Оглавление:
Конец XIX века ознаменовался спорами о том, как построить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими в изучении психики. На рубеже веков все еще казалось, что эти дебаты приведут к консенсусу и возникнет методология новой, позитивной психологии. Общая тенденция заключалась в переходе от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, изучающей целостную систему «организм — окружающая среда». Однако логика развития первых школ указывала на то, что существовало несколько путей построения такой психологии, которые радикально отличались не только в понимании приоритетов и целей психологической науки, но даже в определении ее объекта и субстанции психики. Подход к динамике психологического развития, к его закономерностям и к условиям, которые способствуют или препятствуют ему, также был разным.
Поэтому в начале двадцатого века психология пережила серьезный методологический кризис, который был связан в основном с трудностями в поиске объективных методов исследования психики.
Помимо логики возникновения самой науки, на содержание и динамику методологического кризиса в психологии повлияли и другие факторы — социальная ситуация и открытия в других дисциплинах.
Философские концепции доказывали необходимость пересмотра старых основ психологии, но не могли в то время помочь ей в формировании новых основ. С другой стороны, такую поддержку могли бы оказать зарождавшиеся в то время естественные науки.
Открытия в области биологии, физики и генетики способствовали формированию психологических направлений.
Необходимость пересмотра психологических постулатов была выявлена и требованиями практики, которые ученые не могли игнорировать.
Разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой работали ученые первых десятилетий XX века, не позволили им прийти к единому пониманию целей, предмета и методов психологии.
Эта ситуация была отражена учеными как кризис психологии. С такой оценкой можно согласиться, если рассматривать этот естественный кризис методов как кризис роста. Конечно, невозможно развиваться без поиска нового и без ошибок. Современная психология развития доказала, что каждый критический период начинается с негативизма, отрицания, за которым следует период строительства, обретения нового. И психология действительно менялась, становилась все более и более важной для общества, а также для других наук. Неудивительно, что такие кардинальные изменения были связаны и с метаболизмом, негативизмом по отношению к старой психологии, поисковой активностью и зондированием в становлении новой науки, появлением новых открытий и новых направлений в психологии. Однако первые ученые, которые еще пытались прийти к единому мнению о единой психологии, осознали кризис как невозможность ее выработки, то есть как распад старой психологической науки, которая была правильной, и как тупик в процессе формирования новой, которая, как показало время, была ошибочной.
Это также объясняет тот парадоксальный на первый взгляд факт, что период, который сегодня оценивается как время расцвета научного творчества выдающихся ученых, период, определивший лицо психологии в 20 веке, был отражен учеными как упадок, «открытый кризис».
Периоды кризиса в психологии
События, развивавшиеся в ходе кризисного состояния психологии, не были однородными, и в зависимости от них в этом процессе можно выделить следующие периоды:
- период возникновения кризисной ситуации: третья четверть 1970-х годов — Первое десятилетие ХХ века.
- период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов ХХ века.
- период «угасания» школьной борьбы: с конца 1930-х годов по настоящее время.
Первый период характеризуется многочисленными отступлениями от традиционной ассоциативно-сенсуалистической психологии в экспериментальном и теоретическом плане — и в то же время отсутствием принципиально новой крупной психологической теории. Наиболее распространенным направлением в европейской психологии во второй половине 19 века было направление Вундта. Решающим фактором, обеспечившим его доминирующее положение, стало внедрение экспериментального метода в психологию: Вундт был признан «основателем экспериментальной психологии «4. Теоретические идеи, на которых основывалась психология Вундта, с самого начала были дуалистическими. Вундт разделил всю психологию на две области: «физиологическую психологию», объектом изучения которой являются простейшие психические процессы, а методом — психофизиологический эксперимент, и «психологию народов», область высших психических функций, основанную на изучении продуктов, «продуктов человеческого разума» (Вундт) — языка, мифов, нравов и т.д. В его системе эклектически сочетались механистичность и волюнтаризм, психологический атомизм и идеи творческого синтеза, физиологическая обусловленность психических процессов и сама психическая причинность. Введя эксперимент в психологию, Вундт ограничил возможность его применения сферой элементарных процессов. При этом сам эксперимент, перенесенный в психологию из пограничных областей — физиологии органов чувств, психофизики и психометрии — сохранил присущий этим областям физиологический характер, лишь дополненный данными самонаблюдения.
События, развивавшиеся в ходе кризисного состояния психологии, не были однородными, и в зависимости от них в этом процессе можно выделить следующие периоды:
- период возникновения кризисной ситуации: третий квартал 1970-х годов. — Первое десятилетие двадцатого века.
- период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов ХХ века.
- период «угасания» школьной борьбы: с конца 1930-х годов по настоящее время.
Первый период характеризуется многочисленными отступлениями от традиционной ассоциативно-сенсуалистической психологии в экспериментальном и теоретическом плане — и в то же время отсутствием принципиально новой крупной психологической теории. Наиболее распространенным направлением в европейской психологии во второй половине 19 века было направление Вундта. Решающим фактором, обеспечившим ее превосходство, стало внедрение экспериментального метода в психологию: Вундт был признан «основателем экспериментальной психологии».
Теоретические идеи, на которых основывалась психология Вундта, с самого начала отличались двойственностью. Вундт разделил всю психологию на две области: «физиологическую психологию», объектом изучения которой были простейшие психические процессы, а методом — психофизиологический эксперимент, и «психологию народов», область высших психических функций, которая основывалась на изучении продуктов, «продуктов человеческого разума» (Вундт) — языка, мифов, нравов и т.д. — был основан. В его системе эклектически сочетались механистичность и волюнтаризм, психологический атомизм и идеи творческого синтеза, физиологическая обусловленность психических процессов и сама психическая причинность. Введя эксперимент в психологию, Вундт ограничил возможность ее применения сферой элементарных процессов. В то же время сам эксперимент, перенесенный в психологию из пограничных областей — физиологии органов чувств, психофизики и психометрии, — сохранил свойственный этим областям физиологический характер, дополненный лишь данными самонаблюдения. Однако вскоре после появления эксперимента наблюдался процесс его проникновения практически во все области психологии. В то же время эксперимент изменил свой характер: из физиологического, который преобладал у Вундта, он стал психологическим у Эббингауза, в Вюрцбургской школе и т.д.
Контекст развития кризиса
Во второй период, собственно период «открытого кризиса», на смену ассоциативной психологии Вундта приходят новые теоретические направления, которые заявляют о себе как о новых общепсихологических теориях. Этот период начинается с появления бихевиоризма в 1913 году.
Третий период характеризуется спадом направлений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как гуманистическая, в том числе экзистенциальная психология (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт, Р.Мэй, В.Франкл) и когнитивная психология (В.Насер, Н.Линдсей, Д.Норман и др.). Она начинается в середине 30-х годов двадцатого века и продолжается до настоящего времени.
Такая хронология кризиса позволяет рассматривать период с начала 10-х до середины 30-х годов ХХ века как отдельный и относительно самостоятельный этап в развитии психологии других. Каковы были условия, причины, теоретическая сущность и результаты этого периода?
Можно говорить о трех группах условий, в контексте которых возник и развивался острый кризис психологии. Это, во-первых, социально-исторические, особенно культурно-исторические условия; во-вторых, ситуация в философии и науке; в-третьих, ситуация в психологии, внутренние процессы, которые привели ее к кризису.
Кризис психологии формировался в сложной обстановке, когда буржуазное общество переживало дальнейшее обострение противоречий в связи с переходом к империализму. В этот период произошли глубокие экономические и социально-политические сдвиги в развитии капиталистического общества. Они выражались в росте мирового производства и одновременно в качественных изменениях в экономике, политике и идеологии капиталистических стран. К ним относятся развитие процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии; агрессивная внешняя политика в борьбе за передел колоний и рынков, приведшая к империалистическим войнам, из которых мировая война 1914-1918 гг. стала первым из величайших социальных потрясений XX века.
В философии наиболее распространенными течениями в этот период были позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуиционизм А. Бергсона, немецкое идеалистическое мировоззрение и феноменология Гуссерля. Продолжалось огромное влияние волюнтаристских идей А. Шопенгауэра, Э. Гартмана и Ф. Ницше. Все эти философские направления, конечно, очень разные. Но у них есть одна общая черта: они утверждают ограниченность человеческого знания и делают вывод, что деятельность разума имеет лишь вспомогательное значение. Наука может составить представление только о неживой природе. Выдвигаются идеи об иррациональных, инстинктивных способах познания, которые якобы превосходят разум, а логическое мышление не может проникнуть в суть жизни. По словам Дж. Бернала, «в результате социальных трудностей конца 19 века антиинтеллектуализм начал возрождаться, найдя выражение в философских теориях Сореля и Бергсона. Инстинкт и интуиция считались более важными, чем разум. Разум был отвергнут как устаревшая концепция…». Таким образом, реальные противоречия между личностью и обществом понимались философией как результат извечной несовместимости биологической природы человека с моральными требованиями любого общества. Это привело к оправданию социальной несправедливости, конфликтов, преступлений, войн и невозможности установления нормальных человеческих отношений. Все эти течения в западной философии представляют собой различные попытки философского осмысления экономических и политических реалий, научных достижений и теологических взглядов, мировоззрения человека, ввергнутого в коллизии XX века. Многие психологи в своей методологии придерживались философии Маха. Как отмечает М.Г.Ярошевский, «несмотря на фиктивность решений Маха, большинство психологических школ капиталистического Запада испытали их влияние». 8 По мнению известного американского исторического психолога Э. Боринга, Кдолпе и Титченера, гештальтпсихология и бихевиоризм находились под влиянием Маха.
В конце XIX — начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. В. И. Вернадский говорил о взрыве научного творчества в этот период.
Период открытого кризиса
В такой ситуации, сложившейся в философии и науке, психология вступила в период открытого кризиса в начале 10-х годов 20 века. Его источником стали требования практики, ответ на которые привел к осознанию как неадекватности прежних классических взглядов, разработанных эмпирической интроспективной ассоциативной психологией, так и к появлению новых направлений исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии стал свидетельством развития этой науки. Трансформация представлений о природе и развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний, в том числе экспериментальных методов, к различным областям науки и практики — медицине, педагогике, промышленности, транспорту, торговле, военному делу и другим, развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии, позволили появиться ряду новых направлений. Каждая из них выявила противоречия в теоретических основах старой психологии, которые ранее казались бесспорными. Эти явления стали доказательством неадекватности существующей психологической теории, которая основывалась на неверно обоснованной субъективно-идеалистической концепции психики. Это стало причиной кризиса психологии. «Кризис современной психологии, — говорит Л.С. Выготский, — привел к концепции двух психологий (объяснительной психологии и описательной психологии — А.Я.), которая по существу является кризисом ее методологических основ и выражает тот факт, что психология как наука в своем реальном развитии в свете требований, предъявляемых к ней практикой, переросла возможности, допускаемые методологическими основами, на которых психология была первоначально основана в конце XVIII и начале XIX века.
Таким образом, в условиях бурного развития экспериментальной психологии и накопления богатого фактического материала, который не соответствовал старым догмам о сознании и психофизическом параллелизме, психология пришла к кризису своих исходных позиций и особенно концепции сознания. Необходимо было решительно изменить первоначальные принципы и концепции. Основным содержанием открытого кризисного периода стало возникновение новых психологических направлений, которые оказали и продолжают оказывать большое влияние на современное состояние психологии. Как мы уже отмечали, это были бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа и «понимающая» (описательная) психология. Каждая из этих школ противостояла традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая развила свои основные черты в XVIII и XIX вв.
За исключением второстепенных или специальных моментов, основными чертами этой психологии можно считать следующие.
психика отождествляется с сознанием.
поле сознания сопоставлено с другими явлениями реальности и отделено от них «пропастью». Возникает проблема соотношения психического как идеального мира с материальным миром (психофизическая проблема) и особенно психического с физиологическим (психофизиологическая проблема).
субъективный метод интроспекции считается единственным прямым методом исследования сознания.
чувственный атомизм и, как следствие, механицизм.
индивидуализм, изучение феноменов сознания в рамках индивидуального сознания, которому они непосредственно даны.
сущность психики исчерпывается в ее данности, которая переживается в сознании. Феномены, происходящие в опыте субъекта, выдаются за адекватную и полную картину сознания.
Каждое из новых направлений преимущественно противоречит одному из этих пунктов,
Различные направления в период открытого кризиса
Фрейд разрушил идею, согласно которой психическое отождествлялось с сознанием, а психология была объявлена наукой о содержании сознания. Он анализировал факты бессознательной психической деятельности и ее проявления в действиях здоровых и больных людей, в сновидениях и неврозах; говорил о глубинной структуре психики, в которой сознание занимает лишь внешний, поверхностный слой.
Бихевиоризм возник на основе резкой критики субъективности субъекта классической психологии и метода интроспекции. Бихевиоризм требовал объективного подхода не к явлениям сознания, которые не поддаются прямому объективному наблюдению, а к поведению. Бихевиоризм представил проблему объективности в психологии в острой форме.
Французская социологическая школа противопоставила индивидуализму ассоциативной психологии идеи о преимущественно социальном характере человеческой психики и о ее качественном изменении в процессе исторического развития общества. Другую интерпретацию этих идей (о зависимости психики от общества) можно найти в психологии гуманитарных наук В. Дильтея, а затем Э. Шпрангера. Но, как и социологическая школа, они рассматривали человеческое сознание в отрыве от его реальной практической деятельности.
Сенсуализму и атомизму ассоциативной психологии противостояла холистическая психология, большое движение с множеством разновидностей (описательная психология также является одной из ветвей холистической психологии). Особенно плодотворное влияние оказала берлинская школа гештальтпсихологии. Его выдающиеся представители М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и К. Левин «…создали учение о мышлении и восприятии на основе большого количества конкретных фактов»; они разработали основы экспериментального подхода к проблемам аффекта, воли и потребностей.
Л.С. Выготский дал общую характеристику различных направлений кризисного периода. Прослеживая судьбу каждого из них, он показал, что «…в начале каждого направления есть фактическое открытие….. Нам приходится иметь дело с новым фактическим материалом, привносимым в психологию каждым новым направлением. Фрейд, например, выявил бессознательные причины ряда психологических явлений. Бихевиоризм возник на основе фактов из области экспериментальной зоопсихологии, которые якобы открыли возможность столь же объективного подхода к человеку. Факты о специфических верованиях так называемых «примитивных народов» привели к идеям об историческом развитии психики. Аналогичным образом описательная психология обратила внимание на связь сознания с культурными явлениями, под влиянием которых оно фактически сформировалось. На основе этих фактов, каждая группа которых дает материал лишь для отдельной главы психологии, как писал Л.С. Выготский, каждое течение затем построило целую общую психологическую теорию, а в некоторых случаях (гештальтпсихология, психоанализ) даже претендовало на универсальную концепцию и мировоззрение. Однако, и это стало историческим фактом, роль общей психологической теории оказалась не под силу каждому из этих направлений, и поэтому неизбежен был следующий этап в жизни этих направлений, когда им пришлось ассимилировать идеи других направлений за счет чистоты своих концепций. После 1925 года начинается упадок бихевиоризма. После переезда основателей в США (середина 1930-х годов) гештальтпсихология перестает существовать как самостоятельное направление и сливается с бихевиоризмом. Фрейдизм претерпел трансформацию в ряде неофрейдистских теорий.
На процесс распада этих направлений повлияла их взаимная критика, которая помогла быстрее обнаружить внутренние противоречия, свойственные каждому из них .
Такова судьба направлений, возникших в период открытого кризиса в психологии.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Беседа — Беседа в психологии и психологическом консультировании
- Субъективное переживание одиночества супругами с различной мотивацией выбора брачного партнёра
- Психологические предпосылки конфликтов в коллективе
- Психологические техники борьбы с терроризмом
- Механизмы подражания в психическом развитии ребенка
- Принцип культуросообразности в педагогике
- Перцепция в психологии
- Роль «я-концепции» в жизни личности
- Оказание психологической помощи взрослым и детям с тяжелыми нарушениями речи — Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
- Психические процессы