Оглавление:
В настоящее время гендерные исследования играют важную роль в различных областях гуманитарных наук. Фокусировка на роли гендера в развитии человека, его символическом и семиотическом выражении в философии, истории, языке, литературе, искусстве раскрывает новые аспекты общественного развития и дает возможность глубже проникнуть в суть происходящих процессов. Учитывая важность этой темы, можно сказать, что «гендерное измерение» часто позволяет по-другому взглянуть на известные факты, интерпретировать их с учетом гендерной дифференциации, выявить подтексты социальной реальности, отражающие символы женского опыта, и деконструировать, казалось бы, незыблемые категории.
Анализ большого количества материала привел к необходимости различать понятия «пол» и «гендер». Пол относится к биологическому и анатомическому строению человека. Понятие пола, по сути, относится к сложному социокультурному процессу социального конструирования различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, а сам результат — к социальному конструированию гендера. Важным элементом конституирования гендерных различий является их поляризация и иерархическое подчинение, при котором мужчина автоматически маркируется как первичный и доминирующий, а женщина — как вторичная и подчиненная.
В феминистской литературе существуют различные концепции гендера. Это объясняется как относительной «молодостью» гендерного подхода, так и сложностью самого явления.
Во всех них основным допущением является различие между полом и гендером. Гендер — это термин, относящийся к анатомическим и биологическим характеристикам людей (в основном в репродуктивной системе), которые определяют людей как мужчин или женщин. Его следует использовать только в отношении характеристик и поведения, которые являются прямым следствием биологических различий между мужчинами и женщинами. Гендер — это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужчинами и женщинами, созданные (сконструированные) обществом.
Этот подход понимает гендер как организованный паттерн социальных отношений между женщинами и мужчинами, который характеризует не только их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяет (а также определяется — или конструируется) их социальные отношения в основных институтах общества. Таким образом, гендер трактуется как одно из фундаментальных измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему. Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает социальную структуру, основанную на гендере. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и одновременно системы доминирования и власти, которые их обуславливают. Во многих обществах женщины и мужчины не только воспринимаются по-разному, но и ценятся по-разному, что объясняет различия в распределении власти между ними по признаку пола и способностей. По словам Джоан Скотт, «гендерное сознание является конститутивным элементом социальных отношений, основанных на воспринимаемых различиях между полами, а гендер является первичным выражением властных отношений.
Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделение труда и культурные нормы, роли и стереотипы, принятые в обществе. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (одни из которых поощряются, а другие оцениваются негативно), способности, виды деятельности и профессии людей в зависимости от их биологического пола. В то же время гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и существенно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает не обладать определенными природными характеристиками, а выполнять определенную роль.
Исторические и методологические основы изучения гендерных аспектов супружеского поведения
В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер не используется как неизменный и универсальный конструкт. Как писала Гизела Бок, термин гендер означает не одну вещь или один объект, не множество вещей или объектов, а сложную сеть отношений и процессов. Необходимо «мыслить в терминах отношений», чтобы вывести культурную реальность — как прошлую, так и настоящую — из аналитической категории гендера.
Термины «фемининный» и «маскулинный» активно использовались вместе с развитием концепции гендера и используются в гендерных исследованиях для обозначения культурного и символического значения «фемининного» и «маскулинного».
Таким образом, гендер оказывается одним из основных принципов социальной стратификации. Другими такими принципами являются этническая принадлежность (национальность), возраст и социальная принадлежность. Сочетание этих принципов стратификации усиливает действие каждого из них (сегодня, например, такие биологические характеристики, как женский пол соискателя, возраст и «неевропейская» внешность являются факторами, ограничивающими возможность трудоустройства).
Таким образом, основой методологии гендерных исследований является не просто описание различий в статусе, ролях и других аспектах жизни мужчин и женщин, а анализ власти и доминирования, навязанных в обществе через гендерные роли и отношения. Гендерные роли определяют отношения между мужчинами и женщинами через категории доминирования и власти.
В социальных науках существует три основных подхода к определению природы гендера. С этой точки зрения гендер рассматривается как: организованная модель социальных отношений, построенная основными институтами общества, стратификационная категория и культурная метафора.
Среди ведущих подходов к изучению гендера автор выделяет парадигмальный подход под названием «теория социального конструирования гендера» (И. Гофман, Г. Гарфинкель, К. Вест, Д. Циммерман, Т. Парсонс, Р. Бейлз), который определяет гендер как социально приписываемый пол. Эта концепция рассматривает гендер как модель социальных отношений между мужчиной и женщиной на макросоциальном (в рамках больших социальных систем) и микросоциальном (в малых группах) уровнях.
Гендерный подход (Т. Парсонс, Р. Бейлз) и концепции социальных стереотипов (У. Липпман, А.В. Меренков) определяют понятие «гендерный стереотип». Гендерные стереотипы — это упрощенные, относительно устойчивые образы гендерного поведения, в истинности которых в большинстве случаев не приходится сомневаться, образы восприятия мужского и женского поведения. Гендерные стереотипы действуют как регуляторы, как процессы обработки поступающей информации таким образом, что мы начинаем воспринимать, запоминать и интерпретировать ее в соответствии с нашими представлениями о гендере.
Система поощрений и наказаний, положительных и отрицательных подкреплений обеспечивает выполнение гендерных ролей, закрепленных в общественном сознании. Стабильность условий жизни, их неизменность от поколения к поколению обеспечивают стабильность существования стереотипов. Поэтому одни и те же стереотипы сохраняются очень долго и определяют жизнедеятельность как отдельных людей, так и больших групп людей.
Под методологической нормативностью я понимаю конвенциональный принцип, на основе которого формируется единство теории (теорий), методов, метаязыка исследования и аргументации, принятых исторически конкретным научным сообществом. Невозможно говорить о существовании универсальной нормативности в области гендерных исследований, поскольку не существует единой гендерной системы, единой традиции гендерной социализации, единого символического поля гендерного различения для разных эпох и народов. Однако отрицание методологического монизма не отрицает возможности обсуждения и разработки единой методологической нормативности для данной страны. Возможность его разработки вытекает из факта существования «общего опыта реальности», единой гендерной системы нашей страны.
Аргументация
Неотъемлемой частью методологической нормативности является аргументация. В последние два-три десятилетия возникла новая теория аргументации, которая считает целями аргументации не только описание реальности, но и оценки, нормы, советы, объяснения, клятвы, обещания и т.д. По мнению А. Ивина и А. Никифорова, аргументация — это «определенная человеческая деятельность, которая происходит в определенном социальном контексте и имеет конечной целью не знание как таковое, а убеждение в принятии некоторых определений». » А. Алексеев выделяет принципиально новый метод аргументации в философии — метод аргументационных карт, который существенно отличается от традиционного понимания аргументации. Эти и другие знания из области аргументации должны быть поставлены на службу гендерным исследованиям.
Если признать гендерные исследования феминистским проектом, то ответ становится ясным — от имени женщин и для женщин. Однако класс женщин очень неоднороден. Гендерная система в нашей стране представляет собой весьма сложное образование, представленное разнообразными гендерными типами. Поскольку гендерная идентичность конструируется в тесной связи с этнической, классовой и религиозной принадлежностью, нашу страну населяют женщины, чья гендерная идентичность сильно варьируется и отражается в различных гендерных режимах и гендерных порядках.
В то же время эпоха неопатриархата создала условия для консолидации всех российских женщин в их борьбе за гендерное равенство.
Не все группы женщин имеют возможность сформулировать свой коллективный «опыт общей реальности», но в основном это политики, бизнес-леди, женщины, возглавляющие и работающие в НПО, и женщины, работающие в академических кругах — профессора университетов и исследователи. Поскольку в нашей стране нет значимого женского движения, размышления о гендерной идентичности нации (культурного сообщества, живущего в России) ложатся на академическое сообщество.
Не отрицая значительных результатов деятельности гендерных активистов в последние годы и их огромной просветительской работы, следует признать, что гендерное сообщество в целом не стало влиятельной силой в гражданском обществе. Существует несколько причин такого положения дел. Некоторые из них не зависят от нас, другие кроются в нас самих и нашей деятельности. В отношении последнего я хотел бы привести две взаимосвязанные причины.
Н.А. Блохина в своей работе отмечает, что гендеристы некритично воспринимают западные теории и методы и не работают над изменением собственного мышления путем противостояния патриархальному сознанию и мышлению нашего общества. Но в то же время важно признать, что они, к сожалению, медленно отходят от «диктата закона», перенесенного из другого гендерного порядка в наш собственный здесь.
Еще одной причиной узости гендерного сообщества является то, что мы часто используем язык, термины и значения которого заимствованы из западных гендерных исследований. Возникает проблема перевода, с которой знакомы многие. Новосибирский исследователь Т. Барчунова обратилась к этой проблеме на конференции в Твери «Гендер в русском языке: препятствия и ограничения» в сентябре 2004 года. Определяя сложившуюся (или доминирующую) практику перевода текстов учебников западных гендерных исследований с английского языка на русский как «наивный перевод», она задалась вопросом: «Как корпус наивных переводов влияет на развитие коренного научного дискурса? О каких особенностях отечественной теоретической мысли свидетельствуют реализованные интерпретации? Вносят ли они вклад в наблюдаемую тенденцию размывания установленных норм научного текста? Способствуют ли они интеграции гендерных исследований в уже созданные отечественные исследовательские программы? Подтверждает ли характер современных переводов гендерной и феминистской литературы вывод Беньямина о том, что перевод не предназначен для читателей, не понимающих оригинал? Кому адресованы анализируемые переводы, если не читателям, не понимающим оригинал?».
По мнению Барчуновой, «доминирующим смыслом, который привносят в свою работу создатели русских переводов, представляется стремление интегрировать отечественную традицию в мировой философский и научный дискурс, с … «. Многие из существующих переводов ориентированы в первую очередь не на российских читателей, а на мировое гендерное сообщество (которому, кстати, нет никакой необходимости читать эти переводы. Таким образом, размышления Барчуновой возвращают нас к проблеме нормативности, унифицированного дискурса и аргументации в отечественных гендерных исследованиях.
Важной проблемой гендерной аргументации является классификация и характеристика целевых групп, в которых гендерные женщины наиболее склонны работать. Я выделяю следующие уровни и типы целевых групп.
Первый уровень аудитории — академический. Аргументация на уровне академического сообщества ведется среди высокообразованных людей, привыкших к дебатам. На этом уровне мы можем говорить о трех типах аудитории.
Социально-психологические особенности современного супружеского поведения мужчин и женщин
Изучение психологии мужчин и женщин в их отличии друг от друга имеет прямое отношение не только к человеку как таковому, но и к обществу в целом (Вайнишер О., 1991; Абибукова Н.И., 1996; Фрейд З., 1997; Берн С., 2001). В последнее время вопросы, связанные с особенностями человеческого пола и его психологическими различиями, часто являются одними из наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчин и женщин в социальной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Социальная психология гендера — это огромное поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самооценки, возникновения социальных норм и ролей.
Очевидно, что гендер как биологическое явление, безусловно, относится к индивидуальным характеристикам. Что касается различий в психологических качествах у людей разного пола, то они были замечены и разработаны как отдельная тема лишь относительно недавно. Однако очевидно, что характеристики, касающиеся репродуктивного поведения (ухаживание, брачное поведение, деторождение, забота о потомстве), а также простые качества когнитивных процессов, эмоциональной сферы и поведения могут отличаться в мужской и женской подвыборках. В то же время представления о гендерно-ролевых психологических вариациях включают как повседневные предрассудки, так и культурные стереотипы о том, на что имеют право мужчины и женщины. Не всегда возможно отделить реальные факты от повседневных представлений, но попытки в этом направлении существуют уже давно.
Например, еще в 1942 году Макнемар обнаружил и статистически подтвердил, что у девочек лучше эстетический вкус, развитие языка и тонкая координация, в то время как у мальчиков лучше математические и механические способности. У девочек более высокая беглость; женщины более приспособляемы, заботливы, социально желанны, а мужчины более умны, находчивы, изобретательны (McNemar, 1942). Все новые профессии сначала осваивают мужчины, и только потом женщины. Более того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а у мужчин, наоборот, нейропсихологические нарушения чаще возникают в тех видах деятельности, которые являются стереотипными.
С чем могут быть связаны индивидуальные различия между представителями мужского и женского пола? Чтобы ответить на этот вопрос, очевидно, необходимо выйти за рамки психологии и обратиться к теориям и гипотезам, существующим в этологии и биологии. Все попытки объяснить половые различия в поведении можно разделить на биологические (эволюционная теория пола В.А. Геодакяна, нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса) и психологические (психоаналитические, бихевиористские и когнитивные объяснения психологического развития пола).
Вопрос о том, почему секс вообще существует, задается уже давно. Самый простой ответ — размножение — нельзя считать удовлетворительным. В живом мире, помимо раздельнополого размножения, существует также бесполое (вегетативное) и гермафродитное размножение, и преимущества раздельнополого размножения не очевидны. Напротив, комбинаторный потенциал (сочетание генов) в два раза выше у гермафродитов, а число потомков (репродуктивная эффективность) выше у асексуалов. Однако все курсы размножаются половым путем.
Для выяснения роли размножения по половому признаку отечественный биолог В.А. Геодакян (под явным влиянием кибернетики и теории систем) в 1965 году создал так называемую эволюционную теорию пола, в которой автор утверждал, что дифференциация полов связана со специализацией в двух основных аспектах эволюционного процесса: сохранении и модификации генетической информации как формы информационного контакта с окружающей средой на благо популяции. Очевидно, что одних самцов (или одних самок) недостаточно для обеспечения продолжения и эволюции вида. Они должны сосуществовать.
Изначально организм женщин имеет более широкую норму реакции, чем организм мужчин. Так, например, если человек в конфликтном поведении ведет себя в основном взрывоопасно, вряд ли можно сделать его терпимым и миролюбивым. Причем женщина может сочетать в своем поведении несколько стратегий и гибко использовать их в зависимости от ситуации. Поэтому адаптивность самок намного выше, а способность к обучению лучше. (Исследования в области психологии образования показывают, что мальчики, как правило, имеют более высокий начальный уровень способностей, но они быстрее останавливаются в процессе обучения, в то время как девочки, начиная с более низкого уровня, набирают темп и обгоняют мальчиков). Если мы зайдем в школьный класс и посмотрим на успеваемость детей, то обнаружим, что девочки (как и мальчики) поровну делятся на отличниц, неуспевающих и посредственных учеников. Однако если мы зададим вопрос по-другому: кто самый плохо успевающий, а кто самый одаренный ученик, то обнаружим, что в этих группах, как правило, находятся мальчики. То есть, мужская подвыборка имеет более специализированное поведение, которое в целом препятствует корректировке на индивидуальном уровне. Все крайности ярче представлены у самцов, но самки более обучаемы.
Очевидно, что мужчины, у которых норма реакции узкая, биологически (и психологически) более уязвимы. Поэтому продолжительность их жизни также ниже. Новорожденные мальчики умирают чаще, чем девочки. Однако большинство долгожителей по-прежнему мужчины.
Геодакян сформулировал филогенетическое правило полового диморфизма: если для какого-либо признака существует популяционный половой диморфизм, то этот признак эволюционирует от женской формы к мужской. То есть, популяция маскулинизирована, и значения признаков, которые существуют в мужской подвыборке, эволюционно выгодны. Это справедливо для всех видов с разделенным по половому признаку размножением.
Существует также онтогенетическое правило полового диморфизма: если существует популяционный половой диморфизм по какому-либо признаку, то этот признак обычно переходит от женской формы к мужской в онтогенезе. Правило отцовского эффекта в селекции заключается в том, что отцовская форма (раса) должна доминировать по дивергентным родительским признакам (которые являются объектом внимания), а женская форма (раса) должна доминировать по конвергентным (которые не являются существенными для селекции).
Интересно, что в процессе онтогенеза женские формы признака проявляются раньше, а мужские — позже. Так, маленькие дети обоих полов больше похожи на девочек, в то время как у пожилых людей, опять же независимо от пола, начинают проявляться мужские черты (грубый голос, рост волос на лице и т.д.). По чертам характера маленькой девочки можно более достоверно предсказать структуру личности и поведение взрослой женщины, чем по чертам характера мальчиков. Поэтому можно говорить не только о диморфизме, но и о дихрономорфизме (то есть временном несоответствии выражения женских и мужских характеристик).
Врожденные аномалии
Примечательно, что врожденные аномалии «атавистического» характера также чаще встречаются у женщин, а «футуристического» — у мужчин. Так, среди новорожденных девочек чаще встречаются те, у кого хвостик. Однако самый длинный хвост в 13 см по-прежнему принадлежал мальчику. Половой диморфизм наблюдается также в развитии заболеваний (все новые болезни, такие как рак и СПИД, появились сначала у мужчин) и строении мозга (у мужчин более выражена асимметрия полушарий и оперативных систем — коры и левого полушария, а у женщин — консервативных систем, подкорки и правого полушария, что приводит к преобладанию аналитического мышления у мужчин и интуитивного, образного и чувственного восприятия у женщин). Более низкая асимметрия также делает женщин более тренируемыми. Более того, в процессе истории культуры присутствует мужской авангард: каждая новая профессия изначально была исключительно мужской и лишь позже становилась женской, а крупные научные открытия и культурные революции также совершались мужчинами.
Таким образом, различия между женщинами и мужчинами существуют и имеют эволюционную основу и инстинктивную природу (В. М. Русалов; 1993, В. А. Геодакян, 1989; V. Н. Машков, 1998; А. В. Либин, 1999; А. Анастази, 2001). На сегодняшний день существует также физиологическое объяснение особенностей поведения человека, основанное на изучении действия половых гормонов. Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые различия в поведении связаны с влиянием андрогенов на системы мозга. Известно, что и мужские, и женские гормоны присутствуют у каждого человека, но у мужчин преобладают андрогены, а у женщин — эстрадиол. В результате было выявлено 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (под андрогенным контролем).
Так, для мужчин характерны более широкая сфера действия, гибкость мышления, желание работать, высокая скорость работы при выполнении специализированных видов деятельности. А для женщин характерно легкое вхождение в социальные контакты, повышенная чувствительность к неудачам на работе и в общении, тревожность, неуверенность в себе (Eisenk G., 2002). Таким образом, согласно теории В.А. Геодакяна, можно оценить направление эволюционного процесса: в области темперамента по таким признакам, как социальная эргичность и социальный темп эволюция завершена, в будущем у женщин будут повышены значения эргичности и пластичности, снижена социальная пластичность, уменьшена эмоциональная чувствительность.
Сравнение интеллекта и способностей показало, что у женщин больший словарный запас, беглость и ясность речи по сравнению с мужчинами (однако, это не обязательно было биологическим, так как матери, как правило, больше разговаривали со своими дочерьми, чем с сыновьями).
В психологии соотношение между мужественностью и женственностью в психологическом облике человека рассматривалось по-разному. Во-первых, маскулинность и фемининность противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, маскулинность и фемининность рассматривались как полюса одного континуума: то, что уводит от маскулинности, автоматически приближает к фемининности. Шкала №5 опросника MMP1 была построена аналогичным образом. В-третьих, маскулинность и фемининность можно рассматривать как независимые, автономные измерения, и каждый человек может содержать некоторые маскулинные и некоторые фемининные черты.
В последние годы психология сосредоточилась на смешанных моделях гендерного поведения. Например, Сандра Бем выделила 8 типов гендерно-ролевого поведения, по 4 для мужчин и женщин (это маскулинный, фемининный, андрогинный и недифференцированный, которые присутствуют в каждой гендерной группе). Андрогины отличаются наиболее гибким поведением и высокой продуктивностью, а недифференцированные характеризуются отсутствием жизненной силы.
Большинство психологов сходятся во мнении, что психологическая задача женщины — сохранять и развивать свой внутренний мир, поддерживать эмоциональные отношения с людьми, в то время как мужчина призван завоевывать и защищать внешнее пространство жизни своей семьи. Мужская энергия направлена наружу, женская — внутрь; мужчины активны, женщины чувствительны (восприимчивы, что вовсе не означает пассивны).
Как возникают и закрепляются характеристики психологического пола? Различные теории рассматривают этот процесс с разных сторон. Говоря о психологическом гендере, за рубежом используют два термина: ѕех — когда речь идет о биологической основе поведения, и depy er — когда речь идет о социокультурном содержании поведения.
В когнитивно-генетическом подходе гендерное развитие связано с уровнем интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. Это не обязательно усиливает поведение; многие считают, что дети внутренне мотивированы на принятие своего пола.
Если гендерная роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то гендерная схема (гендерные нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется в первые 6-7 лет жизни. Гендерные представления формируются у детей на основе представленных им моделей.
Особенности брачного поведения тамбовской молодежи: опыт социологического исследования
Предметами нашего исследования были молодые мужчины и женщины до 35 лет, не состоящие в браке (официально или в сожительстве), проживающие в Тамбове. Субъекты были выбраны случайным образом. Общий размер выборки составил 150 субъектов (80 женщин и 70 мужчин). Работа проводилась на базе Державинского государственного университета и в местах проведения досуга.
Цель исследования: изучить гендерные стереотипы супружеского поведения среди тамбовских подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в представлениях о будущей семье в зависимости от уровня образования, информированности, качественного состава, рациональности и эмоциональности среди юношей и девушек г. Тамбова.
Решение вступить в брак основывается на предыдущем опыте, который включает в себя опыт жизни в родительской семье, в реальном взаимодействии с представителями противоположного пола, полученный из различных источников информации (СМИ, искусство, литература, история и другие). Этот опыт представлен в сознании людей как набор стереотипных представлений об идеальном избраннике и моделях взаимодействия с ним, а также как типичный представитель ближайшего социального окружения своего региона. Этот набор стереотипов и соответствующие этим стереотипам поведенческие диспозиции (социальные установки) регулируют непосредственное взаимодействие субъектов в поиске партнера.
Гендерные стереотипы можно разделить на три группы.
Стереотипы общественной сферы (макросоциальный уровень), где социально-экономические отношения в основном формальны, деперсонализированы и основаны на принципах равного обмена, конкуренции, ценностях независимости, собственности и выгоды. Существующая в этой сфере горизонтальная сегрегация обусловлена, помимо прочих объективных и субъективных факторов, существующими гендерными стереотипами, которые делят социально-экономические сферы деятельности на мужские и женские.
Стереотипы приватной сферы (микросоциальный уровень) характеризуют межличностные отношения, ориентированные на создание семьи, определение репродуктивных установок и поддержание внутрисемейных ролей, определяют баланс между внутрисемейной и внесемейной ориентацией гендерных ролей, выполняемых супругами.
Социально-психологические стереотипы, проявляющиеся как на макро-, так и на микросоциальном уровне. Стереотипы эмоциональности и психологической зависимости определяют поведение мужчин и женщин дома и во взаимодействии с другими социальными институтами.
Роль сходств и различий в выборе партнера; влияние сознательных и бессознательных фильтров, при этом модели идеального партнера и родительской семьи выступают в качестве коррелятов, служащих критериями оценки предполагаемого брака; поиск максимальной полезности в предполагаемых отношениях; поиск родительских качеств в потенциальном партнере; роль доминирующих мотивов; партнер как средство удовлетворения потребностей — все это важно при выборе модели брачного поведения.
Можно предположить, что в реальном взаимодействии людей вышеуказанные закономерности проявляются и в конечном итоге приводят к решению вступить в брак (или не вступать). Анализ представлений о семье и браке дает ключ к пониманию особенностей такого взаимодействия, которое в реальности имеет гендерные противоречия, проявляющиеся как в решении сожительствовать, так и в устойчивости будущего брачного союза и реализации репродуктивного потенциала.
Для исследования социально-психологических характеристик супружеского поведения и в соответствии с теоретической моделью использовался авторский опросник для получения данных о множестве факторов, влияющих на формирование супружеского поведения.
Анализируя степень согласия семейных ценностей мужа и жены, консультант направляет внимание супругов на те семейные ценности, которые характеризуются наименьшим согласием, поскольку их несогласие является одной из причин ролевой несогласованности в паре. Расхождение между ожиданиями и стремлениями супругов является конфликтным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.
На основе проанализированных эмпирических данных автор выделяет шесть групп каналов поиска супругов:
- социальное окружение человека, с которым он находится в ежедневном контакте. Это самый традиционный и распространенный способ поиска супруга. Автор включает профессиональное сообщество (в том числе коллег по работе, круг профессионального общения), или учебную группу и компанию друзей, которые являются повседневной средой общения каждого человека. Из них самый популярный вид знакомств, который «лидирует» с большим отрывом, — это знакомство в компании друзей. Это очень хорошее место для новых знакомств, люди более открыты там, в компании друзей, в знакомой атмосфере.36,3% ожидают встретить своего будущего супруга в компании друзей;
- социальное окружение (улица, общественный транспорт, магазины и двор представлены как каналы поиска супруга). Эта группа каналов очень популярна среди москвичей. Такой способ поиска супруга отметили 15,5% респондентов;
- Места отдыха, (рестораны, кафе, клубы, спортзалы). Самым популярным каналом в этой группе являются рестораны, кафе и бары, где каждый десятый надеется встретить спутника жизни;
- интерактивные знакомства — через Интернет и SMS-сообщения. Это принципиально новые каналы поиска супруга, возникшие с развитием информационных технологий.
По результатам анализа источников информации формирования представлений о семье можно сделать вывод, что источники формирования стереотипных представлений подростков о человеке противоположного пола у мальчиков и девочек имеют сходную структуру и определяются ориентацией на нравственность своего поколения в деятельности повседневной жизни, тогда как образ родителя противоположного пола менее значим. Подростки конструируют представления друг о друге на основе противоречивой информации: о представляемых «парадных» качествах в свободное время и негативных проявлениях субъектов в повседневной деятельности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психодраматические методы
- Дополнительные методы
- Виды толпы
- Выявление детских страхов
- Социальная психология
- Личность в когнитивной психологии
- Выстраивание эмпатического поведения
- Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры
- Современная классификация психических расстройств
- Ассоциативное мышление — Понятие мышления и его характеристик