Оглавление:
С древних времен люди размышляли о том, что такое человек и какова его природа. Сначала, в эпоху первобытнообщинного строя, человек сравнивал себя с каким-то животным, тотемом, или растением, объектом, и наделял этот тотем некоторыми качествами человека, а себя — качествами животного. Затем, после перехода на более высокую ступень развития общества, пришло понимание себя как части окружающей среды, как части мира, созданного богами, а затем появилось понятие души, которое довольно долго было доминирующим, но затем, по мере развития естествознания, благодаря работе многих ученых и философов, появилось понимание так называемой психологической реальности и осознание психических процессов, и уже в конце прошлого века появилось научное описание психики человека и научное понимание процессов, происходящих в теле и внутри тела. Процесс развития знаний о психике человека, его душевном строе, характере, темпераменте продолжался на протяжении веков, и этот процесс не менее важен, чем результат — наука психология.
В первой половине 20-го века возникло множество школ психологии, каждая из которых пыталась объяснить все психологические явления в терминах единой всеобъемлющей системы.
Великие школы психологии
Чем успешнее шла эмпирическая работа психологии, значительно расширившая область изучаемых ею явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность их версий сознания как замкнутого мира субъекта, видимого только ему самому, благодаря тренированной интроспекции под контролем экспериментальных инструкций. Большие успехи новой биологии радикально изменили взгляды на все жизненные функции организма, включая психические.
Восприятие и память, навыки и мышление, отношение и эмоции теперь рассматривались как своего рода «инструменты», позволяющие организму эффективно «работать» в жизненных ситуациях. Представление о сознании как об особом замкнутом мире, изолированном острове разума, рушилось. В то же время новая биология направила изучение психики с точки зрения ее развития. Таким образом, была радикально расширена зона познания объектов, недоступных интроспективному анализу (поведение животных, детей, психически больных). Разрушение первоначальных представлений о предмете и методах психологии становилось все более очевидным.
Категориальный аппарат психологии претерпел глубокие изменения. Давайте вспомним его основные составные части: ментальный образ, ментальное действие, ментальная установка, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, первым элементом психики считались признаки органов чувств — ощущения. Сейчас концепция сознания как структуры атомов — ощущений — утратила свою научную состоятельность.
Доказано, что ментальные образы — это целое, которое можно только искусственно разбить на элементы. Эти целые были обозначены немецким термином «гештальт» (форма, структура) и вошли под этим названием в научный лексикон психологии. Под названием гештальтпсихологии было создано направление, придавшее гештальту значение главного «единства» сознания.
Что касается психического действия, то его категориальный статус также изменился. Ранее это считалось внутренним, психическим актом субъекта. Однако прогресс в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказал, что в сферу психики входят внешние физические действия. Возникла мощная научная школа, которая возвела ее в статус предмета психологии. Соответственно, выбравшее этот путь направление, в основе которого лежит английское слово «behavior», развивалось под знаменем бихевиоризма.
Другая область, открывшаяся психологии, придала сознанию скорее вторичное, чем первичное значение. Было установлено, что сфера бессознательных влечений (мотивов), которые управляют поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности, является определяющей для психической жизни. Возникла школа, достигшая мировой известности, поскольку ее лидером считался З.Фрейд, а направление в целом (с рядом ответвлений) получило название психоанализ.
Французские исследователи сосредоточились на анализе психологических отношений между людьми. В работах некоторых немецких психологов тема интеграции личности в систему культурных ценностей стала центральной. Особую пионерскую роль в истории мировой психологической мысли сыграла теория поведения в ее специфической форме, разработанная на почве русской культуры.
Таким образом, существовали различные школы, каждая из которых ставила в центр всей системы категорий одну из них — будь то образ или действие, мотив или личность. Это позволило придать каждой школе определенный профиль.
Фокусировка на одной из категорий как доминирующей в истории системы и приписывание подчиненной функции другим категориям — все это стало одной из причин раскола психологии на различные — иногда противоположные — школы.
Таким образом, возник образ кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не стояла корневая система инвариантных (по-разному интерпретируемых) категорий, последователи разных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними были бы бессмысленны, и никакой прогресс в психологии был бы невозможен. Каждая школа оказалась бы закрытой системой, и психологии как единой науки не существовало бы вообще. Между тем, несмотря на неоднократные предупреждения о своем распаде, психология продолжала развивать свой эвристический потенциал.
Бихевиоризм, личность человека, с точки зрения бихевиоризма
Бихевиоризм сформировал лицо американской психологии двадцатого века. Его основатель, Джон Уотсон (1878-1958), сформулировал кредо бихевиоризма: «Объектом психологии является поведение. Отсюда и название бихевиоризм (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Поведение должно изучаться объективно и должно быть ограничено внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не может быть объективно зарегистрировано, не является объектом изучения, т.е. мысли и сознание не являются объектом изучения, их нельзя измерить и зарегистрировать). Все, что происходит внутри человека, невозможно исследовать, т.е. человек — это «черный ящик». Объективно можно изучать только реакции, внешние действия человека, а также стимулы и ситуации, которые вызывают эти реакции. И задача психологии — отличить вероятный стимул от реакции, а от стимула — предсказать определенную реакцию.
А личность человека, с точки зрения бихевиоризма, — это не более чем набор поведенческих реакций, присущих данному конкретному человеку. Та или иная поведенческая реакция вызывается определенным стимулом, ситуацией. Формула стимул-реакция S-R была одной из ведущих формул в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка гласит, что связь между S и R усиливается, когда есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, достижение желаемого результата, материальное вознаграждение) или отрицательным (боль, наказание, неудача, критика). Поведение человека обычно обусловлено ожиданием положительного подкрепления, но иногда в первую очередь преобладает желание избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и др.
Таким образом, бихевиоризм рассматривает личность как совокупность того, чем обладает индивид, и его способности к реагированию (навыки, социально регулируемые инстинкты, социализированные эмоции + податливость к формированию новых навыков + способность сохранять навыки) для адаптации к окружающей среде, т.е. личность — это организованная и относительно стабильная система навыков. Навыки являются основой для относительно стабильного поведения; они адаптируются к жизненным ситуациям, а изменение ситуаций приводит к формированию новых навыков.
В концепции бихевиоризма человек понимается прежде всего как реактивное, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на определенные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно запрограммировать человека на желаемое поведение.
В недрах самого бихевиоризма психолог Толман (1948) оспорил схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими терминами важную переменную I — психические процессы данного индивида как функцию его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и характера стимула: S-I-R. Совсем недавно один из последователей Уотсона, Скиннер, доказал своей теорией поведения, что любое поведение определяется его последствиями. Он сформулировал принцип оперантного обусловливания — «поведение живых организмов полностью определяется последствиями, которые оно вызывает».
В зависимости от того, являются ли последствия приятными, безразличными или неприятными, живое существо будет стремиться повторить поведенческое действие, не обращать на него внимания или избегать его в будущем. Таким образом, люди оказываются полностью зависимыми от окружающей среды, и любая кажущаяся свобода, которую они могут проявлять, является чистой иллюзией. В 1970-х годах бихевиоризм представил свои концепции в новом свете — в виде теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одной из основных причин, почему мы стали такими, какие мы есть, является наша склонность подражать поведению других, поскольку результаты такого подражания могут быть полезны для нас. Таким образом, человек не только находится под влиянием внешних условий, но и должен постоянно предвидеть последствия своего поведения посредством самооценки.
Гуманизм высшее культурное и нравственное развитие
Гуманизм — это мировоззрение, в котором человек является высшей и главной ценностью, но по значимости равен другим фундаментальным ценностям общества, животных и космоса.
Гуманизм прошел долгий эволюционный путь. Древний гуманизм нашел свое выражение в трудах таких философов, как Аристотель, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Протагор и Сократ. Она получила свое развитие в эпоху Возрождения, благодаря Фрэнсису Бэкону, Боккаччо, Эразму Роттердамскому, Монтеню, Томасу Мору и Петрарке.
Гуманизм в наше время делится на религиозный и светский. Среди религиозных гуманистов были Лев Толстой, Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.
Первое определение гуманизма восходит к Цицерону. По его словам, гуманизм — это высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически завершенную форму в сочетании с гуманностью и мягкостью.
Согласно Международной гуманистической ассоциации, гуманизм — это демократическая, этическая философия жизни, утверждающая, что человек имеет право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.
Согласно Американской гуманистической ассоциации, гуманизм — это прогрессивный подход к жизни, который утверждает, без сверхъестественной веры, нашу способность и обязанность жить этичной жизнью, чтобы реализовать себя и стремиться к большему благу человечества.
Это последнее определение соответствует светскому гуманизму, который утверждает, что люди могут быть счастливы и жить полноценной жизнью без помощи религии или идеологии.
Психодинамический подход
Термин психодинамика обычно относится к движению, разворачиванию, росту и упадку, взаимодействию и борьбе сил внутри человеческой психики. Таким образом, психодинамический подход — это подход, при котором процессы, происходящие в психике человека, определяются не внешними обстоятельствами, не разумом или волей человека, а независимой динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики.
«Мы не хотим просто описывать и классифицировать явления, а пытаемся понять их как проявления борьбы психических сил, как выражение целенаправленных тенденций, действующих последовательно или в оппозиции друг к другу. Мы придерживаемся динамического понимания психических явлений».
Психодинамический подход предполагает, что психика человека имеет свои собственные движения и взаимодействия энергий, не сводимые к физиологическим или социальным влияниям.
K. Юнг, А. Адлер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм и многие другие работали с психодинамическим подходом. В практической психологии сегодня в рамках этих подходов работают трансактный анализ, психодрама (как ее разновидность, системные формы) и телесно-ориентированная психотерапия (среди наиболее известных школ и направлений). Стремление к превосходству и комплекс неполноценности также являются концепциями психодинамического подхода. Отечественная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, основанная на реляционной психологии В.Н. Мясищева, является формой психодинамической психотерапии. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия похожа на это. Если перечислить все школы и направления, то список выглядит следующим образом:
Психодинамический подход не всегда дает четкие ответы о причинах происходящего и закономерностях его протекания; часто мы довольствуемся общими указаниями на то, в каком направлении следует искать такие механизмы. Если мы продолжаем сталкиваться со странными образами и воспоминаниями, иногда во сне, иногда наяву, как будто мы стоим на краю обрыва и не можем решиться сделать шаг вперед, хотя чувствуем, что могли бы взмахнуть крыльями — тогда мы можем предположить, что такие образы могут быть связаны с такими подавленными желаниями. Выясняя, когда и почему вы подавляли эти желания и что эти подавленные желания делают с вами сейчас, вы находитесь в рамках психодинамического подхода.
Психодинамический подход предполагает, что некоторые аспекты нашего поведения нелегко объяснить в принципе.
Если мы предполагаем, что идеи наших предков живут в нас, что мы живем другой жизнью, то мы будем интерпретировать наши странные познания в терминах этих предположений. Опять же, это психодинамический подход, но он не имеет ничего общего с какой-либо наукой.
Динамика внутренних энергий не обязательно должна быть глубокой, она может быть поверхностной, элементарной для понимания. «Действие равно противодействию», «Чем больше вы толкаете, тем больше сопротивление»….
Важно понимать: простая динамика не означает «неважная». Динамика отвлечения или усталости — вещи чрезвычайно важные, хотя их трудно отнести к динамике глубины.
С другой стороны, динамика глубины не обязательно является синонимом чего-то важного или значительного. Во время высшего уровня аутотренинга в сознании человека начинают происходить цветовые разряды. В них есть некоторая последовательность, можно предположить, что они связаны с динамикой каких-то внутренних, казалось бы, глубинных энергий, но отражают ли они что-то важное или являются просто «внутренним шумом», сказать трудно.
Не все динамики диктуют поведение человека. Если классический психоанализ описывает случаи, когда поведение человека жестко детерминировано внутренней динамикой и является необходимым следствием внутренних импульсов и состояний, то юнгианство и гуманистический подход чаще показывают, что внешнее поведение человека вполне может соответствовать обстоятельствам, быть социально приемлемым и находиться в разумных пределах, несмотря на влияние глубинной динамики.
Почему психологов и клиентов психологии интересует динамика внутренних энергий человека? — Как ни странно, это не простой вопрос. Знание закономерностей в науке дает (хотя бы теоретически) возможность предсказывать ход изучаемых процессов, но в психологической работе это практически не требуется. Зигмунд Фрейд и его последователи считали, что понимание внутренней ситуации клиента, осознание внутреннего конфликта устранит его, но это предположение не подтвердилось: Сознание может влиять или не влиять на то, что происходит внутри нас.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологическая характеристика семьи
- Бессознательное поведение — Феномен бессознательного в работах З. Фрейда
- Книги по психологии отношений
- Классификация психологических методов
- Психологическая практика в школе
- Проектирование образовательных технологий
- Внимание, мышление, память
- Особенности эмоционального реагирования дошкольников в семьях, переживших развод — Понятие семьи и влияние семьи на психическое развитие детей
- Виды психических процессов: мышление
- Понятие тьютерской деятельности