Оглавление:
Самосознание — это прежде всего процесс, посредством которого человек познает себя. Самосознание характеризуется, прежде всего, своим продуктом — самоощущением, «Я-образом». Самовосприятие, являющееся продуктом самосознания, является как его существенным состоянием, так и важным фактором, определяющим поведение человека. Структура самосознания личности обычно делится на две основные составляющие: познавательную — представление о своих качествах, способностях, внешнем виде, социальной значимости и т.д., и эмоциональную — самоощущение, самооценка и т.д. Иногда эти компоненты рассматриваются как самопознание и самоощущение в истинном смысле этого слова и интегрируются в рамки «самоощущения», адекватное формирование которого является условием оптимальной адаптации человека к социальной среде.
К концу более высокого дошкольного возраста у детей развивается первое Я-образование, так называемое «Я-образование», которое позволяет ребенку развить внутреннюю позицию в отношении отношений с другими людьми. Исходя из внутренней позиции, ребенок стремится занять определенную позицию среди сверстников и взрослых.
Анализ психологических исследований и педагогической практики убеждает нас в важности и необходимости изучения «эгоистического образа» детей. Как ребенок приходит к определенному образу себя, какие внутренние операции он выполняет в процессе, какой образ лежит в его основе — эти вопросы сейчас интенсивно изучаются.
Хорошо известно, что процесс формирования личности сложен и многослойен. Возраст 5-6 лет является важным периодом во всем психическом развитии ребенка. В этот период закладывается основа для его самооценки. А в связи с переходом к школьному обучению детей с 6 лет проблема самопознания ребенка, его сильных сторон и способностей приобретает особое значение. Это в значительной степени влияет на начало успешной школьной карьеры.
В то же время, важнейший вопрос о том, как человек формирует тот или иной образ себя, на основе каких стандартов, суждений, выводов, образов, несмотря на всю огромную важность и большой интерес к нему, до сих пор остается малоисследованной проблемой.
Это противоречие позволило выделить тему из вышеописанной проблемы: «особенности развития представлений о себе у детей дошкольного возраста».
Проблема исследования самосознания в отечественной и зарубежной психологии
Многие исследования в интернатной психологии посвящены проблеме самосознания. Эти исследования сосредоточены в основном на двух группах вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова проанализировала в общих теоретических и методологических аспектах вопрос формирования самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. Другая группа исследований занимается более конкретными вопросами, связанными, прежде всего, со спецификой самооценки и ее взаимосвязью с оценками других. Исследования А.А. Бодалева по социальному восприятию обострили интерес к вопросу о связи между чужим и самоощущением.
Работы И.С. Кон, успешно сформировавшие синтез философского, общего и социально-психологического, историко-культурного аспектов, теоретических вопросов и анализа конкретных экспериментальных данных, открыли много новых граней этой, пожалуй, старейшей проблемы в психологии. Иностранная литература на темы, связанные с психологией самосознания, необычайно богата — достаточно сослаться лишь на несколько недавних монографий с обширной библиографией. Термины «Я» и «самосознание» также входят в число центральных понятий в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования. Тем не менее, А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему «высокой жизненной важности, венчающей психологию личности», в целом посчитал ее нерешенной, так как она «ускользает от научного и психологического анализа».
Психологический аспект изучения проблемы самосознания предполагает раскрытие особенностей самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегуляцию действий человека в области поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.
Изучение самосознания как психического процесса не ставит его в один ряд с другими психическими процессами — восприятием, мышлением, памятью, хотя оно может существовать только на их основе и проявляться через них. Психологический «механизм» самосознания носит интегративный характер. Каждый акт самосознания включает в себя не только отдельные психические процессы в различных комбинациях, но и всю личность в целом — систему ее психологических характеристик, особенности мотивации, приобретенный опыт на различных уровнях обобщения, наконец, эмоциональное состояние личности в данный момент. В психологической жизни личности, в ее структуре, самосознание, наряду с сознанием, является центральным строительным блоком. Это необходимое условие целостности и непрерывности формирования внутреннего мира личности.
Одним из фундаментальных и методологически важных вопросов при анализе проблемы самосознания является прояснение отношений между сознанием и самосознанием. По своему происхождению они являются явлениями порядка психики, суть которых можно понять только на основе теории рефлексии. Несмотря на специфику их проявлений и развития, их можно разделить только абстрактно, поскольку они внутренне объединены в реальную деятельность человека — в процессах сознания, самосознание присутствует в виде осознания связи акта сознания с «Я», в то время как процессы самосознания могут реализовываться только на основе сознания.
Самосознание в более или менее отчетливой форме своего проявления появляется онтогенетически, несколько позже сознания. Этот факт заставил некоторых исследователей утверждать, что самосознание является высшей ступенью сознания. С таким мнением вряд ли можно согласиться, поскольку, несмотря на общую генетическую природу и неразрывную взаимосвязь в процессе формирования, сознание и самосознание имеют своеобразные «стадии», линии развития, «разделяющие» эти явления психики.
Говорить об уровне соотношения сознания и самосознания — это проводить анализ в рамках категорий «выше-ниже» и «просто-комплекс». Очевидно, что такой метод анализа является эксклюзивным, так как оба психических явления достаточно сложны сами по себе и каждое представляет собой многоуровневую систему. Процессы сознания, в их высших проявлениях, выявляют тонкую адаптивную и регулятивную деятельность, которая столь же сложна, как и акты самосознания.
Самосознание, однако, не является отдельным феноменом психики. Это сознание с другой ориентацией. Человек не только осознаёт действие объектов реального мира и выражает своё отношение к ним через свои переживания; отделяя себя от этого мира и сталкиваясь с ним, он также осознаёт себя как личность, свою особенность и идентичность, и имеет определённое отношение к себе. В то время как сознание направлено на весь объективный мир, объектом самосознания является сама личность. В самосознании он действует и как субъект, и как объект познания.
С точки зрения психологического анализа, самосознание — это сложный психический процесс, суть которого заключается в том, что личность воспринимает многочисленные «образы» себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми, и объединяет эти образы в единое целое — в представлении, а затем и в концепции собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. В результате этих разворачивающихся актов самосознания, которые становятся все более сложными, формируется более полный, более глубокий и адекватный образ «я» по мере того, как все больше образов интегрируется в понятие и воображение «я». Структурно самосознание — это единство трех сторон — познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самосознание) и активно-волевой, регуляторной (саморегулирование).
Существует понятие, согласно которому происхождение самосознания связано с внутриутробным развитием; наиболее важную роль играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограничения своего тела. Хотя почти все авторы подчеркивают важность межличностных отношений для развития самосознания, механизмы влияния отношений ребенка со взрослым и, как следствие, форма возникновения самосознания и возраст его формирования рассматриваются по-разному. Авторы, рассматривающие развитие ребенка в психоаналитической традиции, понимают процесс возникновения самосознания как процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный определенными соматическими процессами, уменьшается у ребенка с появлением матери; соответственно, ребенок начинает отличать мать от остального мира и отделяется от матери.
Развитие самосознания в онтогенезе
Самосознание — это сложный ментальный процесс, который проявляется, прежде всего, в восприятии многочисленных «образов» себя в различных ситуациях действия и общения. Эти «образы» формируются сначала на основе представлений других людей о человеке, а затем на основе отношения представлений других людей к своим собственным. Другими словами, они всегда являются результатом социального взаимодействия между человеком и его окружением. Первоначальное, эмоциональное Я-образование себя интегрируется в целостное целое, образ, а затем в концепцию Я как субъекта, отличающегося от других. Процесс самосознания достигается путем перехода от индивидуальных, ситуационных образов себя к идентификации сущностного и неповторимого в себе.
Формирование самосознания в онтогенезе проходит через ряд крайне сложных этапов, связанных с возрастом психического развития человека. Условно можно выделить следующие основные онтогенетические этапы развития самосознания (основой предполагаемой классификации могут служить так называемые «кризисные точки» в развитии личности): от рождения до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 7 лет; от 7 до 12 лет; от 12 до 14 лет; от 14 до 18 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей психического развития эти возрастные группы могут меняться.
Рассмотрим особенности некоторых, наиболее необходимых для развития личности, этапов самосознания. Развитие самосознания начинается на самых ранних стадиях онтогенеза с процесса отделения ребенка от мира предметов и других людей. Поначалу он не может отличить себя от других. Он также не может отличить свои собственные движения, которые он делает, от тех, которые принадлежат ему, но сделаны взрослым, пока он ухаживает за ребенком. Первые игры ребенка, сначала с частями его тела (руками, ногами), а затем с объектами внешнего мира, показывают первичную дифференциацию его активной и пассивной роли в двигательной активности. Физическое «я», индивидуальные органы чувств и части тела ребенка постепенно распознаются в процессе двигательной активности, при манипуляциях с объектами, а также в процессе взаимодействия с взрослым. Перцептивный и двигательный опыт заставляет ребенка осознать свои сенсорные и двигательные способности, а через синтез индивидуальных представлений ребенок развивает первичный образ собственного тела, выражающийся в способности управлять частями тела и выполнять добровольные движения. В то же время ребенок идентифицирует себя с пространством, в котором он находится.
Вместе с отделением тела от окружающего пространства, оно также отделяет его от мира неодушевленных объектов. Когда вещи вызывают желание дотронуться до них или ухватиться за них, они приобретают «изолирующий конверт». Действуя с объектами и обнаруживая изменения во внешнем мире в результате этих действий, ребенок узнает не только об объекте, которым он манипулирует, но и о себе самом: Осознавая свои действия с объектами, он также осознает, что он является причиной этих действий.
Необходимым условием развития самосознания является способность ребенка самостоятельно передвигаться в пространстве. Этот факт представляет собой начало новых форм взаимоотношений со взрослым, открывает новые пути и источники самопознания, расширяет границы самопознания как самостоятельного субъекта.
Особое значение для дальнейшего развития самосознания имеет появление и развитие языка, который вовлекает ребенка на качественно новый уровень в сферу своих отношений со взрослыми и другими детьми. На основе мнемической функции речи он запоминает эпизоды, события из своей жизни, постепенно накапливает познавательный и аффективный опыт о себе, а развитие более сложных форм мышления позволяет представлять эти переживания с определенной степенью обобщения.
Дальнейшее развитие самосознания детей связано с назначением импульсов на выполняемые действия, с их временной регуляцией. Мотивация выражается, прежде всего, в желаниях ребенка. «Сознание желания, его отнесение к самому себе, сознание действия как способа реализации этого желания связано с формулированием ребенком цели действия, с умением сохранить эту цель и практически ее реализовать. Осознание действий, целей деятельности и мотивов поведения означает начало формирования психологического «Я» ребенка. Хотя первые формы мотивации действий ребенка все еще несовершенны — мотивы ребенка на ранних стадиях онтогенеза все еще нестабильны и подвержены импульсивным воздействиям — с осознанием мотивов его действий начинается формирование ментального «Я» ребенка.
Третий год жизни — это время интенсивного умственного развития. Если раньше ребенок не думал о себе отдельно от привычных условий, испытывал чувство связи со своим окружением, называл себя по имени, говорил о себе в третьем лице, то в возрасте 3 лет «это слияние ребенка с окружением внезапно исчезает, и личность вступает в тот период, когда необходимость самоутверждения и обретения самостоятельности приводит ребенка в серию конфликтов». Прежде всего, это противопоставление себя другим, часто полностью отрицательное. В результате ребенок бессознательно оскорбляет окружающих просто потому, что хочет испытать свою собственную независимость, почувствовать свое собственное существование. В этих случаях единственной формой самоутверждения является сама победа. Побежденный сильной волей другого человека или необходимостью, ребенок мучительно переживает умаление своего собственного существа».
Проявление негативизма и настаивание на собственной позиции в этот период можно рассматривать как своеобразную «тренировку» ребенка в познании своих способностей и их пределов.
Это период, когда в психическом мире личности формируются нравственные системы и комплексы, которые в дальнейшем могут развиваться в постоянные черты личности. На данном этапе характер отношений ребенка со взрослым имеет решающее значение. Поскольку ребенок еще не обладает достаточными знаниями о себе и о своем самоощущении, он спонтанно принимает отношение близкого взрослого (мамы, отца и т.д.). Таким образом, источником первичной самооценки его личности «на доверии» становится общепринятое отношение взрослого человека. Например, необоснованно высокая самооценка может быть вызвана постоянной, часто неуместной похвалой ребенка, а наоборот, акцентирование внимания на негативных аспектах в поведении и поступках ребенка (часто неправильных), недоверие к его сильным сторонам и способностям может привести к формированию негативного отношения к ребенку, удушению активности и нежеланию стремиться к лучшему. «Отношение к себе как к неисправимому или особенно гениальному — это своеобразный стереотип человеческих отношений к другим и к самим себе, и является, как и все стереотипы, прямым продуктом, прямым следствием системы общения и деятельности, которая является образом жизни ребенка…». Именно в образе жизни ребенка, и особенно в том, как он общается с окружающими, лежат фундаментальные и определяющие причины поведения детей, их характер, склонности».
Развитие самосознания после 3-х лет идет в направлении большего самоутверждения личности ребенка, происходит дальнейшее накопление его познавательных, аффективных и волевых переживаний, что выражается в повышении адекватности самооценки.
В период от 7 до 12 лет процесс разработки концепции самосознания проходит гладко, без существенных скачков и кризисов. В этот период накапливаются умственные резервы, которые придают уверенность в себе основной генетической формы в подростковом возрасте.
Внутренний мир ребенка в целом образование
Исследования психологов об основах психического развития детей, особенно самоощущения, показали, что через общение со взрослыми и сверстниками формируется образ «я», который является достаточно устойчивым формированием до пятилетнего возраста.
В этом контексте внутренний мир ребенка не только приобретает качественно новую субъективную окраску, но и становится важнейшим регулятором жизнедеятельности. Таким образом, даже маленькие дети дошкольного возраста учитывают свои способности и умения в каждом действии. Это указывает на то, что они более или менее реалистично воспринимают себя. По мнению Чаматы, П.Р., формирование представлений о себе, соответствующих реальным способностям ребенка, требует «гармоничного сочетания информации, которую ребенок приобретает в индивидуальном опыте с оценками и знаниями о себе, которые он накапливает через общение».
Исследования С.Г. Якобсона выявили факт, свидетельствующий о внутреннем сопротивлении ребенка отрицательной оценке со стороны других людей. Для того чтобы ребенок мог распознать свое негативное поведение, необходимо, чтобы другие — как взрослые, так и сверстники — распознавали и подчеркивали соответствие личности ребенка в целом позитивной норме. Позиция ребенка перед лицом негативной оценки других — это, прежде всего, «то позитивное Я-образование, то позитивное Я-образование, присущее подавляющему большинству детей дошкольного возраста» 62, с. 52. Таким образом, в работе подчеркивается, что только преодоление самим ребенком противоречия между позитивным Я-образованием в целом и негативным отношением, связанным с оценкой его индивидуальных поступков, служит механизмом формирования поведения, соответствующего нравственным нормам.
Внимание исследователя сосредоточено, прежде всего, на выявлении особенностей взаимодействия ребенка с другими людьми — взрослыми и сверстниками — с точки зрения его осознания себя субъектом такого взаимодействия.
Подход к изучению самосознания ребенка, во-первых, наиболее полно осознает установку на то, что мир человеческой индивидуальности, обусловленный объективными условиями, тем не менее, создается собственной творческой деятельностью человека, его самодвижением, а во-вторых, необходимо рассматривать не индивидуальные проявления самосознания ребенка, а изучать его внутренний мир в целом. Целостность отражает определенную полноту, внутреннее единство того или иного образования, его автономию и независимость от окружающей среды.
Применение этого подхода к изучению самосознания дошкольников открывает перспективы для раскрытия специфики внутреннего мира растущей личности, ее функций и условий развития.
Если мы раскрываем понятие «внутренний мир», мы выделяем его основные черты. Внутренний мир ребенка отражает объективные условия его существования во внешнем мире окружающей среды и является относительно автономным. Автономия проявляется в постоянной деятельности ребенка, направленной на самопознание и самоутверждение в окружающем социальном микроокружении.
Самопознание и самоутверждение являются неотъемлемой частью процесса формирования ребенка как социального существа, как личности, и возникают они только под влиянием оценочного отношения взрослых в процессе общения с ребенком. Отношение взрослого к ребенку позволяет ребенку воспринимать себя, т.е. «взгляд изнутри» на себя как на объект знаний и опыта. Психолог В.С. Мухина пишет: «В детстве ребенок еще не знает себя. Ребенок учится сам в зеркале и внимательно смотрит на фотографии, а здесь его ждет новая работа — нужно найти себя среди сверстников. Мать, отец, дядя, тетя, некоторые часто появляются, другие редко….. все загадочные фигуры, чье происхождение неясно, и чье поведение озадачивает». И далее: «Но как только ребенок находит, — пишет автор, — что у него есть мать, которая исполняет его желания или идет против них, отец приносит деньги, а тети приносят шоколад, как он обнаруживает в своем сознании, где-то внутри себя, новый, но удивительный невидимый мир».
Внутренний мир является социальным по своему происхождению и содержанию. Его появление связано с тем отношением, которое проявляют окружающие, одобряя или осуждая различные формы деятельности ребенка. Отсюда и решающая роль социального микроокружения в процессе формирования представлений ребенка о себе.
Показывая ребенку свое отношение, взрослые помогают ему сориентироваться, увидеть себя в другом человеке, как в зеркале, вооружить ребенка стандартами оценки, метками и знаниями о других людях. В зависимости от стиля воспитания взрослые способствуют появлению у ребенка высокой или недостаточной самооценки, вызывают у него чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворенностью собой, мысли, направленные на сравнение себя с другими детьми, ожидания от возможных действий (по отношению к себе) со стороны окружающих. Во всех случаях взрослые пробуждают активность ребенка, объектом которой является не внешний предметный мир, а сам ребенок как субъект взаимодействия с этим миром. Все действия и переживания ребенка, возникающие в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, группируются и концентрируются вокруг «я» ребенка благодаря оценочному влиянию окружающих его людей, особенно близких взрослых.
Процесс интенсивного формирования внутреннего мира ребенка как целостного образования происходит в возрасте 2,5-3 лет. Происходит внешний переход к «я», а за ним — глубокие изменения в сознании ребенка как субъекта действий, желаний и переживаний. В то же время форма восприятия ребенка влияет на его психологическое содержание. Б.Г. Ананьев считал, что использование местоимения «I» свидетельствует о переходе ребенка от представлений о себе к мыслям о себе.
С проявлением самостоятельности у детей дошкольного возраста появляется общеизвестное: «Я!». Иногда проявление независимости ассоциируется с негативизмом и упрямством. Все эти проявления деятельности отражаются во внутреннем мире ребенка: ребенок сначала действует, а затем распознает себя в новой способности.
В начале дошкольного возраста, в результате развития внутреннего духовного мира ребенка, возникает самопознание как «я». В результате активного «признания» своих сил и способностей, под влиянием накопленного опыта успехов и неудач в процессе профессионально-практической деятельности в общении ребенка со взрослыми и сверстниками происходит интенсивный процесс формирования индивидуальности. Но отношения в сфере внутреннего мира: к «я» и «не я», то есть отношения ребенка к себе как к субъекту жизненной деятельности, с одной стороны, и к окружающему социальному окружению, с другой. Известно, что даже маленький ребенок способен скрывать свои желания и внутренние импульсы от других. Будучи автономным и самодостаточным, внутренний мир ребенка открыт для внешних воздействий.
В начале среднего дошкольного возраста структура внутреннего мира ребенка уже является достаточно сложным образованием. У него есть «центр» и «периферия». В центре — знания ребенка о себе как о субъекте, его личности и самооценке, его отношении к окружающим людям и объективному миру.
Формирование внутреннего мира ребенка дошкольного возраста происходит под непосредственным влиянием воспитателей и неотделимо от его осознания себя «Я». Формирование образа «меня» — это не только механизм развития представлений растущей личности о себе, но и способ закрепления на субъективном уровне личностно значимых для ребенка отношений — с окружающими людьми, вещами, деятельностью и т.д., которые, закрепленные во внутреннем мире, становятся его ценностями.
Особенности формирования у ребенка дошкольного возраста самооценки
Взгляд ребенка дошкольного возраста на себя с высокой степенью условности можно рассматривать вне его единства с самооценкой. Однако некоторые авторы утверждают, что изображение «I» — это набор описательных, а не оценочных представлений о себе. Действительно, ребенок может не придавать особого значения каким-либо чертам и качествам, и будет делать это до тех пор, пока эти черты и качества не станут достоянием «авторитетов», которые их оценивают. Столкнувшись с оценочным влиянием взрослого, ребенок начинает ценить себя или стыдиться того, что стало объектом оценки. В этом случае те или иные качества становятся лично значимыми для ребенка и напрямую связаны с его образом «я».
Свидетельство того, что все качества, входящие в самооценку или образ «Я» ребенка, являются либо положительными, либо отрицательными, но не нейтральными, обнаруживается в формировании познавательной части образа «Я» (т.е. восприятия «Я»).
Оценки взрослых не всегда понятны по их влиянию на ребенка; развитие самосознания ребенка, т.е. его образа о себе, зависит, прежде всего, от того, как его видят другие люди — близкие взрослые, воспитатели, сверстники. Мы полагаем, что оценочные воздействия со стороны других людей не только не исключают возможности трансформации этих оценочных воздействий собственной деятельностью ребенка, но, напротив, их необходимо принимать.
Одной из основных особенностей формирования представлений ребенка о себе является то, что дошкольник очень сильно зависит от отношения к себе взрослого — от его мнений, оценок, внимания, доброты, ласки, поддержки, оценки других детей этим взрослым.
Помимо оценочного влияния взрослых, факторами, влияющими на самооценку ребенка, являются взаимодействие со сверстниками, знания, полученные по различным каналам (телевидение, художественная литература) о том, как ребенка следует считать хорошим. Построив образ себя, ребенок использует нормы, существующие в обществе, идеи сложного, красивого, узнаваемого — все это по-разному (в зависимости от социальной ситуации развития) трансформируется во внутренний мир ребенка.
Детям, в том числе старшим дошкольникам, трудно осознать свое сходство со сверстниками, особенно когда речь идет о личном самовыражении.
Самооценка ребенка дошкольного возраста до сих пор неотделима от особенностей его собственного поведения, которые он осознает благодаря тому, что взрослые обращают на него внимание в процессе воспитательного воздействия на него, а сверстники — в процессе взаимодействия с ним. Поэтому создание условий, в которых дети могли бы проявить себя морально, также является необходимым условием для формирования позитивного самосознания, которое не является иллюзорным, но соответствует реальному поведению ребенка. Активизация процесса сравнения себя со сверстниками — и особенно осознание их моральных достоинств — является мощным стимулом для развития рефлексивности, детских представлений о себе и связанных с ними внутренних позиций: «что я есть» и «что он есть», «как я есть глазами других».
Психологическая изоляция» ребенка как уникального и особенного существа и его отождествление со сверстниками представляют собой единство двух противоположных процессов, функционирование которых возможно только при фактическом взаимодействии детей под руководством учителя. Таким образом, ребенок формирует образ себя «извне», но только тогда, когда он активен как субъект общения и деятельности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические проблемы воли и безволия
- Взаимосвязь социометрического статуса ребенка дошкольника с личностными особенностями — Понятие черт личности в отечественной и зарубежной психологии
- Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии
- Восприятие рекламного сообщения — Психологические аспекты воздействия рекламы на личность
- Психические расстройства у женщин список и описание
- Психологические особенности толпы
- Концепция Д. Б. Эльконина
- Основы социально-психологической диагностики личности — История психологической диагностики
- Психология стресса
- Активность в психологии — Понятие активности в психологии