Для связи в whatsapp +905441085890

Роль народных традиций в воспитании

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Диагностика обученности школьников. Проблемы школьной оценки
  2. Возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе
  3. Тестовый контроль знаний
  4. Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя
  5. Основные механизмы познания педагогом личности обучающегося
  6. Проблемы семейного воспитания в истории педагогики
  7. Истоки народной педагогики
  8. Этнопедагогические аспекты воспитательной работы
  9. Воспитательная система сельской школы
  10. Влияние стратегии семейного воспитания на формирование личности

Введение

Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI веков российское общество претерпело глобальные изменения, а именно кризис национальной идентичности. Важнейшей задачей настоящего времени является сохранение национального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом для решения этой проблемы является традиционная народная культура, которая содержит идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и способствующие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

Проблема национальной идентичности стала особенно актуальной именно сейчас, в конце ХХ века, когда усилилась тенденция к нивелированию культурной специфики регионов земного шара, вплоть до уничтожения культурных различий наций, народов и народностей, проживающих в этих регионах. А поскольку национальная специфика — это прежде всего категория духовной культуры (материальная сторона культуры определяется духовной основой), то разрушению будут подвержены глубинные основы культуры и, прежде всего, национальная идентичность.

Проблема исследования — Какое влияние оказывают русские народные традиции на личность детей старшего дошкольного возраста?

Методологической основой исследования являются педагогические принципы: Учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Мы также опираемся на концепцию традиционной культуры как основу воспитания национального самосознания дошкольников. Эти идеи лежат в основе авторской программы формирования национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования — Выявить влияние русских народных традиций на личность детей дошкольного возраста.

Объект исследования — образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Объект исследования — Влияние русской народной культуры на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — Приобщение к русским народным традициям в процессе социокультурного творчества детей старшего дошкольного возраста при условии педагогического руководства будет способствовать формированию их национального самосознания.

В связи с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ философской, историко-педагогической, этнографической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
  2. разработать авторскую программу формирования национального самосознания детей дошкольного возраста.
  3. апробировать авторскую программу формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ литературы.
  2. формирующий эксперимент.

Методика выявления уровня самосознания у детей старшего дошкольного возраста Урунтаева Г.А. и Афонькина Ю.А..

Практическая значимость исследования заключается в том, что если подтвердится факт влияния привыкания детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям на уверенность детей в себе, то можно будет в дальнейшем использовать полученные данные в психолого-педагогической практике по формированию национальной уверенности детей старшего дошкольного возраста.

Исторические условия и особенности формирования русских традиций

Народная культура — это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззрение, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо народа, его самобытность, уникальность, социальную и духовную самобытность.

Однако по многим причинам большая часть духовного наследия и предметов народной материальной культуры была утрачена. Процесс безвозвратной утраты этого народного наследия продолжается и по сей день. Создается критическая ситуация, при которой мы можем лишить нынешнее и будущее поколения ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры, тем самым навсегда разрушив духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры является жизненно важной. Уже в дошкольных учреждениях необходимо внедрять народную культуру, так как в дошкольном возрасте происходит становление и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Традиционная празднично-обрядовая культура предоставляет поистине уникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: Мировоззрение людей, народный опыт, жилище, костюм, трудовая деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и навыки, художественное творчество.

Следует отметить, что народная культура, как и любое другое социальное явление, имеет специфические характеристики, к которым относятся:

  • неразрывная связь с природой, с окружающей средой;
  • открытость, воспитательный характер народной культуры в России;
  • способность контактировать с культурами других народов
  • Оригинальность;
  • наличие целенаправленного эмоционального заряда;
  • Сохранение элементов языческой и православной культуры.

Система обычаев и традиций народа является результатом его воспитательных усилий на протяжении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, характер и психологию в последующих поколениях.

Традиционная культура составляет основу народной культуры. Большинство этнографов и фольклористов утверждают, что традиция — это сеть связей между настоящим и прошлым, и с помощью этой сети происходит определенный отбор стереотипов, которые затем воспроизводятся вновь. Общество без традиций так же невозможно, как и общество без культуры.

Феномен русской национальной культуры занимает совершенно уникальное место в системе исторической типологии мировой культуры. Его историческим субъектом (создателем и носителем) является русский народ, один из самых крупных, развитых и творчески богатых этносов мира. Народ, по словам Данилевского Н.Я., обрели политическую независимость и сохранили ее — условие, без которого, как свидетельствует история, цивилизация никогда не начиналась и не существовала, а потому, вероятно, не может начаться и существовать. Народ в целом — главная питательная, животворная социальная среда и плодородная почва для формирования всех достижений русской национальной культуры: интеллектуальной мысли, художественного творчества, морали, этики, народной медицины и педагогики, а значит, почва для рождения и расцвета всех талантов. И чем больше эта почва насыщена духовным богатством родных традиций, проверенных и отобранных временем, тем прекраснее и уникальнее плоды нашей великой культуры.

Русская культура выступает по отношению к исторической жизни народа как «вторая природа», которую он создает, формирует и которой живет как социализированный народ; иными словами, культура — это величайшая ценность, средство и способ духовной преемственности, а значит, осмысленная деятельность в бесконечном поступательном развитии русского народа.

Русская национальная культура как «вторая натура»:

  • материальные и духовные ценности народа, которые он создал за свою долгую историю;
  • образ жизни и мироустройство русского народа;
  • Своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях;
  • религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-исторических проявлениях;
  • совокупность российских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
  • способности, потребности, знания, навыки, социальные чувства, мировоззрение россиян.

Русская культура, как и любая другая, существует во времени и пространстве, а значит, в процессе развития, в ходе которого она разворачивается, обогащается и изменяет свое содержание и облик, а значит, обогащает русские традиции.

Корни русских традиций уходят в «толщу» славянского этноса. Начало первого тысячелетия до нашей эры, по мнению ученых, следует считать временем, когда славянские племена среднего Поволжья начинают свое «историческое существование». Они отстаивают свою независимость, строят первые крепости, формируют хозяйственные отрасли и на их основе систему жизнедеятельности, создают основные формы славянского героического эпоса. В эти исторически далекие времена были заложены основы народных традиций. Постепенно, отделившись от общеславянского этноса, русские во взаимодействии с другими народами создали не только великое государство, но и великие традиции.

Во-первых, особенности нашей культуры и традиций, как материальных, так и духовных, во многом определяются природно-климатическими условиями жизни народа. К сожалению, важность этого, действительно определяющего фактора, была существенно недооценена не только в прошлом, но и в настоящем. Между тем, влияние климатического фактора настолько велико, что отчетливо проявляется не только в особенностях производства, методах и процедурах труда, технике, но и в организации всей общественной жизни, ментальном облике, национальном характере народа. Человек-экономист не может быть оторван от физико-географической среды, в которой он работает.

В этих условиях возникла специфическая социально-экономическая и духовно-культурная организация жизни русского человека — община. Она существовала в России более тысячи лет и играла большую роль в жизни русского человека. Вся хозяйственная деятельность регулировалась общиной, потому что земля принадлежала не отдельному человеку, а всей общине — она была разделена на равные части по числу душ. Каждый член общины получал равную долю земли, которую ему не разрешалось продавать или закладывать. Общим имуществом общины были луга, сенокосы, пастбища и леса. Определенная работа (сенокос) выполнялась «со всего мира», результаты делились по количеству участков.

В зависимости от природно-климатических, а затем и социально-экономических условий, русские формировали различные типы сельскохозяйственной культуры. Таким образом, за свою более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали во многом уникальную хозяйственную культуру.

Русский народ не только работал коллективно, сообща и защищал свою землю, но и вместе отдыхал, веселился. Общественная жизнь крестьян проявлялась в основном в календарных ритуалах, общих праздниках и развлечениях. Они всегда занимали особое место в жизни русского народа. В традиционной народной культуре праздник не понимается как простой перерыв в работе или узаконенное безделье. Оно несло в себе важную социальную функцию (свободное и творческое общение с членами коллектива; самовыражение личности в различных формах досуга; укрепление или подтверждение своего социального статуса; демонстрация навыков, талантов и даже одежды; укрепление контактов с другими людьми и т.д.). Праздники всегда представляли собой моральные, воспитательные, психологические, мировоззренческие, эстетические, зрелищные и художественные компоненты поведения отдельного человека и общества в целом. Здесь формировался и в то же время проявлялся характер русского народа как социокультурного явления.

Основы русских народных традиций, их классификация и значение для воспитания детей дошкольного возраста

Сегодня мы начинаем видеть многие вещи по-другому, открывать для себя многие вещи заново и переоценивать их для себя. Это относится и к прошлому нашей нации. Можно с уверенностью сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно, например, с поп-культурой. Как жил русский народ? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, что беспокоило? Каким обычаям они следовали? Чем они украсили свою жизнь? О чем они мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить контекст времени и вернуть утраченные ценности.

Сейчас, постепенно, к нам возвращается национальная память, и мы начинаем присматриваться к старым праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самые ценные из своих культурных достижений, просеянные через сито веков.

Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе через создание особой среды, позволяющей непосредственно контактировать с ним. Человеческая культура основана на духовности. Поэтому приобщение детей к совокупности культурных ценностей способствует развитию их духовности, которая является интегральной характеристикой личности, проявляющейся на уровне человеческих отношений, чувств, нравственных и патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет степень их общего развития и уверенности в себе в целом. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка и началом формирования личности.

Традиционная культура включает в себя высокую духовность и нравственность, которые гарантируют здоровый образ жизни, гармоничную организацию быта, уважение к традициям, доброжелательные отношения с окружающими, любовь и заботу о природе.

Воспитательная роль народной культуры, и особенно традиционной, проявляется через ее влияние на каждого человека, будь то ребенок начальной школы или дошкольник, тем самым активно воздействуя на весь уклад жизни и общество.

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Успешная и максимально полная реализация преобразующего, творческого и воспитательного потенциала народной культуры возможна только при благоприятных условиях: сохранение, возрождение в целом, и ее традиционной составляющей — в частности; просвещение населения, особенно детей и молодежи, на материалах народного культурного наследия, через ненавязчивые формы ознакомления с его богатством; активное участие всех желающих, в любых формах народного творчества.

Русские народные традиции можно разделить на несколько основных направлений:

  1. создание атмосферы национальной жизни. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование психических качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, которые впервые пробуждают душу ребенка и воспитывают в нем чувство прекрасного, должны быть национальными. Таким образом, с самого раннего возраста дети могут понять, что они являются частью великого русского народа.
  2. Традиционные и ритуальные праздники. Ритуальные праздники тесно связаны с работой и различными аспектами социальной жизни человека, во всей их целостности и разнообразии. Они содержат тонкие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, изменениями погоды, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная веками, должна передаваться детям. В России традиционно существовало много красивых обычаев. Они помогали людям не терять веру и оптимизм, несмотря на все жизненные трудности. Жизнь наших предков была пронизана верованиями, ритуалами, приметами, а дни недели чередовались с праздниками. Наши предки понимали праздники как время таинства и священнодействия, контрастирующее с прозаичностью повседневной жизни. Они верили, что во время праздников исчезает граница между миром людей и миром чудес и волшебства. Традиционная празднично-обрядовая культура является неотъемлемой частью народной культуры, которая, как правило, имеет региональную окраску. Праздники существовали во все времена и менялись по содержанию и форме в зависимости от духовного и эстетического развития общества. Они имеют большое эмоциональное и воспитательное значение и обеспечивают передачу традиций из поколения в поколение. Первый тип обрядов формируется на основе сельскохозяйственной жизни, поэтому их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, поскольку они делили крестьянский год на определенные периоды, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизводству как самого человека, так и окружающей его среды: растительности, животных в масштабе года и в контексте ежегодного возвращения. Поэтому в календарных ритуалах обнаруживается переплетение производственных, земледельческих и человеческих, брачных ритуалов. Второй тип связан с биологическим и социальным развитием человека, отражая основные этапы его жизни. Это способствовало возникновению трех форм ритуалов: Рождение, брак и похороны. Русские народные праздники и обряды — один из самых ярких и самобытных компонентов традиционной художественной культуры и в то же время одно из самых сложных и многогранных проявлений ее самого раннего типа — фольклора.
  3. фольклор был отделен от единой культуры первобытного общества разделением труда. Русский фольклор (сказки, песни, частушки, прибаутки, пословицы, поговорки и т.д.). В русском песенном фольклоре прекрасно сочетаются слово и музыкальный ритм, мелодия. Устное народное творчество, как нигде, отражает качества русского характера, присущие ему нравственные ценности — представление о добре, красоте, правде, верности, мужестве, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Таким образом, знакомя детей с пословицами, загадками, поговорками и сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим моральным ценностям. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, звучат как ласковый голос, выражающий заботу, нежность и веру в счастливое будущее. Пословицы и поговорки метко описывают различные модели поведения, высмеивают недостатки и восхваляют положительные качества людей. Следовательно, фольклор является богатым источником для познавательного и нравственного развития детей. Детский календарный фольклор включает календарные песни: калядка, щедривка, веснянки, купала, различные припевки: к дождю, радуге, солнцу — с просьбой о сырости и тепле; считалки; игры (драматические, спортивные, хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, совершенствованию определенных спортивных навыков. Например: «Прятки», «Салки», «Волк и гуси» и многие другие. Таким образом, разнообразные варианты игры в прятки содержат отголоски древних методов воспитания детей, образования и развития личности ребенка, когда существовали школы обучения и борьбы и охоты. Так, многие драматические и хороводные игры имитируют повседневный труд взрослых, уход за детьми и животными, семейные отношения, производственные процессы: Сеять, собирать урожай — что позволяет с раннего возраста приучать детей к существующему порядку вещей и готовить их к труду и самостоятельной жизни.
  4. русское народное искусство. Люди проявляли свои творческие стремления и способности только в создании предметов, необходимых для работы и жизни. Однако этот мир утилитарных предметов отражал духовную жизнь людей, их понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и т.д. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная воображением, породила характерные образы. Так были созданы сказочно красивые изображения на прялках и посуде, узоры в кружевах и вышивке, диковинные игрушки. Учитывая тот факт, что народное искусство является основой национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.
  5. русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он осваивает культуру взрослого мира, в котором живет. Одним и, пожалуй, самым важным компонентом этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся общечеловеческие (генеральные) и этнические (национальные) ценности жизни. Народные игры стимулируют активное мышление, расширяют кругозор, уточняют представления о мире. Кроме того, они улучшают все психические процессы — внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют на самовосприятие. Моральные качества, сформированные в игре, влияют на поведение и характер ребенка.

Проблема самосознания в психологии. Характеристики самосознания у детей старшего дошкольного возраста

Проблеме самосознания посвящено множество исследований в психологии жилища. Эти исследования в основном сосредоточены на двух группах вопросов. В работах Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Rubinstein S.L., Чамата П.Р., Чеснокова И.И., Шорохова Е.В. проанализировал вопрос формирования самосознания в контексте более общей проблемы развития личности с общетеоретических и методологических позиций. Другая группа исследований посвящена более конкретным вопросам, в первую очередь связанным с особенностями самооценки и их взаимосвязью с оценками других людей. Исследование Г.Дж. Розена о социальном восприятии обострило интерес к вопросу о взаимосвязи между восприятием других и самовосприятием.

Зарубежная литература по темам, связанным с психологией самовосприятия, чрезвычайно богата — достаточно сослаться лишь на несколько последних монографий с обширной библиографией. Термины «самость» и «самосознание» также являются одними из центральных понятий в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования. Тем не менее, не так давно А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему «высокой жизненной важности, венчающую психологию личности», в целом считал ее нерешенной, поскольку она «ускользает от научно-психологического анализа».

То, насколько разные явления выбираются в качестве отправной точки для анализа самосознания, можно увидеть на примере решения проблемы того, как и когда у ребенка развивается самосознание. Чамата П.Р., который специально анализировал эту проблему, разработал три точки зрения на этот вопрос. Анализ показывает, что их даже больше, чем три. Одна из этих точек зрения, в частности, Бехтерева В.М., заключается в том, что в развитии ребенка простейшее самосознание предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям объектов. Самосознание в своей простейшей форме состоит в смутном ощущении собственного существования. Согласно другой точке зрения, отстаиваемой в отечественной литературе, особенно Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном, самосознание ребенка — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и волевых движений, ростом самостоятельности, обусловленным этим развитием, и связанными с этими процессами изменениями в отношениях с окружающими. Это тот этап в развитии ребенка, когда он овладевает языком и характеризуется попытками действовать самостоятельно (2-3 года). Чамата П.Р. противопоставляет первым двум точкам зрения третью — самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки зрения сводится к ощущениям, вызванным внешними объектами, к ним всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые объективны, то есть отражают внешний мир; вторые субъективны, они отражают состояние организма — это самоощущения. Перед ребенком стоит задача разобщить, разделить и, таким образом, отдельно осознать эти ощущения. Это осознание становится возможным благодаря накоплению опыта деятельности во внешнем мире.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя как субъекта действия, при котором представления человека о себе складываются в ментальный «образ Я». Ребенок не сразу осознает себя как «я»; в раннем возрасте он называет себя по имени, как его называют другие; он изначально существует как объект для других, а не как самостоятельный субъект по отношению к ним.

Ребенок переносит свои знания о других на себя — в этом процессе зарождается или формируется самосознание. Появление самосознания также связано с выражением отчетливого эмоционального отношения (желания, чувства) к окружающей среде.

Связь возникновения и развития человеческого самосознания с его вхождением в человеческую культуру, общение и деятельность людей послужила и служит отправной точкой для разработки конкретных счетов самосознания многими учеными различных методологических и философских ориентаций, как у нас, так и за рубежом. Смысл этих общих понятий заключается в том, что ребенок становится полноценным представителем человеческого сообщества только тогда, когда он в определенной степени усваивает ценности человеческой культуры, нормы, способы действия и общения, стандарты и методы оценки и самооценки. Это освоение (присвоение, ассимиляция, интернализация, интроекция, социализация) также включает способы и формы самовосприятия.

Культура изначально не кажется ребенку абстрактной, она проявляется для него в конкретном общении, в прожитой совместной деятельности, в форме моделей поведения других людей, их стремлений и ценностей, их отношений друг с другом и с ребенком, их действий; она также существует в фильмах, книгах и других формах культуры. Связывая и сравнивая себя с определенными людьми в определенных отношениях, ребенок одновременно узнает о культуре в целом. Но разные люди несут в себе разные взгляды, ценности и образ жизни, поэтому, привязываясь к одному человеку, он одновременно отделяет себя от других людей.

И.И. Чеснокова предлагает выделять два уровня самосознания по критерию рамок, в которых соотносятся знания о себе. На первом уровне это соотнесение происходит в рамках сравнения между «я» и «другим человеком». Сначала какая-то характеристика воспринимается и принижается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующие внутренние техники самопознания — это в основном самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе автокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует готовыми знаниями о себе, которые в какой-то степени уже сформированы и получены в разное время и в разных ситуациях. Самоанализ и саморефлексия указываются как специфический внутренний метод самопознания. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с мотивацией, которую он осознает. Сами мотивы также оцениваются с точки зрения социальных и внутренних требований. На этом втором уровне самосознание достигает своего наивысшего развития при формировании жизненных планов и целей, философии жизни в целом, социальной ценности, своего достоинства.

Функции самосознания:

  • Самосознание получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностная Я-концепция.
  • Саморегуляция поведения.
  • Значение самовосприятия:
  • Самовосприятие способствует достижению внутренней согласованности личности, идентичности себя в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и идиосинкразию интерпретации приобретенного опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках также используются термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», которые означают осознание членами группы существования конкретной группы, ее особенностей и целей в социальном мире.

Взаимосвязь между русскими народными традициями и национальной идентичностью детей дошкольного возраста

В энциклопедическом словаре национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений и установок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди подобных общностей и характере взаимоотношений с ними.

Национальное самосознание — это сложное структурное образование, которое включает в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление развивать национальный язык, культуру.

По мнению К.Н. Чабибуллина, национальная определенность самосознания является следствием восприятия различий, существующих между нациями. Эти различия связаны с бытовыми, языковыми, культурными и другими характеристиками, которые формируют нацию, народность как социально-этническую общность. Исследуя данную проблему, К.Н. Чабибуллин подчеркивает, что самосознание приобретает национальное своеобразие, когда проявляется у личности, способной к более или менее осознанному отношению к своим национальным особенностям и обобщенному осознанию и пониманию их специфики. Следовательно, самосознание — это оценочная систематизация сформировавшегося и формирующегося социокультурного опыта, включая оценочное отношение к прошлым и настоящим национальным отношениям.

Ф.Ф. Харисов определяет национальное самосознание как целостную систему психологических установок, определяющих восприятие, взгляды, самооценки и действия человека на трех уровнях: этническая самоидентификация; внутриэтнические отношения и общение; межэтническое общение.

В современном мире человек является носителем целого ряда идентичностей — культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т.д. Но этническая идентичность является доминирующей в структуре личности, особенно в нестабильные кризисные времена. Она определяется основными психологическими потребностями личности: безопасность и защита; принадлежность к обществу, к группе; идентичность и уникальность своего «Я» и уверенность в себе. Преемственность национального сообщества зависит от оптимальных форм поддержания традиций. Сохранение позитивной этнической идентичности является социально-психологическим механизмом сохранения русской культуры в целом.

Возрождение традиционной народной художественной культуры в России, способствующей развитию национальной идентичности, сегодня считается государственной политикой, что подтверждается Указом Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел» от 7 октября 1994 года.

Изучению российской идентичности посвящено значительное количество работ, авторы которых рассматривали этот феномен с различных позиций.

Концепция национального самосознания как осознания индивидом своей принадлежности к определенной нации как социально-экономической и политической общности широко используется в исследованиях родины. Но очевидно, что национальное сознание имеет более сложную многоуровневую структуру, которая включает в себя этническое и историческое сознание, историческую память, этнокультурное сознание, а его составной частью является национальная идея и национальный менталитет.

У русского народа была историческая миссия не только как собирателя, но и как хранителя территорий и русских традиций. Поэтому, рассматривая национальную идентичность россиян, необходимо помнить о древних традициях государственности русского народа.

Отмечается, что в дальнейшем коллективистские установки могут даже усилиться, поскольку они также выполняют компенсаторные функции в структуре самосознания, играют роль адаптивной психологической защиты и помогают преодолеть внутренний дискомфорт личности, вызванный нынешним кризисом самосознания российского общества.

Смысл национальной идеи заключается в мотивации воли народа к национальному единству, основанному на национальной идентичности, для достижения целей, определяемых национальными интересами. Эта формулировка лучше других отражает современные ожидания общества и раскрывает суть этого явления: Национальная идея — это переменная концепция, функция исторического времени. Его цели могут меняться в зависимости от демографической, духовной, экологической и политической ситуации, в которой находится нация на разных этапах своего развития. Но при такой изменчивости основой национальной идеи остается национальная идентичность, которая менее подвержена испытаниям временем.

Поэтому важнейшим условием преодоления духовного кризиса российского общества является формирование в общественном сознании национальной идеи, отвечающей вызову времени, и воспитание национального самосознания российских граждан на основе традиционных ценностей российского этноса.

Рассмотрев теоретические аспекты о формировании самосознания у детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с русской народной культурой, можно сделать вывод, что национальное самосознание формируется из самосознания лиц определенной национальности и, в свою очередь, формируется соответствующей национальной средой. Самосознание индивида — это не продукт разума, а продукт чувств. Что это значит? Это значит, что самосознание формируется не рационально и логически, не разумом (в коре больших полушарий головного мозга), а в глубинах сознания и даже подсознания (в подкорковых отделах мозга), оно эмоционально и на его формирование влияют многие факторы интуиции и чувства. По-русски это называется очень емким словом — душа. Суть самосознания с трудом поддается словесной формализации (то есть человек чувствует, но не может это точно выразить). В связи с описанным механизмом, важная роль в формировании самосознания принадлежит знакомству детей с русской народной культурой через специально разработанные уроки, как одним из наиболее информационноемких видов культуры.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализованная система деятельности обеспечила формирование интеллектуальных знаний детей, но не повлияла на их самосознание.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для формирования основ личности ребенка. В то же время ядром человеческой личности является самосознание, представление о своем «Я» или образе — Я, которое формируется в деятельности и общении.

В ходе теоретического изучения развития и современного состояния аспектов формирования самосознания ребенка старшего дошкольного возраста, мы отметили в психологической литературе, что необходимыми условиями для формирования самосознания ребенка русской народной культурой, является создание таких отношений ребенка с другими людьми, в рамках которых он был бы не только способен, но и вынужден стать личностью, проявить национальную самоидентичность.

Но, несмотря на вышеизложенные теоретические аспекты, наша практическая система занятий по ознакомлению детей с русскими народными традициями (культурой), не формировала осознание желаний и предпочтений, осознание прошлых и будущих действий, но влияла на общее развитие детей, формировала устойчивые знания и интерес к русским народным традициям.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего эксперимента не подтвердилась в связи с возрастными особенностями старших дошкольников, которые, по результатам анкеты Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А., не полностью выделяют и фиксируют свою деятельность в голове.

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: учебное пособие. — Санкт-Петербург: Издательство В.А. Михайлова, 1999 г. — 389 с.
  2. Адаскина О.Н. Русский фольклор. — Москва: АСТ, 2001. — 256 с.
  3. Ананьев Б.Г. Учебник по возрастной психологии // Генетические и структурные связи в развитии личности: учеб. Пособие для студ. Вузов; под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. — М.: Институт практической психологии, 1996 г. — 304 с.
  4. Ананьев Б.Г. Проблема развития уверенности детей в себе // Известия АПН РСФСР. — М., 1948 г. — выпуск № 18.
  5. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: учеб. Пособие. — М.: МХУ, 1969 г. — 95 с.
  6. Антонио Менегетти Основы философии. — М.: ННБФ Онтопсихология, 2007. — 240 с.
  7. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: учебно-методическое пособие. — Набережные Челны, 1995 г. — 40 с.
  8. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: учебно-методическое пособие. — Тольятти, 2008. 71 с.
  9. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.
  10. Божович Л.И. Учебник психологии старения //Генетические и структурные связи в развитии личности: учебник для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. — М.: Институт практической психологии, 1996 г. — 304 с.
  11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. — М., 1968. — 222 с.
  12. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. — М.: Детство, 2003 г. — 395 с.
  13. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Московский государственный университет. Психология. — М., 1991, N 4 — 5-18 с.
  14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3 / / Проблемы психического развития Под редакцией А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983 г. — 368 с.
  15. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. — спб: Союз, 1997 г. — 144 С.
  16. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырева. — М., 1982. — 326 с.
  17. Гизатуллина Н.М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. — Казань, 2004 г. — 178с.
  18. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русские народные костюмы старшеклассников. — М.: издательство Культура и традиции, 2003. — 128 с.
  19. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа // Институт русской цивилизации. — 2008. — 816 с.
  20. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М., 1977. — 185 с.
  21. Ефимова Л.В. Русский народный костюм // Государственный исторический музей. — М.: Издательство «Советская Россия», 1989 г. — 314 с.
  22. Жуковская М.Е. Смыслоцентрированный подход к обучению письменному тексту как компоненту коммуникативной компетенции//Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования, под ред. И.А. Зимней. — М., 2006. — 130 с.
  23. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. — Ростов-на-Дону: Издательство «Март», 2009. — 272 с.
  24. Иммануил Кант Критика чистого разума. — Мидгард: Издательство «Эксмо», 2007 г. — 1120 с.
  25. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2008 г. — 294 с.
  26. Клиентов А.Н. Народное искусство и ремесла — Издательство «Белый город», 2008 г. — 47 с.
  27. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. — Издательство «Детство-пресс», 2004. 365 с.
  28. Кожинов В.О.. О русском национальном самосознании. — М., 2002. — 154 с.
  29. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе привыкания к окружающему миру. — М., 1988. — 276 с.
  30. Козлова С.А. Я — человек: программа ознакомления детей с социальным миром. — М., 1996. — 165 с.
  31. Козлова С.А., Артамонова О.В. Как приобщить ребенка к творческой деятельности взрослого: дошкольное воспитание. — М., 1993. — № 10.