Оглавление:
Вся история социальной мысли в мире отражает главное в процессах, происходящих в обществе: человеческая деятельность, вступление в отношения с другими людьми для удовлетворения возникающих потребностей. Но не только человеческая деятельность характеризует качественное определение общества, но и общество формирует человека как мыслящее существо, наделенное языком и способное к целенаправленной творческой деятельности, формирует личность. Особое место в социальной структуре общества занимает личность как основной, оригинальный элемент этой структуры, без которого не существует и не может существовать никаких социальных действий, связей и взаимодействий, никаких социальных отношений, сообществ и групп, никаких социальных институтов и организаций. Вопрос о способностях личностей очень актуален в наше время. Проблема способностей постоянно предстает перед человеком жизнью. Это всегда было так же важно, как и увлекательно.
Человек является одновременно субъектом и объектом всех социальных отношений. Правильно сказано: «Как люди, так и общество; но не менее верно и то, что как общество, так и его члены». Как известный югославский социолог Эр. Лукач: «Человек — это продукт общества и его законы, но общество — это то, чем оно является именно потому, что это общество людей, потому что оно объединяет людей, а не других существ». Это не означает, продолжает он, что общество полностью определяется человеком или даже в первую очередь определяется человеком; но это означает, что человек является одним из факторов, определяющих общество. Концепция человеческих способностей развивалась в контексте общего развития человеческой мысли и долгое время была предметом философского осмысления. Только во второй половине XIX века начались и развивались эмпирические исследования человеческих способностей. Однако, зародившиеся в эпоху капитализма, они во многих случаях служили интересам правящих классов капиталистического общества и оправдывали теорию и практику эксплуатации рабочих.
В своей работе я постараюсь найти ответ на вопрос, является ли личность априори «собственностью» человека или же сам человек может стать личностью только в процессе своей общественной деятельности.
При решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или недееспособного ребенка следует рассматривать не как носителя скрытых, загадочных способностей, сопротивляющихся окружающей среде, а как производное от единства личности и условий ее жизни и деятельности, различных последствий условий жизни на разных этапах развития ребенка.
Что такое личность?
Основным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что такое личность? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо провести различие между терминами «человек», «индивидуум» и «личность». Личность используется для характеристики черт и способностей, которые являются общими и присущими всем людям. Эта концепция подчеркивает существование в мире такого особого, исторически развивающегося сообщества, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех других материальных систем только своим врожденным образом жизни. Значит, есть человечество как особая материальная реальность. Но человечество как таковое не существует независимо. Некоторые люди живут и действуют. Существование индивидуальных представителей человечества выражается термином «индивидуум». «Индивидуум» — это единый представитель рода человеческого, конкретный носитель всех социальных и психологических характеристик человечества: ума, воли, потребностей и т.д. В данном случае термин «индивидуум» используется в значении «конкретный человек». При этом игнорируются как особенности различных биологических факторов (возраст, пол, темперамент), так и различия в социальных условиях жизни человека.
Индивидуум в данном случае считается отправной точкой для формирования личности из исходного состояния для де- и филогенеза человека, личность является результатом развития индивидуума, наиболее полным воплощением всех человеческих качеств. Поскольку социология интересуется в первую очередь человеком не как продуктом природы, а как продуктом общества, то категория «личность» имеет для него решающее значение. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых характеристик и свойств данного общества. Как отметил К. Маркс, главное в личности «не абстрактная физическая природа, а социальное качество».
Личность — это социальный облик человека как субъекта социальных отношений и действий, отражающий совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может играть одновременно несколько ролей.
В процессе выполнения всех этих ролей он развивает соответствующие черты характера, манеры, формы реакции, идеи, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые вместе образуют то, что мы называем личностью.
Личность является предметом изучения ряда гуманитарных наук, в частности философии, психологии, социологии. Философия изучает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность как стабильный набор психических процессов, черт и взаимоотношений: Темперамент, характер, способности, качества воли.
Социологический подход отличает социальное типичное для личности. Основная проблема социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных сообществ, регулированием и саморегулированием социального поведения личности, изучением естественной связи личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые из наиболее общих принципов подхода к изучению личности в социологии.
Концепция личности показывает, как каждая личность индивидуально отражает социально значимые черты и проявляет свою сущность как совокупность всех социальных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных характеристик, социального содержания и социальных функций, типов личности, присутствующих в обществе, то есть изучать личность как источник социальной жизни и ее реальных носителей. Личность в смысле социологии понимается как индивидуальная личность, которая проявляет социально значимые черты индивидуальной жизни через взаимодействие с другими людьми, способствуя тем самым стабилизации и развитию социальных отношений. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизненной деятельности, то есть те характеристики и качества, которые человек реализует в социальных связях, в культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Становление личности
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку и, более того, только с определенного этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного» и понимаем ее как личность. Мы не говорим серьезно о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из своего социального окружения. Таким образом, личность не является продуктом пересечения биологических и социальных факторов. Бифуркация личности — это не образное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение личности»… — это чепуха, противоречие в терминах. Оба оптовые, но они разные. Личность, в отличие от личности, не является целостностью, обусловленной генотипом: человек не рождается, он становится. Личность — относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека.
А.Н. Леонтьев подчеркнул невозможность уравнения понятий «личность» и «индивид» в связи с тем, что личность является особой характеристикой, приобретаемой индивидом через социальные отношения. Личность невозможна вне общественной деятельности и общения. Только в процессе исторической практики человек проявляет свою социальную сущность, формирует свои социальные качества и развивает ценностные ориентации.
Основной сферой формирования человека является его трудовая деятельность. Труд является основой социального бытия человека, ибо именно в труде он наиболее ярко выражает себя как социальная личность. На формирование личности влияют факторы трудовой деятельности, социальный характер труда, его объектное содержание, форма организации коллектива, социальная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность развития самостоятельности, инициативы, творчества.
Личность не только существует, но и впервые рождается как «узел», завязанный в паутину взаимоотношений. Внутри тела индивида личность на самом деле не существует, а ее односторонняя проекция на экран биологии, которая осуществляется динамикой нервных процессов. Формирование личности, то есть формирование социального «я», — это процесс взаимодействия с другими людьми в контексте социализации, когда одна социальная группа учит другую «правилам жизни».
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет ему адаптироваться к очень широкому спектру внешних условий по сравнению с другими биологическими видами. Человеческий ребенок рождается в менее зрелом возрасте, чем животное, и вынужден жить в более сложном мире — в социально конструируемой реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него «доме». По этой причине человек всю жизнь ищет социальное убежище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация становится процессом познания своего социального места (или статуса) на протяжении всей жизни. Это происходит потому, что социализация — это процесс приобретения социальных норм, который начинается в младенчестве и заканчивается в старости.
У новорожденного нет личности. Ребенок не может отличить свое «я» от окружающего мира хотя бы потому, что у него нет своего «я». Она не знает границ между собой и «не-я», между «я» и «не-я». Непосредственное приобретение навыков ходьбы и разговора, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, работа) и, наконец, поступление в школу в средне- и позднем детстве являются этапами одного процесса, а именно, реализации «Я».
Когда ребенок демонстрирует непослушание, он «чувствует» пределы дозволенного. Речь идет не только о пределах социально приемлемого поведения, но и о пределах социальной ценности его «я» для других: Какое значение я имею для моих родителей? А моим друзьям и учителям? Во что они могут вмешиваться, и во что они не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Сколько другие принимают это во внимание? За какие качества они ценят меня больше всего? Как сильно они меня любят? При каких обстоятельствах они готовы принести меня в жертву? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство сверстников? Я бессмертен, и в чем смысл жизни?
Когда подросток задает детальные вопросы, это является верным признаком завершающей стадии формирования социального «я»: личность возникает через индивидуальность. Развитая индивидуальность порождает еще не развитую личность. Дальнейший процесс развития самой личности может продолжаться бесконечно. Наука не установила количественных пределов. Человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения до старости. Процесс социализации объясняет, как человек из биологического существа становится социальным существом, личностью.
Социализация как процесс формирования личности
Как видно из вышеизложенного, процесс социализации оказывает большое влияние на развитие и формирование личности.
В социологии формирование личности как объекта социальных отношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации.
Социализация — это процесс усвоения индивидом поведенческих моделей и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Социализация включает в себя все процессы приобщения к культуре, образования и воспитания, посредством которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации участвует вся среда индивидуума: семья, соседи, сверстники в детских учреждениях, школа, средства массовой информации и др. По мнению Д. Смелсера, для успешной социализации (формирования личности) необходимы три фактора: Ожидания, изменения в поведении и желание соответствовать этим ожиданиям. По его словам, процесс формирования личности проходит три различных этапа:
- имитация и копирование поведения взрослых детей;
- игровая сцена, на которой дети распознают поведение как выполняющую роль;
- групповая игровая сцена, на которой дети приходят к пониманию того, чего ожидает от них целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими способами: Социализация взрослых имеет тенденцию к изменению внешнего поведения, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация — это способ осознать свою принадлежность к сообществу. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., а также их ценности, нормы, модели поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее приобретение ценностей людьми и является процессом социального обучения.
Процесс социализации достигает определенного уровня завершения, когда человек достигает социальной зрелости, которая характеризуется приобретением целостного социального статуса.
В XX веке в западной социологии сложилось понимание социологии как части процесса формирования личности, в котором формируются наиболее общие черты личности, проявляющиеся в социологически организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
Толкотт Парсонс рассматривает семью как основной пример первичной социализации, где закладываются основные мотивационные установки индивида. Социализация — это сложный, многоуровневый процесс социального становления и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной образовательной деятельности общества.
Личная социализация — это процесс превращения человека с его природными потенциалами и потенциалом социального развития в полноценного члена общества. В процессе социализации человек формируется как создатель материальных благ, как активный субъект общественных отношений. Сущность социализации может быть понята при условии, что человек рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.
Образование как процесс формирования личности
Образовательный эффект окружающей социальной среды оказывает большое влияние на формирование личности человека. Образование — это процесс осознанного влияния на человека со стороны других людей, культивирование личности.
Возникает вопрос: «Что играет решающую роль в формировании личности, ее социальной активности и сознания — внешней высшей сверхъестественной, природной силы или социальной среды»?
В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе привития «вечных» представлений о человеческой морали, которое осуществляется в форме умственного общения.
Проблема образования является одной из вечных социальных проблем, которая в принципе не может быть решена окончательно. Образование остается не только одной из самых популярных форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основное бремя человеческой социализации, поскольку основная задача образования — изменить человека в направлении, определяемом социальными потребностями. Образование — это деятельность по передаче социально-исторического опыта новым поколениям, системное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и продуктивному труду. Рассматривая образование как функцию общества, заключающуюся в осознанном воздействии на человека с целью его подготовки к определенной социальной роли, передачи накопленного человечеством социального опыта и развития определенных характеристик и качеств, можно определить специфику субъекта социологии образования.
Социология образования — это формирование личности как специфического носителя общности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате образования как целенаправленной деятельности общества. С одной стороны, образование личности направлено на приобщение человека к культурным ценностям, с другой стороны, образование заключается в индивидуализации, в присвоении личности собственного «я».
При всей важности целенаправленной образовательной деятельности, для формирования личности с сознательными чертами характера, принципами поведения, по-прежнему решающее значение имеет влияние конкретных условий самой жизни.
Развитие навыков помогает жить более эффективно и достигать поставленных целей. В этой статье я постараюсь рассмотреть вопрос развития навыков в социальном плане и в контексте развития личности. Вы узнаете, как создавать шедевры, как сильные совершают свои «усилия», как найти профессионализм, волнение по пути, и как закон притяжения желает в вашей жизни.
Развитие навыков на социальном уровне происходит достаточно быстро. Когда речь заходит об изучении музыкального инструмента, живописи или написании стихов, эти вещи развиваются относительно легко. Например, если вы рисуете на уровне ребенка и практикуете каждый день, вы можете за год довести свои художественные навыки до любительского или даже полупрофессионального уровня.
По мере развития ваших навыков, вы сможете производить то, что другие люди будут воспринимать как чудо, шедевр, проявление гения. Но могу вас заверить — такой гений доступен каждому. Секрет заключается в нескольких простых факторах, которые скрыты от взгляда обычного человека. Осознание и внимание к этим факторам является как ключевым, так и следствием развития способностей.
Первый фактор развития потенциала — это систематические усилия, на которые мы способны. Что бы вы ни делали, личное развитие или творчество, ваш путь может быть нелегким, а шаги — нелепыми и неуклюжими. Но именно здесь приходит закон, где количество предшествует качеству. Для развития навыков — опыт важен. Опыт приходит, когда вы двигаетесь в правильном направлении. Независимо от того, насколько слабы ваши усилия, а шаги короткие, если они сделаны в правильном направлении, они приведут к цели. И поэтому простое движение в этом направлении важно для развития того или иного навыка. И здесь важен системный характер ваших усилий.
Вторым фактором развития навыков является концентрация усилий. Фанаты неизбежно достигают результата и получают чрезмерные знания о своем деле. Для развития этой способности иногда важно выбрать жизненную задачу и посвятить себя ей. Как выбрать правильный путь? Об этом я напишу в конце статьи.
Профессионализм является следствием концентрации усилий. «Ты гоняешься за двумя кроликами — ты не поймаешь ни одного», — говорит мудрая пословица. Развитие навыков происходит благодаря тому, что вы уделяете большую часть своего времени и внимания работе в вашей жизни. Проекционисты ставят ряд сложных целей, обдирают поверхность, редко делают это. Йоги, которые годами сосредотачиваются на чакрах, постигают мудрость жизни.
Третий фактор развития навыков — поддержание ритма. Я все еще не до конца понимаю этот фактор, но иногда чувствую его влияние. Я постараюсь объяснить это на примере.
Для развития навыка важно с самого начала соблюдать «правила», ритм поля, в котором вы развиваете. Что-то похожее на построение уровней произошло со мной в познании личности. Правильно истолкованные строительные блоки знаний устраняют пробелы в понимании и формируют целостное представление о мире, точно так же, как разрозненные куски мозаики, собранные вместе, образуют единую картину. Важно выбрать правильный путь, и даже если вы не знаете своей цели, со временем истинный путь откроется.
Четвертый фактор развития навыков — это мотивация. Для того чтобы преодолеть лень, инерцию и другие препятствия, важно помнить о пользе этого. Чем яснее вы будете говорить о цели и ее преимуществах, тем более эффективным будет путь к этой цели. Важно помнить, что развитие навыков дает вам инструменты, которые помогут вам жить. С четвертого фактора приходит пятый.
Пятый фактор развития навыков — визуализация. Теория «Закона притяжения» очень популярна в наши дни. Не вдаваясь в подробности, можно вспомнить цитату Рихарда Баха: «Мы притягиваем в свою жизнь все, о чем думаем». В дополнение к стимулированию, осознание цели привлечет необходимые для этого события.
Какой навык развивать наиболее важно? Чтобы понять это, важно развивать такие умственные способности, как понимание, осмысление, сознание. А сейчас я хочу подмигнуть. Осознание — самый важный навык, который мы развиваем, чтобы научиться осмысливать эту жизнь. Социализация личности
Уверен, что в развитии навыков есть и целый ряд других важных факторов. Если Вы заметили влияние любого из вышеперечисленных или других факторов на Вашу жизнь, пожалуйста, оставьте свой комментарий! Ваш опыт может помочь другим.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Особенности развития самооценки
- Социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков
- Изучение социальных представлений школьников о дружбе
- Методологические основы психологии личности
- Значение семьи и семейной психотерапии
- Николай Иванович Жинкин, российский психолог — Исследование проблемы «язык-мышление»
- Уровень значимости статистического критерия
- Психодинамика и психоанализ депрессий
- Характер. Акцентуация характера
- Ощущение как познавательный психический процесс