Оглавление:
Сказка имеет большое значение для развития ребёнка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Сказки — наиболее любимый детьми литературный жанр, способствующий повышению уверенности в себе и своём значение в развитии ребёнка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто герои даже не имеют имён. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм считал, что причиной нарушений в развитии ребёнка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым будущем.
По мнению Л.С. Выготского, сказка для ребёнка — его философия, его наука, его искусство, его естественная эстетическая воспитательница.
Психологические особенности сказок
Сказки — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец — народ. Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношения народных рассказчиков к окружающей действительности.
Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребёнке творческого мышления и воображения.
Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со времён забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и её распространения в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.
Особенно велико значение народной сказки, которая передавалась из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает её сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто её писал.
По мнению Д. Соколова, народные сказки характерны тем, что:
— время появления основных сюжетов сказки установить сложно. В масштабах человеческой культуры — очень давно;
— сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;
— сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре. В отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребёнку, её герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф об Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее — смертью ни в чём не повинных её детей);
— сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;
— сказки влияют на человека, преимущественно, на бессознательном уровне.
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Основные подходы к психологическому анализу сказок
Выделяют несколько функциональных особенностей сказок.
1) Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню подсознания и сознания.
2) Сказка в символической форме содержит информацию:
— об устройстве мира и его создателе;
— об изменениях, происходящих в жизни человека в разные периоды;
— о прохождении этапов самореализации мужчиной и женщиной;
— о том, какие препятствия и трудности встречаются на жизненном пути, и как с научиться с ними справляться;
— о приобретении жизненных ценностей и способах руководства ими;
— о способах построения отношений с детьми и родителями;
— об умении прощать.
На протяжении исторического развития человечеством сформирована система ценностных ориентаций, отношений к явлениям и предметам, которая нашла отражение в языке, мифологии, и, в частности, в сказке
Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описание возможных форм поведения. Чисто прагмастическая сказка может объяснить ребёнку «что будет, если…» Например, сказка «Колобок» объясняет ребёнку, как далеко можно уйти от родителей, а сказка «Золушка» — о значении труда на счастливую жизнь.
Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия и манипуляции в сказках. Каждый персонаж может описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Американский психолог и психиатр Э. Берн описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка о хитрой лисе, глупом волке и удачливом зайце может стать описанием обычной семьи, состоящей из мамы, папы и сына. Психосинтез рассматривает героев сказки как субличности, части «Я» одного.
Важной чертой сказки является трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о повзрослении. К. Юнг — швейцарский психиатр и психолог — основным методом сказки называл процесс индивидуации, то есть, сказка движет ребёнка вперёд, а взрослого возвращает назад, в детство.
Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье — по одной дороге пойдёшь — коня потеряешь, по второй — смерть свою найдёшь, по третьей пойдёшь — себя потеряешь); отношение к смерти, умение принимать решения, способность быть свободным и независимым.
Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребёнок, засыпая, слушает сказку от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии
Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребёнка
1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация — это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трёх братьев, дурак, падчерица, т.е. герой, чем-либо обделённый и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребёнку легче отождествить себя с неумелым, внешне неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребёнок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребёнку читают первые сказки — «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба…»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчиваются «не в пользу» главного героя — вытягивают «на свет» репку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съедает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определённую последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителями («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Колобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.
Идентификация в форме сочувствия — самая типичная для ребёнка форма отождествления другого с собой и себя с другими [6, 170].
2. Освоение морально-этических норм поведения.В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребёнок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший — добрые.
3.Решение эмоционально-личностных проблем ребёнкачерез снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.
4.Получение нового опыта через сказку.Сказка предлагает ребёнку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребёнок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.
5. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребёнка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кощей Бессмертный», «Змей-Горыныч».
6.Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) — стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребёнка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Сказка как метод психологической диагностики
Сказки используются в качестве диагностического инструментария в проективном исследовании. Проективные методики (от латинского «рrojectio» — выбрасывание вперёд) представляют собой специальную технику экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Они отражают как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимосвязи и целостности функционирования.
Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и в этом своём качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область детской психики. Значащие переживания, личностные смыслы и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при обращении к данным наблюдения поведения. Проективная методика позволяет опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок.
Сказку, как метод психодиагностики, можно использовать с детьми — дошкольниками, которые уже умеют говорить. Американским детским психологом и доктором Луизой Дюсс был создан эмоционально-личностный тест «Сказка». Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции. При проведении теста создается спокойная, доброжелательная обстановка. Желательно, чтобы ребенок сам попросил рассказать ему сказку. Не следует комментировать ответы ребёнка и торопиться, говоря: «Слушай другую сказку». Если ребёнок проявляет тревогу, эмоциональную напряжённость, слушая сказку, необходимо прервать его и попробовать провести тест в другой раз. Следует обращать внимание на интонацию, темп речи, на поведение ребёнка. Этот тест не так просто поддается интерпретации. Взрослый должен хорошо знать ребёнка, его актуальное состояние, отношения с близкими. Ответы детей делятся на патологические и нормальные. Мы отказались от термина «патологические», так как он кажется нам в данном контексте не совсем правомерным. (Стимульный материал теста представлен в Приложении в чёрно-белом варианте).
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психология личности
- Гуманистическая и экзистенциальная психология
- Формирование самооценки у старших дошкольников в процессе игровых занятий
- Профилактика правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной организации
- Возможности социальной психологии в решении проблем современного общества — Особенности психотерапевтической помощи на постсоветском пространстве
- Мнемотехника и тренировка памяти — Методы запоминания. Происхождение и развитие мнемоники
- Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ
- Неформальная коммуникация — Формальная и неформальная коммуникация в организации
- Институт психологии
- Причины изоляции подростка в школьном коллективе и ее влияние на поведение школьника