к действию. Западная социальная психология использует концепцию отношений.
Отношение изначально определялось его функцией, а именно как регулятора поведения, активности (Allport). Это нечто начальное, подготовительное, начальное, нечто явное и полное; это не поведение, а его предпосылка. Позже был добавлен учет эмоциональной составляющей отношения: оно стало пониматься как склонность действовать за или против фактора окружающей среды, который, таким образом, становится положительным или отрицательным значением (Богардус).
Сторонники многокомпонентного взгляда на отношения — Крэх, Кратчфилд, Смит — считают, что он состоит из трех компонентов:
- Познавательный компонент, представляющий собой разнообразные знания о предмете, объекте, по отношению к которому существует отношение;
- Аффективная составляющая, определяющая эмоциональную оценку объекта;
- конативно-поведенческая составляющая, представляющая собой программу действий в отношении этого объекта.
На практике, однако, единственным свойством атрибута является значение конкретного объекта или действия для человека. То есть, отношение можно определить как степень воздействия за или против объекта (Турстоун).
Отличительной чертой установок является их сознательный, коммуникативный характер. Эта характеристика даже отражена в некоторых определениях — понимание отношений как словесной тенденции. То есть это не оценки вообще, а сознательные оценки человека, с которым он общается с другим человеком. Это система наших убеждений о различных аспектах жизни — от простых и гибких, например, о том, как питаться, до базовых, лежащих в основе коммуникативных отношений — отношения к себе и другим.
Ранние взгляды рассматривали отношение как готовность действовать. Отсюда и интерес к сопоставлению их с реальным поведением. Серия исследований Турстоуна и его соратников показала, что драматические различия в поведении разных групп людей были связаны с соответственно разными установками. Однако в 1934 году американский социолог Лапьер обнаружил, что измеряемые установки не соответствуют столь же значимым действиям в реальном мире. Он пришел к выводу, что существует два отношения: одно к объекту, другое к ситуации.
Отношения формируются и меняются в процессе социализации. На них влияет значительная среда (родители, сверстники) и средства массовой коммуникации, но они не меняют отношения, а скорее укрепляют их. Это объясняется механизмом селективности восприятия, внимания и памяти, формированием механизма защиты восприятия, который не допускает попадания в сознание информации, несовместимой с отношением.
Все компоненты установки соединены между собой, для изменения установки можно действовать на одном из них. Чаще всего затрагивается когнитивная составляющая — новая информация используется для изменения установок, но в этом случае источник информации должен быть авторитетным.
Отношение меняется, когда происходит несоответствие в когнитивной структуре, например, негативное отношение к объекту и положительное отношение к человеку, придающему ему положительное качество. Такое несоответствие, несоответствие взглядов, называется когнитивным диссонансом. Дисконанс — это состояние дискомфорта, поэтому он рассматривается как мотивирующий фактор, заставляющий изменить поведение или отношение.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Взаимосвязь агрессивного поведения и самооценки у подростков — Психология агрессии: типы, компоненты, основные теоретические подходы
- Активность наблюдения — Специфика метода активного наблюдения в психологии
- Психолог и его психологическая защита
- Программа психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков
- Коллективное бессознательное
- Роль ИПО в генезе агрессии в зависимости от характера криминальной ситуации
- Сознание и деятельность
- Эпигенетическая теория Э. Эриксона
- Предпосылки манипулятивного поведения личности
- Профессиональный стандарт психолога