Оглавление:
Психические процессы являются основой психики человека. Три типа психических процессов — познавательный, эмоциональный и волевой — во всей своей полноте формируют психическую деятельность человека.
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Когнитивные процессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, запоминание — формируют информационную основу, ориентационную основу менталитета. Именно познавательные ментальные процессы дают людям знания об окружающем мире и о самих себе. Это знание является фактором, который при наличии любого стимула определяет выбор человеком одного из многих возможных направлений движения в данный момент времени и удерживает движение в пределах этого направления. Сознательные потребности человека также даются ему в форме знания, по крайней мере, в форме осознания того, что он чего-то хочет. Фактическая деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию ее конечного результата как цели, существующей в сознании, в виде представления о какой-то конкретной вещи или в виде абстрактной идеи.
Познавая и преображая мир, человек обнаруживает устойчивые, регулярные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений косвенно отражаются в нашем сознании — человек распознает признаки внутренних, устойчивых связей во внешних признаках явлений. Глядя из окна на мокрый асфальт, мы определяем, прошел ли дождь, или же устанавливаем законы движения небесных тел — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщённым и опосредованным образом — мы сравниваем факты, делаем выводы, распознаём закономерности в разных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, узнал об их свойствах и, не побывав на Марсе, узнал об этом очень много.
Воспринимая связи между явлениями, отмечая универсальную природу этих связей, человек познает мир через деятельность, рационально организует свое взаимодействие с ним, осуществляет мыслящую деятельность — обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, стандарты классификации и оценки индивида, его обобщенные оценки, его характерную интерпретацию явлений.
Когнитивные ментальные процессы
Все знания высшего порядка, такие как знание физико-химических свойств веществ, явно наблюдаемого строения вещей и закономерных отношений между ними, скрытых от посторонних глаз, людей и их свойств, самих себя, и, наконец, знание общего строения мира, являются результатом интеграции знаний, полученных с помощью познавательных психических процессов различного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет свои особенности и организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне целостной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Эти одновременные процессы взаимодействуют друг с другом настолько гладко и настолько незаметно, что мы не воспринимаем и не понимаем мир в данный момент как путаницу цветов (оттенков, форм, звуков, запахов), которые должны быть Мы не воспринимаем мир как путаницу цветов, оттенков, форм, звуки, запахи, которые должны быть отсортированы, чтобы знать, что это такое, не как изображение на экране, но как мир за пределами нас, наполненный светом, звуками, запахами, объектами, населенными людьми, которые имеют перспективу и четко воспринимаются, а также скрытые, непонятные в данный момент план. Несмотря на то, что в любой момент мы воспринимаем только часть пространства своими чувствами, мы знаем, что окружающее нас пространство целостно и непрерывно. Через эти процессы мир также предстает перед нами в своей темпоральной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но и имеет прошлое и будущее, так что его темпоральные границы расширяются бесконечно.
Этот пространственно-временной безграничный мир вписывается в небольшое пространство человеческого организма. Организм, точнее нервная система, выстраивает всю эту богатую картину мира и распоряжается ею вне себя, используя впечатления, полученные только от сенсорной поверхности, соприкасающейся с окружающим миром. Сенсорная (от латинской переписи — чувство, ощущение) поверхность тела — это тот экран, на который проецируется внешний мир, тот уникальный инструмент и источник, с помощью которого только нервная система может собрать воедино все богатство красок и форм этого мира. Хотя это и есть поверхность, то есть тонкая ткань, которая находится в ограниченном пространстве и имеет свою собственную конфигурацию и свойства, изображение объекта, основанное на изменениях, происходящих на этой поверхности, находится вне этой поверхности и имеет качество глубины, и кажется, что оно является независимым и аутентичным.
Мир, который мы визуально воспринимаем в данный момент, — это образ («картинка»), который находится вне нашего тела реальности, что может быть частично проверено небольшим экспериментом. Для этого нужно сфокусировать взгляд на каком-то удаленном объекте и мягко, через нижнее веко, надавить на глазное яблоко. Вот что произойдет: «объект» как бы отсоединит свой «образ» вместе с окружающей его поверхностью, придавая отсоединившемуся «образу» безжизненный, сплющенный характер и на самом деле становясь изображением. Слова «объект» и «изображение» здесь заданы инвертировано, потому что оба на самом деле являются изображениями объекта, ранее объединенными в единое целое, что придает ему качество отдельной вещи, а не изображения.
В повседневной жизни мы не осознаем, что мир, который мы воспринимаем визуально, — это всего лишь образ. Изображения окружающих нас объектов настолько достоверны, что мы отождествляем их с самими объектами, и только при особых условиях мы узнаем об этом факте, и только частично. В таких случаях мы говорим себе, что что-то «появляется» или «случается» с нами. Если есть понятные объяснения, то мы относительно спокойно переживаем это «воображение», но оно приводит к ужасу, если такие объяснения не могут быть найдены. Легко понять чувства человека, который ясно видит, например, как приборная панель перед ним начинает таять и капать на пол, стены комнаты — сгибаться, части лица человека, стоящего перед ним, — двигаться относительно друг друга, а сам он начинает сгибаться вдоль вертикальной оси. К счастью, такого рода вещи происходят только в особых условиях, когда органы, ответственные за формирование образов окружающего мира, выходят из строя или нарушаются их функции, например, при сенсорной депривации (редкие условия в повседневной жизни, когда контакты организма с окружающим миром ограничены), повреждении мозга, отравлениях, психических заболеваниях.
Образы внешнего мира являются сложными психическими сущностями, в формировании которых участвуют различные психические процессы, значение которых в структуре общего образа может быть выявлено путем искусственного (экспериментального или логического) разложения этого образа на его составляющие, а также в случае возмущений в ходе этих процессов. Таким образом, принятое разделение в психологии единого психического процесса на отдельные когнитивные процессы (восприятие, ощущение и т.д.) является условным. В то же время, это разделение основано на объективных особенностях каждого из этих процессов, отличающих их друг от друга по вкладу, который они вносят в построение целостной картины. В целом они образуют своеобразную пирамиду процессов на основе оригинального источника готовой картины — восприятия. Первобытность ощущений в данном случае не означает, что вся картина является их простой суммой.
Основными когнитивно-познавательными психическими процессами, которые участвуют в построении образов окружающего мира, являются: Сенсация, Восприятие, Мысль, Память.
Восприятие — это простейший психический процесс, который заключается в отражении индивидуальных свойств объектов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма под прямым воздействием стимулов на соответствующие рецепторы (Введение в психологию, 1996). По сути, уже в сенсациях предмет представлен не только индивидуальными свойствами окружающего мира, но и другими, более общими чертами этого мира.
Чувства являются основным источником знаний человека о себе и окружающем мире. Ничто не может быть известно человеку иначе, как через опыт, который он получает, воспринимая окружающий мир своими чувствами. Действительно, человек, который не может видеть, едва ли может представить себе, какого цвета и света, как зрячий человек может их представить и почувствовать. Человек со сниженным слухом не способен представить и воспринимать звуки музыки и тонкие нюансы человеческого голоса так же, как человек со слухом.
Поэтому, когда говорят, что эмоции являются основным источником человеческих знаний, то подразумевают, что без эмоций у человека тоже не было бы сознания (оно, в основном, представляет собой разнообразные чувства). Без получения эмоций, человек действительно ничего не знает, как его сознание будет выключен. Например, так происходит, когда человек на некоторое время теряет сознание. Как только у него появляются ощущения, он возвращается в сознание, и только в этот момент он может иметь знания о себе и о мире.
Восприятие — это когнитивный психический процесс, который состоит в целостном отражении объектов, ситуаций и событий и происходит под прямым воздействием физических стимулов на рецептивные поверхности органов чувств. Это процесс познания целостных, сложных вещей и явлений, которые существуют в мире и представлены в сознании человека в виде образов. Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связанных с определенным объектом или явлением.
Существование образов кажется очевидным по отношению к зрительному восприятию и менее очевидным по отношению к другим типам восприятия, таким как слуховое восприятие. Например, образ, создаваемый слуховым восприятием речи, представляет собой совокупность взаимосвязанных звуков человеческой речи, представляющих собой букву, слово, предложение или целое изречение. Слуховое изображение может быть фрагментом музыкального произведения или всей композиции, когда мы касаемся объекта (тактильного восприятия), мы получаем от него набор взаимосвязанных ощущений, которые превращаются в тактильный образ соответствующего объекта. Обонятельное изображение объекта может представлять собой определенный набор запахов, связанных с ним. Например, животные могут использовать запах, чтобы определить присутствие или отсутствие другого, очень специфического животного поблизости, не видя и не слыша звуков, которые оно издает. В этом случае ориентация осуществляется с помощью так называемой обонятельной памяти.
Память — это процесс организации и хранения прошлого опыта, позволяющий повторно использовать его в деятельности или возвращать в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Следует отметить, что опыт здесь относится ко всем психическим процессам, предшествующим текущему, независимо от уровня их сознания. Фактически, «опыт» и «информация» идентичны, потому что «информация — это название для содержания, которое мы получаем в процессе нашей адаптации к внешнему миру и адаптации наших чувств к нему».
Память — это особый вид человеческих способностей, связанный со способностью запоминать, хранить, извлекать, распознавать и забывать различную информацию. При запоминании предполагается, что человек не только воспринимает, но и сохраняет воспринимаемую информацию в течение определенного периода времени. Когда мы говорим, что человек использует память, чтобы вспомнить или распознать что-то, мы имеем в виду, что это что-то уже хранится в его сознании и не имеет повторных ссылок из окружающей среды. Человек почти постоянно использует память, и она участвует почти во всех его жизненных процессах и поведении. Когда человек приходит в мир и не имеет жизненного опыта, в его памяти находится много так называемой генетической информации, на основе которой человек развивается и строит всю свою жизнь, по крайней мере, в первые годы после рождения. Все это хранится в его памяти и передается из поколения в поколение. Следовательно, человеку также необходима память для поддержания своего образа и быстрой адаптации к жизненным обстоятельствам. Это происходит потому, что то, что человек хранит в своей памяти (в данном случае это так называемая генетическая память), позволяет ему, без необходимости учиться снова, немедленно использовать уже имеющуюся у него информацию или очень быстро узнавать то, что ему срочно нужно для жизни.
Мышление — это познавательный процесс, социально-детерминированный, неотделимый от языка, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами окружающей действительности.
Определение мысли
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря концептуальному мышлению человек бесконечно расширил границы своего бытия, которые были очерчены возможностями познавательных процессов более низкого уровня — восприятия, ощущения и репрезентации. Создаваемые с помощью этих процессов образы чувств обладают свойством надёжной надёжности, т.е. высокой корреспонденцией с объектами и ситуациями реального мира, что позволяет своевременно реагировать на происходящие изменения и эффективно организовывать своё поведение в ответ на эти настоящие, непосредственно воспринимаемые события. Придавая движениям в пространстве определенное направление и регулируя их силу и скорость, сенсорные изображения, жестко «привязанные» к объекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости его движения, в то же время создают определенные ограничения в восприятии окружающего мира. На этих изображениях окружающий мир предстает как бы в первозданном виде. Для того, чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять связи и отношения в них и между ними, которые скрыты от прямого зрения, необходимо активно вмешиваться в них, совершать с ними некоторые физические или умственные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи и отношения становятся очевидными. Это восприятие связей расширяет границы настоящего не только в том смысле, что мы знаем, что объекты и события, воспринимаемые здесь и сейчас, являются лишь крошечной частью всего того, что существует в безграничном пространстве и времени; мы можем «видеть» невооруженным глазом, ухом, обонянием и т.д. то, что нельзя увидеть. Этот ментальный образ окружающей среды, переплетенный с сенсорным образом, как можно лучше отражает окружающий мир, хотя в то же время может создавать химеры. С помощью мышления человек распознает окружающую среду во всем ее многообразии, характеристиках и отношениях.
Еще одним преимуществом мышления является то, что с его помощью, «не покидая своего места» и, таким образом, находясь в безопасном положении, человек может «разыгрывать в голове» различные варианты возможных (и невозможных) событий, которые нигде в действительности не происходили; предвидеть наступление наиболее вероятных событий, которые в данный момент не воспринимаются разумно в этом месте, и готовиться к соответствующим реакционным действиям, планировать их и корректировать в процессе их реализации, т. е. То есть мышление, которое является частью психики, реализует одну из ее основных функций — функцию предвидения событий. Таким образом, через мышление человек не только распознает реальные и возможные вещи, но и создает их.
Мысль является объектом исследования многих дисциплин: философии, изучающей общие отношения мысли и материи; социологии, изучающей зависимость мысли от социальной структуры общества и процесса ее развития; логики, изучающей регулярные связи между такими основополагающими формами мысли, как понятие, суждение и дедукция; физиологии и других наук. Мышление, которое на самом деле происходит, может быть, а часто и ошибочным с точки зрения формальной логики. Она может руководствоваться субъективными предпочтениями, быть непоследовательной и запутанной, совершать логические ошибки в процессе ее реализации, но это живая мысль, обусловленная реальными психологическими факторами, в которых заинтересованы психологи. Очень важные факты были получены при изучении мышления конкретных людей при конкретных обстоятельствах. В частности, было установлено, что «ошибка» с точки зрения достижения конечного результата является очень относительным понятием, поскольку это ошибка, которая может сыграть очень важную подготовительную роль в решении проблем. В то время как логика изучает отношения между уже сформировавшимися готовыми концепциями, психология интересуется и самим процессом формирования концепций, что может привести, например, к присвоению вещам отсутствующих свойств. Более того, психологию интересуют не только развитые формы мышления, основанные на операциях с понятиями, но и более простые их формы. Основной тезис о взаимосвязи психических явлений реализуется при изучении влияния на мышление других психических процессов, состояний и личностных черт, таких как эмоции, установки, характер и черты личности.
Под мышлением мы понимаем нечто, что происходит где-то «внутри», в ментальной сфере, и это ментальное «нечто» влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нестандартный, ненормализованный, неповторяющийся характер. Когда мы наблюдаем монотонное поведение, слышим старые знакомые истины, знаем, что человек слепо во что-то верит, мы говорим, что здесь нет даже намека на размышления. Адаптивная изменчивость поведения животных в некоторых ситуациях также заставляет нас подозревать в этом разумную основу.
Адаптация к окружающей среде может происходить двумя принципиально различными способами: а) через автоматизированные, жестко запрограммированные действия, не зависящие от изменяющихся обстоятельств; б) через эволюцию новых, индивидуальных форм поведения в заданных, специфических ситуациях, учитывающих изменяющиеся условия. В связи с тем, что никакая сборная (врожденная) поведенческая программа не может полностью соответствовать изменяющимся условиям окружающей среды, любое поведение, основанное на ментальной рефлексии, может считаться разумным, т.е. целенаправленным, когда разумное означает индивидуально изменчивое и адаптированное к конкретным обстоятельствам (О.К. Тихомиров). В более узком смысле, разумное означает нахождение путей эвакуации и использование инструментов. У животных тоже любое поведение — это слияние врождённых и индивидуально изменчивых форм поведения.
Несмотря на то, что между поведением животных и человеком существует множество сходств в признаке индивидуальной адаптации к изменяющимся условиям, поведение человека, основанное на мышлении, и разумное поведение животных существенно и принципиально отличаются друг от друга. Главное отличие заключается в том, что поведение животных является адаптивным, в то время как поведение человека является адаптивно преобразующим. В процессе трансформативной деятельности человека мышление функционирует как средство постановки целей и как аппарат подготовки целенаправленных действий. И то, и другое возможно только на основе использования языка как средства, в котором в обобщенной форме указаны наиболее общие свойства объектов и явлений и отношения между ними. Формирование языка, который существует в форме речи и является средством общения, в свою очередь, возможно только в социальной среде. Специфика рефлексии на уровне мышления — это отражение отношений между объектами и признаками в них, это необходимо, даже для реализации обобщений. Специфическое отражение данных отношений в мышлении психологически представлено в феномене понимания. До тех пор, пока эти отношения не будут поняты субъектом, их отражение в психике будет представлено только на сенсорно-перцептивном уровне, точно так же, как это происходит в восприятии звуков речи — можно услышать предложение, произнесенное на родном языке, но ничего не понять.
Человеческое мышление, обладающее всеми специфическими свойствами, не встречающимися в мыслительной деятельности животных, в то же время не является внезапным явлением и имеет определенные предпосылки — биологические и социальные.
Предпосылками для формирования мысли служат две формы деятельности: объектная деятельность и коммуникация. В формирование мышления — совместной деятельности с объектом вовлечены как биологические, так и социальные предпосылки. Биологический фон формируется развитым восприятием, которое обеспечивает субъекту наиболее адекватный образ объекта, без которого невозможно адекватно им манипулировать и, следовательно, отражать отношения как внутри объекта, так и между объектами. Без регулирующей функции образов невозможны и первые формы объектной деятельности и коммуникации: без доступных образов люди, образно говоря, не нашли бы ни объектов для совместного действия, ни друг друга. Общая предметная деятельность и общение, в свою очередь, когда они развиваются, становятся мощной движущей силой и главным фактором развития мысли. Исключительно мощным инструментом формирования мысли является не созерцание, а деятельность, действие, которое в образной фразе С.Л.Рубинштейна «несет мысль на своем острие, проникая в объективную реальность». Ломая кость, растрескивая орех, выкапывая землю, бросая камень, царапая и пронзая мягкое твердым — человек улавливает связи между открывающимися в процессе предметами.
Первым условием развития мысли является непосредственная преобразующая деятельность человека. Эта деятельность приводит к формированию первой стадии всего процесса — формированию и совершенствованию специальных органов действия. Одним из таких органов в человеке является рука. Совершенство руки заключалось в том, что она постепенно приобретала такую форму, при которой один палец сталкивался с другим, что облегчало выполнение различных и тонких действий. Вторая фаза определяется тем, что действие инструментально и коммуникативно опосредовано, т.е. и сама посуда, и цели и смысл действия определяются совместно с другими. Кроме того, инструментальная, коммуникативно опосредованная деятельность сама по себе становится основным фактором формирования мыслительных процессов. Обе фазы этого процесса переплетаются и влияют друг на друга. Наблюдения за детьми, воспитываемыми животными, полностью подтверждают эти представления: их морфологически (биологически) развитый орган действия — рука — не является таковым реально или только частично, а мышление, кажется, в той же степени недоразвито.
Таким образом, на ранних стадиях практическая деятельность является эффективным средством развития мышления. Позже, когда мышление развивается, оно становится средством организации действия, предполагающим фактором, служащим для программирования и контроля. В то же время практические действия не теряют своей значимости и продолжают играть роль одного из важнейших инструментов совершенствования мышления. Об этом должен помнить каждый, кто не желает останавливаться на достигнутом в интеллектуальном развитии».
Мысли о единстве мыслей
Мысль преподносится субъекту не только в виде мысли о ее результате, но и в виде процесса. Процесс мышления субъективно известен каждому, но субъективное не всегда достоверно, поэтому раскрытие стадий этого процесса, а также характера выполняемых в данном случае операций, потребовало специального исследования.
Основным свойством ощущения является его модальность (звук, свет, вкус, запах и т. д.); отличительной чертой образа восприятия является его субъективность, то есть отражение отдельного объекта как объекта с его очертаниями, объемом рельефа в нем; особым свойством мысли, отличающим ее от смысловых образов, является представление отношений между отдельными объектами или отдельных свойств, характеристик объекта, понятных субъекту, взятых из смысловых образов. Например, можно «отразить» с помощью ощущений, ощущений и идей вазу цветов, стоящую у окна. В этом случае вы можете ощутить запах цветов, различить их цвет, рассмотреть и почувствовать подоконник, окно, вазу и цветы, и таким образом понять их форму, вы можете определить, какой из цветов ближе, а какой дальше. При восприятии мы также можем изолировать цветочную вазу как фигуру, с окном и остальным окружением как фоном. Мы можем воспринимать окно как единое целое, вместе с вазой, которая будет «встроена» в изображение окна, и в этом отношении отношения между ними уже представлены, но они не выделяются, не абстрагируются и не понимаются таким образом. Только подумав, мы сможем понять, что ваза стоит именно на окне. То, что он стоит, а не, например, лежит или приклеен или прибит к окну, можно понять, только выполнив операцию корреляции — попытавшись физически поднять его, толкнуть, повернуть или сделать это мысленно, манипулируя существующими образами или восприятиями, или проанализировав ситуацию с помощью абстрактных понятий, выраженных словами. В результате этих операций корреляции объектов, изображений и понятий выявляются истинные, недоступные отношения между вазой и окном.
Эта неспособность нашего восприятия понять истинную взаимосвязь между явлениями, а значит, и его способность вводить нас в заблуждение, лежит в основе некоторых техник в кино. Например, мы видим, как герой, с огромными усилиями, покрытый потом, отчаянно карабкается по крутому обрыву на пальцах в одиночку. Вдруг мы с удивлением замечаем, что пот, стекающий с его измученного лица, не падает в пропасть под ногами, а в сторону, на камень прямо перед ним. Только когда оператор поворачивает камеру на 90 градусов и дает обзор сверху, мы начинаем понимать, что герой просто ползает по горизонтали вдоль того, что кажется «крутым лицом».
Как ни парадоксально это звучит, но, несмотря на все усилия экспертов, феномен понимания остается непонятным до последнего. Коварство этого феномена заключается в резком несоответствии между субъективной ясностью и отчетливостью его опыта и чрезвычайной трудностью его аналитического описания. Как бы то ни было, ясно, что хотя образы, эмоции и воспоминания могут быть разборчивыми или неразборчивыми, понимание является специфическим свойством мысли или рассуждения. Ибо ни образ, ни эмоция, ни память не теряют своих фундаментальных качеств, даже если они остаются неразборчивыми. Напротив, неразборчивая мысль перестает быть мыслью, а средство, с помощью которого она передается, становится пустой оперативной оболочкой. Если это было речевое высказывание, то оно становится своего рода «речевым трупом». Изучение такого грамматически правильного набора слов, не понимая его смысла, является обычным следствием запоминания или бездумного повторения чужих предложений.
Одним из механизмов понимания, захвата, осмысления, «синтетического познания» является такая физическая или ментальная перестройка ситуации, при которой ее составные части, интегрированные в новую структуру, выполняют новые функции. Эти новые функции и отношения взяты на себя. Они предстают перед объектом в форме понимания. И здесь тоже понятно, что понимание, которое является специфической чертой мышления, основано на активном вмешательстве в ситуацию, на активном действии. Таким образом, чтобы что-то понять, нужно что-то сделать или перестроить, переупорядочить, разобрать и собрать и т.д.
Элементарной единицей мысли, представляющей отношения через объекты, является суждение. Суждение — это форма мышления, которая отражает отношения и отношения между субъектами. Логическое суждение — это отношение между субъектом и предикатом, где в общем виде субъект является указанным объектом, а предикат — тем или иным из его свойств, качеств. Поскольку суждение является логическим следствием нахождения отношений, уже выявленных на уровне восприятия, оно может отражать отношения еще до того, как будет сформировано понятие. Суждение с терминами в качестве структурного элемента является лишь частной формой суждения, хотя и высшей формой.
Предположение, как форма элементарного существования мысли, является начальной искрой для двух других логических форм мысли — понятия и дедукции.
Концепция — это мысль, которая отражает наиболее общие, существенные и отличительные особенности объектов и явлений.
Умозаключение — это форма рассуждения, то есть такая последовательность мнений, при которой в результате отношений между ними формируется новое мнение, отличное от прежнего.
Чтобы распознать и понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо выполнить некоторые действия — операции корреляции элементов друг с другом.
Это умственные операции корреляции, которые осуществляются с помощью физических или умственных действий:
- Сравнение, при котором выявляются отношения подобия или различия;
- Анализ — разделение всей структуры объекта;
- Синтез — воссоединение элементов в единую структуру;
- Абстракция и обобщение — выделение общих черт объекта и их отделение от индивидуальных, случайных и поверхностных;
- Конкретизация — операция, обратная абстрактному обобщению, т.е. возвращению к задержанному объекту во всей полноте его индивидуальной специфики.
Поскольку некоторые из этих корреляционно-операций могут выполняться не только с концепциями, но и с объектами и их изображениями, мышление имеет разные уровни.
Генетически, самый ранний уровень — это визуально-актуальное мышление. Это уровень мышления, при котором отношения выявляются посредством прямых манипуляций с конкретными объектами. Когда ребенок обнаруживает, что шарик можно привести в движение, ударив его другим шариком, или когда плотник, поставив один кусок дерева напротив другого, начинает понимать, что именно мешает ему лежать на плоскости, он использует зрительно-актуальное мышление. Таким образом, хотя этот уровень характеризует в первую очередь мышление высших животных и маленьких детей, он присутствует и в деятельности взрослых с их развитым концептуальным мышлением.
Следующий уровень развития — это мышление с картинками, или образное мышление. Это тот уровень, на котором человек обнаруживает связи и отношения не путем физического перемещения объектов, а путем соотнесения изображений одного и того же объекта или изображений разных объектов. Когда человек, для того, чтобы понять структуру машины, рассматривает ее с разных ракурсов и таким образом сравнивает ее образы, полученные с разных ракурсов, он манипулирует образами восприятия. Когда он воображает объект с той же целью и мысленно вращает его в разных плоскостях, он оперирует изображениями представления. В обоих случаях образы — это «атомы» мысли, образующие ее «молекулу» — понимаемую связь между ними.
Высшим уровнем мысли является мысль, в которой понятия, представленные словами, служат элементами для всех перечисленных и других операций — концептуальной или вербальной мысли.
Таким образом, мысль является результатом сопоставления объектов, изображений или концепций, и этот результат может быть непосредственно выражен в форме суждения, или в форме концепции, или в форме суждения, вытекающего из ряда других суждений. Человеческая мысль отличается от мышления животных тем, что все эти операции выполняются с помощью системы знаков — языка. Использование знаков с соответствующими правилами связи между ними значительно облегчает процесс мышления с его корреляционными операциями. Гораздо легче работать с символами, чем с объектами или даже с чувственными изображениями. Способность использовать символы в качестве замены объектных категорий дает человеку огромные преимущества перед другими животными в адаптации к окружающему миру».
Мыслить как процесс
Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий, символов может быть развит и хорошо понятен, потому что разум уже сталкивается с объектами, с которыми выполняются операции. Процесс мышления иногда развивается со временем, так что он не может остаться незамеченным, и в конце концов он часто переживается субъективно именно как действие, деятельность, работа, иногда трудоемко, утомительно, иногда болезненно, но в то же время приносит несравненное удовлетворение и удовольствие, когда это приводит к пониманию или решению проблемы.
Мышление как психический адаптивный аппарат вступает в игру, когда в процессе адаптации возникает блокировка привычного адаптивного действия. Процесс преодоления препятствия в этом случае, в самом общем виде, будет состоять из нескольких этапов:
- путаница;
- обращение к образам и концепциям памяти;
- манипулирование изображениями и концепциями;
- Преодоление препятствия.
Для того чтобы мышление «работало», должна возникнуть проблемная ситуация. Однако этого недостаточно для того, чтобы задуматься, потому что некоторые проблемные ситуации могут быть решены без его участия, методом проб и ошибок. Конкретным объектом мысли является не сама проблемная ситуация, а проблема, сформулированная на ее основе.
Проблема является специфическим объектом мысли безотносительно к сферам человеческих знаний, это может быть физический мир, социальная жизнь, межличностные отношения, сам человек, в том числе и его мыслительный процесс.
Задача может быть сформулирована самим человеком в ходе его практической деятельности или передана ему другими в готовом виде.
Все задачи имеют общую структуру целей и характеристики. Общая структура задачи включает в себя условия и требования. Под условиями понимаются все факторы, имеющие отношение к решению проблемной ситуации. Одной из важнейших характеристик задачи является ее сложность. Для иллюстрации возникновения проблемной ситуации и структурных составляющих задачи можно использовать простой жизненный пример.
Предположим, вы вернетесь домой после целого дня пеших прогулок по лесу с корзиной, полной грибов. Вы идете по лесу, переступая через рвы, пробираясь сквозь кустарники, плинтусы, и вдруг в неожиданном месте (возникновение проблемной ситуации) достигаете реки. Посмотрев на местность, вы ставите перед собой задачу добраться до другого берега. Согласно заданию, вы изучаете его условия. Ты знаешь, что не можешь перебраться через реку (условие). В воде брызгают рыбы (условия не имеют значения). Есть самолет, летящий на расстоянии (условия не имеют значения). Течение реки медленное, ветра нет (условия). Нельзя переплыть через реку с полной корзиной (условие). Вы знаете, что для того, чтобы вернуться домой до наступления темноты и не заблудиться, вам нужно добраться до другого берега реки (состояние).
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Гештальт-принципы восприятия
- Психологические особенности формирования самоотношения у подростков
- Психологические особенности молодой семьи
- Технологии дистанционного психологического консультирования
- Метод самонаблюдения — Развитие метода интроспекции (самонаблюдения)
- Основы педагогики в психологии
- Психодиагностика. Психологический диагноз и прогноз
- Жан Пиаже, швейцарский психолог
- Методы параметрической статистики
- Психология подростка