Оглавление:
В отечественной педагогике советского периода практически не было ни одного значительного педагога, который бы не пытался, так или иначе, выделить отдельные аспекты процесса социализации в общей схеме формирования нового человека социалистического общества. Это не случайно, поскольку марксистская концепция образования рассматривала воспитание прежде всего как социальный процесс; она подчеркивала специфическую, педагогически организованную систему усвоения учащимися социально значимых (с точки зрения пролетарской идеологии) норм, ценностей, способов деятельности и поведения.
С самого начала советская педагогика признавала необходимость социального заказа, но не могла игнорировать серьезную ориентацию западной педагогики начала XX века на идеалы свободы личности, признание ценности творческой деятельности и самовыражения на работе, утверждение потенциала школы как средства социальных преобразований.
В ответ на радикальные изменения в социокультурном развитии России советская педагогика ответила оригинальной «проработкой» идей, сконцентрированных на сильном социализирующем содержании.
Было бы неуместно представлять отечественную педагогику советского периода как «монолитный», идеологически органичный и формальный научно-практический процесс. В его рамках развивалась, взаимодействовала и боролась научная мысль, представленная различными концепциями. В литературе последних лет предпринимались многочисленные попытки классифицировать теоретические достижения отечественной педагогики советского периода по различным логическим основаниям. Нас в первую очередь интересует подход ведущих педагогических теорий отечественной педагогики к проблеме социализации детей и молодежи. Ориентируясь на эту основу, мы можем выделить ведущие концепци:
- концепции, сохраняющие традиции мировой и отечественной классической педагогики и противостоящие классовому подходу к социализации и воспитанию.
- технократические концепции социализации (А.К.Гастев, Г.Ф.Гринько, О.Ю.Шмидт). Эти педагоги были также активными практиками, и каждый из них по-своему работал над проблемой создания «системы социального воспитания», где главной основой был бы производительный труд детей и подростков, связывающий их с профессиональным обучением.
Технократическая концепция родилась в результате многочисленных дебатов между 1918 и 1921 годами о структуре новой советской школы и принципе политехнизма в советском образовании. - концепция социализации в педологии (Л.С.Выготский, А.Б.Залкинд). Формально объединившись под эгидой педологии, но не решив четко проблемы социального становления личности.
- концепции социализации в советской педагогике в эпоху «развитого социализма» и в период перестройки не отличаются определенностью и ясностью.
Идеи социализации
Петр Федорович Каптерев (1849-1922). П.Ф. Каптерева принято считать представителем русской классической педагогики конца XIX века, последователем идей К.Д. Ушинского, однако его педагогическая деятельность и научная работа продолжалась до 1920-х годов и оказала большое влияние на решение многих проблем советской педагогики того времени.
В своей работе «Педагогический процесс» (1905) П. Ф. Каптерев особо подчеркивает социальную направленность педагогического процесса: общество ставит цели человеческой жизни, а потому имеет право вырабатывать идеал воспитания и направлять развитие личности.
П. Ф. Каптерев указывает, что воспитательный эффект специально педагогически организованного образования не следует считать всесильным. Она оказывает не меньшее, не меньшее, а зачастую даже большее влияние на человеческое общество, чем воспитательная деятельность. «Образование следует за жизнью и обществом гораздо чаще, чем жизнь и общество следуют за образованием».
П. Ф. Каптерев формулирует очень сложный вопрос: как внешние факторы вызывают изменения во внутреннем мире личности? Признавая наследственность основой человеческой деятельности, он рассматривает изменения личности под влиянием внешних воздействий как процесс приобретения культуры. Из поколения в поколение «культурная деятельность» неизбежно приводит к изменениям в структуре мозга, к закреплению новых умственных способностей и «культурных мотивов» у отдельных людей, сословий и целых видов. «Если мы хорошо и внимательно посмотрим на человека, особенно на его духовную сторону, то обнаружим, что большая часть его существа имеет социальное происхождение. Общественная среда влияет на личность теми основами, на которых строится жизнь народа: язык, религия, образ жизни, то есть семья, общественное и государственное устройство жизни в связи с системой школьного образования и состоянием национальной культуры в целом. П.Ф.Каптерев выделяет три группы факторов, определяющих влияние социальной среды на ребенка.
Задолго до Пиаже и Л.С.Выготского П.Ф.Каптерев описывает природу овладения ребенком языком и по существу приходит к обоснованию механизма интернализации внешних социальных влияний. Для него язык — это отражение жизни людей: в нем зафиксированы преобладающие занятия и наклонности людей, события и переживания их истории, характер их мышления, их ментальная структура. Поэтому овладение ребенком родным языком — это процесс усвоения культуры народа, приобретения его опыта, его образа мышления.
Религия, отражающая идеальные нравственные устремления народа, усваивается детьми по тому же механизму интериоризации: в религиозной сфере, как и в сфере овладения родным языком, не допускается собственная воля и самостоятельные домыслы детей. Вот почему, как отмечает П. Ф. Каптерев, общий тон религии данного народа очень важен для социального формирования личности: есть светлые, радостные, возвышающие религии, а есть темные, суровые, угнетающие.
Наконец, третий фактор — это влияние «социальной жизни». Интересно, что П.Ф. Каптерев не описывает «общество» в социально-политических терминах, а определяет его как «объединение родителей», которые в первую очередь заинтересованы в здоровье и благополучии своих детей. Поэтому родители должны пройти психолого-педагогическую и гигиеническую подготовку, чтобы мыслить как школьные учителя и объединиться с ними. В нем предлагается создать родительские ассоциации, представители которых будут присутствовать на школьных кафедрах, посещать уроки и экзамены. Не случайно Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию, состоявшийся в Санкт-Петербурге в конце декабря 1912 года, связан с деятельностью П.Ф. Каптерева.
Основы педагогического идеала
Ребенок не только принимает социальные ценности культуры в готовом виде, но и в процессе саморазвития осмысливает их: учится наблюдать, думать, реализовывать свои желания, преодолевать препятствия. Поэтому, по мнению П. Ф. Каптерева, растущий ребенок обязан своим социальным развитием не школе и занятиям с родителями, а саморазвитию. Школа и институты социального воспитания могут успешно функционировать только на основе такого «самовосприятия», поскольку они обеспечивают «внешнюю» сторону образовательного процесса и фиксируют «внутренние» результаты саморазвития личности.
П.Ф. Каптерев, размышляя над проблемами усвоения ребенком социальных ценностей под руководством педагога, неизбежно пришел к вопросу о педагогическом идеале, поскольку «педагогический процесс есть всестороннее развитие личности на основе органического саморазвития личности и соразмерно ее силам в соответствии с общественным идеалом».
По его мнению, педагогический идеал всегда состоит из трех компонентов: личностного (или субъективного), национального (или общегосударственного) и общенационального (или общечеловеческого). П.Ф.Каптерев подчеркивает, что эти три элемента тесно взаимосвязаны не только на уровне культуры, общественной жизни, но и предполагают важнейшие потребности человека. Напротив, педагогический идеал не может быть понят как личный, национальный или универсальный идеал, потому что личное «я» в человеческой жизни всегда находится в союзе с другими «я» и испытывает «социальные и культурные обязательства».
П.Ф. Каптерев, утверждая, что в основе педагогического идеала остается природа человека, всегда рассматриваемая в связи с обществом, строит специфическую модель идеала личности, которую он образно называет «добрым социалистом»:
- «Это такой человек, который обладает не только разносторонними знаниями, но и умением владеть ими, который не только сведущ, но и хитер, у которого царь в голове, единство в мышлении; который может не только думать и действовать, но и работать физически, наслаждаться красотой природы и искусства.
- такой человек — это тот, кто ощущает себя живым и активным членом современного культурного общества, кто понимает интимную связь своей личности с человечеством, с родной землей, со всеми предшествующими произведениями культуры, кто в меру своих сил несет человеческую культуру вперед.
- человек, который чувствует в себе раскрытыми все свои способности и качества и не страдает от внутренней дисгармонии своих желаний.
- физически развитый человек, способный раскрыть свой потенциал.
- физически здоровый человек, со здоровыми органами тела, проявляющий интерес к физическим упражнениям, чувствительный к удовольствиям тела.
П.Ф. Каптерев, как видный педагог антропологической школы, был убежденным сторонником независимости педагогической науки и образования от политики. Он считал, что педагогика имеет дело с глубинами человеческого разума, совести, моральных убеждений, и что они недоступны прямому влиянию государственной власти и политики.
Социализация в зарубежной науке
Как же теории социализации влияют на реальный процесс школьного образования в западных странах? Новые образовательные программы, школьные реформы, содержание образования, модернизация методов и форм обучения, организация внешкольного влияния на молодежь — все это результат изучения теории социализации. В школах вводятся специальные предметы для развития знаний и установок, которые позволят ученикам легче войти в жизнь, например, знания о политической и социальной системе страны, о мире труда и занятости. Студенты узнают о психологии личности и науке самосознания и саморазвития. Специальные занятия также знакомят их с культурой семьи и межличностными отношениями и учат взаимодействовать с людьми. Все эти предметы в программах аффективного образования отличаются от традиционных «академических» предметов тем, что они сосредоточены на адаптации и социализации человека в обществе.
На этих занятиях в основном используются «активные» методы обучения, такие как ситуационный анализ, ролевые игры, обучение поведению и эмоциям. Использование этих методов в малых группах позволяет ученикам осознать свои личные и социальные проблемы, чувства и поведение, а также развить желаемые навыки. Внеклассная и внешкольная работа с учениками служит той же цели. Ученики организуют праздники, концерты, спортивные соревнования, встречи с интересными людьми; ученики входят в состав школьных органов управления; существует игра «Демократия» (особенно в США), где ученики выбирают школьные органы управления и комитеты, составляют планы их работы и таким образом знакомятся с нормами и правилами «большой» жизни и готовятся к своей роли в ней.
Социализации также способствует сеть молодежных центров, ассоциаций, движений, клубов и консультационных центров различного статуса и порядка работы, использующих различные формы и методы обучения.
Школьники и подростки также получают знания и навыки взаимодействия с людьми, советы по учебе, работе, управлению конфликтами и т.д. Таким образом, хотя понятие социализации близко к понятию воспитания, общие теории социализации молодых людей позволяют учителям шире взглянуть на проблемы развития детей.
Учителя в значительной степени «ориентированы на школу», и если они рассматривают школу как часть социальной системы и как институт социализации, они могут распознать границы ее потенциала, что, в свою очередь, помогает им лучше достигать образовательных и воспитательных целей во взаимодействии со всеми социализирующими факторами.
Хорошо известно, что образование — это не просто организованный процесс в рамках учебного заведения. Образование также является социальной функцией, т.е. подготовкой молодых людей к жизни в обществе. За последние полвека социологи и философы работали над проблемами социализации наряду с теоретиками образования. За рубежом появилось множество концепций социализации личности.
Основные проблемы, которые они разрабатывали: какова сущность и специфика социализации, каковы ее научные и методологические основы, как она связана с воспитанием и школьным образованием, каковы институты и факторы социализации, как теории социализации влияют на школьную практику и реальные педагогические процессы.
Проблемы социализации в зарубежной науке
Социализация в самом широком смысле — это «сложный процесс интеграции индивида в социальные структуры»; процесс усвоения индивидом норм, правил, ценностей и социальных ролей в обществе, которые принимаются всеми в жизни. В процессе социализации индивид приспосабливается и адаптируется для выполнения своих социальных функций, поэтому социализацию называют «вторым, социокультурным рождением человека».
Педагоги сталкиваются с проблемой, как согласовать разнонаправленные факторы и институты общества, чтобы создать оптимальные условия для развития подростков. В западной социологии и педагогике предпринимаются попытки разработать общую, междисциплинарную теорию социализации, которая стала бы важным поворотным пунктом в теории образования. Однако единой теории социализации не существует. Существуют три концепции, которые различаются в основном в понимании процесса социализации и его целей: адаптивная модель социализации, гуманистическая модель и модель комплексной социализации, которая объединяет две позиции.
Адаптивная и функциональная, «жесткая» социализация были разработаны Т. Парсонсом и др. в рамках социологии структурного функционализма. Общество — это система, со структурой социальных слоев, институтов, норм взаимодействия и т.д., где каждый элемент социальной системы выполняет свою функцию. Система стремится к балансу и стабильности. Одним из механизмов, обеспечивающих стабильность, является социализация. Его суть заключается в воспроизводстве людей, отвечающих требованиям общества. Таким образом, социализация направлена на выработку желаемого поведения, человека, освоившего нормы и выполняющего задачи и функции. Сторонники этого подхода считают конформизм, относительно некритичное принятие социальных норм и следование этим нормам одной из основных характеристик адаптированной личности. Одни считают, что эта адаптация происходит в основном спонтанно и неконтролируемо; другие полагают, что это работа всех агентов и институтов социализации — школы, семьи, СМИ, сверстников, соседских сообществ и т.д. Это проявление научно-позитивистской ориентации, веры в то, что все проблемы решаются на основе науки, веры в то, что можно построить систему, которая направляет и контролирует развитие человека в обществе.
В 1970-х годах функциональная социализация подверглась критике, и в качестве альтернативы была предложена «мягкая», личностная социализация, суть которой лучше всего выражена в гуманистической педагогике. Социализация понимается как процесс саморазвития человека, поиска собственного потенциала и его реализации. Предполагается, что подросток активен в процессе социализации, выражающемся в «педагогическом самоуправлении», в самореализации. Задача социализации состоит не в том, чтобы воспитать «послушного» функционера, а критическую, автономную личность. Эта позиция, однако, ведет к другой крайности: от конформизма первой модели к уважающей себя личности второй модели. Из-за этих крайних подходов необходимо что-то, что объединяет обе позиции, таким образом, создавая «комплексную социализацию».
Ученые считают, что целью такой социализации является развитие «позитивно-критической» личности. Человек должен выполнять нормы общества и свою роль в нем, в то же время признавая стремление к индивидуальному росту и внутренней свободе. Необходим человек, способный активно и осознанно взаимодействовать с другими людьми и с окружающей действительностью в целом. Мы должны признать, что дилемма всеобщего и личного в поведении человека всегда была актуальной, но сейчас она приобретает особую остроту в сложном социокультурном, моральном и экологическом контексте постиндустриальных обществ в разных странах.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Методика использования современных компьютерных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе
- Теория гражданского воспитания
- Техническая направленность в образовании
- Специфика систем образования в коррекционных ДОУ
- Система воспитания нравственности
- Комплексная программа «радуга»
- Коллективные способы обучения
- Воспитательная функция
- Особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
- Конкретно-научная методология