Оглавление:
Религия существует уже много веков, по-видимому, столько же, сколько существует человечество. За это время в ней возникло множество разновидностей религии. Египтяне и греки, вавилоняне и евреи имели свои собственные религии в древнем мире. В настоящее время широко распространены так называемые мировые религии, такие как буддизм, христианство и ислам. Кроме того, до сих пор существуют национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и т.д.). Чтобы разобраться в вопросе, что такое религия, необходимо найти нечто общее, повторяющееся, существенное во всех ее разновидностях.
Многолетние попытки объяснить, что такое религия и каковы ее существенные черты, привели к формированию особой отрасли знаний — науки о религии. Религиография изучает процесс формирования, функционирования и развития религии, ее структуру и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современности, ее роль в жизни отдельных людей, отдельных социумов и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими сферами культуры.
Религиоведение — сложная отрасль человеческого знания. Она была сформирована в результате усилий представителей богословской и теологической, философской и научной мысли. Но методология подхода к религии в каждой из этих отраслей знания не одинакова.
Исторически первой формой религиозного знания является теология (от греч. teos — Бог и logos — учение) — учение о Боге в католической и протестантской традициях, и теология как наука о прославлении Бога в православной традиции, поскольку православие отвергает любую возможность познания Бога и рассматривает только его прославление. Теология или богословие возникают из попытки объяснить основные положения той или иной религии, перевести образы и догматические формулы, содержащиеся в священных книгах и решениях соборов, на язык понятий и сделать их доступными для массы верующих. Теологический подход к религии — это подход к религии изнутри, с точки зрения самой религии. Основой для такого подхода является религиозная вера. Теологи считают, что только религиозный человек может понять религию. Для нерелигиозного человека она просто недоступна.
Теологический подход к религии характеризуется трактовкой ее как особого, сверхъестественного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом.
С позиции теологии, таким образом, религия приобретает сверхъестественный, сверхчеловеческий, сверхсоциальный статус.
Характерной для богословско-богословской науки о религии является концепция религии, представленная в книге «История религии» известного православного богослова и священнослужителя Александра Меня, М., 1994, изданной от его имени на основе материалов его публикаций и рукописей его ближайших друзей и соратников.
А. А. Менья отстаивает позицию о сверхъестественной природе религии. Религия, по мнению А. Мена, — это реакция человека на проявление божественной сущности. «Слово религия не случайно происходит от латинского глагола religare — что означает связывать. Это сила, связывающая миры, мост между сотворенным миром и божественным разумом». Эта связь, по мнению православного богослова, органично вытекает из естественного стремления человеческой души к родственной, но более высокой божественной субстанции. «Разве не естественно признать, что, подобно тому, как тело связано с объективным миром природы, дух тяготеет к родственной и в то же время более высокой реальности».
Религия как социальный стабилизатор
С точки зрения социологии религия предстает как необходимая, неотъемлемая часть социальной жизни. Она выступает в качестве фактора формирования и становления социальных отношений. Это означает, что религию можно изучать с точки зрения выявления функций, которые она выполняет в обществе. Термин «функции религии» в религиоведении относится к характеру и направлению влияния религии на человека и общество, или, проще говоря, к тому, что религия «дает» каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей.
Одной из важнейших функций религии является мировоззрение или, как его еще называют, смыслотворчество. Как уже говорилось выше, с точки зрения функционального содержания религиозная система в идеале включает в себя преобразующую деятельность в качестве своей первой подсистемы. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате чего формируется определенный образ мира, ценности, идеалы, нормы — что в целом образует основные компоненты мировоззрения. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и служат ориентиром и регулятором его поведения.
Мировоззрение может быть философским, мифологическим и религиозным. Задачи нашего исследования требуют уточнения специфики религиозного мировоззрения. Функциональный подход к религии предполагает выведение характеристик религиозного мировоззрения из задач, которые религия решает в социальной системе. Одна из моделей, объясняющих формирование мировоззренческой функции религии, была предложена американским философом и социологом Э. Фроммом. По его мнению, благодаря своей деятельности и общению человек создает особый мир — мир культуры — и тем самым выходит за границы природного мира. Из этого объективно вытекает двойственность человеческого существования. Человек, становясь социокультурным существом, остается частью природы в силу своей физической организации и вовлеченности в естественные связи и отношения мироздания. Возникшая двойственность существования человека нарушает его прежнюю гармонию с миром природы. Перед ним стоит задача восстановить единство и равновесие с этим миром, прежде всего в сознании посредством мысли. С этой точки зрения, религия функционирует как ответ человека на его потребность в равновесии и гармонии с миром.
Удовлетворение этой потребности происходит в конкретно-историческом контексте, то есть в ситуации рабства человека. Данное условие наполняет эту потребность дополнительным содержанием:
Необходимость преодолеть силы, которые господствуют над ним. Поэтому, в отличие от других мировоззренческих систем, религиозное сознание включает в систему «мир — человек» дополнительное, опосредующее образование — мир фантазируемых существ, контекстов и отношений, и соотносит с этим миром свои представления о бытии вообще и о делах человеческого существования. Это позволяет человеку разрешать противоречия реального мира на уровне мировоззрения.
Однако функция религиозного мировоззрения заключается не только в том, чтобы нарисовать для человека определенную картину мира, но, прежде всего, в том, чтобы помочь ему найти смысл своей жизни благодаря этой картине. Поэтому мировоззренческую функцию религии также называют функцией смыслотворчества или функцией «смыслов».
Религия, как утверждают многие ее исследователи, — это то, что делает человеческую жизнь осмысленной; она наполняет ее важнейшими компонентами смысла. Согласно определению американского социолога Р. Беллаха, «религия — это символическая система для восприятия целостности мира и для контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенный конечный смысл».
Религия как фактор социальных изменений
Функционализм фокусируется на интегрирующей функции религии. В социологии религии она противопоставляется теории конфликта, которая подчеркивает дезинтегрирующую функцию религии. Для обоснования функции религии используется ряд аргументов. Одним из них, самым простым, является утверждение, что религия выступает в качестве источника единства той или иной социальной общности, основанной на том или ином учении, культе и организации, противопоставляя эти общности другим общностям, сформированным на основе иного учения, культа и организации. Это противопоставление может стать источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками, между православными и баптистами и так далее. Более того, такие конфликты часто сознательно разжигаются представителями отдельных групп, поскольку противостояние с «чужими» религиозными организациями способствует внутригрупповой интеграции: Враждебность с незнакомцами создает чувство принадлежности и побуждает людей искать поддержку только у «своих». Такое поведение вполне типично для различных сектантских объединений. Представители этих объединений считают «чужаками» не только представителей других религиозных групп, но и всех тех, кто не является членами этих объединений, то есть неверующих.
Представители теории конфликта справедливо отмечают, что конфликты существуют не только между религиозными объединениями, но и внутри них. Например, между консерваторами-традиционалистами и реформаторами-модернистами. Внутрирелигиозные конфликты могут принимать самые острые формы и перерастать в крупные социальные конфликты. Ярким примером такого конфликта является Крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера в Германии в XVI веке, а также крупнейшее событие в общественной жизни Европы в XVI веке.
Реформация проходила под лозунгом реформирования католицизма и возвращения его доктрины и практики к формам, установленным Христом и апостолами во времена раннего христианства. Для многих исследователей религии события периода Реформации представляют собой глубокий религиозный конфликт. Однако среди сторонников теории конфликтов есть те, кто склонен трактовать этот, как и все другие крупные религиозные конфликты, прежде всего как социальные конфликты.
С точки зрения этого течения конфликтологии, основой для формирования социальных систем являются социальные интересы: экономические, политические. Духовные ценности, идеалы и нормы, лежащие в основе религии, являются вторичными и производными по отношению к экономическим и политическим интересам. Поэтому в основе всех социальных конфликтов, прежде всего, следует искать экономические и политические причины. Однако при определенных условиях социальные конфликты могут приобретать религиозную окраску, вестись под религиозными лозунгами и непосредственно инспирироваться религиозными организациями. В этом случае религия выступает как дезинтегрирующий фактор, разделяя общество на враждебные лагеря и разжигая антагонистические социальные споры.
С этой тенденцией в исследовании религиозных конфликтов связана доктрина идеологической функции религии. С точки зрения этой доктрины, религия является надстроечным феноменом и формой общественного сознания. Она не может породить конкретные социальные отношения; она лишь отражает и интегрирует их определенным образом. В зависимости от социальных сил, чьи интересы выражает та или иная религия, религия на определенном историческом этапе развития общества может оправдывать и тем самым легитимировать существующий порядок или осуждать его и отрицать его право на существование.
Социальная роль религии
Гуманистические и авторитарные тенденции в религиях. Из вышесказанного ясно, что религия влияет на человека и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. Результат, последствия выполнения функций религии могут быть разными. Этот обобщенный результат в религиоведении называется социальной ролью религии. По определению Д. М. Угриновича, «социальная роль религии — это система социальных функций религии, присущих ей в определенных исторических условиях. (Угринович Д. М. Введение в религиоведение. Москва, 1985. с. 99). Из этого определения следует, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не дается раз и навсегда. В средневековом феодальном обществе религия пронизывала все сферы человеческой деятельности, регулируя и санкционируя систему общественных отношений. В некоторых азиатских странах (например, в Иране, Саудовской Аравии) религия по-прежнему занимает доминирующее место в жизни людей и оказывает определяющее влияние на поведение людей и общественные институты. В Европе и Америке процесс секуляризации изменил роль религии. Она вытеснена из многих сфер общественной жизни, хотя остается важным мотиватором поведения личности и оказывает влияние на деятельность социальных институтов.
В современном религиоведении существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связано с ее влиянием на общественный прогресс. Другими словами, критерий ролевой оценки религии формулируется следующим образом: Способствует ли религия социальному прогрессу или препятствует ему. К. Маркс знаменито охарактеризовал эту роль образным выражением «религия — опиум народа», но он добавил «выражение несчастья» и «протест против этого несчастья». Таким образом, с точки зрения К. Маркса, религия как форма иллюзорного сознания является препятствием для общественного прогресса). В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что при определенных обстоятельствах религия также играет прогрессивную роль в развитии общества. Например, раннее христианство, опираясь на иллюзорную надежду во время кризиса рабства, продемонстрировало свою способность разрешать реальные противоречия и способствовать установлению новой, более высокой системы общественных отношений. И в еще большей степени христианство изменило характер духовной жизни общества и подняло ее на новый, более высокий уровень. Религия сыграла аналогичную роль в процессе Реформации. Как уже было показано, религиозные идеи в интерпретации Лютера, Кальвина и Мюнцера, завладев массами, способствовали радикальной трансформации социального порядка. Именно поэтому марксистская и еврейская социология настаивает на том положении, что нельзя говорить о неизменной реакционной или революционной роли религии, присущей ей во все времена и у всех народов. В разных исторических условиях и в разных социальных слоях религия может выступать как сила, сдерживающая энергию человека, ведущая к смирению, бегству от действительности, а может мобилизовать эту энергию, стать стимулом для разрыва с существующим социальным порядком, вселить чувства борьбы и создания новой жизни.
Американский философ и социолог Э. Фромм (1900-1980) предложил столь же нюансированную оценку социальной роли религии. В своей работе «Психоанализ и религия» Фромм выделяет две основные тенденции в религии, с точки зрения ее социальной роли: гуманистическую и авторитарную. Эти две тенденции в большей или меньшей степени присущи всем религиозным учениям, даже если они выражены по-разному.
Роль религии в жизни человека и общества
Наверное, никто не станет отрицать, что религия является одним из важнейших факторов в истории человечества. Можно утверждать, в зависимости от точки зрения, что без религии человек не стал бы человеком, можно с равным упорством доказывать (и это тоже существующая точка зрения), что без нее человек стал бы лучше и совершеннее. Религия — это реальность человеческой жизни, и именно так ее следует воспринимать.
Роль религии в жизни отдельных людей, обществ и государств не одинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного, живущего по законам строгой и изолированной секты, и другого, ведущего мирской образ жизни и абсолютно равнодушного к религии. Так и в разных обществах и государствах: одни из них живут по строгим законам религии (скажем, ислам), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом. На протяжении истории ситуация с религией может меняться в одной и той же стране. Россия — яркий тому пример. И религии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и морали. Религии могут объединять или разделять людей, вдохновлять на творческий труд, действие, призывать к бездействию, отдыху и созерцанию, способствовать распространению книг и развитию искусства, и в то же время ограничивать некоторые области культуры, налагать запреты на определенные виды деятельности, науки и так далее. Роль религии всегда следует рассматривать конкретно, как роль конкретной религии в конкретном обществе и времени. Его роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть разной.
В то же время можно сказать, что религия обычно выполняет определенные функции по отношению к обществу и человеку. К ним относятся.
Во-первых, религия как мировоззрение, то есть как система принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в нем и показывает ему, в чем смысл жизни.
Во-вторых (и это является следствием первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение и поддержку. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.
В-третьих, когда перед человеком стоит определенный религиозный идеал, он меняется внутренне и становится способным нести идеи своей религии, утверждать добро и праведность (как их понимает это учение), смирять себя лишениями и не обращать внимания на тех, кто насмехается или оскорбляет его. (Конечно, добро может быть утверждено только в том случае, если религиозные авторитеты, направляющие человека на этот путь, сами чисты сердцем и нравственны и стремятся к идеалу).
В-четвертых, религия контролирует поведение человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам этой религии. Конечно, не стоит идеализировать ситуацию: Принадлежность к самой строгой религиозной и моральной системе не всегда означает
Конечно, не стоит идеализировать ситуацию: Принадлежность к самой строгой религиозной и моральной системе не всегда предотвращает человека от совершения гнусных поступков или ограждает общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство является следствием слабости и несовершенства человеческой природы (или, как сказали бы приверженцы многих религий, «махинаций сатаны» в мире людей).
В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают в формировании наций, в образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, тяготилась иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы христиане»).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Общество как едино-цельная система определенного множества народа
- Материализм
- Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений
- Культурная модернизация
- Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века
- Наука как высшая форма знания. Особенности современной науки
- Легизм и юснатурализм
- Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций
- Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека
- Субъект и объект познания