Оглавление:
Счастье относится к категории нравственного сознания человека. Она представляет собой особое состояние удовлетворенности жизнью, удовольствие от бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.
Фундаментальное значение концепции счастья для человечества вытекает, прежде всего, из ее природы как одного из ориентиров, одной из мотиваций поведения человека как личности и как члена сообщества. Следовательно, концепция счастья является элементом управления поведением человека в частности и общества в целом.
Интерес к изучению понятия «счастье» давно присутствует в обществе. Эту тему изучали различные представители отечественной философии и психологии. Но невозможно полностью охватить и передать все, что было сказано о счастье в психологии.
Эта тема очень актуальна, потому что изучаемые проблемы всегда и везде были интересны, но с разных сторон; всегда находились новые неисследованные вопросы, нераскрытые моменты. Эта тема всегда актуальна и нова, а значит, интересна для исследователей. И на современном этапе развития психологии многие ученые во всем мире обращаются к этой теме.
В последнее время проблемой счастья занимаются точные или более точные науки: социология, психология, социобиология, этология, политология, культурология и т.д., каждая из которых имеет свои законы, концепции и методы.
Благодаря привлечению этих наук и их методов исследования были получены многочисленные эмпирические корреляции между показателями счастья (или депрессии, несчастья) различных групп населения, их характеристиками, условиями жизни и другими параметрами.
Теоретические основы счастья
Счастье относится к категории нравственного сознания человека. Она представляет собой особое состояние удовлетворенности жизнью, удовольствие от бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.
Содержание счастья определяется тем, в чем человек видит смысл своего существования, свою цель. Стремление человека к своему личному счастью, изолированному от окружающего общества, приводит к эгоизму. Эгоист попирает интересы других людей на пути к счастью. Такой человек также делает себя моральным калекой.
Понятие счастья многогранно. Выделяют несколько аспектов:
- Удача, везение, фортуна, особая благосклонность судьбы;
- Состояние радости, эмоциональной экзальтации;
- Обладание высшим благом, достижение более высокого положения;
- Состояние морального и физического удовлетворения.
Счастье — это внешняя и субъективная категория. Внешнее счастье — это совокупность всех факторов, которые не зависят от воли человека. К нему обращаются аспекты, подразумевающие счастье, удачное расположение обстоятельств.
Субъективное счастье зависит от внутреннего состояния самого человека, от его отношения к жизни и происходящим в ней явлениям. Субъективное счастье зависит от степени личной активности человека.
В этике счастье, которое зависит от самого человека, называется добродетелью. Понятие добродетели исторически возникло в связи с понятием счастья. Соотношение добродетелей и их место в категории счастья — основная проблема этики.
Способность к счастью отражает глубину развития личности. Счастье может испытать только активно чувствующая, деятельная натура. Напротив, инертный и бездеятельный человек не способен испытывать глубокое эмоциональное чувство счастья.
Каждый человек стремится к счастью, и задача общества — обеспечить ему соответствующие условия для его достижения. Эти условия включают, прежде всего, доступ к культурному и историческому наследию человечества. Ведь только хорошо развитый человек способен точно понять, в чем заключается его счастье, и осознать задачи, которые необходимо решить на пути к нему.
Сегодняшнее общество пока не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый человек был счастлив. Это задача на будущее. Если члены общества счастливы, то, несомненно, будет счастливо и все общество.
Конечно, каждый задумывается о значении слова «счастье» и со временем иногда переоценивает его для себя.
Каждый человек постоянно выполняет ту или иную функцию. Роль ребенка своих родителей, роль родителя своих детей, роль пригородного пассажира, работника компании, руководителя производства и т.д. Роль — это относительно устойчивая модель поведения (включая действия, мысли, эмоции), выработанная в обществе для выполнения социальной функции, реализации определенного социального статуса. Каждая роль влияет на личность, уверенность человека в себе, поскольку он мобилизует ресурсы своего тела и психики для выполнения этой роли.
Измерение счастья
В последнее время изучение и измерение уровней субъективного благополучия широко используется в экстрасенсорной психологии. Счастье является многогранным понятием и измеряется различными способами, такими как: уровни удовлетворения потребностей (SWLS), смысло-жизненные ориентации (LSO), компоненты счастья (Galati). Особую популярность приобрело изучение субъективного благополучия с помощью коротких шкал, которые могут быть использованы как в социологических, так и в психологических массовых исследованиях. Среди наиболее известных — шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера и др. (SWLS: Diener, Emmons, Larsen, Griffin, 1985) и С. Любомирского (SWLS: Lyubomirsky, Lepper, 1999). Англоязычная версия этих шкал содержит 5 и 4 пункта, соответственно, каждый из которых оценивается по 7-балльной шкале.
Шкала SWLS выглядит следующим образом:
- Во многих отношениях моя жизнь близка к моему идеалу.
- Условия для моей жизни отличные.
- Я доволен своей жизнью.
- На данный момент у меня есть (а) важные вещи, которые я хочу видеть в своей жизни.
- Если бы можно было прожить жизнь заново, я бы (а) почти ничего не изменил.
Согласно исследованию Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина, шкалы субъективного счастья и удовлетворенности жизнью достаточно хорошо коррелируют друг с другом: их коэффициент корреляции составляет от 0,54 до 0,76 в разных выборках (p < 0,001 во всех случаях) и 0,65 (p < 0. 001) в объединенной выборке (N=983). Исходя из этого, можно говорить о тесной взаимосвязи между конструктами удовлетворенности жизнью (когнитивная оценка соответствия фактических и желаемых жизненных обстоятельств) и субъективного счастья (эмоциональное отражение этой оценки).
Высокую корреляцию с этими процедурами показывает тест «Смысловая жизненная ориентация» (СЖО) Д.А. Леонтьева, который является русскоязычной адаптацией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика. С помощью этого теста можно измерить переживание человеком смысла жизни и сделать заключение о наличии или отсутствии синдрома экзистенциального вакуума. Тест состоит из серии из двадцати утверждений с двумя окончаниями и 7-балльной шкалой оценки. Основным показателем является общий рейтинг важности жизни. Кроме того, с помощью факторного анализа было выделено 5 субшкал: первые три:
Цели, Процесс, Результат позволяют нам говорить о том, видит ли человек смысл своей жизни в удовлетворении прошлого, богатстве настоящего или стремлении к будущему; две другие шкалы: Локус контроля-I и Локус контроля-жизнь позволяют нам количественно определить, верит ли человек в свою способность формировать собственную жизнь или в то, что он в основном контролирует жизнь.
Таким образом, рассмотрев вышеизложенный материал, мы можем сделать вывод из этой главы, что счастье — это широкое понятие, которое охватывает не только внутреннее эмоциональное состояние человека, но и ряд социокультурных аспектов.
Счастье как психологическая концепция
Примерно в 60-70-х годах прошлого века началось активное изучение счастья в рамках психологии. В течение следующих четырех десятилетий наука шла в понимании счастья примерно тем же путем, что и философия на протяжении двух предыдущих тысячелетий. Теперь выводы, к которым в свое время пришли мыслители, получили свое эмпирическое подтверждение.
На сегодняшний день в психологии накоплено множество данных о культурных особенностях понимания счастья, о его связи с множеством различных показателей, как объективных (материальный достаток, возраст, образование и т.д.), так и субъективных (осмысленность жизни, ориентация на достижение определенных целей, особенности восприятия жизненных событий и т.д.). С другой стороны, при чтении этих работ часто возникает вопрос: не теряет ли такой подход к счастью нечто очень важное для его понимания?
Многие исследования носят социологический характер. Несомненно, их данные очень интересны. С другой стороны, они лишь «фиксируют» ту информацию, которую люди уже знают о себе; они практически не позволяют приблизиться к пониманию такого сложного явления, как человеческое счастье.
Таким образом, изучение счастья в психологии ставит сложные методологические вопросы — в чем суть этого явления, какие методы можно использовать для его изучения, какую концепцию взять за основу и т.д.
По словам Б.С. Братуся, психология уже давно построена на научной основе. В то же время сейчас наступает определенный поворот в ее развитии, поскольку попытка понять психологию человека неизбежно приводит к вопросам о природе человека, смысле его существования и так далее. На этом этапе психология не может не обратиться к этическому, философскому и теологическому осмыслению этих вопросов.
На наш взгляд, если мы ограничимся только психологическими методами в изучении такого сложного, междисциплинарного предмета, как счастье, мы вряд ли сможем приблизиться к пониманию этого феномена. В исследовании счастья должны появиться такие понятия, как «человек», «соответствие своему предназначению», «следование голосу совести». Конечно, все эти явления трудно соотнести с самим объектом психологического исследования. Однако, на наш взгляд, описание счастья в терминах «достижение целей», «наличие положительных эмоций» и т.д. передает урезанное понимание этого сложного явления.
Наличие смысла в жизни, личностно значимых целей, несомненно, является одним из важнейших источников счастья. В то же время, можем ли мы говорить об истинном счастье, не поднимая вопрос о содержании этих целей и смыслов?
Конечно, достижение каких-либо личностно значимых целей и наличие каких-либо смыслов может до определенного момента обеспечить ощущение ценности своей жизни, определенное удовлетворение и положительные эмоции. Однако, на наш взгляд, смыслы, цели и ценности не являются ограничивающими категориями; они не самодостаточны. Необходимо также рассмотреть, что стоит за этими явлениями; с чем мы можем их соотнести; по отношению к чему мы можем их оценить.
Ответ на вопрос, что это за явления, чрезвычайно сложен. На наш взгляд, одним из вариантов ее решения может стать такое понятие, как «сущность человека». Уже Э. Фромм писал, что существует определенный путь развития, который соответствует человеческой сущности. Если человек не следует этому пути, это приводит к страданиям и болезням. То есть человек может вести активную жизнь, иметь и достигать множество целей, но это не сделает его счастливым, наоборот, его страдания будут усиливаться.
Проблема счастья в психологии
Проблема счастья затрагивается во многих психологических работах, но в то же время ее трудно представить как объект строго научного и, прежде всего, экспериментального исследования. Считается, что само понятие счастья очень расплывчато и непонятно. Конечно, феномен счастья трудно поддается строгому определению и измерению. Однако понятие человеческого счастья изучается во многих науках: социологии, философии, психологии. Вполне вероятно, что счастье может принимать различные формы. Это может быть сильное возбуждение, испытываемое теми, кто любит шумные и захватывающие общественные мероприятия, и тихое счастье тех, кто получает больше удовольствия от спокойных, замкнутых занятий.
Несмотря на то, что проблема счастья изучается уже давно, каждый раз находятся новые ракурсы понимания. Проблема счастья приобрела особую актуальность в современной России. Исследуемая проблема была всегда и везде, но под разными углами; в ней всегда были новые неисследованные вопросы, неосвещенные моменты. Эта тема всегда актуальна и нова, а значит, интересна для исследователей. И сегодня им занимаются не только представители философии, но и психологии и педагогики.
Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от самых простых в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализированная личность спокойна, уверена в себе, талантлива, снисходительна, не склонна к депрессии и истерии, имеет здоровую самооценку и гармоничную внешность.
Гедонизм и утилитарные философские течения отождествляли счастье в основном с чувственными удовольствиями. Это легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Здесь, конечно же, имеет место и удовлетворение потребности в признании, и не до конца осознанная химическая и биологическая реакция.
Ницше считал, что, по крайней мере, для большинства европейцев его времени, она, скорее всего, недостижима. Христианство убило истинного Бога, Бога дающего, создав для себя идеал страдающего Бога. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и мучения. Он просто не имеет права быть счастливым, он обязан страдать ради чистоты своей души.
С изучаемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или только средством реализации последнего?
Следует отметить, что большинство отечественных философов обходили тему счастья стороной. Но некоторые из тех, кто говорил о смысле жизни, также затрагивали тему счастья.
Василий Розанов — один из таких мыслителей. Его обращение к этой теме основано на противоречии: с одной стороны, человек не может действовать иначе, чем подчиняясь побуждению быть счастливым; с другой стороны, человек должен просто следовать этому побуждению (то есть он признает, что люди иногда борются с ним). Пытаясь разрешить это противоречие, В. Розанов затем обращается к историческому происхождению идеи счастья. Люди всегда следуют своему стремлению к счастью (часто даже не осознавая этого). А в требовании, чтобы каждый руководствовался только своим счастьем, кроется отрицание необходимой важности для человека этих идей, которые «должны быть объектом его стремлений и антипатий только в той мере, в какой они соотносятся с его счастьем». Сам В. Розанов определяет счастье как «понятие, обозначающее высший руководящий принцип или идеал, исходя из которого мы применяем определенный порядок мысли к определенному объекту». Он также признает, что универсального счастья не существует, то есть у каждого человека есть свое субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что счастье можно понимать как состояние, когда человек достиг вершины удовлетворения, когда ему уже не хочется стремиться, идти, искать что-то. Единственное различие в ощущении счастья у разных людей — это его продолжительность и интенсивность. И предпочтение следует отдавать тому счастью, которое является более продолжительным и большим по количеству. Если есть возможность сделать счастливыми несколько человек, а не только одного, желательно ее реализовать.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Понятие коллектива в психологии
- Формирование навыков по осуществлению процесса групповой психодиагностики
- Псикосмология
- Влияние большинства в группе проблемы конформизма и независимости — Общая характеристика конформизма
- Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению — Понятние и факторы формирования личности школьника
- Навыки и приемы творческого мышления — Творческое мышление и его механизмы
- Виды слушания в психологии общения
- Феномен эмпатии, симпатии и антипатии
- Структура деятельности по А.П. Леонтьеву
- Общая характеристика современных стилей руководства предприятием — Факторы формирования стилей руководства