Оглавление:
В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека все больше определяется психологическими факторами, а это значит, что лечение многих заболеваний, стабилизация аутодеструктивных форм поведения является невозможным без учета социально-психологических факторов отношения человека с окружающей микросредой, что требует, в свою очередь, умения врача строить доверительные отношения с пациентом. В этой связи изучение основополагающих аспектов проблемы психологического портрета врача становиться наиболее значимой, т.к. каждый пациент должен иметь возможность ожидать в лице врача встретить человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения.
Принадлежа к профессиям субъектно-субъектного типа, деятельность врача проходит в условиях повышенных социально-психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Профессиональная деятельность врача, как правило, зачастую происходит в условиях стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций – проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления. Можно сказать, что вопросы психологии труда и личности врача стоят в ряду важнейших и малоизученных проблем теоретической и прикладной психологии в целом и отдельных ее отраслей, в частности.
Рассматривая данную проблему в медицинской и психологической литературе, в подавляющем большинстве упоминаний о личности врача описывается лишь с деонтологической точки зрения. Этот традиционно деонтологический подход является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Его можно обозначить как нормативно-регулирующий, так как он содержит основные требования к личности врача, выработанные обществом. Основные деонтологические требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в известных заповедях Гиппократа, которые врачи принимают как профессиональную Клятву. В основе этих требований лежит традиционное представление о ролевых отношениях «врач – больной», являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими установлению контакта с больным и обеспечивающими авторитет у больного. В связи с тем, что объектом деятельности является человек, требования к моральным, гражданским, интеллектуальным качествам специалиста всегда были повышенными по сравнению с другими категориями профессий.
Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача
Профессия врача — одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страждущему. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Для общества совсем не безразлично, кто избирает себе профессию врача и как он выполняет моральные обязанности, налагаемые на него этой профессией. С развитием общества менялось положение врача в нем, возрастал его общественный престиж и авторитет, столь необходимый для осуществления профессиональной деятельности, изменялись и требования к врачу и к здравоохранению в целом. Однако вне зависимости от социально-общественных формаций обязательным условием успешного врачевания всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов во взаимоотношениях врача и больного.
Так, уже в начальной стадии развития врачебной этики рабовладельческой формации (догиппократовский период) формируются общие требования к подготовке и деятельности врача, к его личности, внешнему и внутреннему облику. В данных концепциях содержались основные предписания к его поведению, отношению к больным, согласно которым врач должен был обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания.
В работе А.Л. Гройсмана описывалось, что в период становления медицины также уделялось большое внимание отбору будущих врачей и методам их психологической и нравственной подготовки. При этом обязательно учитывались возраст, состояние здоровья, память и необходимые нравственные качества: скромность, благочестие, целомудрие. Важнейшей обязанностью учителя наряду с профессиональным обучением было воспитание у учащихся чувства любви к истине, смирения и справедливости. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости и т. д., а также важным считалось соблюдение врачебной тайны: врач не должен был не только разглашать сведения о больном, но и высказывать сомнения относительно его выздоровления. Чтобы завоевать полное доверие больного, врач обязан был «свято чтить семейные тайны».
Величайший врач древности Гиппократ был первым, кто попытался систематизировать правила медицинской этики на основании многовекового опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприличном поведении», «Об искусстве», в «Афоризмах», написанных около двух с половиной тысяч лет тому назад он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. В основе этики Гиппократа лежит идея уважения к больному, пациенту, обязательность требования, чтобы всякое лечение не причиняло ему вреда. Известнейшей заповедью этики Гиппократа является его запрет разглашать врачебную тайну. Кодекс профессиональной медицинской этики, сложившийся в Древней Греции две с половиной тысячи лет тому назад в так называемой школе Гиппократа на острове Кос, может быть сведен к четырем этическим императивам:
1) исцелить;
2) не навреди;
3) принцип равного отношения к пациентам вне зависимости от их возраста, пола, материального положения («принцип справедливости»);
4) принцип абсолютного приоритета жизни (восприятие жизни больного как высшей ценности).
Своеобразным мостом от античной к современной европейской медицине оказалось наследие великих арабских врачей. В отношении многих из них как нельзя лучше подходит знаменитая мысль Гиппократа, что врач-философ подобен богу. Прежде всего, это Авиценна который перенес в Европу высокую культуру Востока. «Канон врачебной науки» Авиценны — это энциклопедия научных знаний по общей и частной патологии, значение которых сохранялось в течение многих столетий в известном смысле, вплоть до первой половины XIX века. Авиценна подчеркивал, что врач, кроме всего прочего, должен обладать даром красноречия, вообще слово врача он ставил рядом со словом поэта. Авиценна, в частности, придавал большое значение необходимости успокоить больного, снять чувство страха, поднять его настроение.
Специфика взаимоотношений больного и врача
Выполнение профессиональных обязанностей во врачебной деятельности по утверждениям С.Л. Соловьева требует «вхождения» в ситуацию болезни и ее переживания больным. Болезнь ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, первой эмоциональной реакцией на которую является страх, та пускающий, в свою очередь, целый спектр эмоционально-негативных переживаний отчаяние, безнадежность, депрессия, печаль. В этой ситуации находится больной, в эту ситуацию «входит» врач, чтобы, пусть временно, разделить ее с пациентом [88, с. 10]. Именно поэтому рассмотрение специфики взаимоотношений больного и врача и их основных положений даст наиболее полную картину представлений об основных составляющих психологического портрета врача, что позволит наиболее эффективно построить и скорректировать оптимальный процесс лечения пациентов.
Так, Н.А. Магазаник различает два типа взаимоотношений в диаде «врач – больной»:
1) авторитарный – директивной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию (принцип доминирования), а больной является ведомой, сравнительно малоактивной личностью. Такие взаимоотношения иногда целесообразны, ибо облегчают некоторые психотерапевтические акции врача, особенно если нужен авторитет для их проведения и повышенная вера в чудодейственность психокоррекционных воздействий (гипносуггестия, эффект плацебо) и другие. В то же время такое доминирование врача над пациентом, которое обычно предпочитают незрелые личности и истероидные акцентуаты, приводит к пассивности больного и препятствует вырабатыванию активного противодействия болезни;
2) другой вариант взаимоотношений в системе «врач-больной» предпочтительный для лиц, стремящихся к максимально возможному проявлению активности, основан на так называемом «принципе партнерства». При этой позиции врач стремится к партнерскому взаимодействию с больным, основанном на уважении личности пациента и пробуждении его активности, а главное к сочувственно — сопереживательному (эмпатическому) отношению к нему. Активирующиеся при этом механизмы подражания и идентификации с врачом позволяют лучше усвоить лечебные установки врача [56, с. 77].
В.А. Ташлыков рекомендует на первом нормальном этапе психотерапевтического контакта преимущественно акцентуирование принципа сотрудничества, а по мере укрепления доверия пациента врач может переходить к более директивному стилю руководства поведением больного с целью достижения адъективной переделки личностных отношений. Выбор того или иного стиля обусловлен типом больного, различают:
— Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечению. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые остаются доступными больному. При неблагоприятном прогнозе – сосредоточение внимания, интересов на судьбе близких, своего дела.
— Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск авторитетов.
Психологический портрет врача
Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия.
Болезнь может рассматриваться как ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом – одна из наиболее трудных психологических ситуаций в жизни, частой эмоциональной реакцией на которую является страх. Эту ситуацию переживает больной, в нее «входит» врач, который может уменьшить степень информационной неопределенности путем тщательной диагностики, но контролировать в полной мере «человеческий фактор» он не может. По роду профессиональной деятельности врач сталкивается со страданием, болью, умиранием смертью. Работа врача – особый вид деятельности, характеризующийся состоянием постоянной психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья, практически в любых ситуациях, предполагающих межличностное взаимодействие . При этом выходящими на первый план с психологической точки зрения являются особые индивидуально-психологические качества личности врача и особые адаптационно защитные механизмы.
С.Л. Соловьева среди наиболее значимых психологических качеств выделяет:
— коммуникативную компетентность – как профессионально значимое качество врача. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом и др. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры.
— коммуникативную толерантность – выражается в деятельности врача, как терпимость, снисходительность, которая показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.
— профессиональная адаптация – это выработка навыка определения той степени эмоциональной «включенности» больного, которая необходима в каждом конкретном случае профессионального общения. Этот компонент плантации связан с эмпатией, с «дозированием» эмпатической вовлеченности в процесс межличностного взаимодействия с больным.
— профессиональный имидж – это один из наиболее значимых элементов уверенное поведение врача основанного на невербальном поведении, как открытые позы, располагающие к общению, коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на произведение определенного впечатления, мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную уверенность, межличностная инстанция, отражающая степень эмоциональной близости в каждый момент общения в зависимости от поставленных тактических задач. Важен и внешний вид врача, особенности его речи — доверительная, властная, или спокойная, уверенная интонация, плавная, хорошо построенная речь, что повышает степень доверия к полученной информации и уверенность в профессиональной компетентности врача.
Г.Г. Караванов и В.В. Коршунова рассматривают следующие защитно-адаптационные механизмы и индивидуально-психологические качества врача позволяющие существовать в условиях, требующих от специалиста медицинского учреждения высокой эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, а также сформированных коммуникативных навыков, развитых механизмов психологической адаптации и компенсации, в частности, конструктивных копинг-стратегий
Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности.
Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом, потенциал психической реакции личности с процессом действительности. Это фиксированная направленность человека к чему-либо как своеобразная оценка, с развитием которой меняется внутреннее отношение. По мнению А.А. Бодалева, личность соткана из отношений, представляющих психологическое образование, в котором аккумулируются и интегрируются результаты познания, переживания, поведенческие отклики.
Осознание своих отношений к окружающему миру рождает соответствующие чувства и эмоции, которые стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности. Отношение к людям в деятельности – это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой, которая включает отношения социальных общностей, деятельности, взаимосвязи между людьми, внутриличностные отношения. По словам М.М. Абдуллаевой психические отношения в социальных профессиях зависят от внутренних условий, поэтому являются личностными, и от общественных отношений, поскольку порождаются внешними условиями [1, с. 43]. Д.Я. Райгородский считал, что отношения – это «ткань человеческой жизни». Осознание объективной реальности начинается там, где появляется образ. Я-образы складываются в условиях взаимодействия человека с другими людьми и различаются по своему характеру и роли, которые выражаются в представлении.
Исходя из этого положения, существенным является раскрытие таких понятий и составляющих психологического портрета, как эмпатия и самоактуализация личности врача. Рассмотрим подробнее основные концептуальные точки зрения на данные составляющие.
Итак, наше внимание к феномену эмпатии продиктовано, в первую очередь, интересами профессиональной значимости данного понятия по отношению к личности врача.
Различные школы и направления могут дискутировать о соотношении этого феномена в профессиональной деятельности врача, о том, является ли эмпатия «агентом исцеления» или просто средством установления доверительных отношений, но важность этого процесса в работе медицинского работника сомнению не подвергается.
Анализ особенностей развития представлений об эмпатии в психологии обнаруживает неоднозначность взглядов, прежде всего, на природу и суть этого процесса, который определяется то, как эмоциональный компонент личности – «способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей», то, как когнитивный – «структурирование мира по образцу другого», то, как целостный – «проникновение во внутренний мир другого человека, будь то его эмоциональное переживание, личностные качества, потребности, стремления или оценочные суждения». Т.е. наиболее спорным является вопрос о роли аффективных явлений в исследуемом феномене. Согласие авторов более или менее достигается лишь в одном аспекте: эмпатия – это понимание состояния другого. И здесь единство психологов подтверждается единством основного философского фокуса видения проблемы.
Это свидетельствует, на наш взгляд, о приоритете целевой или функциональной спецификации феномена эмпатии.
Говоря о роли эмоций в акте эмпатии, выделяют два аспекта:
— эмпатия как реакция на эмоции другого;
— эмпатия как эмоциональная реакция на другого.
Первый практически не вызывает разногласий, хотя и нуждается в уточнениях. Так, по мнению Е.Я. Басина эмоции наиболее явно презентируют нам состояние другого человека. С другой стороны, проникновение во внутренний мир другого гораздо шире реакции на эмоции. По его словам эмпатия – это особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, которое включено в качестве особой формы в социальное взаимодействие. При этом при возникновении эмпатии как личностного свойства, как правило, отмечается сопереживание, сочувствие, эмоциональное заражение, собственный эмоциональный дискомфорт, чувства симпатии, жалости и т.д., когнитивные умозаключения, децентрация, когнитивная реконструкция, кинестетическая имитация, моторное подражание и т.д. В качестве механизмов эмпатии рассматриваются чаще всего заражение, проекция, интроекция, идентификация и децентрацияю .
А. Курпатов и А.Н. Алехин указывает на феноменологический опыт эмпатии, как для испытавшего его по отношению к себе, так и для испытывающего ее к другому необходим, и конструируется взаимно .
В исследованиях И.М. Юсупова было показано, что именно эмпатия в профессиях системы «человек-человек» рассматривается как:
— фактор формирования мотивации, обусловившей выбор профессии;
— фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечивающий адекватность социальной перцепции и успешность совладения в ситуациях, провоцирующих эмоциональное сгорание.
С другой стороны, во многих исследованиях эмпатия понимается как свойство личности, личностная и профессиональная установка, говорится об эмпатийном потенциале противопоставляющая различным жизненным трудным ситуациям.
Следующей наиболее значимой характеристикой психологического портрета врача в нашем исследовании является такое понятие, как самоактуализация. В связи с этим, рассмотрим основные положение данной составляющей.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Социально-возрастные характеристики взаимосвязи готовности к прощению и субъективного благополучия
- Закономерности развития личности
- Взаимоотношение отца и ребенка в полной и неполной семье — В чем разница между полными и неполными семьями?
- Психотерапия булимии
- Влияние индивидуально-личностных особенностей на психологическое здоровье человека
- Близнецы и их психологические особенности — Близнецы как особая популяция
- Методики преодоления кризисных ситуаций развития детей и подростков
- Психологические особенности образовательного процесса
- Психологическая диагностика в судебной экспертизе
- Бюлер Карл, немецкий психолог и лингвист — Жизненный путь