Оглавление:
Психология искусства — это отрасль психологии, целью которой является выявление наиболее общих закономерностей всех видов художественной деятельности, раскрытие механизмов развития творческой личности человека и анализ воздействия различных видов искусства на человека.
Искусство как объект психологического изучения также несет в себе важнейшую психологическую информацию и не только иллюстрирует, но и раскрывает психологические закономерности и механизмы человеческого поведения.
Искусство — это форма познания.
Творец вкладывает в произведение искусства свои мысли, чувства, темперамент. Самораскрытие, самопознание, самореализация, самовыражение и другие формы представления себя наиболее ярко проявляются в произведении искусства. Многие выдающиеся музыкальные, литературные и художественные произведения глубоко автобиографичны.
Произведение искусства — это задача личного смысла, понимания смысла Решение этой задачи — рефлексивное.
Автор осмысливает эту задачу через создаваемый им текст и передает его другим людям как продукт интеллектуальной работы по осмыслению мироустройства, осуществляемой в рамках новой системы категоризации, отличной от стереотипов.
Л.С. Выготский писал: «Везде — в фонетике, в морфологии, в лексике и семантике, даже в ритме, метрике и музыке — за грамматическими и формальными категориями стоят психологические».
Искусство функционирует как объект психологического исследования. В данном случае психология функционирует как объяснительная наука, которая интерпретирует произведения искусства, представленные творцом на суд зрителей, слушателей и читателей. Психолог проводит научно-психологический анализ произведения искусства.
Классическим примером такого подхода является «Психология искусства» Л.С.Выготского, которая, по его собственным словам, была создана как попытка создать новую область исследования для объективной психологии.
Русский филолог Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (1853-1920) является основателем научной школы психологии творчества. Он пытался объяснить процесс художественного творчества, исследуя механизм его возникновения из глубин индивидуального опыта; он понимал это возникновение как самопорождение, саморазвитие разума. С его точки зрения, творчество может быть продуктом только личной, а не коллективной деятельности. Для изучения этой индивидуальной умственной деятельности он применил закон сохранения энергии.
Художественное творчество — это сочетание двух условий — наличие потребности выразить себя, свои мысли или настроение, и создание выражения, соответствующего определенному настроению или мысли. Ценность художественного произведения, согласно этой теории, определяется не полезностью, которую оно приносит, а гибкостью его формы, способностью вызывать соответствующее эмоциональное состояние у читателей и зрителей. Творческий процесс, таким образом, происходит не только при создании произведения искусства, но и при его восприятии, поскольку при этом мы в какой-то мере воспроизводим способ его создания и переживаем то же состояние творчества, которое испытывал художник. А это требует определенного жизненного опыта и умственного развития.
Виды творчества внешние и внутренние источники
Художественное творчество основано на стремлениях и способностях художника перерабатывать свои впечатления от жизни и превращать их в образы искусства. В этом случае художник делится на продуктивного и репродуктивного, субъективного и объективного, в зависимости от полученного при этом результата.
Продуктивно-целевое творчество — это создание такого продукта, который по каким-то качествам важен для других.
Объективной ценностью творческих продуктов признаются те из них, в которых выявляются ранее неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися несвязанными, создаются произведения искусства, не имевшие аналогов в истории культуры.
Репродуктивно-объективное творчество — это повторение того, что уже было сделано ранее другими, в их деятельности. Его ценность заключается в том, что человек может повторить на хорошем уровне то, что до него сделали другие мастера.
Репродуктивно-объективное творчество — это повторение того, что ранее было сделано другими, в собственной деятельности. Его ценность в том, что человек может повторить на хорошем уровне то, что было сделано до него другими мастерами.
То, откуда автор черпает идеи для своего творчества, также зависит от состава его личности. После того как ученик Фрейда, австрийский психолог Карл Юнг, разделил людей на две основные группы, интровертов и экстравертов, определить этот источник относительно легко. Таким образом, интроверты, психически внутренне ориентированные люди, в первую очередь озабочены размышлениями о содержании своего внутреннего мира, и в этом они находят источники своего творчества. Такими были польский композитор Шопен, русский художник Левитан.
В отличие от них, экстраверты — это люди, ориентированные на внешний мир, которых больше всего трогают и волнуют события в обществе или природе. Это композиторы Вагнер и Лист, а среди писателей — Дюма и Шекспир, написавшие множество произведений на основе исторических эпосов, мифов и хроник.
Источником мотивации, как будет показано ниже, является огромная внутренняя потребность художника в самовыражении, желание самоутвердиться и сказать миру что-то очень важное. К этому добавляется острое желание психической релаксации и освобождения через творчество от сильных аффектов, обременяющих разум и воображение. Конечно, каждый художник будет по-разному проявлять себя в своем творчестве, в зависимости от качеств своего темперамента и характера.
Выдающийся русский психолог Лев Семенович Выготский, много сделавший в области изучения психологии искусства, справедливо полагал, что творческий процесс определяется не только особенностями личности художника, но и историческими и социальными условиями.
Психологический анализ стихотворения на примере поэзии Георга Тракля
Георг Тракль — известный австрийский поэт-экспрессионист, чье литературное творчество рекомендуется изучать с позиции психологической школы по нескольким причинам. Во-первых, экспрессионистский подход к выражению внутренней сущности предметов, служащих темами стихотворений, соотносится с концепцией знаковой структуры А.А. Потебни, согласно которой внутренний знак означает субъективное представление, создающее смыслы. Экспрессионистское письмо, насыщенное яркими художественными образами, вызывает у реципиентов разнообразные восприятия и ассоциации благодаря своей сложности и комплексности. Во-вторых, эстетическое отношение Георга Тракля также важно для наших рассуждений: «Мой способ изображать, сливая четыре разных образа в четырех строках в единое впечатление». «Единственное впечатление», о котором пишет поэт, соответствует не только понятию репрезентации, но и основам концептов Z. Фрейд и С. Г. Юнг. В случае фрейдистского психоанализа «единственное впечатление» экспрессионистской поэзии откроет факты бессознательного, которые обязательно будут пугающими и жестокими (разве литература экспрессионизма не основана на впечатлении от ужаса жизни и страха перед всем сущим, как мы знаем из творчества Франца Кафки?). Если мы обратимся к концепции коллективного бессознательного К. Г. Юнга, то сможем найти в поэзии Георга Тракля специфический для человека страх и философский опыт существования.
Обратимся к стихотворению «Жалоба»:
Сон и Смерть, орлы без пищи,
Кружат ночью надо мной:
Золотой образ человека
Захлесни, железная волна
Вечности. На мерзких рифах
Разлагается пурпурное тело.
Темный голос звучит
Над морем.
Посмотри, сестра моей печали,
Боязливый челн исчезает
Среди звезд,
В молчании ночи.
Первое, на что обращает внимание читатель, — это строфа, открывающая стихотворение. «Сон и смерть» эксплицитно заявлены и представлены в начале текста и представляют собой самый главный человеческий страх — страх смерти. Эти понятия представлены как собственные существительные, обозначенные заглавными буквами, подразумевая, что эти явления одушевленные, независимые и антропоморфные. Все это коррелирует с коллективным бессознательным, о котором писал Карл Густав Юнг: сон и смерть — это образы одушевленного материализованного вечного страха смерти, который преследует человека с момента его появления (примеры антропоморфизма зафиксированы в глубокой древности, что убеждает нас в правильности этого вывода).
«Сон и смерть» уподобляются «орлам без пищи», которые «кружат надо мной по ночам», и это кажется нам чрезвычайно важным: образ орла, летящего за человеческой добычей, знаком нам по мифу о Прометее, который был жестоко наказан Зевсом за помощь человечеству. И древнегреческий миф, и образы, возникающие в стихотворении «Жалоба», отсылают нас к концепции архетипов К.Г. Юнга. Прометей — архетип, поэт-мученик — архетип, и антропоморфный образ, страдающий за человечество, — тоже архетип. Можно сказать, что происходит некое «наслоение» устойчивых человеческих архетипов, что в свою очередь усиливает эмоциональное воздействие чтения, угнетает читателя, воздействует на бессознательное и напоминает об ужасе жизни, смерти и божественных явлений, которые часто бывают жестокими и беспощадными.
«Страшное кораблекрушение» — это метонимическое представление человека в кораблекрушении, чья черта характера, боязливость, переносится на кораблекрушение. Человек исчезает «Под звездами, / В тишине ночи»: образ человека, уходящего через лето в небытие, символически представлен образами вечных и равнодушных звезд и тишины ночи. Поскольку человек освободился от своих страхов и забыл обо всем пугающем и угнетающем, финал произведения можно считать оптимистичным.
Экзистенциальный страх перед бытием и тоска по небытию, сопровождающие все произведение, отсылают к «корням» поэмы, которые представляют собой как бессознательные страхи и тоску всего человечества, так и вечные архетипы.
Таким образом, можно проанализировать поэзию Георга Тракля с точки зрения психологической школы. Затем исследователь сталкивается с образами бессознательных человеческих страхов и архетипов, которые вызывают ужас. Если мы также рассмотрим опыт анализа литературного творчества Франца Кафки, которого часто причисляют к экспрессионистам, то увидим, что психологический анализ «работает» с этим писателем так же успешно, как и с Траклем.
Живопись в аналитической психологии
Целостность психики, согласно Юнгу, не постигается только сознанием. Человек не рождается как совершенно новое существо — его сознание развилось и возникло исторически и индивидуально из первоначального бессознательного.
Здесь отличительной особенностью психологии является то, что здесь психика, как объект научного наблюдения, одновременно является и его субъектом, средством, с помощью которого мы осуществляем эти наблюдения. Бессознательное, уходящее корнями в древность и имеющее неизвестную нам природу и границы, всегда выражается через сознание и в терминах сознания.
Юнг неоднократно заявляет, что мы не знаем, как далеко простирается бессознательное. Самая большая глубина, которой можно достичь в исследовании бессознательного, — это тот слой души, в котором человек перестает быть индивидуальностью и его душа сливается с душой человечества — душой не сознательной, а бессознательной, в которой все люди равны.
При исследовании бессознательного Юнг использовал три метода:
1) тест на ассоциацию;
2) анализ сновидений;
3) Активное воображение: концентрация на выбранном образе, за которой следует бессознательное развитие образа. Когда пациент концентрируется на чем-то, отказывается от сознательных размышлений и дает волю своему воображению, бессознательное предоставляет идеи и материал, которые в некоторых случаях могут быть полезны психоаналитику.
Бывает, что пациенты приходят к выводу, что определенный материал должен быть запечатлен с помощью диаграммы, рисунка, скульптурного дизайна и т.д. Если рисунки явно демонстрируют надличностное содержание, то следует также использовать метод сравнения с материалом, присутствующим в мировом наследии. Таким образом, пациент может постичь смысл возникающих в нем архетипических образов как типичных, повторяющихся проявлений человеческой психики.
(Живопись; Painting) — В анализе или самоанализе передача внутренних образов и представлений в живописной форме. Образы и представления могут возникать из снов, грез, активного воображения, видений или различных фантазий. В начале своей творческой жизни Юнг начал создавать картины и скульптуры и продолжал заниматься этим на протяжении всей своей жизни. Он также поощрял к этому своих многочисленных пациентов и интерпретировал ряд живописных работ в своих статьях.
В своих комментариях о психологической ценности этого типа живописи Юнг уделял особое внимание как процессу, так и результату. Картина или скульптура занимает промежуточное положение между пациентом и его проблемой. Создавая конкретный творческий продукт, человек достигает определенной дистанции по отношению к своему психическому состоянию. Для пациента с каким-либо расстройством — невротическим или психотическим по своей природе — непонятный и неконтролируемый хаос объективируется в живописном виде. Изображая свои фантазии, человек идет по пути психологического освобождения; он продолжает воображать или осязать образы своих фантазий, грез или мечтаний в еще большей детализации и полноте. И здесь человек не просто представляет свое видение или мечту, он творит из этого видения или мечты. Таким образом, сознательное психическое вступает в — счастливое — взаимодействие с тем, что вырывается из бессознательного.
Пейзаж как проективный тест
Пейзаж как вид живописи функционирует как своего рода проективный тест, проецируя личность художника и доминирующие психические состояния. Как говорят искусствоведы об объекте своего исследования, «это пейзаж души художника». Таким образом, хотя принято говорить о восприятии живописи, объект нашего исследования представляет собой сложный конгломерат духовных исканий, осмысления бытия и поиска адекватного символа для его выражения художником, и прочтения этого послания, его восприятия и понимания зрителем.
Психологический анализ живописи (R. Archeim, 1974; J. Bruner, 1977; J. Lotman, 1978) — одна из наименее разработанных областей психологии искусства, которая только сейчас открывает для себя предмет и методы собственного анализа. Художественный образ опосредован сознанием художника и зрителя, пронизан сетью ассоциативных связей (как сугубо индивидуальных, так и архетипических), скрытых визуальных цитат (через которые он связан с другими произведениями искусства) и существует только как «текст внутри текста», или, в случае нашего восприятия живописи, как «живописный текст в контексте культуры». В одной из ранних работ (Петренко, 1975) была дана трактовка «изображение как перцептивное высказывание о мире», что позволяет рассматривать изображение как своего рода текст и использовать методы лингвистики и психосемантики при анализе сложных визуальных объектов и образов.
Произведение искусства коммуникативно по своей природе и обращено как к зрителю, так и к художнику, чтобы дать им возможность лучше осмыслить свое восприятие мира (как в жанре пейзажа) или узнать себя (как в жанре автопортрета). Общение между автором и зрителем происходит через произведение искусства, главным в котором является так называемый «язык искусства» — особая система знаков, посредством которой, по словам Михаила Бахтина (1979), происходит диалог между автором и слушателем, зрителем и читателем.
Одной из особенностей искусства является его способность вызывать эмоции, создавать и трансформировать личностные смыслы. Пейзаж как особый жанр, выражающий духовные смыслы и эмоциональный настрой художника через состояния природы и использующий образы природы как архетипические символы бытия, является одним из самых интересных предметов для изучения языка визуальной культуры.
Меланхолия, грусть, безнадежность или тихая радость отражаются в так называемом «настроении пейзажа». Мастерами романтического, лирического пейзажа и пейзажа настроения являются Левитан, Саврасов, Айвазовский и другие. В анализах и описаниях работ художников часто можно встретить фразу «настроение пейзажа Левитана» или «лиризм Саврасова». Эти слова относятся не столько к особенностям письма, сколько к богатству конкретного опыта, запечатленного в картинах.
Создание произведения затрагивает мировоззрение автора, особенности его личности и мышления, а восприятие произведения опосредовано личностью зрителя. Создавая произведение, автор пишет свой портрет в собственной уникальной манере и выражает себя в творчестве. Картина — это текст, написанный автором от руки, стиль и манера которого составляют форму произведения, что может повлиять на восприятие картины.
Когда мы говорим о психологии искусства и языке образов, мы сталкиваемся с проблемой «творец — произведение — зритель». Сюда входит изучение личности творца, который решает для себя (а заодно и для зрителя) проблемы смысла, структуры и содержания самого произведения искусства, наконец, понимания и «прочтения» произведения искусства его «потребителем» — зрителем, читателем или слушателем.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Понятие образовательной технологии
- Методы прикладной психологии — Предмет, проблемы и задачи клинической психологии
- Влияние типа семейного воспитания на развитие личности подростка — Семья как малая социальная группа
- Этапы психических расстройств
- Зависимость стиля общения от свойств темперамента
- Эмоциональная близость в браке и благополучие личности
- Подходы социальной педагогики
- Психологическая стагнация
- Психоаналитическая терапия при потере высокозначимых отношений
- Психология развития