Оглавление:
Формирование чрезмерной концентрации на компьютере и возникновение зависимости возникает не при длительной работе на компьютере, в результате выполнения определенных заданий, а при взаимодействии определенных факторов, определенных мотивов и потребностей.
Давайте рассмотрим эти феномены потребностей, влечений и мотивов — в формировании поведения, связанного с компьютерной зависимостью, — немного подробнее. Давайте проанализируем мотив. М. Вебер отмечал, что «…мотив выступает в качестве адекватного основания определенного поведения для действующего лица и наблюдателя» [6, с.18]. Однако стоит отметить, что обычно выделяют два типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Таким образом, в некоторых научных работах решающим пусковым механизмом развития компьютерной зависимости является внеличностная мотивация. Макросоциальные факторы оцениваются как основные рычаги в начале подростковой зависимости. В современных условиях некоторые авторы также используют следующий постулат: индивидуальные психологические факторы являются пусковым механизмом возникновения компьютерной зависимости; микро- и макросоциальные аспекты являются поддерживающими . Также отмечается, что мотивация здесь носит комплексный характер, и поэтому решение данной проблемы возможно только в комплексе, то есть с учетом всех ее аспектов — микро- и макросоциальных, биолого-конституциональных, медицинских, индивидуально-психологических.
Что касается мотивации зависимости у подростков, то она также предопределяется группой мотивов. Завьялов выделяет триаду мотивов, которые в той или иной степени отражают направленность личности на удовлетворение потребности в чем-то/кто-то:
- мотивы, отражающие социально-психологические факторы:
- традиционные, социально обусловленные мотивы;
- мотивы, обусловленные подчинением давлению со стороны других;
- мотивы псевдокультурного типа — стремление к наркотическим ценностям подростковой группы.
- мотивы, отражающие потребность в изменении собственного состояния.
Мотивы, отражающие патологическую мотивацию, связанную с наличием абстинентного синдрома и патологического стремления к употреблению психоактивных веществ.
Теперь попробуем уточнить роль потребностей в процессе развития компьютерной зависимости. Как мы уже отмечали выше, человек обладает способностью превращать различные объекты окружающей среды в средства удовлетворения своих потребностей. В этом случае «удовольствие создает устойчивую, доминирующую систему взглядов, поддерживаемую самым сильным фактором — аффектом.» То, что было предложено, предполагает, что если определенное вещество или деятельность доставляют удовольствие, то они, скорее всего, станут желанными, таким образом, формируя цикл потребностей.
Аддиктивное поведение, при котором еще нет признаков индивидуальной психологической и физической зависимости, особенно характерно для несовершеннолетних. Кроме того, следует отметить, что в большинстве стран мира проблема аддиктивного поведения преимущественно связана с подростковым возрастом.
Многие научные исследования свидетельствуют, что «…на психолого-педагогическом уровне понимание проблемы аддиктивного поведения, склонности к такому поведению является своеобразным проявлением внутреннего состояния личности, определяется комплексом условий и факторов».
Фактор — это постоянно действующее условие. Поэтому, согласно определению Н.П. Пихтиной и Н.И. Яковец, «…если состояние (одно или несколько) действует постоянно, его можно считать фактором аддиктивного поведения».
Психологические особенности подростков с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью и возможности оказания им психолого-педагогической помощи
Подростковый возраст – это сложный период социализации, когда идёт активный процесс вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и ценностей, полезных навыков. Этот возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.
Для подросткового возраста характерна не только эмоциональная полярность. По мнению ряда авторов, центральным психическим процессом переходного возраста является повышенный интерес к собственному «Я». В конце подросткового возраста появляется много вопросов о себе, новые контексты и углы зрения, под которыми подросток рассматривает свой внутренний мир. Это «Я» еще не определено, размыто, нередко проявляется как беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Отсюда выборочная потребность в общении, а нередко – и в уединении. У подростков формируется осознание своей непохожести на других и вместе с тем ориентация на несколько значимых других, что также может приводить к одиночеству и одновременно к страху одиночества. С проблематикой эмансипации и сексуальными желаниями может быть связано чувство неуверенности. В подростковом возрасте нередко появляется переживание отчуждения.
Кроме специфических поведенческих реакций, существуют детские поведенческие реакции в подростковом возрасте. К ним относятся реакции отказа, оппозиции, компенсации, гиперкомпенсации.
В подростковом возрасте чаще встречаются сексуальные кризисы, кризис идентификации (поиск себя и осознание своей общественной роли), кризис авторитета (освобождение от влияния авторитетов и обретение новых связей, которые соответствуют реальности).
В литературе отмечается тот факт, что в подростковом возрасте усиливается агрессивное поведение и меняется по характеру проявлений, что обусловлено переходными аспектами от детства к взрослости. Подросток выходит на качественно новую социальную позицию, которая формирует его сознательное отношение к себе как к взрослому.
Увеличивается несоответствие между психическим и физиологическим развитием, что ведет к интенсивным спорам с окружением. Изучая психологические особенности компьютерной зависимости подростков, необходимо обратить внимание на их, на первый взгляд, объективную обусловленность, связанную с возрастными изменениями, которые имеют место в данной группе. Согласно Е.Эриксону, основной задачей этого возрастного периода является интеграция Я — образов в единую целостную систему. Чувство личностной идентичности, в отличие от смешивания социальных ролей, представляет собой уверенность в том, что внутренняя тождественность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью воображения о себе в перспективе. Сильные сомнения, которые сопровождали ребенка на ранних этапах развития, могут существенно мешать становлению идентичности подростка и провоцировать аддиктивное поведение. Успешное преодоление кризиса этого периода позволит подростку «уберечь себя от распада».
Подростковый возраст – самый опасный период в отношении формирования компьютерно-зависимого поведения. По мнению одних авторов, это обусловлено стремлением к познанию всего нового, желание поскорее стать взрослым, способами поведения старших, боязнью отстать от сверстников. Эта неблагоприятная ситуация часто приводит подростка к погружению в мир виртуальных событий.
Другие исследователи (В.М Арестова, Л.М. Бабанин, А.Е. Войскунский), которые сделали в своих научных трудах акцент на мотивации подростков-пользователей компьютерных технологий, исходили из того, что компьютерные сети – новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания окружающего мира и общения .
Под влиянием компьютерных технологий в психике подростка: трансформируется операционное звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-объект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, мотивационная регуляция деятельности, и так далее. Учет этих изменений требует активизации изучения мотивации привязанности девушек и юношей подросткового возраста к взаимодействию с компьютерными технологиями.
В работах И.Г. Белавиной, Т.Ю. Больбот, А.В. Гордеевой, А.Ю.Дроздова и др. были выделены такие внутренние психологические факторы, которые могут привести к погружению подростков в мир виртуальных событий:
- потребность в престиже, в самоуважении, эмоциональная неустойчивость, наличие акцентуаций характера;
- отклонения в психическом развитии;
- низкое самоуважение, склонность к фантазиям, застенчивость, наличие социальной фобии, осознание недостатка социального статуса или внимания к своей персоне.
Личностные предпосылки связанные с индивидуальными особенностями подростка (неумение объективно оценить ситуацию, мало развитое логическое мышление, склонность к амбициям, завышенная самооценка, несдержанность и т.п.) и с индивидуальными особенностями окружающих его взрослых (косность педагогического мышления, авторитарность, неумение налаживать педагогическое общение, низкий культурный уровень, отсутствие педагогического такта и тому подобное).
Ситуативные предпосылки конфликтного поведения связаны с особенностями самой конфликтной ситуации и заключаются в трудностях нравственного выбора, который характеризует борьбу мотивов, которые возникают в процессе и принятии решения. Конфликтное поведение в подростковом возрасте носит остро выраженный эмоциональный характер. Любое противоречие, которое может ограничить права подрастающей личности, сразу вызывает с его стороны реакцию протеста, эмоциональный срыв.
Программа психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости
На основе обобщенного анализа психологических научных исследований и результатов нашего контрольного эксперимента мы выяснили, что высокий уровень проявления компьютерной зависимости у подростков коррелирует с такими индивидуально-психологическими характеристиками, как низкая самооценка, высокий уровень субъективного чувства одиночества, высокий уровень депрессии, низкие организационные и коммуникативные навыки, определенные личностные особенности.
Полученные в исследовании данные свидетельствуют о необходимости проведения специальных психологических тренингов для подростков, направленных на гармонизацию личности подростка, повышение самооценки и уверенности в себе, овладение навыками общения, повышение импульсивного контроля, повышение стабильности межличностных отношений, социальную адаптацию, предоставление информации о негативном влиянии интернет-технологий на личность подростка.
+Психологический тренинг как средство профилактики компьютерно-зависимого поведения у подростков. Анализ соответствующей литературы показывает, что область психологических тренингов по профилактике компьютерно-зависимого поведения у подростков еще недостаточно разработана. Тем не менее, мы включили в наш эксперимент такую форму психологического воздействия на личность студента, как социально-психологический тренинг.
Л.А.Петровская рассматривает социально-психологический тренинг как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, как средство развития коммуникативной компетентности [48, с.82]. Н.Ю. Хрящева подчеркивает более глубокое понимание процесса обучения и предлагает определить тренинг как многофункциональный метод целенаправленного изменения психологических явлений человека или группы с целью гармонизации профессионального и личностного существования человека [26, с.204].
Тренинг является основой психокоррекционной работы. Это комплекс групповых упражнений, направленных на решение тех проблем индивидуально-психологического и социального развития подростков, которые приводят к аддиктивному поведению, а также предоставление информации о негативном влиянии интернет-технологий на личность подростка.
Цель учебной работы — помочь каждому человеку выразить себя своими индивидуальными средствами, для чего он должен сначала научиться воспринимать и понимать себя. Предлагаемый нами психологический тренинг решает проблему самовосприятия личности в следующих направлениях:
- Восприятие своего «я» через сравнение с другими участниками тренинга (внешний взгляд);
- Восприятие себя через восприятие других (механизм «обратной связи»);
- Самооценка через анализ результатов деятельности (самооценка).
- Самовосприятие через наблюдение за внутренними состояниями (опыт понимания внутреннего мира).
- Самовосприятие через оценку внешнего облика (принятие «физического Я»).
Помочь подросткам стать самими собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие счастливой и радостной жизни, начать взаимодействовать с группой сверстников — это гуманистическая и плодотворная часть процесса профилактики компьютерной зависимости. Именно группа сверстников посредством эмоциональной поддержки может помочь уменьшить чувство горечи, беспомощности и одиночества, то есть устранить эмоциональные состояния, которые являются неотъемлемыми компонентами мотивации аддиктивного поведения.
Формирование различных видов зависимости
Зависимость — это подчинение другим (другому) при отсутствии независимости, свободы, компульсивное влечение, переходящее в манию.
Стадии формирования зависимости у подростков включают:
- Стадия первых попыток — неконструктивный способ справиться с трудной ситуацией, который заключается в использовании подростком вещества или способа действия, улучшающего его психологическое состояние перед лицом фрустрации и сильных негативных переживаний;
- этап систематического использования вещества или метода;
- стадия привыкания;
- Стадия разрушения личности, когда необратимые нарушения личности, связанные с зависимостью, приводят к изменению образа жизни и десоциализации.
Существуют следующие виды молодежной зависимости: компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр, табакокурение.
Компьютерная мания, интернет-зависимость, уход в виртуальную реальность. Анализ характеристик активности подростков в Интернете поднимает вопрос о существовании интернет-зависимости.
Существует два противоположных мнения по этому вопросу: «Интернет-зависимости не существует» и «Интернет-зависимость существует». Официальные руководства по классификации болезней и психических расстройств (Международная классификация болезней 10-го пересмотра — МКБ-10 и DSM-IV, американское Руководство по диагностике и статистике психических расстройств) не относят «интернет-зависимость» к расстройствам. Отсутствие категории «интернет-зависимость» связано с недостатком клинических данных, несовершенством методов, непоследовательностью и противоречивостью результатов.
Внешние проявления интернет-зависимости можно рассматривать не как отдельную форму зависимости, а как симптом других психологических трудностей, например, промедления. В качестве альтернативы интернет-зависимость может объясняться вовлеченностью подростка в определенную культурную среду как проявление контркультурной активности, характерной для этого возраста. Интернет также можно рассматривать как среду, которая создает условия для проявления других расстройств.
Однако значимость интернет-зависимости как одной из форм аддикции признается многими авторами. История Интернета как технологии довольно коротка, что объясняет короткую историю исследований психологических последствий его использования, в том числе среди детей и подростков. Опрос, проведенный в США в 2006 году с участием около трех тысяч специалистов, работающих в области психического здоровья, показал, что большинство из них (73%) были осведомлены о проблеме лечения клиентов от проблем, связанных с использованием Интернета. Аналогичное исследование, проведенное в Швейцарии, показало, что 74 из 100 врачей признали бы наличие такой зависимости.
Термин «расстройство интернет-зависимости» был предложен психотерапевтом А. Голдбергом в 1995 году. Автор включил в понимание нового типа зависимости такие симптомы, как отказ от важных социальных отношений в пользу проведения времени в Интернете, фантазии или сны об Интернете, сознательные или бессознательные движения пальцев, напоминающие набор текста на клавиатуре и некоторые другие. Впоследствии А. Голдберг изменил название расстройства на «патологическое использование интернета». Интернет-зависимость — это непреодолимое влечение к использованию Интернета, желание войти в Интернет и невозможность выйти из него.
Основные симптомы интернет-зависимости — уход в виртуальную реальность, обеднение и примитивизация общения, в некоторых случаях — возникновение аутистических тенденций, нарушение развития эмпатии, трудности в дифференциации и восприятии эмоциональных переживаний. Симптомы интернет-зависимости: компульсивное стремление к поиску информации в Интернете и проверке электронной почты в режиме онлайн, постоянное ожидание нового сеанса Интернета, компульсивное желание играть в онлайн-игры, искать развлечения в Интернете, участвовать в онлайн-аукционах и электронных покупках; предпочтение общения в Интернете общению лицом к лицу; игнорирование учебных задач и семейных обязанностей.
Риски игровой и интернет-зависимостей у подростков
Если рассматривать компьютерные игры с точки зрения классификации Ж. Пиаже, то они сочетают в себе характеристики трех типов игр: практических, символических и игр с правилами. По мнению Пиаже, они сочетают в себе характеристики трех типов игр: практических, символических и игр с правилами. Практическая составляющая связана с обучением и достижением определенного навыка в видеоиграх, который приходит с опытом и позволяет перейти на следующий уровень. Символизм компьютерных игр ярко представлен ситуацией «как если бы», возможностью погружения в воображаемые миры, небывалыми приключениями и выдающимся героизмом. И, конечно же, игра подчиняется своду правил, соблюдая которые, участник может только выиграть.
Такая сложность и многозначность компьютерных игр обеспечивает максимальный опыт компетентности и контроля, что делает видеоигры столь привлекательными в мотивационном, когнитивном и социальном плане. Структура внутренних психологических факторов, способствующих развитию компьютерной зависимости, представлена на рисунке 8.5. Можно выделить следующие основные факторы интереса к компьютерным играм:
- Роли (преимущественно героические);
- Правила, которые дают ощущение контроля, власти и достижений;
- Фантазийная сторона игры.
Еще одним вызовом для игрока является необходимость открыть для себя правила и стратегии, которые ведут к успеху в конкретной игре. Многие правила неизвестны или неявны в начале игры и могут меняться и усложняться по ходу игры. Процесс понимания этих правил, который требует задействования целого ряда когнитивных навыков (широкая ориентация, анализ, обобщение, исследовательское поведение, выдвижение и проверка гипотез, структурирование информации, генерация идей и т.д.), дает мощный импульс для переживания удовольствия, успеха и компетентности и повышает самооценку. Многие компьютерные игры предоставляют подросткам возможность реализовать исследовательское поведение, разработать альтернативные стратегии и построить новую реальность.
Многочисленные исследования также подчеркивают влияние сенсомоторного компонента игровой деятельности на переживание удовольствия. Совершенствование навыков, координация зрения и движений игрока повышают психофизиологическую вовлеченность в происходящее на экране. Большинство игр используются в контексте сложной пространственной организации, что усиливает эффект сенсомоторного удовольствия.
Популярные компьютерные игры также предполагают некий вызов игроку, ставку на самопреодоление, а, как известно, соревнование с самим собой — одна из самых привлекательных форм деятельности. Требуется высокий уровень координации и концентрации, приобретение индивидуального игрового опыта, также повышается уровень умственной активности игрока. Компьютерные игры, несомненно, увлекают подростков, влияют на психику на эмоциональном, мотивационном и когнитивном уровнях, и это влияние не всегда положительное.
Первая угроза, которая кроется в компьютерных играх, — это отрыв от традиций, истории и духовных основ общества. Финансируемые рынком разработки компьютерных игр мало заинтересованы в создании здорового, социально ориентированного опыта для детей и молодежи. Поставляемые культурные продукты мотивированы не развитием и социализацией новых поколений, а экономическими соображениями прибыли и потребления. Например, в исследовании романтических представлений подростков, которые проводят большую часть своего свободного времени за компьютерами, было обнаружено, что романтика ассоциируется с посещением ресторана, и чем дороже ресторан и экзотичнее еда, тем более романтичными можно считать отношения пары.
Потребительство, воплощенное в компьютерных играх, наносит непоправимый ущерб психическому здоровью молодых людей. Учитывая, что современные формы видеоигр, основанные на обратной связи, реализме и симуляции реальности, обладают чрезвычайно высоким творческим и обучающим потенциалом, негативные последствия сексизма, насилия и бездуховности катастрофичны по своим масштабам.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Клиническая психология
- Психологические основы гражданского судопроизводства
- Эмоциональные проблемы детей после развода родителей. Пути стабилизации системы взаимоотношений в семье
- Психотерапия зависимостей
- Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста
- Значение ролевой игры для формирования личности дошкольника
- Структура нейропсихологии
- Деятельность
- Эмоциональное сознание
- Предмет и задачи психологии развития