Оглавление:
Несомненно, если общество не меняется, оно умирает и начинает разлагаться. Общество — это живая, динамичная система, подверженная влиянию как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, сообщества) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественным образом приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть через влияние роли отдельного человека, так и на макроуровне.
Человек является субъектом истории, прежде всего, как главная производительная сила общества, субъект общественного производства — экономического, политического, духовного, социального. Именно мы, народ, знаем о его достижениях и недостатках и пишем его собственную историю.
Политическое поведение индивида может реализовываться в различных формах: Участие в политических движениях, партиях, группах и т.д. Это также может происходить индивидуально, через прямое политическое выражение, например, участие в выборах. В зависимости от типа участия в политике выделяют следующие типы личности:
- Относительно суверенный ранговый субъект политической жизни. К этому типу относятся люди, которые специально не занимаются политикой и не занимают должности в политических организациях или ассоциациях;
- Представитель политической группы. Здесь роль индивида изначально предопределена, и он обязан ее выполнять, как говорится, noblesseoblige (положение обязывает), в силу своего статуса, членства в определенной организации, устав и нормы которой предписывают определенный тип политического поведения;
- Политический лидер — это человек, который пользуется властью и способен влиять на других людей для продвижения своих политических интересов. Великие политические лидеры действуют как лидеры. М. Вебер писал, что для таких людей политическая деятельность является главной причиной жизни и основной профессией.
Государь, о котором идет речь, не является ни политическим лидером, ни политическим функционером, для него политика не является ни целью жизни, ни профессией.
Факторы политического поведения индивида. На политическое поведение индивида и степень его активности влияют различные факторы, прежде всего объективные социально-экономические условия жизни человека. Ведущая роль среди них принадлежит экономическим потребностям и интересам. Поэтому политическая борьба в обществе и в конечном итоге за право владеть, распоряжаться и пользоваться собственностью. Это не следует понимать упрощенно. Экономические потребности и интересы — не единственная причина политического поведения. Стремление к власти также может рассматриваться людьми как путь к самореализации, способ добиться почестей, наград, привилегий и т.д.
Социально-политическая система оказывает большое влияние на политическое поведение. Наиболее благоприятные условия для политической деятельности создаются в подлинно демократическом обществе и конституционном государстве. Здесь людям предоставляются широкие возможности для проявления политической воли.
Степень развития политической культуры в обществе, в частности таких элементов, как идеология, ценности, политические традиции и обычаи, оказывает существенное влияние на политическое поведение личности. Они могут как способствовать развитию политической активности индивида, так и ограничивать ее.
Помимо перечисленных факторов, на политическое поведение индивида влияет множество других факторов: международная обстановка, внутриполитическая среда, психология индивида, его конкретные установки, цели и мотивы участия в политике. Таким образом, факторы политического поведения носят как объективный, так и субъективный характер. В то же время объективные условия политической жизни создают реальные возможности для проявления политической воли и политического самоутверждения индивида.
Рассматривая факторы политического поведения, следует также учитывать, что как объективные, так и субъективные факторы политической деятельности всегда имеют конкретно-историческое проявление. Давайте перейдем к этому аспекту рассмотрения темы.
Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса
Когда мы обращаемся к социальному развитию, естественно возникает вопрос: что движет им и кто является субъектами этого развития?
Истоки исторического процесса — это результат взаимодействия трех независимых миров:
- Во-первых, это мир природы и вещей, который существует независимо от воли и сознания человека;
- Во-вторых, это мир «второй природы»..;
- В-третьих, мир человеческой субъективности.
Таким образом, источниками исторического процесса являются:
- природные и климатические условия, влияющие на политическую структуру общества;
- процесс разделения труда и развития технологий;
- морально-религиозное, духовное развитие и совершенствование общества.
Человеческое общество — это высокоорганизованная, самоуправляемая система, более сложная, чем любая самоорганизованная система в природе. Его характерной особенностью является то, что его развитие происходит благодаря деятельности людей, преследующих свои собственные цели. Следовательно, все люди являются участниками исторического процесса. Однако они становятся действующими лицами только в той степени и в то время, когда они действуют сознательно, т.е. осознают.
a) их место в историческом процессе;
б) социальная значимость их деятельности;
в) направленность исторического процесса.
Таким образом, субъектами исторического процесса могут быть: политические партии, классы, нации, народности, отдельные личности, элитные группы и т.д., включая народы и человечество в целом, которые четко осознают свое место и роль в истории.
Сознательность и спонтанность — это качественные особенности форм деятельности людей или типов субъект-объектного взаимодействия, которые различаются по своим последствиям. Основание для выделения этих форм активности лежит в соотношении целей и результатов деятельности субъекта, в их соответствии или несоответствии. Сознательная деятельность — это такое сознательное, целенаправленное действие субъекта, результаты которого соответствуют заранее поставленной цели. Спонтанная деятельность — это тоже сознательная деятельность, то есть она осуществляется при участии сознания, является целенаправленной, но ее результаты не соответствуют заранее поставленной цели. Однако существует не только сознательная или спонтанная деятельность. Любая сознательная деятельность может иметь элементы спонтанности, и наоборот, любая преимущественно спонтанная деятельность всегда имеет элементы сознательности.
Деятельность людей является движущей силой исторического процесса и выступает как единство исторически конкретных объективных условий и субъективных факторов.
Объективными факторами являются:
1) природные и климатические условия общества;
2) состояние материального производства;
3) существующая социальная структура общества
4) потребности людей в необходимых условиях жизни и интересы, которые являются основным мотивом человеческой деятельности.
Потребности (нужда в чем-либо) могут быть как естественными (биологическими), так и социальными (созданными обществом). Интересы (отношение человека к самой потребности) делятся на личные, групповые и общественные.
Субъекты исторического процесса всегда сталкиваются с проблемой осознания своих интересов. Когда они осознаны, субъект создает свой мысленный план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель, выбирает необходимые средства и предпринимает действия для достижения цели. Когда цель достигнута, возникают другие потребности. И так далее до бесконечности. На этой основе формулируется закон возрастания потребностей.
5) Социальные противоречия, которые всегда являются постоянно движущей силой и источником общественного развития (основное противоречие между потребностями и их удовлетворением).
Субъективные факторы — это: сознание, духовный мир людей; умения и навыки продуктивной деятельности; социальный опыт; уровень культуры; организаторские, волевые качества; организованность в деятельности людей.
Понятия «народ», «масса» и «элита». Философское осмысление роли масс в истории
Кто двигает историю — выдающиеся личности? Элита? Массы? Историография, как память человечества, сохранила имена исторических деятелей, правителей и полководцев, связанных с важнейшими историческими событиями прошлого. Из этого часто делали вывод, что эти выдающиеся исторические личности были авторами и действующими лицами истории.
Сторонники этой точки зрения говорили, что массы не способны к творчеству, что они никогда не поднимутся до уровня личности, и что массы враждебны индивидуальности. Ницше утверждал, что человек — это «бесформенный материал, из которого можно творить, простой камень, нуждающийся в резчике». Это приводит к выводу о необходимости лидера, сверхчеловека с сильной волей к власти. Далее было сказано, что общество и личность враждебны друг другу; всегда существует конфликт между общественными и личными интересами, поскольку личность стремится сохранить свою индивидуальность, а общество стремится подчинить ее себе. В борьбе с обществом могут участвовать только «сильные личности» и, соответственно, они занимают ведущую роль в историческом процессе в идеалистическом понимании истории. История людей культа личности
К этому представлению примыкает концепция элиты. Эта концепция рассматривает народ, массы как пассивную и разрушительную силу. Носителем творчества является элита, состоящая из наиболее талантливой части народа, наиболее образованной, волевой, энергичной и потому наделенной реальной властью.
Большие коллективы, масса простых людей, общественная мысль прошлого и настоящего часто называла «народом» или «массой народа». Марксизм утверждает роль народных масс как движущей силы истории. Народ — главный творец, субъект истории. Народ создает историю, производя культурные ценности своим трудом. Движущей силой истории является классовая борьба. Классовая борьба — это борьба угнетенных, эксплуатируемых масс против угнетателей.
Роль народных масс в истории:
1) Народные массы являются решающей силой исторического процесса; народ — творец истории. Их деятельность является определяющей силой для изменений в обществе;
2) Эта сила развивается исторически и возрастает по мере того, как народные массы осуществляют все более широкий круг социальных явлений и преобразований на протяжении всей истории.
Однако общество не является однородным. В нем функционируют классы, нации, всевозможные коллективы и другие социальные общности. Каждая социальная общность объединена объективным общим интересом. Интерес того или иного сообщества — это не только общее мнение, общая позиция, но и общее действие. Этот интерес реально существует, функционирует в обществе через социальное действие, социальную активность. Следовательно, социальные общности — это объединения людей, которые руководствуются программой деятельности для реализации ее в жизни. Поэтому они являются важными движущими силами социальной жизни.
В обществе, основанном на частной собственности, борьба социальных групп, сообществ, классов, национальностей носит объективный характер.
Роль классовой борьбы тесно связана с ролью масс в истории, поскольку люди, начиная с рабовладельческих формаций, состоят из классов, а роль соответствующих классов в истории есть не что иное, как конкретное выражение развития роли масс.
Роль личности в истории
В последней трети XIX в. — В начале двадцатого века идея об одном человеке, способном силой своего характера и интеллекта совершить невероятные вещи, в том числе и повернуть ход истории, была очень распространена, особенно среди революционно настроенной молодежи. Это популяризировало вопрос о роли личности в истории, в формулировке Т. Карлайла, о взаимоотношениях «героя» и масс.
Проблема роли личности в истории имеет два аспекта, связанных с семантическим содержанием термина «личность»:
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или сообщества.
Первый аспект заключается в том, что каждый человек является личностью, активно действует в обществе и выступает его движущей силой. Отдельные люди и их действия воплощают роль масс, классов и других социальных общностей в истории.
Второй аспект — роль исторической личности, вписавшей свое имя в этот или другие периоды народной или человеческой истории.
Первый аспект представляет человека как субъекта исторического процесса. В конце концов, народ, класс, нация не действуют сами по себе. Это зависит от человека, его действий, конкретные действия зависят от уникальности общественной жизни. Поэтому роль личности как движущей силы истории универсальна и абсолютна. Движущей силой истории является каждый человек. Следовательно, каждый человек является творцом истории, ее движущей силой.
В то же время каждый человек является носителем своих индивидуальных, присущих только ему качеств. В связи с этим возникает второй аспект рассмотрения его роли.
Для понимания этого вопроса сформировались два подхода:
1) личность играет главенствующую роль в сюжете;
2) личность не играет никакой роли в истерическом процессе, поскольку деятельность индивида зависит от объективных условий и изменить ход событий во всемирно-историческом масштабе не представляется возможным.
Роль личности «великого человека», по мнению Г.В. Плеханова, выражается в том, что «он видит дальше других и хочет больше других». Из этого следует, что в реальной истории отдельных стран и народов личность играет чрезвычайно важную роль.
Роль исторической личности является результатом двух составляющих:
- Во-первых, социальные условия, социальные потребности;
- Во-вторых, индивидуальные особенности человека.
Решающее значение имеют социальные условия. Различные социальные обязательства требуют различных личностей с определенными характеристиками.
Выдающаяся личность формируется как своеобразное сочетание социальной потребности и культивирования выдающихся качеств, то есть, с одной стороны, аккумулирует социальную энергию тех сил, которые она представляет, а с другой стороны, соединяет эту энергию со своими качествами, придает ей мощный дополнительный импульс.
Роль исторической личности, таким образом, сводится к следующему:
1) Она оптимально выражает интересы определенных социальных сил;
2) Она сама, как уникальная индивидуальность, вносит свой след в ход истории.
Идеология, как фактор социальных изменений
Социальные изменения — это разнообразные изменения, происходящие со временем в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с отдельными людьми. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений, организаций и учреждений, малых и больших социальных групп, на общественном и глобальном уровнях.
Выделяют четыре типа социальных изменений.
Изменения, которые касаются структур различных общественных образований, или структурные социальные изменения. Это, например, изменения в структуре семьи, в структуре любого другого сообщества — малой группы, профессиональной группы, территории, класса, нации, общества в целом, в структурах власти, социокультурных ценностях и т.д.
- изменения, затрагивающие социальные процессы, или процедурные социальные изменения.
- изменения, влияющие на функции различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.
- изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения.
Все эти типы изменений тесно взаимосвязаны: Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения другого вида.
Важнейшим фактором социальных изменений в различных странах мира в последние два-три столетия была идеология. Все социальные изменения, вызванные социально-экономическими и политическими причинами, носят идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметную роль в них играет идеология. Ведь идеология — это определенный набор идей и убеждений, который выражает интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняет социальную реальность через призму этих интересов и содержит ориентиры (программы) для действия (поведения).
Идеологии не могут быть нейтральными по отношению к социальным изменениям: Через них социальные группы и классы требуют соответствующих изменений или сопротивляются им. Роль идеологии более выражена, когда происходят глубокие изменения, и менее — когда происходят сравнительно небольшие, поверхностные изменения.
В абсолютных монархиях император, король, царь, султан и т.д. практически обожествлялись. Утверждалось, что монарх является воплощением божественной воли или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для имперского Китая, Древнего Египта и Римской империи. Однако в китайских монархиях почитается титул монарха, а не его личность, и никаких особо выдающихся личных качеств монарху не приписывается: Он обладает властью не в силу этих предполагаемых качеств, а по праву рождения.
Совсем иная ситуация складывается в диктатурах и авторитарных режимах харизматических вождей, которым приходится оправдывать свою власть якобы выдающимися качествами. Нечто похожее на современный культ личности впервые наблюдалось в ранней Римской империи, когда шаткая и расплывчатая юридическая основа власти «цезаря» была приписана ему как герою и спасителю отечества, а восхваление его выдающихся личных заслуг и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Эта ситуация нашла свое высшее выражение в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках самые мощные инструменты пропаганды, такие как радио, кино, контроль над прессой (то есть над всей информацией, доступной их подданным). Режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее были самыми яркими примерами культа личности. На пике своего правления эти лидеры почитались как богоподобные руководители, не способные на ошибку. Их портреты висели повсюду; художники, композиторы, писатели и поэты создавали произведения, в которых отражались различные грани неповторимых личностей диктаторов. Их биографии и труды в обязательном порядке изучались в учебных заведениях и правящих партиях. Народ должен был восхвалять лидеров и преподносить им подарки. При их жизни было воздвигнуто множество статуй и памятников, переименованы города и названы многочисленные объекты в их честь.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Современная религиозная философия
- Значение библии для средневековой западной философии
- Огюст Конт, французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии
- Значение гносеологии
- Философия Гёте и Шиллера
- Философия Древнего Китая
- Человек в немецкой классической философии
- Социальная форма движения материи и её специфика
- Илья Ильич Мечников, русский биолог, культурный деятель, мыслитель
- Игровая концепция происхождения человека Й.Хейзинга