Оглавление:
Европейскую философию 17 века принято называть философией современной эпохи. Этот период характеризуется неравномерным социальным развитием. Например, в Англии произошла гражданская революция (1640-1688 гг.). Франция переживает рассвет абсолютизма, а Италия выброшена на передний план социального развития в результате победы контрреформации. Общее движение от феодализма к капитализму было противоречивым и часто принимало драматические формы в борьбе между могуществом, правом и деньгами.
Распад феодализма, зарождение и развитие капитализма связаны с достижениями в области экономики, технологий, социальных и политических преобразований. В Новую эру блестящие европейские ученые и мыслители, в свете новых знаний, улавливали различные проблемы, которые волновали умы современников, такие как смысл истории, власть, индивидуальная свобода, проблема Бога и мира. Человеческий опыт был провозглашен главным источником знаний о природе (Ф. Бекон), человек был признан главным инструментом познания мира (Р. Декарт). Мир был объявлен известным с помощью тех средств, которые были доступны человеческому разуму. Наука рассматривалась как сила, способная изменить природу и человека, а научные знания воспринимались как коллективное общественное благо.
XVII век иногда называют «веком гениев», имея в виду множество выдающихся ученых и философов (Галилей, Кеплер, Декарт, Паскаль, Лейбниц, Ньютон и др.), чьи научные и математические открытия определили научную революцию. Но дело было не только в великих научных открытиях. Необходимо было сформулировать идеалы и нормы научной деятельности, исследований и методов доказательства, которые позднее стали называться классическими и продолжают действовать в некоторых областях науки и по сей день.
Важным шагом в развитии эпистемологии стала европейская философия XVII века, сфокусировавшаяся на эпистемологическом вопросе. Изменяя сознание людей, идет дискуссия о научных знаниях, которая включает два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они связаны, но отличаются друг от друга, у каждого своя специфика. Изучение процесса познания философами Нового времени является отправной точкой для обсуждения метода познания и критериев истины знания.
В связи со всем этим философия Нового времени не является однородной по своей тематике и содержанию, она представлена различными национальными школами и личностями. Но, несмотря на все различия, суть философских поисков одна и та же: доказать, что существует фундаментальная идентичность между действительным и логическим состоянием вещей. На вопрос о том, как эта идентичность реализуется, существуют две философские традиции: Эмпиризм и рационализм. Спор между эмпиризмом и рационализмом является фундаментальным для философии Новой Эры. Представители эмпиризма (Бекон) считали единственным источником знаний, ощущений, опыта. Представители рационализма (Декарт) подчеркнули роль разума и преуменьшили роль сенсорного знания.
Успешное развитие природы в рамках капиталистического способа производства было немыслимо без развития естественных наук, а реализация новых общественно-политических идеалов требовала иной, по сравнению с теоцентризмом, модели участия человека в восстановлении мира. Новая эра возникла и развивалась под лозунгами свободы, равенства, индивидуальной активности. Основным инструментом для реализации этих лозунгов было рациональное знание.
Один из классиков философии Нового времени, Ф. Бэкон, выразил это в известном высказывании: «Знание есть сила, и обладающий знанием будет силен».
Характерные черты рационализма философии Нового времени
Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio — причина), философское течение, признающее разум основой человеческого познания и поведения. Она противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Возник в оппозиции к средневековой схоластике и религиозному догматизму, классическому рационализму XVII-XVIII веков (Р. Декарт, Б. Дебор, А. Рейнольдс). (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходили из идеи естественного порядка — бесконечной причинно-следственной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только через разум — как источник знания, так и критерий его истинности. Рационализм является одним из философских источников идеологии Просвещения.
Рене Декарт (1596-1650). Наиболее ярким представителем рационализма является Рене Декарт — французский философ, математик, физик и физиолог. Он признавал математику самой совершенной наукой и считал необходимым строить все остальные науки по ее образцу. Соответственно, главную роль в познании истины он отводил не опыту, а теоретическому мышлению, разуму. Он заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменных и функции, ввел множество алгебраических обозначений. Выразил закон сохранения импульса, дал понятие силы-момента. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревыми движениями частиц материи (вихрь Декарта). Введение понятия рефлекса (дуга Декарта). Его главные работы — «Геометрия» (1637), «Трактат о методе…». (опубликован в 1637 году в качестве введения к его «Трактату по геометрии»), «Начала философии» (1644).
Бенедикт Спиноза (1631-1677). Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основополагающем труде — «Этике». Рассуждения в «Этике» делятся на пять основных частей (о Боге, о природе и происхождении мысли, о происхождении и аффектах, о несвободе человека или власти аффектов, и о власти разума или свободе человека).
Мысль рассматривалась как своего рода самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод: порядок и согласованность идей такие же, как порядок и согласованность вещей. И то, и другое — лишь следствия божественного бытия: любить то, что не имеет начала и конца, значит любить Бога. Любить то, что не имеет начала и конца, значит любить Бога. Чем совершеннее мысль, тем шире круг вещей, с которыми соприкасается человек, то есть тем активнее его предмет. Мера совершенства мысли определяется мерой ее соответствия общим законам природы, а истинные правила мысли — это правильно усвоенные общие формы и законы мира. Понять вещь — значит увидеть за ее индивидуальностью универсальный элемент, перейти от способа к сущности. Разум пытается постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта гармония достижима, когда разум, не довольствуясь непосредственным наблюдением, исходит из совокупности впечатлений.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716). В эпистемологии обозначает идеалистический рационализм и возможность сочетания сильных сторон эмпирического и рационального методов познания.
Признает существование врожденных способностей к рассуждению и отвергает картезианское утверждение о том, что в разуме существуют врожденные идеи. Разум считается источником знаний; он содержит врожденные идеи, которые не всегда четко осознаются нами. Их понимание требует умственных усилий. Лейбниц разработал доктрину о врожденной способности разума познавать высшие категории бытия и всеобщие и необходимые истины логики и математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704). Он предвосхитил принципы современной математической логики и рассматривал ее как науку о всех возможных мирах. Он обладал современной формулировкой закона тождества. («Об искусстве комбинаторики», 1666). Он является одним из основателей дифференциального и интегрального исчисления. Он придавал большое значение концепции вероятности и разработал доктрину анализа и синтеза.
Рационалистическая философия Р. Декарта
Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, стоявший у истоков рационалистической традиции.
Отправной точкой в концепции Декарта является сомнение. Позиция Декарта заключается в том, что истинность пропозиции можно проверить, только подвергнув ее сомнению. Однако для такой позиции есть очень рационалистическая причина: только то знание, в котором нельзя сомневаться, может считаться абсолютно истинным. Другими словами, для Декарта сомнение кажется путем к истине: Декарт считал, что только подвергая сомнению все уже существующие знания, можно прийти к основам, которые могут служить отправной точкой для любого дальнейшего спора, поскольку первый принцип, основа всех знаний, не может быть подвергнут сомнению. В этом выразился антитрадиционализм Декарта, который считал, что только освобождение от традиций может открыть новые возможности для познания и науки.
Первым шагом, по его мнению, было поставить под сомнение все возможное: каждую догму, авторитет церкви и философии и даже свое собственное существование.
Подвергая все сомнению, Декарт приходит к выводу, что есть предел всякому сомнению и что этот предел — сама мысль. Только сомневающееся «я» не может сомневаться. Именно эту предпосылку установил Декарт в своей философии, так как считал, что философия может претендовать на неизменную, самую стабильную основу. На этом основании Декарт пришел к выводу, что постигающее «я» является источником уверенности во всех знаниях.
Декарт сформулировал четыре принципа, без которых достоверное знание невозможно:
«Первый — никогда не принимать за истину то, что я не признаю таковым с уверенностью в себе; другими словами, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости, и включать в свои суждения только те вещи, которые кажутся моему разуму настолько ясными и четкими, что у меня нет причин сомневаться в них.
Второе — разделить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько возможно и необходимо для лучшего преодоления.
Третий — придерживаться относительного порядка мышления, начиная с самых простых и легко постигаемых объектов, поднимаясь к постижению самых сложных, предполагая порядок даже в тех случаях, когда объекты мышления не представлены в их естественном порядке.
И последнее — составлять списки всегда настолько полными, а обзоры настолько общими, чтобы быть уверенным в отсутствии пропусков».
Декарт делит весь мир на два вида субстанций — психические и материальные. Связующим звеном между материальной и духовной субстанциями является Бог. Он является причиной движения в природе и источником законов, по которым она существует. Декарт определил субстанцию (или, на языке того времени, вещь) как нечто, что для своего существования не требует ничего, кроме самого себя. Однако истинной субстанцией является только Бог.
Рационалистическая философия Г. Лейбница
Другим видным выразителем рационализма был Г. Лейбниц (1646-1716), чья позиция во многом была альтернативной позиции Декарта. Как и Декарт, он внес значительный вклад в физику и был великим математиком. Если Декарт ввел понятие количества движения («мертвой силы») в физике и был создателем аналитической геометрии в математике, то Лейбниц ввел понятие кинетической энергии (удвоенное значение которой он назвал «живой силой») в физике и был создателем дифференциального и интегрального исчисления в математике. Тем не менее, основой его концепции была не математика, а логика. Для него математика — это «частный случай применения логики…, аксиомы математики не первичны, а имеют свои основания в исходных логических аксиомах».
Логика также лежала в основе его метафизики, которую он ставил выше математики: «Есть три степени понятий, или идей: обычные, математические и метафизические понятия». Поэтому метафизика содержит самые глубокие истины: «Хотя все конкретные явления могут быть объяснены математически и механически теми, кто их понимает, — говорит Лейбниц, — однако общие принципы телесной природы и механики сами по себе скорее метафизические, чем геометрические» . Само основное понятие субстанции выведено Лейбницем «из логических категорий субъекта и предиката». Некоторые слова могут быть как субъектами, так и предикатами, например, я могу сказать «небо голубое», «голубой — это цвет». Другие слова, наиболее очевидными примерами которых являются имена собственные, никогда не являются предикатами, а только субъектами или одним из терминов отношения. Такие слова существуют для обозначения субстанций». Из того же логического определения следует, что таких единичных субстанций, которые Лейбниц называл монадами, должно быть много.
Так, согласно Лейбницу, каждая «единичная субстанция» должна быть настолько «полностью постигнута», что из нее «могут быть выведены все предикаты того предмета, с которым она связана». Такая концепция «выражает, пусть и смутно, все, что происходит во вселенной, в прошлом, настоящем и будущем». «Рассматривая концепцию, которую я имею о каждом истинном суждении, я обнаружил, что каждый предикат, необходимый или случайный, относящийся к прошлому, настоящему или будущему, содержится в концепции субъекта, и я не требую ничего большего»… «индивидуальное воображение каждого человека заключает раз и навсегда все, что с ним происходит». В этом суть аналитичности истин Лейбница и детерминистического (логического) характера его системы.
В основе логики лежит еще одно важное для Лейбница различие: «истина разума» и «истина факта». Более важными для Лейбница, конечно, являются «истины разума» или «вечные истины» — это «интуитивно-дедуктивные истины, которые совершенно независимы от многообразных изменений, постоянно обнаруживаемых в опыте». Они позволяют мыслить возможное и непротиворечивое. Они являются аналитическими истинами. «Те концепции, которые . которые могут быть сведены к тождественным предложениям, или, другими словами, которые полностью аналитичны, Лейбниц рассматривает как созданные самим пониманием — ближе всего к таким понятиям … Лейбниц считает, что это понятие числа». «Лейбниц считает закон тождества высшим законом логики и, соответственно, высшим принципом истинного знания».
«Истины факта» — это истины, вытекающие из опыта. Их очень много. «В отличие от разумных или вечных истин как необходимых истин, … они всегда более или менее случайны. Тем не менее, научное понимание опыта возможно. Он основан на законе достаточного основания.
Рационалистическая философия Б. Спинозы
Те же качества логицизма и органицизма характеризуют концепцию другого важного представителя рационализма XVII века, старшего современника Лейбница — Б. Спинозы (1632-77). В отличие от плюралиста Лейбница с его бесконечной множественностью монадических субстанций, Спиноза был монистом — для него существовала только одна субстанция — Бог, совпадающий с природой (пантеистическая позиция), а картезианская мысль и протяженность функционировали как два атрибута Бога-субстанции, доступные человеку (он определял субстанцию как то, что содержит свою причину в себе — causa sui). Этот монизм он связывал с «органически-целостным истолкованием природы в обобщенном виде, выраженным знаменитой формулой» «вся природа образует единый индивид, части которого, т.е. все тела, изменяются бесконечным числом способов без изменения индивида в его целом» (воплощенное в Боге-субстанции-природе). То есть в целом что-то меняется, но целое остается самим собой (аналогично тому, как в организме (даже спящем) происходят различные физиологические процессы).
Моделью логики для Спинозы был аксиоматический метод, представленный в геометрии Евклида (аксиомы, теоремы, следствия и т.д.), и на этой модели он построил свою главную работу — «Этику». На смену гармонии, данной Лейбницем, приходит тезис о том, что «порядок и отношение идей такие же, как порядок и отношение вещей», вариант тезиса о тождестве мышления и бытия.
Рационалистическая методология Спинозы заключается в постоянном различении двух разновидностей идей: «идеи, возникающие в воображении или представлении, которые всегда связаны с деятельностью органов чувств, и идеи, выражающие сущность человеческого разума, независимо от них». Чувственные идеи всегда туманны; идеи человеческой души, или разума, всегда ясны. Без них невозможно никакое надежное познание, пример которого дает математика».
Третьим видом познания была интуиция, которая, «будучи абсолютно неощутимой, … неразлучны… …связанные с мыслящим разумом». Интуиция, по Спинозе, как и по Декарту, дает общие понятия, которые даются непосредственно, интуитивно, пониманию и которые, в отличие от искусственных абстракций, полученных из опыта («универсалий»), «выражают подлинные свойства вещей». «Согласно Спинозе, определения интуитивных понятий, то есть общих понятий, являются аналитическими суждениями, в которых предикат раскрывает свойства субъекта. Поскольку истина в таких суждениях вытекает из содержания субъекта и предиката, она совершенно не зависит от эмпирического обобщения, характерного для универсалий. Выделение общих понятий, выражаемых аналитическими суждениями, понятий, выражающих сущность вещей, спасает нас от любого субъективизма (т.е. Спиноза и Лейбниц весьма близки в том, как они избегают картезианской интерпретации интуиции как в значительной степени субъективной самоочевидности — A. L.)….. Более того, такие понятия и суждения дают имманентный (внутренний — А.Л.) критерий истины», ибо, говорит он, «как свет обнаруживает и себя, и окружающую тьму, так и истина есть мера и самой себя, и ложности».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Л. Лопатин и его философия
- Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
- Проблема истины в гносеологии
- Николай Кузанский (Николай Кребс), крупнейший немецкий мыслитель xv века, философ, теолог
- Генезис философии в древней Греции
- Представление о «естественном» и «сверхъестественном»
- Рационалистическая гармонизация бога и мира в философии Фомы Аквинского
- Значение управления в общественном развитии
- Концепция информационного общества (р. Коэн)
- Религиозная вера и рациональность