Оглавление:
Человеческое общество — это достаточно древнее образование, возникновение которого, по некоторым данным, совпадает с появлением homo sapiens современного вида.
Как связаны между собой естественное и социальное в человеческом обществе? Социологи и антропологи при изучении проблемы различают внутренний и внешний аспекты. Первое фиксирует внимание исследователя на особенностях природы человека. Второй — о географических условиях возникновения общества.
В первую очередь, внимание обращено на такие анатомические особенности человека, как прямая походка, освобождение передних конечностей, руки с противоположным большим пальцем, способные выполнять самые сложные операции и функции. Обратите внимание также на специфическое стереоскопическое зрение, позволяющее видеть в трех направлениях, и довольно сложный механизм голосовых связок, гортани, губ и языка, который способствовал развитию речи.
На формирование общества положительно влиял половой фактор. Если животные удовлетворяют инстинкт продолжения родства в сезон спаривания (раз или два в год), то мужчина отличается не только стабильным сексуальным влечением, но и практически неограниченной способностью удовлетворять его, что является одной из причин формирования семьи.
Особое значение для общества имеет беспомощность человеческого младенца. По сравнению с обезьянами, у младенца больше веса и довольно хорошо развиты органы чувств. Но это совершенно беспомощно. Животное рождается с уже развитыми, функционально ограниченными способностями, инстинктами, в то время как человек не рождается полностью развитым, что приводит к некоторым важным последствиям. Во-первых, на этой основе человек развивает наивысшие адаптивные способности, психологические структуры, предоставляющие чрезмерные возможности в новых ситуациях. Во-вторых, недостаточное развитие ребенка становится одной из биологических основ уязвимости новых поколений перед опытом предшественников. В-третьих, это вызывает долгосрочную зависимость от родителей, медленный рост и половое созревание, что способствует созданию и укреплению семьи, социальным ролям полов, институту образования, то есть социальной организации и культурной преемственности.
Универсальность биологической основы человека, отсутствие специализации органов, гибкость, способность адаптироваться к любой окружающей среде — все это, что коренным образом отличает биологию человека, делает возможным социальное развитие.
В Великом социологическом словаре «общество» определяется, во-первых, как совокупность человеческих отношений; во-вторых, как самодостаточное объединение людей, занимающих относительно ограниченную территорию и имеющих свою более или менее своеобразную культуру и институты, или как давно известное национальное государство.
Термин «общество» применим к любому историческому периоду, любому объединению людей по размеру, если оно соответствует следующим характеристикам (согласно Э. Шилсу):
- не является частью большого общества;
- Браки заключаются между представителями этой ассоциации;
- Его пополняют в основном дети тех людей, которые являются его представителями;
- имеет свою территорию;
- имеет свое имя и историю;
- имеет свою собственную систему правления;
- длится дольше, чем средняя продолжительность жизни человека;
- имеет специфическую культуру, включая свой язык.
Теории о происхождении общества
Давайте обратимся к проблеме происхождения человеческих ассоциаций.
В социологии разработан ряд научных теорий, которые, исходя из одной из отличительных черт человеческой иологии, рассматривают этапы социального конструирования образующихся общественных объединений.
На эту тему существует ряд интересных догадок, каждая из которых нашла достаточно детальную теоретическую проработку и имеет свою линию доказательств: инструментальную, семантическую, сексуальную, гендерную, сумасшедшую. Рассмотрим их в общих чертах.
Инструментальная концепция сосредоточена на человеческой изобретательности, что привело к изобретению специальных устройств для удовлетворения потребностей. Примитивные, а затем все более сложные, они спасли человека усилия в получении тепла, пищи, укрытия и сохранения. Использование инструментов обучило людей работе и повысило их благосостояние. Это привело к функциональному разделению общины и консолидации системы разделения труда, а также к возникновению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и начала развиваться общественная организация.
В основе сексуальной концепции лежит человеческая характеристика, такая как внесезонный характер воспроизводства и желание спариваться. Такое сочетание физиологических черт приводит к спонтанному, неконтролируемому размножению и родовому хаосу, который выбрасывает из ритма групповую жизнь, делает ее непредсказуемой, требует повышенной физической защиты для более слабых членов общины — женщин и детей — и может создать напряженность, губительную для данной общины. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семьи и появлением норм, регулирующих половые и, как следствие, другие отношения между членами общины. Правила деторождения, которые развивались и приносили свои плоды в виде более предсказуемого мировоззрения, способности планировать экономическую жизнь и личные отношения, привели к социальной организации, которую человечество успешно использует и по сей день.
Концепция Кратика основана на принципах общей теории систем и выводит из развития подсистемы управления возникновение человеческих ассоциаций, способных осуществлять сложную целевую деятельность. Врожденная сила и интеллект человека неравномерно распределены между ними. В сочетании с природной экспансивностью (жадностью и любопытством) эти черты легко превращаются в «монополию», когда превосходство одного человека в силу значимого атрибута (физическая сила, ловкость, находчивость, навыки наблюдения и т.д.) позволяет ему занять позицию лидера и собрать все выигрыши сразу: лучшее место, лучшая еда, лучшие сексуальные партнеры и т.д. Научившись командовать и принимать знаки подчинения от соплеменников, вожди начинают формировать и утверждать систему правил чествования вождей, которая передает власть распределению привилегий между остальными членами общества. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства (сущность порядка), составляют основу социальной организации, то есть регламентированного, упорядоченного человеческого объединения, контролируемого в его деятельности и развитии. Пока элита получает то, что хочет, она использует власть — различные рычаги влияния на массы — чтобы сохранить привилегию своего положения и присвоить ресурсы, созданные группой, но в свою очередь, в силу собственных интересов, стремится защищать, расти и процветать сообщество (от чьих продуктов оно питается).
Теории социального развития
Все мыслимые и реальные варианты обществ, которые существовали в прошлом и существуют сегодня, социологи делятся на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных схожими характеристиками или критериями, образуют типологию. В социологии принято различать несколько типологий.
Если в качестве основного атрибута выбрана письменность, то все общества делятся на рецепционистов, тех, кто говорит, но не умеет писать, и сценаристов, тех, кто имеет азбуку и записывает звуки в материальных носителях — клинописных табличках, берестяной коре, книгах и газетах, или компьютерах. Хотя письменность появилась около 10 000 лет назад, все еще есть племена, потерявшиеся где-то в джунглях Амазонки или в арабской пустыне, которые не знают об этом. Люди, не овладевшие письменностью, называются «до-цивилизованными».
Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием является количество уровней управления и степень социальной стратификации. В простых обществах нет лидеров и подчиненных, богатых и бедных. Это первобытные племена. Сложные общества имеют многоуровневое управление, многочисленные социальные слои, расположенные сверху вниз в нисходящем порядке доходов, власти, престижа. Спонтанное социальное неравенство укореняется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к возникновению сложных обществ дал самый мощный институт — государство. Это случилось около 6 тысяч лет назад. Простые общества возникли 40 тысяч лет назад; они принадлежат к догосударственным образованиям. Таким образом, исторический возраст простых обществ в 4-5 раз превышает возраст сложных обществ.
В середине XIX века Карл Маркс предложил свою типологию обществ. Двумя критериями являются способ производства и форма собственности. Общества, отличающиеся языком, культурой, обычаями, политической системой, образом жизни и уровнем жизни людей, но объединенные двумя основными характеристиками, образуют социально-экономическое образование. Продвинутая Америка и отсталый Бангладеш являются соседями образования, если они основаны на капиталистическом типе производства. По словам Карла Маркса, человечество прошло через четыре последовательных образования — примитивное, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое. Коммунистическое образование, которое должно прийти в будущем, объявлено пятым.
Современная социология использует все типологии и объединяет их в синтетическую модель. Американский социолог Дэниел Белл считается ее автором. Он разделил мировую историю на три этапа: доиндустриальную, промышленную и постиндустриальную. При смене одного этапа на другой меняются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, население, социальная структура общества.
Давайте посмотрим на типологию Д. Белла немного подробнее.
Простые общества. К ним относятся общества, в которых отсутствует социальное неравенство, разделение на классы или слои, в которых отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат.
В первобытную эпоху простыми обществами жили охотники-собиратели, а позднее — ранние фермеры и скотоводы. До сих пор в различных регионах огромной планеты исследователи находят живые осколки древности — первобытные племена бродячих охотников-собирателей.
Социальная организация простых обществ характеризуется следующими особенностями:
- Эгалитаризм, то есть социальное, экономическое и политическое равенство;
- относительно небольшой размер ассоциаций;
- приоритет родственных отношений;
- низкий уровень разделения труда и технологического развития.
В науке принято различать два типа (два уровня развития) простых обществ:
- местные группы,
- Второй этап, община, в свою очередь, является социально-политической структурой общества.
Второй этап, община, делится на два периода: а) родовая община, б) община квартала.
Социальный прогресс
История показывает, что ни одно общество не стоит на месте, оно постоянно развивается, прогрессирует. Прогресс является результатом социального развития, что означает повышение научно-технических знаний, экономической производительности и сложности социальной организации.
Нет ни одного общества, в котором инструменты труда не улучшались бы, а, наоборот, ухудшались бы. Чем совершеннее орудия труда, тем выше производительность труда — как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, тем больше людей может прокормить один и тот же участок земли. Численность и плотность населения увеличиваются. Плодородные земли и повышение эффективности сельского хозяйства позволяют значительной части населения заняться ремеслами, культурой, наукой и политикой. Расширяются культурные и торговые контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации: города. Зародившись как коммерческие центры, они постепенно превращаются в центры религиозной, культурной и научной жизни.
Прогресс — это глобальный процесс, который характеризует движение человеческого общества на протяжении всей истории. Регрессия — местный процесс, включающий в себя отдельные общества и кратковременные периоды времени.
Проводится различие между постепенными и резкими типами социального прогресса. Первое называется реформистским, второе — революционным. Реформа — частичное улучшение в любой сфере жизни, серия постепенных изменений, не затрагивающих основы существующего социального порядка. Революция — это радикальное изменение общества в существенных аспектах, ведущее к изменению природы этого общества. Она носит постепенный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Реформы называются социальными, когда они предполагают преобразования в тех областях общества или тех аспектах социальной жизни, которые непосредственно связаны с людьми и влияют на их уровень жизни и образ жизни, здоровье, участие в общественной жизни, доступ к социальным услугам. Примерами являются введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты. Они влияют на социальное положение различных групп населения, ограничивая или расширяя их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям. Переход экономики к рыночным ценам, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод и переход от монархии к республике являются примерами политических реформ.
Хотя реформы являются частичными улучшениями, их, безусловно, можно сравнить с революциями по их последствиям. К ним относится отмена крепостного права в 1861 году и Столыпинская реформа. Обычно они задумываются правительством как единичные или серийные инновации, поддерживаемые законодательством или администрацией (механизм реализации), но позже охватывающие все общество. Продолжительность реформ и революций может не отличаться. Неолитическая революция длилась несколько тысячелетий. Октябрьская революция произошла в течение нескольких дней. Военный переворот и насильственный захват власти в центре сформировали его ядро. Но на периферии страны потребовалось много лет, чтобы фундаменты старых были окончательно разрушены, а новые — установлены. Сталинские репрессии, индустриализация и коллективизация рассматривались как продолжение Октябрьской революции. Таким образом, многие революции (хотя и не все) и реформы, как серия целенаправленных и организованных действий, не заканчиваются до тех пор, пока не будет достигнута основная цель.
Неолитическая революция считается величайшей революцией в истории. Ни одна другая революция не сравнится с ней, даже несмотря на то, что освоение космоса и достижения в области электроники часто называют величайшими революциями в истории человечества.
Посттоталитарный синдром (К. Фридрих и З. Бжезинский)
Теория посттоталитарного синдрома начинается с того, что российское общество живет инертно: рядовой продолжает вести себя несвободно, а элита — бесконтрольно управлять и распоряжаться — по-старому.
Однако появляются новые процедуры:
- игнорирование общих интересов и преувеличение роли частного лица;
- начало идеологической недоверчивости (вместо коммунистической «религиозности», так как идеология советской системы трансформировалась в веру)
- протесты масс против любого насилия и игнорирование «давления сверху» (как следствие многолетнего массового террора);
- демилитаризация общества (в отличие от глубокой милитаризации экономики, политики и патриотического сознания советской эпохи);
- плюрализм информации в сфере обмена информацией.
Задержка с модернизацией. Теории запоздалой модернизации, возникшие еще в 1960-х годах, стали для западных социологов инструментом анализа современной российской ситуации. Несмотря на скрытые уничижительные оценки, содержащиеся в этих терминах (недоразвитые в развитии средства), они содержат ряд значимых социологических откровений, которые должны учитываться в практике сознательной социальной «реконструкции».
Задержанные теоретики модернизации исходят из того, что существует линейная прогрессия и прогрессирование стадий развития общества. Подобные представления об этапах были широко распространены в советском марксизме: Предполагалось, что на смену первобытному обществу придет классовое рабовладельческое общество, затем феодальное, буржуазное и, наконец, бесклассное коммунистическое общество. Социализм — это переходный этап. Соответственно, прямая добыча продуктов природы заменяется аграрным хозяйством, которое, в свою очередь, заменяется промышленным хозяйством. Такой односторонний прогрессивизм игнорирует важность культурных традиций (например, некоторые из современных экономически и социально развитых обществ не являются ни демократическими, ни буржуазными, ни коммунистическими). В то же время, она отражает определенную тенденцию современного социального развития (поскольку экономическая мощь «Запада» способствует политической, социально-структурной и культурной вестернизации менее благополучных обществ). Все эти аспекты, а также выявленные социологами модели модернизации должны учитываться при анализе реальных процессов системной трансформации российского общества.
Во-первых, запоздалая модернизация всегда сопряжена с риском попадания во внешнюю зависимость общества. Однако Россия, неоднократно сталкивавшаяся с такими условиями («германизация», «франчайзинг», а теперь и «американизация»), в основном избегала таких последствий из-за высокой степени милитаризации.
Во-вторых, модернизация общества успешна при сильном росте среднего класса (который не эксплуатируется и не эксплуатируется) с высокой социальной мобильностью (изменением социальных позиций людей, классов и групп). В современной России, наоборот, идет процесс значительной поляризации общества. Широкий слой бедных и беднейших и узкая пирамида богатой элиты поглощают медленно растущий слой богатых. Социальная база реформ — средний класс — в России не является необходимым балластом, который придает безопасность, твердость и стабильность развитию «переходного» общества.
В-третьих, модернизация возможна там, где есть сильный контроль над центральной властью и где центральная власть демонстрирует свою способность локализовать, блокировать или разрешать социальные конфликты. Внутренняя политика России, с другой стороны, строится на принципах «здорового самоуправления» в соответствии с парадигмой нелинейного развития.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Иоганн Шефлер
- Абсолютный идеализм Гегеля
- Гуманизм эпохи возрождения
- Вещь в себе и явление
- Томас Сэмюэл Кун — американский философ, историк науки
- Общая характеристика немецкой классической философии
- Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях
- Философия нового времени
- Периоды развития античной философии
- Целостная концепция диалектики в философии Гегеля — Общие черты гегелевской философии