Оглавление:
Термин «личность» используется для характеристики человека как социального существа. В Древней Греции его использовали для описания маски, которую носил актер в театре. Римляне использовали это слово для описания социальной функции, например, личности судьи. Позже слово «личность» стало пониматься как роль, которую человек играет в обществе. В социологии, психологии и других социальных науках личность определяется как устойчивая система социально значимых признаков (характеристик), характеризующих индивида как продукт социального развития и вовлечения в систему социальных отношений через активную субъектную деятельность и общение.
Проблема личности занимает центральное место среди всех проблем психологии права. В системе «человек — закон», прежде всего, личностные аспекты человека реализуются как социальное существо, вовлеченное в общественные отношения, как носитель сознания и, в частности, правового сознания. Фраза «человеческая личность», используемая на практике, неверна. Хотя «человек» и «человек» не являются синонимами, и человек не может быть человеком (например, новорожденным), человек всегда является человеком, и нет другого человека, кроме человека.
Этот вопрос очень актуален в наше время, потому что среди ученых до сих пор ведутся дискуссии о формировании и развитии личности. И в наше время обсуждаются вопросы возрастного критерия личности, как и за счет чего формируется личность. Среди обычных людей часто используется термин «личность», но многие даже не задумываются о том, что подразумевается под этим словом. Я попытался представить ответы на эти вопросы в данной курсовой работе.
Что такое личность?
Личность — это определенный человек, который является представителем определенного общества, определенной социальной группы, осуществляет определенный вид деятельности, осознает свое отношение к окружающей среде и наделен индивидуальными и психологическими способностями.
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается с разных сторон адептами разных концепций. Например, биогенетическая направленность изучения развития человека приводит, главным образом, к изучению фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая направленность развивает идеи о развитии «социальной личности» или «личности» в понимании Б.Г. Ананьева. Персонологическая направленность приводит к анализу, прежде всего, формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но разделить эти модели на разных «носителей» (организм, социальная личность, личность) невозможно, потому что органические, социальные и психологические характеристики интегрированы в личность и развиваются вместе и оказывают влияние друг на друга.
Личность как объект исторического процесса находится под влиянием многих экономических, политических, правовых, моральных и других факторов. Именно в его характеристиках наиболее отчетливо проявляется социальная природа человека. В то же время, личность обладает характеристиками индивидуальности, зависящими от биологических, врожденных свойств нервной системы и психики. К последним относятся типологические свойства высшей нервной деятельности и обусловленные ими особенности психических процессов и состояний. В рассматриваемом здесь аспекте, по мнению И.Н. Сорокотягина, личность является носителем психических качеств, присущих способному члену общества, который осознает свою роль в нем. Таким образом, личность является индивидуально выраженным набором психофизиологических систем — свойств, определяющих мышление и поведение конкретного человека.
Чтобы узнать человека, необходимо понять, что ему удалось сделать как члену общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится, чего, по его мнению, еще не достиг и как намерен достичь поставленной цели.
Психологическая структура личности формируется под воздействием следующих четырех подструктур или сторон: а) социально обусловленные характеристики личности; б) индивидуально приобретенный опыт (знания, умения, навыки, привычки, уровень психологической культуры личности); в) индивидуальные характеристики индивидуальных психологических процессов (формы рефлексии); г) биологически обусловленные характеристики личности (темперамент, инстинкты, черты).
Понятие «социально детерминированные черты личности» не может быть понято без овладения сутью понятия «направленность». Одни ученые рассматривают направленность как черту личности и ставят ее на один уровень с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов. На наш взгляд, направленность человека обусловлена интересами, склонностями, идеалами, убеждениями человека, в которых выражено его мировоззрение. Направленность включает в себя потребности — мотивационную сферу, систему взаимоотношений. Общая личностная ориентация включает в себя трехуровневую (желания, потребности, установки) систему мотивов. В каждом случае человек действует либо по собственной инициативе, из необходимости, либо в результате опыта (в зависимости от настроя).
Целеустремленность человека — это сложная личностная черта, включающая в себя систему мотивов, определяющих его деятельность и избирательные установки.
При выполнении действий и поступков люди исходят из разных мотивов. В процессе своей деятельности они имеют различные цели и перспективы и избирательно относятся к окружающим социальным ценностям (образование, общественная деятельность, дисциплина, коллективные обязательства и т.д.). Осознание и долг, потребности и убеждения, отношение и привычки, цели и перспективы — все это разные элементы осознания. Есть нечто центральное в наших социальных и моральных практиках, которое направляет наше поведение, нашу цель в жизни, наш нравственный характер. Один из них характеризуется качествами и формами ориентации.
Обычно качествами ориентации человека являются: степень его духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и работоспособность. Под степенью зрелости ориентации мы понимаем социальную значимость главного стремления личности, ее нравственно-политический облик, степень ее идеологии. Здесь важна широта ориентации личности, ее творческий диапазон. Существует неизмеримое количество вариаций: одни люди имеют узкий диапазон, другие — широкий и т.д. Интенсивность ориентации человека может варьироваться от смутных желаний, сознательных устремлений и активного стремления к полному убеждению.
Формы ориентации личности включают в себя притяжение — смутное стремление к объекту или действию; желание — ориентация, при которой человек сознательно осознает, что он ищет; интерес — сознательная форма ориентации на объект, вызванная желанием познать его; мировоззрение — система взглядов, представлений и представлений о мире.
Даже самая сильная и сильная личностная ориентация не может проявиться в действиях человека, если его эффективность слаба. Эффективность личности — это реализация ее идеологических мотивов. Это проявляется в степени волевой активности человека по реализации своих целей и намерений. Эффективность ориентации зависит от стабильных мотивов, которыми человек руководствуется в своей деятельности. Ориентация на личность всегда тесно связана, влияет и в некоторой степени зависит от других ее характеристик и состояний.
Индивидуальное выражение отдельных психических процессов определяется формами психической рефлексии — единством процедурного и содержательного в психике: памятью, эмоциями, мышлением, чувствами и волей.
По мнению У.В. Чуфаровского, личность, которая вышла из животного мира через труд, развилась в обществе и общалась с другими людьми через язык, становится личностью — субъектом познания и активной трансформации действительности. Если рассматривать взрослого, нормального человека и новорожденного, дефектного человека, который не способен выучить язык и простые навыки, то только первый может быть личностью, то есть социальным существом, которое вовлечено в социальные отношения и становится фигурой социального развития.
Содержание личности включает в себя как предметное содержание опыта человека, так и его отношение как субъекта к этому предметному содержанию и связанную с ним систему ценностей, идеалов, убеждений, которая является не только знанием, но и мотивацией к тому или иному действию.
Форма личности характеризуется особенностями способа реализации ее содержания, ее установок. Определение или нерешительность, мужество или трусость, постоянство или лабильность, твердость или податливость, твердость или непоследовательность, гармония или внутреннее противоречие и т.д. — Все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов содержания личности.
Таким образом, по мнению В.Н. Мясищева, связь содержания и формы означает переход к действию и реализуется в поведении. Когда идеи и принципы адекватно воплощаются в образе действий, в действиях, это и есть «форма» содержания личности, поэтому согласованность формы и содержания воспринимается как личностная черта — согласованность, последовательность, приверженность принципам. Воплощение идеи в образ действий — это в то же время союз социального с индивидуальным: Индивидуум в действии (индивидуум) реализует идею, обусловленную социальными отношениями (общественными).
Характеристики личности и общества
Личность — это система социально значимых характеристик индивида, степень усвоения им социальных ценностей и способность их реализации.
Если понятие личности включает в себя общие качества homo sapiens, представителя человеческого рода, то понятие личности ассоциируется с понятием индивидуальности, с его творческой интерпретацией социальных качеств и уникальной системой отношений индивида с миром, с его индивидуальными способностями к социальному взаимодействию.
Человек как личность характеризуется уровнем развития своего сознания, соотношением его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В характеристиках личности проявляются способности данного человека к участию в социальных отношениях.
Существенным аспектом личности является ее отношение к обществу, к личности, к самому себе, к своим социальным и профессиональным обязанностям. Личность характеризуется степенью осознания своих взглядов и их стабильностью. В человеке важна не только его позиция, но и способность реализовывать свои установки. Это зависит от стадии развития творческих способностей человека, его навыков, знаний и умений, эмоциональной воли и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.д. Эти качества формируются в процессе жизни человека, но на совершенно определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомические и физиологические особенности, основные свойства нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе существуют возможности его будущего духовного развития. Но человек становится человеком только через социальную наследственность — через приобретение опыта предыдущих поколений, закрепленного в знаниях, в традициях, в объектах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Естественные аспекты человека не должны противоречить его социальной природе. Человеческая природа сама по себе является не только продуктом биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке не может быть понято как присутствие в нем «животной» стороны. Все природные биологические характеристики человека — человеческие, а не животные.
Однако формирование человека как личности происходит только при определенных социальных условиях. Требования общества определяют как модели поведения людей, так и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд кажется естественными характеристиками человека (например, чертами характера), на самом деле является затвердеванием в личности общественных требований к его поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими социально обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Личностное развитие — это постоянное расширение их возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития человека определяется его характерными установками. Низкий уровень развития личности характеризуется тем, что их отношения в основном обусловлены утилитарными, меркантильными интересами. Наивысший уровень развития личности характеризуется преобладанием социально значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый человек решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как он решает эти задачи. Одни и те же трудности и конфликты решаются разными людьми по-разному (вплоть до криминала).
Понять личность — значит понять, что и как она решает жизненные задачи и с какими основными принципами она решает эти задачи.
Различают социализированных (адаптированных к условиям социальной жизни), дессоциализированных (девиантных, отклоняющихся от базовых социальных условий — крайние формы девиации маргинальны) и психологически ненормальных (психопатов, невротиков, умственно отсталых и с личностными акцентуациями, «слабых мест» психической саморегуляции).
Можно выделить ряд характеристик социализированного человека, который находится в пределах психологической нормы.
Помимо социальной адаптации, развитая личность обладает личной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такой человек сохраняет свою жизненную стратегию, сохраняет приверженность своим позициям и ценностным ориентирам (целостность личности). Возможные психологические срывы в экстремальных ситуациях предотвращаются системой механизмов психологической защиты (рационализация, репрессии, переоценка ценностей и т.д.).
Нормальная личность находится в состоянии постоянного развития, самосовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, переживая «радость завтрашнего дня» и ищет возможности для реализации своих способностей. В сложных условиях является толерантным, способным к соответствующим действиям.
Психически уравновешенная личность устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, чутко реагирует на их потребности и интересы.
Стабильный человек, строя жизненные планы, начинает с реальных возможностей и избегает раздутых желаний. Хорошо развитый человек обладает сильным чувством справедливости, совести и чести. Она целеустремленна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не жестка и способна корректировать свое поведение. Она может ответить на сложные жизненные запросы тактической лабильностью без умственных отставаний. Она видит источник своих успехов и неудач в себе, а не во внешних обстоятельствах. В сложных жизненных ситуациях она способна взять на себя ответственность и идти на приемлемый риск. Помимо эмоциональной устойчивости, она всегда сохраняла эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая сильным чувством собственного достоинства, она способна смотреть на себя со стороны, не без чувства юмора и философского скептицизма.
Сознание своей обособленности позволяет человеку быть свободным от произвольных, переходных социальных условий, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарного угнетения. Ядро личности связано с ее высочайшим психическим качеством, духовностью. Духовность является высшим проявлением существа человека, его внутренней приверженности к человеку, моральный долг, подчинение человека высшему смыслу своего существа. Духовность человека — это его сверхсознание, его ненасытная потребность в решительном отказе от всего, что является невежественным, его бескорыстная преданность высоким идеалам.
Автономия человека — это его дистанция от недостойных стремлений, сиюминутного престижа и псевдообщественной деятельности.
Девиантная личность
Темой данного вопроса являются аспекты поведения личности, которые квалифицируются как девиантное поведение. Девиантное поведение занимает свою нишу среди психологических явлений. Он сосуществует с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.д. Эти явления рассматриваются с точки зрения медицинских норм по оси «здоровье — болезни — болезни». Мы считаем, что девиантное поведение человека не должно рассматриваться с точки зрения психопатологии. Девиантное поведение выражает социально-психологический статус человека по оси «социализация — дезадаптация — изоляция».
Известно, что в литературе термин «девиантное поведение» часто заменяется синонимом — девиантное поведение. В дальнейшем мы будем использовать два термина «девиантный» и «девиантный» как взаимозаменяемые, предпочитая первый, потому что он более понятный и знакомый.
Очевидная трудность в определении изучаемой концепции обусловлена главным образом ее междисциплинарным характером. В настоящее время этот термин используется в двух основных значениях. Девиантное поведение — предмет психологии, образования и психиатрии в смысле «действия, человеческих поступков, которые не соответствуют официально установленным или реально сформировавшимся нормам в данном обществе». В смысле «социального феномена, выраженного в относительно массовых и стабильных формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или реально сложившимся нормам и ожиданиям в этом обществе», он является субъектом социологии, права и социальной психологии. В данной работе я рассматриваю девиантное поведение в основном с первого аспекта — как проявление индивидуальной активности.
Определение понятия предполагает выявление существенных особенностей явления. Целесообразно выделить те особенности девиантного поведения личности, которые помогут нам отличить его от других явлений, а также, при необходимости, определить его наличие и динамику в конкретном человеке Змановская Е.В., Девиантология, Москва, 2003, с. 17.
Девиантное поведение человека — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным общественным нормам. Иными словами, это действия, которые не соответствуют существующим законам, правилам, традициям и общественным установкам. При определении девиантного поведения как поведения, отклоняющегося от норм, важно помнить, что социальные нормы меняются. Это, в свою очередь, придает девиантному поведению исторически эфемерный характер. Например, отношение к курению варьируется в зависимости от эпохи и страны. Следовательно, девиантное поведение — это нарушение не всех социальных норм, а только тех, которые наиболее актуальны для конкретного общества в конкретный момент времени.
Девиантное поведение и его проявление приводят к негативной оценке со стороны окружающих. Негативные оценки могут принимать форму социального неодобрения или социальных санкций, включая уголовные. Санкции в первую очередь выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. С другой стороны, они могут привести и к таким негативным явлениям, как клеймение человека — приписывание ему дурной славы. Например, хорошо известны трудности реинтеграции лица, отбывшего наказание и вернувшегося к «нормальной» жизни.
Попытки человека начать новую жизнь часто срываются недоверием и отторжением окружающих. Постепенно формируется девиантная идентичность (самоощущение) из этикетки «девиант» (наркоман, преступник, самоубийца и т.д.). Таким образом, плохая репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным изменениям и приводит к повторному девиантному поведению.
Отличительной особенностью девиантного поведения является то, что оно причиняет реальный вред самому человеку или окружающим его людям. Это может привести к дестабилизации существующего порядка, нанесению морального и материального ущерба, физическому насилию, боли, ухудшению здоровья. В своих самых экстремальных формах девиантное поведение представляет прямую угрозу жизни, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «жестких» наркотиков. Психологическим признаком вреда являются страдания, испытываемые самим человеком или другими людьми.
Этот атрибут означает, что девиантное поведение является деструктивным: в зависимости от формы — деструктивным или авторазрушающим. На наш взгляд, такие очевидные социальные явления, как радикальность, креативность и маргинальность, не соответствуют этому критерию и не являются девиантным поведением. Несмотря на то, что они также отклоняются от общепринятых норм и тем самым раздражают консервативную часть населения, эти явления приносят пользу обществу, а не опасны. Таким образом, радикально настроенные индивиды стремятся к радикальным изменениям в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Творцы, преуспевающие в нестандартности, выступают в роли исследователей и первооткрывателей. Маргиналисты идут против большинства и раздвигают границы социальных норм. Вышеперечисленные явления могут быть объединены. Например, поведение подростков часто отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировками или даже шрамами, не обязательно должен быть четко классифицирован как девиантный. Но тот же подросток, употребляющий героин, явно демонстрирует девиантное поведение с высоким риском для жизни. Поэтому девиантное поведение по своей природе разрушительно.
Поведение, о котором идет речь, можно описать, главным образом, как упорно повторяющееся (повторяющееся или упорное). Например, если семилетний ребенок однажды взял у родителей небольшую сумму денег за конфеты, не спросив об этом, то определение такого поведения как девиантного было бы недостаточно точным.
Напротив, систематическое, умышленное хищение несовершеннолетним денег было бы формой девиантного поведения. Другой широко используемый пример — эпизодическое потребление алкоголя, которое в ряде случаев признано вполне допустимым или даже полезным.
У этого правила есть исключения. Например, даже одна попытка самоубийства представляет серьезную опасность и может считаться девиантным поведением человека.
Для того чтобы поведение считалось девиантным, оно должно соответствовать общей ориентации человека. Однако это поведение не должно быть результатом ненормальной ситуации (например, поведение при посттравматическом синдроме), кризисной ситуации (например, реакция скорби на смерть близкого человека в первые месяцы жизни) или реакции самообороны (например, реальная угроза жизни).
Развитие личности и самообразование
Формирование и развитие личности — это сложный и длительный процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы постоянно взаимодействуют и меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Таким образом, на первом этапе, который в основном включает в себя дошкольный возраст, личностное развитие полностью определяется ситуацией, непосредственной средой. Внешние воздействия и имитация играют решающую роль в формировании личностных качеств ребенка. По мере роста знаний и опыта внутренние факторы начинают все больше определять характер поведения ребенка. Таким образом, понятие хорошего и плохого поведения начинает регулировать собственные действия старшего дошкольника. По мере того, как знания развиваются и накапливаются в процессе обучения и воспитания, внутреннее начинает доминировать над внешним в регулировании поведения. Подросток руководствуется определенными принципами и исходит из намеченных жизненных перспектив. В средней школе процесс трансформации знаний в убеждения заканчивается, идеал проясняется, поведение становится принципиальным Васильевым В.П., Правовая психология, Москва, 2004, с. 85.
Внутренняя обусловленность поведения не отменяет важности и влияния внешней среды. О такой зрелости личности говорят только тогда, когда она подходит к какому-либо вопросу с определенных установленных позиций, принципов, когда внешнее преломляется внутренним и оценивается соответственно и принимается или отвергается, когда совесть становится регулятором морального поведения.
И.М. Сеченов писал о закономерностях развития, заключающихся в том, что «…в своих действиях человек постепенно освобождается от прямых воздействий материальной среды; действия основываются не только на чувственных мотивах, но и на мыслях и нравственных чувствах…». Таким образом, развитие личности под влиянием обстоятельств и образования приводит к ее растущей автономии и независимости.
Г.С. Костюк, развивая позицию о внутренних закономерностях развития психики ребенка, показывает, как внешнее формирует внутреннее, как происходит переход «от более низких уровней регуляции взаимодействия со средой к более высоким уровням, к более высоким формам саморегуляции». Совершенно очевидно, что чем более независима личность, тем более творчески она влияет как на внешний мир, так и на свой внутренний мир.
Таким образом, под воздействием внешних сил, особенно образования, развитие постепенно превращается в саморазвитие, главной силой которого является самообразование и самообразование.
Самообразование является закономерным явлением развития личности. В соответствии с социальной системой самообразование имеет различную ориентацию, удельный вес и эффективность. В авторитарном обществе индивидуальная самодеятельность подавляется и ликвидируется, в то время как в обществе, основанном на коллективных принципах, роль и значение самообразования возрастают. В капитализме, где человек — волк, каждый стремится развить те качества, которые позволят ему выжить или победить против своих товарищей. Поэтому в руководствах по самообразованию, таких как пособия в Соединенных Штатах, содержатся такие советы, которые позволили бы человеку зарабатывать деньги и преуспевать в бизнесе.
В социалистическом обществе самообразование руководствуется социальными мотивами — стать уважаемым членом коллектива. Уважаемый член коллектива — это не человек, который слепо повинуется требованиям других, а работник, который активен и инициативен в своем образовании и образе жизни. Самообразование людей в капиталистическом и социалистическом обществах ориентировано по-разному, что отражено в теориях самообразования.
Согласно буржуазной теории, самообразование рассматривается только как личностно значимый процесс. Он видит источники, цели и средства самообразования в самом человеке. Отсюда и лозунг: «Загляните внутрь себя, чтобы развить уникальное «я»». Иными словами, самообразование рассматривается как процесс самосовершенствования изолированной личности.
В действительности, самообразование определяется обществом и служит определенным общественным интересам. Самообразование происходит на определенном этапе развития личности, который подготавливается внешними условиями, образованием и жизненным опытом человека. В процессе жизни человек знакомится с собой и другими людьми и учится адаптировать требования других людей к своим собственным возможностям. В процессе обучения закладываются нравственные основы личности, формируются нравственные идеи и понятия, убеждения, нравственные привычки и, наконец, нравственный идеал, который регулирует поведение в настоящем и определенный план жизни в будущем.
Таким образом, по мере развития человека самообразование начинает играть все большую роль и становится все более выраженным и эффективным.
Таким образом, самообразование происходит только на определенном уровне морально-психологической зрелости личности, обусловленном как жизненными обстоятельствами, так и образованием.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психология межличностных отношений. Взаимоотношение людей в группах
- Развитие воображения
- Сюжетно-ролевая игра как средство гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет
- Тактическая подготовка военнослужащих
- Психология рекламы, убеждающая сила рекламы
- Дисгармонии в структуре характера и личности человека
- Особенности познавательной деятельности при депрессиях
- Сновидения: причины, виды, научное толкование сновидений
- Методы психологии стресса
- Психологическая коррекция аутизма