Оглавление:
Дошкольное детство представляет собой особое состояние социального развития, особое проявление, в котором биологические законы, связанные с возрастными изменениями у детей, в значительной степени наиболее активны в своем действии. Дошкольный возраст — это самосознательный период развития, в котором формируется личность ребенка, развивается нормативное поведение, такие качества, как инициативность, духовность, нравственность, самопознание, социальная активность, самостоятельность, так что этот период развития отвечает за дальнейшую жизнедеятельность человека. Особенно в этом возрасте важно найти эффективные способы развития эмпатии, эмоциональной отзывчивости и человечности у детей дошкольного возраста.
Эмпатия относится к одной из важнейших социальных эмоций человека. Суть эмпатии проявляется в субъективном восприятии другого человека, понимании его переживаний, его внутреннего мира, его чувств и мыслей. Дошкольный возраст играет особую роль в формировании личности, в развитии социальных механизмов деятельности и поведения, так как в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, которые предопределяют будущий моральный облик человека.Развитие эмпатии детей в старшем дошкольном возрасте является важным условием всестороннего развития личности ребенка. Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности. От нравственного развития дошкольника зависит формирование будущей учебной деятельности и жизненной позиции. Непонимание важности развития эмпатии с ранних лет приводит к формированию ложных отношений между взрослыми и детьми, детьми и сверстниками, что может привести к эгоизму, агрессии, грубости и черствости. В современных условиях дефицита «теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений в политической и социально-экономической ситуации в обществе, люди сталкиваются с проблемой равнодушия и одиночества. В этом контексте проблема эмпатии как способности к сопереживанию и состраданию становится актуальной в контексте социально-психологических проблем современности.
Современные подходы к пониманию феномена эмпатии
В «Большом психологическом словаре» эмпатия рассматривается как вид социальной (моральной) эмоции, выражающейся в эмоциональной отзывчивости человека на переживания другого. Эмпатия как эмоциональная реакция имеет место в элементарных (рефлексивных) и в высших личностных формах (сочувствие, сопереживание).
Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Здесь имеется в виду не рациональное понимание проблем другого человека, а попытка эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противоположна пониманию в строгом смысле этого слова; эмпатия — это аффективное «понимание». Его эмоциональный характер проявляется именно в том, что ситуация другого, партнера по общению, не столько «мыслится», сколько «чувствуется».
Эмпатия позволяет нам постичь природу другого человека. Не столько понять, сколько постичь тайные движения его души: природу мотивов и смысл поступков, источники интереса или апатии, причины лжи или искренности, цель замкнутости или хвастовства и т.д.
Бойко выделяет три канала эмпатии: рациональный, эмоциональный и интуитивный.
Рациональное в эмпатии проявляется в аффилиации — во внимании к другому, в наблюдении за другим, в постоянном подмечании реакций, состояний и характеристик другого. Глаз не спит, ухо бодрствует, ощущения обострены, восприятие сфокусировано, мышление актуализировано. Все ментальные когнитивные процессы направлены на другого. Рациональным моментом в эмпатии, таким образом, является не формальная логика, а интенсивная аналитическая обработка информации о другом, поступающей одновременно по различным сенсорным каналам.
Эмоциональное в эмпатии относится к пониманию другого на основе собственного эмоционального опыта, через эмоциональные ассоциации и перенос: Я переживаю, реагирую так (не так); я обычно воспринимаю, оцениваю это так (не так); это обычно важно для меня (не важно) и т.д.
Интуитивное, эмпатическое понимание другого сводится к бессознательной обработке информации о партнере. Обобщения и рассуждения о нем или о ней делаются без логики, а на основе бессознательных сравнений с прошлым опытом.
Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в себя когнитивный, эмоциональный и акциональный компоненты. По его словам, эмпатия имеет три уровня.
Иерархическая структурно-динамическая модель основана на когнитивной эмпатии (первый уровень), которая проявляется как понимание психического состояния другого человека без изменения собственного состояния.
Второй уровень эмпатии подразумевает эмоциональное сопереживание, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сочувствие и симпатию к нему, эмпатический отклик.
Третий уровень эмпатии — это высшая форма, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она полностью выражает межличностную идентификацию, которая является не только ментальной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и ориентированной на действие. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведение, направленные на помощь и поддержку партнера по общению (иногда такой стиль поведения называют помогающим поведением). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.
Способность к эмпатии — это социально-психологическая черта личности, которая формируется в процессе взаимодействия между людьми и влияет на успешность общения. Как социально-психологическая черта, эмпатия состоит из ряда способностей:
Способность эмоционально реагировать и отвечать на переживания другого человека;
Способность распознавать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать его мыслям, чувствам и действиям.
Способность адекватно эмпатически реагировать на переживания другого человека, как вербально, так и невербально.
Феномен эмпатии включает в свою структуру когнитивный (гностический), эмоциональный (аффективный) и поведенческий (акциональный) компоненты.
Особенности формирования развития и проявления эмпатии в онтогенезе
Эмпатия проходит определенный путь развития в онтогенезе личности. Существует множество различных взглядов ученых на происхождение и развитие эмпатии в онтогенезе.
По мнению Х. Кохута, эмпатия является универсальной потребностью развития. Переживание младенцем эмпатического отзеркаливания со стороны ухаживающего лица является необходимым компонентом в развитии целостного Я, и наоборот, травматическая неспособность обеспечить эмпатическое отзеркаливание играет негативную роль в развитии дефектов и патологий Я.
Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастными изменениями его темперамента, эмоциональной возбудимостью и влиянием социальных групп, в которых он растет.
По мнению А.А. Бодалева, развитие эмпатии наиболее тесно связано с формированием у человека непроизвольных нравственных мотивов, за которыми обязательно стоит растущая потребность жить и быть полезным другим людям. Формирование эмпатии вводит в мир переживаний других людей не только ребенка, подростка или юношу. Многократное проявление эмпатии по все большему числу случаев и в отношении все большего числа людей означает одновременно создание важнейшего условия для закрепления в воспитании человека веры в ценность другого человека и поведения, направленного на его благополучие.
Рассмотрим некоторые подходы, которые отражают этапы развития эмпатии, постепенный характер ее формирования в онтогенезе.
Согласно классификации Р. Селмана, способность ребенка поставить себя на место другого, принять точку зрения другого, проходит в своем развитии следующие стадии.
Стадия 0: эгоцентрическая точка зрения. Ребенок не может отличить свое собственное объяснение события от того, что он считает истинным.
Стадия 1 (6-8 лет). Ребенок признает, что у других людей может быть иное мнение, чем у него, а также принимает роли других людей в соответствии со своими собственными представлениями о других.
Этап 2 (возраст 8-10 лет). Ребенок понимает, что каждый человек имеет свои собственные чувства и мысли, и что другой человек, в свою очередь, может понять точку зрения ребенка, имея свою собственную точку зрения. Другими словами: На этом этапе ребенок находит отражение себя в других людях.
Стадия 3 (10-12 лет). Принимая на себя одновременно две роли, дети на этом этапе способны рассматривать отношения между двумя людьми с точки зрения третьего, постороннего человека.
Стадия 4 (12-15 лет). Подросток осознает, что существует социально обусловленная, фиксированная система ролей, принятая в конкретном обществе.
Рассмотрим также классификацию М. Хоффмана о стадиях формирования когнитивной сферы, которая включает 4 стадии, каждая из которых соответствует различному уровню эмпатического реагирования.
Первая стадия относится к периоду новорожденности.
Второй этап охватывает период младенчества.
Третий этап охватывает период раннего детства.
Четвертая стадия, охватывающая период дошкольного детства, характеризуется тем, что в этот период расширяется социальное окружение ребенка и круг потенциальных эмпатических объектов и эмпатических ситуаций. Ребенок получает представление о том, что окружающие его люди имеют свой собственный, присущий только им опыт.
Общим для этих двух подходов является рассмотрение когнитивного аспекта процесса восприятия другого.
В целом, по мнению В.А. Лабунской, исследования, посвященные изучению развития эмпатии в онтогенезе, свидетельствуют о трехкомпонентной структуре эмпатии как социально-психологического свойства личности. Самые первые механизмы коммуникации — это механизмы эмоционального подражания и заражения. В период перехода от раннего детства к дошкольному, когда формируется особый уровень самости ребенка, идентификация является ведущим механизмом развития эмпатии. Идентификация устанавливает эмоциональную связь между субъектом и отражаемым объектом в процессе восприятия внешнего мира. Содержание этой связи, по словам Н.Н. Авдеева непосредственное переживание субъектом того или иного тождества с объектом. Следствием такого опыта становится принятие ценностей, норм, паттернов отражаемого объекта как своих собственных, видения другого человека как продолжения своего собственного.
Основные новообразования дошкольного возраста
«Дошкольный возраст», по мнению А.Н. Леонтьева (1983), «это период первоначальной актуальной структуры личности. В этот период формируются основные личностные механизмы и образования, развиваются тесно взаимосвязанные эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
В качестве центральных инноваций в дошкольном возрасте (3-7 лет) можно назвать:
- позиционные ролевые действия (функция осознания (фаза 1) ,
- функция отношения (фаза 2) ;
- позиционные умственные действия (склонность к обобщению, установлению связей: Функция понимания (фаза 3) ,
- Функция рефлексии (4-я фаза периодизации функциональных стадий Ю.В. Андропова). Н. Карандашев, 1991).
Центральным новообразованием личности в дошкольном возрасте является согласованность мотивов и развитие уверенности в себе. В процессе психического развития ребенок среди других людей приобретает свойственные ему формы поведения. Это движение онтогенеза связано с развитием внутренней позиции.
Внутренняя позиция ребенка выражается через:
- эмоционально окрашенные изображения;
-ситуативные ориентации на усвоенные нормы; - воля, выраженная в настойчивости;
- другие особые умственные достижения.
Д. Б. Эльконин (1989) рассматривал в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста:
1.возникновение первого схематического наброска целостной детской концепции мира. Ребенок не может жить в беспорядке. Ребенок пытается упорядочить все, что он видит, увидеть закономерные связи, в которые вписывается столь изменчивый окружающий мир.
Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка дошкольного возраста формируется искусственное мировоззрение — все, что окружает ребенка, включая явления природы, является результатом деятельности человека. Такое мировоззрение связано со всей структурой дошкольного возраста, в центре которой находится человек. Исследования Л.Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и искусственные причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет бегать и двигаться и т.д.
Строя картину мира, ребенок придумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он или она строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д.Б. Эльконин отмечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем когнитивных потребностей.
2.возникновение первичных этических инстанций связано с различением «добра и зла». Эти этические случаи развиваются параллельно с эстетическими.
3.возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными.
4.появление произвольного поведения. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенной идеей.
Д. Б. Эльконин отметил, что в дошкольном возрасте образно-ориентированное поведение сначала существует в конкретной визуальной форме, но затем становится все более обобщенным и предстает в виде правила или нормы. По мнению Д.Б. Эльконина, на основе формирования волевого поведения у ребенка развивается стремление контролировать себя и свои действия.
5.появление личного сознания. Д.Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделил появление личностного самосознания, т.е. появление ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к выполнению социально значимой и социально оцениваемой деятельности (L.
В. Финкевич, 1987) . Если трехлетнего ребенка спросить: » Какой ты? «, он ответит: «Я большой». Если семилетнего ребенка спросить: «Какой ты?», он ответит: «Я маленький».
Ребенок дошкольного возраста осознает возможности своих действий и начинает понимать, что он не может сделать все (начало самооценки). Когда мы говорим о самосознании, мы часто имеем в виду осознание ребенком своих личных качеств (хороших, прекрасных, плохих и т.д.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе социальных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет — личное самосознание: внешнее становится внутренним.
Важность развития эмпатии в дошкольном возрасте
Дошкольное детство представляет собой особое состояние социального развития, особое проявление, в котором биологические законы, связанные с возрастными изменениями у детей, в значительной степени наиболее активны в своем действии. Дошкольный возраст — это самосознательный период развития, в котором формируется личность ребенка, развивается нормативное поведение, такие качества, как инициативность, духовность, нравственность, самопознание, социальная активность, самостоятельность, так что этот период развития отвечает за дальнейшую жизнедеятельность человека. Особенно в этом возрасте важно найти эффективные способы развития эмпатии, эмоциональной отзывчивости и человечности у детей дошкольного возраста.
Эмпатия относится к одной из важнейших социальных эмоций человека. Суть эмпатии проявляется в субъективном восприятии другого человека, понимании его переживаний, его внутреннего мира, его чувств и мыслей. Дошкольный возраст играет особую роль в формировании личности, в развитии социальных механизмов деятельности и поведения, так как в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, которые предопределяют будущий моральный облик человека. Развитие эмпатии детей в старшем дошкольном возрасте является важным условием всестороннего развития личности ребенка. Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности. От нравственного развития дошкольника зависит формирование будущей учебной деятельности и жизненной позиции. Непонимание важности развития эмпатии с ранних лет приводит к формированию ложных отношений между взрослыми и детьми, детьми и сверстниками, что может привести к эгоизму, агрессии, грубости и черствости. В современных условиях дефицита «теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений в политической и социально-экономической ситуации в обществе, люди сталкиваются с проблемой равнодушия и одиночества. В этом контексте проблема эмпатии как способности к сопереживанию и состраданию становится актуальной в контексте социально-психологических проблем современности.
Одним из важнейших компонентов эмоциональной отзывчивости детей является формирование эмпатии как способности человека сопереживать другим людям и понимать их состояние.
Современная педагогика предлагает множество способов развития эмпатии: специально организованные музыкальные занятия, прослушивание сказок и произведений искусства, знакомство с природой, рисование. Все это способствует развитию у детей эстетического опыта и чувства прекрасного.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Дополнительные возможности метода диагностики межличностных отношений Т. Лири
- Психологическая экспертиза
- Терапия депрессии
- Личностная рефлексия супругов с различными стратегиями разрешения личностных конфликтов
- Виды детских страхов
- Педагогика и психология инклюзивного образования
- Теория сигналов и психические процессы
- Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных
- Характеристика психических расстройств
- Джордж Александр Келли, американский психолог