Оглавление:
Религия и философия функционируют как формы мировоззрения. Религия пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не могло дать удовлетворительных ответов на вопросы, возникшие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более сложному, классовому обществу. Религиозное сознание, возникшее в древности и претерпевшее различные изменения в связи с развитием общественных отношений, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки многих людей и сегодня.
Проблемы взаимоотношений между религией и философией существовали с момента возникновения философии. С момента возникновения философии религия была ее предметом. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия — вопросы о происхождении мира, месте человека в космосе, основах человеческого действия, возможностях и границах познания — были в то же время темами религиозного мировоззрения. Религия присутствовала в каждой философской конструкции, проясняющей природу бытия в целом. Религия пронизывает почти все сферы земной жизни и определяет многие ее ориентиры. На протяжении всей истории философии актуальной была проблема ее взаимодействия с религией, поскольку в рамках религии фундаментальные идеи не обосновываются и не подвергаются критике, а принимаются на веру. Философия же, напротив, с помощью логической аргументации стремится обосновать все свои утверждения, разрабатывает теоретические системы идей. Следовательно, необходимо их взаимодействие. Но на разных этапах истории философы и теологи пытались определить границы этого взаимодействия.
Первым, кто подверг резкой критике языческий политеизм, был Ксенофан. Однако наибольший вклад в развитие религии внес Платон с его идеями о различии между миром явлений и миром вечных сущностей, его учением о бессмертии души, универсальности и первичности идеи блага и, прежде всего, его учением о природе божественного мира как системы идей. В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия сосуществовали и не мешали друг другу. Более того, иногда они даже помогали друг другу понять окружающий мир. Ситуация в отношениях между религией и философией начала существенно меняться после появления и признания христианства в общественной жизни. Основной целью философии в то время было донести церковные истины до городских жителей с помощью человеческого разума. В эпоху Возрождения не только постепенно отступало традиционное религиозное мировоззрение, но и стали очевидными определенные разногласия между теологами, как в толковании Писания, так и в религиозной практике. Новая страница в отношениях между философией и религией была открыта французскими мыслителями эпохи Просвещения в восемнадцатом веке. Впервые в истории социальной и политической мысли они сделали Бога, религию и церковный ритуал объектом критики. Ситуация начала меняться только в середине двадцатого века, когда ученые перестали связывать религию с атеистической традицией и критикой религии. Более того, величайшие мыслители двадцатого века считали религию необходимым элементом культуры.
В связи с тем, что философия является синтезом нескольких наук, она постоянно взаимодействует с другими сферами человеческой деятельности — экономической, духовной, культурной, политической, хозяйственной. И тот факт, что на протяжении многих веков именно церковь играла ведущую роль в формировании политики государства, подтверждает связь этих территорий с религией. Таким образом, тема данного эссе актуальна не только с точки зрения философии и теологии, но и со стороны социологии, политологии, культурологии, идеологии и так далее.
Эволюция религиозного мировоззрения. особенности религиозного сознания
Религиозная мысль была по существу первой формой человеческого мышления о мире и, согласно последним научным данным, появилась около 40-50 тысяч лет назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект смог отделить свои мысли от окружающей действительности. В ходе дальнейшего развития человек смог построить собственные представления об окружающей среде, не опираясь на предметы, вещи и явления, а работая с продуктами своей умственной деятельности.
На протяжении многих тысячелетий религиозная вера была политеистической по своей природе. Это означало, что у каждого клана и племени было несколько богов, которым они поклонялись. Религия этого времени еще не могла считаться концептуально сформированным мировоззрением. Скорее, это было мировоззрение, которое можно назвать натуралистической религией, поскольку человек был прочно связан с природой в своем понимании окружающего мира. Первые боги древности были созданы по образу и подобию человека. Существенным отличием богов от людей было их бессмертие, хотя, как и люди, они не могли изменить или повлиять на судьбу, которая в конечном итоге определяла их судьбу. Древнегреческие боги, наделенные человеческими чертами, сильно увеличенными и преувеличенными, символизировали не только силу и власть, великодушие и жестокость — через эти образы древние греки могли лучше понять свои человеческие возможности, осмыслить собственные намерения и поступки, объективно оценить свои силы.
Религия как система особых представлений подразумевает трансформацию реальности в мир сверхъестественного. В ранних мифологических представлениях здесь мир сверхъестественного присутствует наряду с обычным ходом событий. В зрелых религиях мир сверхъестественного вынесен за пределы земного мира, и доступ к нему непрост. В этом мире как будто «приостанавливаются» реальные противоречия человеческой жизни: случайное в нем оказывается необходимым, человеческая слабость становится силой, невозможное становится возможным. В этом мире нет ни смерти, ни уродства, ни зла, ни невежества. В религии, говорит Гегель, «разрешаются все загадки мира, преодолеваются все противоречия глубокомысленного ума, успокаиваются все муки чувства.
Православный богослов, архиепископ Михаил, выделяет пять особенностей религиозного сознания, характерных для любой религии.
Вера в существование сверхъестественных явлений или явлений со сверхъестественными свойствами. Такими сверхъестественными объектами могут быть природные силы — земля, солнце, амулеты, души умерших предков. В развитых «мировых» религиях главным объектом религиозного отношения является единый Бог, который известен человеку в меру своего самооткровения. Мир священного — это не просто продукт человеческих мечтаний. В противном случае он становится исторической легендой, нравоучением в виде притчи, памятником культуры.
Убеждение в реальности контакта с религиозными объектами. И этот контакт является двунаправленным. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения; божество влияет на человеческие судьбы, объясняет людям свою волю, знает их мысли.
Религия предполагает наличие чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, поскольку общение человека с Богом неравноценно. Однако формы осознания этой зависимости могут быть самыми разными: от чувства страха, заставляющего подчиняться, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства.
Религия также включает в себя осознание требований Божества и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований. Человек не только чувствует свою зависимость от священного, но и верит, что Божество прямо или косвенно (через других) диктует ему волю. Сам того не зная, человек чувствует себя во власти божественного произвола.
Изменение роли философии в социально-политической и интеллектуальной жизни Средневековья
Качественным отличием Средневековья является служение философии целям религии и теологии. Первые шаги к подчинению философии Священному Писанию были сделаны еще в первом веке Филоном Александрийским. В последующие века эта цель была полностью достигнута. Отношения между философией и христианством в Средние века, вплоть до пятнадцатого века, то есть начала Нового времени, можно охарактеризовать следующим образом. Философия использовалась для укрепления позиций зарождающегося христианства, которое нуждалось в такой поддержке как концептуально, так и организационно. Первым христианам пришлось защищать свои убеждения от языческих верований в течение нескольких столетий, вплоть до четвертого века. Более того, они не всегда встречали понимание со стороны правителей Римской империи. Климент Александрийский стремился к синтезу эллинистической культуры и христианской веры. Ему приписывают знаменитые слова, служившие методологическим руководством на протяжении всего Средневековья, о том, что истинной философией является христианская религия.
В последующие века отцы Церкви предпринимали соответствующие шаги, чтобы использовать достижения философии для укрепления позиций религии и Церкви. Наиболее ярко это выразилось в широком использовании философского наследия Платона и Аристотеля для научного обоснования церковных догм. Дело в том, что христианство, относительно быстро возникнув и став государственной религией, еще не стало понятным для своих приверженцев. Чтобы сделать ее понятной, необходимо было либо создать подходящую и приемлемую терминологию, раскрывающую основные положения новой религии, либо по возможности использовать уже существующие термины, а при необходимости заменить их суть.
Начиная с XII века, чтобы укрепить свои позиции в доктрине, расширить и углубить свою веру, христианство стало широко использовать аристотелевскую философию в своей концепции бытия, знания и человека. Наибольший вклад в использование аристотелевской философии для укрепления религиозной доктрины внес Фома Аквинский. В течение нескольких веков Средневековья философия использовалась как «слуга теологии». Фома Аквинский писал, что «христианство обращается, так сказать, к философии, чтобы с ее помощью сделать свое учение более доступным и понятным для верующих». Философия призвана служить вере, чтобы представить и объяснить религиозные истины в категориях разума, то есть в терминах, выработанных философией и доступных пониманию верующих». Философия также призвана обоснованно опровергать ложные доктрины или антихристианские идеи, возникающие время от времени. В то время у Церкви, по сути, не было другого выхода, кроме как использовать философские знания для передачи религиозных ценностей человеческому разуму.
Из этого можно сделать вывод, что христианство, ссылаясь на свой статус государственной религии, использовало философию для концептуального укрепления своего учения и распространения его среди людей. Почти все философы этого периода были также священнослужителями. Большинство из них обратились к философии, чтобы с ее помощью донести церковные истины до своих прихожан, полагаясь на человеческий разум. И тот факт, что одни и те же люди были активны как теологи и как философы, еще раз подтверждает тесное единство философии и религии в Средние века.
Отношения между религией и философией в эпоху Возрождения и современности
Отношения между религией и философией приобрели новый характер в эпоху Возрождения. Традиционное религиозное мировоззрение не только постепенно сдает свои позиции, но и в рядах богословов начинают появляться определенные разногласия как в толковании Писания, так и в отношении к религиозным культам. В то же время, несмотря на эти изменения, религия продолжает оставаться самым влиятельным институтом в интеллектуальной жизни общества.
Новый уровень взаимоотношений между религиозным и философским мировоззрениями наиболее показателен в творчестве Николая Кузы. Кузанский был не только верующим, но и, как и все другие мыслители того времени, занимал высокие иерархические должности. Самым важным отличием философии Кузанского было то, что он трактовал учение о Боге пантеистически, то есть как бы отождествлял Бога с природой. Бог для него — это абсолютно бесконечное существо, абсолют. В своих работах, особенно в «Ученом невежестве», Кузанский часто занимает позицию отождествления Бога с его творением. Пантеизм Кузанского ярко проявляется в его космологии, согласно которой Бог предстает как актуальная, т.е. существующая, бесконечность, а Вселенная (бытие) — это всегда нечто ограниченное и конкретное. Вера продолжает доминировать в учении Кузанского, но он также открывает пространство для философского осмысления мира.
Еще более решительный шаг к изменению представлений о мире, и в частности о социальной жизни, государстве и человеке, сделал итальянский мыслитель Николо Макиавелли. Идеи итальянского мыслителя серьезно ослабили позиции теологии и повысили социальную значимость науки. Речь идет о решающей роли не веры, а интереса, который выступает мощным стимулом во всех видах человеческой деятельности, а создание государства, по сути, является результатом деятельности человека, и Бог здесь ни при чем.
Заметный вклад в ослабление позиций теологической доктрины и усиление позиций философии принадлежит религиозным движениям XV-XVII веков, охватившим Европу. Они ослабляли религиозную доктрину изнутри, постепенно освобождая место для философской интерпретации мира.
В современный период (с конца шестнадцатого до середины девятнадцатого века) произошли значительные изменения в отношениях между религией и философией. Этот период начинается с того, что философия постепенно готовила себе пространство для самостоятельного существования, и заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских доктрин, основанных на разуме и опыте социально-политической жизни общества. Это изменение стало возможным в основном благодаря потребностям экономического развития, которое требовало эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени стремится к познанию реальности, основанному на чувственном познании, поскольку религиозная вера не дает такого познания. Обращение к чувственному познанию приводит к беспрецедентному открытию конкретных фактов в различных областях человеческой деятельности. Однако сущность философской мысли определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические результаты. Не менее важными являются систематизация и классификация обнаруженных явлений, способствующие развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только найти причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и на основе полученных знаний создать новый образ мира и показать роль человека и Бога в нем. Такой подход полностью подорвал монополию теологии в объяснении происхождения мира и природы происходящих событий и открыл перед человеком новые пути объяснения и познания, в том числе материалистические, которые были абсолютно невозможны в предыдущие века.
Перспективы дальнейшего сближения религии и философии
Религиозный опыт происходит в рамках человеческого самопонимания и понимания бытия. На протяжении многих тысячелетий люди пытались понять себя и свою веру в Бога, задавая вопрос: «Что означает моя вера?». Более того, религия проявляет себя в человеческом языке, в формах и категориях человеческого мышления. Это объясняет тот факт, что религия меняется вместе с историческими изменениями в понимании человека и бытия. Религия имеет человеческую историю, хотя Бог, как источник религиозного понимания, неизменен и выше истории. Поэтому философский вопрос о религии возможен, даже если то, о чем спрашивают, оказывается чем-то совершенно отличным от философии. Религия старше философии и имеет свои собственные корни. Но в то же время религия осознается в своих истоках как человеческое событие, как форма человеческого существования. Всегда есть человек, который верит, молится, участвует в секте. Поэтому философия и религия находятся в постоянном контакте.
На протяжении веков существовала связь между религией и философией. Если в средние века философия использовалась для доказательства существования Бога, для рационального обоснования религиозных догм, то в последующие века ситуация постепенно менялась, и сегодня мы видим, что с помощью философских догм можно как доказать существование Бога, так и опровергнуть этот факт.
На мой взгляд, дальнейшее тесное переплетение религии и философии просто неизбежно, поскольку в большинстве религиозных учений религиозное содержание подкрепляется философскими рассуждениями. Однако, благодаря постоянному развитию и совершенствованию мыслительного аппарата, я вижу расширение тем религии, рассматриваемых философией. Помимо рационального обоснования существования Бога, философия должна затронуть рациональное объяснение происхождения конфликтов религий и их неизбежности, проблему превосходства одной из мировых религий над другими, возможность мирного сосуществования различных конфессий и ряд других вопросов. Философский аргумент не полностью охватывает восточные религии, хотя в последние годы наблюдается заметный поворот философии именно к этим течениям. Философскому объяснению роли взаимодействия различных религий в формировании мировой культуры уделяется недостаточно внимания. Отношение философии к религиозным войнам, особенно к джихаду, неоднозначно: критика или аргументация необходимости. Круг необъяснимого и непостижимого в религии не ограничивается проблемой рационального доказательства существования мира Бога. Она гораздо шире. И многие из этих проблем еще не были решены философами. В этом контексте возможности взаимодействия философии и религии безграничны. Однако я считаю, что это взаимодействие не должно подразумевать доминирование одного из мировоззрений. Философское мышление должно быть свободно от догм, оно предполагает безжалостный критический анализ всех предложений, даже очевидных на первый взгляд, в то время как любая религия содержит догмы, сомнение в которых она осуждает как грех. Поэтому невозможно заменить религию философией или наоборот. В то же время одним из вопросов, заслуживающих философского внимания, может быть проблема того, что верующий, вступающий на путь философской мысли, в какой-то степени уходит от религии, и, наоборот, философ, который с самого начала исходит из религиозных соображений, ограничивает свободу философской мысли. Пока существуют эти и другие вопросы, философия и религия будут развиваться параллельно друг другу, но в то же время они будут зависеть друг от друга.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Человек, индивид, личность
- Становление технических наук электротехнического цикла
- Философия абсурда и бунта А. Камю
- Структура научного знания. Основные формы и методы научного познания
- Социальная сфера
- Вещь, свойство, отношение
- Прогресс в науке и обществе
- Сущность нации
- Эммануэль Левинас, французский этический философ
- С. Боэций и формирование средневековой философии