Оглавление:
Психологическая культура является одним из аспектов личности человека, поэтому сначала кратко опишем наш подход к пониманию природы личности. Личность — это управляющий центр психики, ее командная часть, которая стимулирует, направляет, организует и регулирует поведение для реализации потребностей и целей. Это руководящая программа жизни и развития, способная организовать саморазвитие личности и всего организма. Личность, как показали психогенетические и нейрофизиологические исследования, имеет биокультурную природу, поскольку она рождается и становится.
Психологическая культура (ПК) — это система конструктивных способов, навыков самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, управления делами, саморазвития, накопленных и освоенных личностью. В развитом состоянии она характеризуется высоким качеством самоорганизации и саморегуляции различных видов жизнедеятельности. Насколько это возможно, это выражается в хорошем самоменеджменте динамических характеристик своих потребностей и тенденций, характерологических черт, установок и ценностей, а также в оптимальном построении процессов их реализации. Это прежде всего поведенческий, процессуальный компонент жизни личности, проявляющийся в ее реальных действиях на основе широкого репертуара развитых навыков самоконтроля. Здесь присутствует и оценочный, мотивационный аспект: для человека с развитым ПК важно вести себя оптимально, всегда находить приемлемые для себя и других экономические модели поведения. Слово «культурный» относится к тем формам поведения, которые создаются с учетом как желаний и целей собственной личности и организма, так и представлений других людей и законов природы в целом. Другими словами, это рациональные, произвольные действия человека, организованные его субъектом (его оперативным Я).
Конечно, важно также знание того, как лучше вести себя в различных жизненных ситуациях. Однако без их внутреннего принятия как значимых для себя, без превращения их во внутренние ценности, они остаются просто информацией, не имеющей особого смысла, и поэтому не мотивируют соответствующее поведение. В развитии ПК (особенно в саморазвитии!) важно как пробудить желание научиться оптимальному поведению, так и обучить способам разумного поведения.
Культура и личность
Личность социальна и, следовательно, культурна по своей природе. Социальные отношения и социальные роли имеют свою специфику не только по отношению к ситуации отдельного человека, но и к ситуации общества в целом, что отражено в понятии «культура», наиболее кратко определяемом как образ жизни группы людей. Например, нация или народ, имеющий общую историю, общие традиции и, в конечном счете, общую судьбу, также вырабатывает общий образ жизни, который затем закрепляется в общем характере, называемом национальным характером. Культура включает в себя набор ценностей и концепций о природе вещей как вне, так и внутри человеческого мира. Поэтому смена исторических эпох, смена культур — это смена реальностей, в которых живут люди.
Само слово «культура» происходит из Древнего Рима и буквально означает «возделывание земли», «обработка», «совершенствование». Но вскоре знаменитый римский оратор, писатель и философ М.Т. Цицерон впервые употребил термин «культура» в значении «возделывание человеческого ума», «образование».
A. Уайт считает, что история культур — это история проявленных ценностей. Проявленные ценности, разумеется, не только те, что зафиксированы в продуктах материального производства, но и те, что воплощены в творениях искусства, литературы, морали — во всем, что отражает способ бытия, накопленный человечеством на протяжении всей истории и человеком на протяжении его индивидуальной истории. Резюмируя теоретический обзор истории взаимодействия ценностей и культуры, Л. Столович пишет:
«Ценности воплощают диалектику жизни и культуры. «Ценности культуры» выражают жизнеспособность культуры; «ценности жизни» выражают жизнеспособность культуры».
Культура, таким образом, всегда соотносится с человеком, является продуктом его труда и условием развития личности.
Б.В. Давыдов и В.П. Зинченко дают основные характеристики культурного человека, которые, на наш взгляд, важны для раскрытия проблем психологической культуры.
Свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры и обладающая качествами гражданина. Это такой человек, который проявляет независимость суждений, самоуважение, чувство собственного достоинства, выражает уважение к мнению других людей, способен двигаться в мире духовных ценностей, в ситуациях окружающей жизни, умеет принимать решения и нести за них ответственность, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, способов саморазвития и профессионального самоопределения.
Человеческая личность. Человечность — вершина нравственности, как любовь к людям, ко всем живым существам, сочетающаяся с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, пониманием ценности и уникальности каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, гармонии, способностью проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям независимо от расы, религии, национальности.
Духовный человек, образование которого предполагает развитие духовных потребностей, включая познание, самопознание, красоту, общение, автономию своего внутреннего мира, поиск идеала, смысла жизни. Основой духовности является образование. Следовательно, его содержание должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру. Воспитание духовности — это создание главного условия для развития творческой индивидуальности.
Творческая личность. Творчество проявляется во всех сферах жизнедеятельности: учеба, досуг, быт, общение, работа. Для такого человека характерны хорошо развитые способности, потребность в преобразовательной деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, навыков, сочетание аналитического и интуитивного мышления, стремление к жизненному творчеству.
Наиболее общими признаками культуры, используемыми в различных гуманитарных науках, являются общение с помощью знаков или языка, следование общим правилам или нормам, передача норм и правил через обучение.
Понятие психологической культуры личности
Таким образом, развитая ПК считается разумной самоорганизацией и самореализацией собственных стремлений с учетом внутренних потребностей, способностей и особенностей среды. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни и развитыми духовными ценностями, обеспечивает постоянное гармоничное функционирование личности и в то же время является одним из ее проявлений. Она является важной частью общей культуры и целостной гармонии человека, и в конечном итоге служит личным средством оптимальной реализации желаний и целей человека для обеспечения «хорошей жизни».
Понятие «психологическая культура» близко по своему содержанию к понятию «произвольность» культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Однако важно отметить, что ПК как выражение действия разума, действия субъекта, может частично проявляться в бессознательных формах, и не обязательно каждый раз с привлечением механизма языка. Опосредование построения планов поведения и принятия решений, общения, также может сопровождаться преимущественным использованием визуальных и других образов и представлений, а также психомоторных схем и эмоциональных предпочтений.
Определение понятия «психологическая культура» и методология ее изучения «Культурный психологический потенциал» впервые были описаны в моей книге «Психология самопознания личности» (Мотков О.И., 1993 — с. 8, 14, 15, 56-59, 89). Оно близко по содержанию к понятию «культура умственной деятельности», представленному в книге по культурологии древнего Китая (Н.В. Абаев, 1989). Сегодня понятие ПК, иногда чрезмерно растягиваемое и ошибочно отождествляемое с понятием «общая культура» личности, прочно вошло в область исследований личности и ее развития (Гумницкая А.В., Колмогорова Л.С., Лужбина Н.А., Мордвинова Е.В. и др.)
ПК является важным компонентом общей культуры и целостной гармонии личности. Общая культура состоит из видов человеческой культуры, функционально необходимых для полноценной, гармоничной жизни, таких как нравственная, эстетическая, психологическая, физическая, познавательно-творческая и культура самореализации. Это целостное личностное средство, система моделей поведения, способствующих организации оптимального поведения в удовлетворении широкого спектра витальных и психологических потребностей (Мотков О.И., 2007, 2008). Общекультурные мотивации также входят в набор базовых, естественных мотивационных образований и также имеют противоположные, часто изначально более слабые культурные эквиваленты (см. мою методику «Культурные тенденции» — в моей книге 1993 года и на сайте http://psychology.rsuh.ru/motarticle91.htm).
Гармоничная личность имеет оптимально интегрированную внутреннюю динамическую структуру, оптимально организованный процесс жизни и развития, оптимально согласованный с внешним миром (Мотков О.И., 2010). Оптимальность различна для разных типов субъектов и функциональных форм. Возможны следующие типы оптимальных гармоничных отношений: симметричный тип, асимметричные типы — золотое сечение и ценностный тип с более легкой асимметрией. Гармоническая личность может сочетать в себе все три типа оптимальных соотношений своих параметров, в зависимости от типа рассматриваемых черт личности.
Функции и структура психологической культуры
Анализ различных подходов к пониманию психологической культуры показал, что в целом при ее изучении можно выделить следующее:
Психологическая культура выступает как компонент общей культуры личности, как комплекс реализуемых культурно-психологических стремлений и способностей (Е.А. Климов, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов и др.);
понятие «психологическая культура» связано с проблемой взаимодействия и общения (А.А. Бодалев, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, В.В. Семикин, В.В. Соколова и др;)
Психологическая культура представляет собой системное образование как фактор, влияющий на эффективность самоопределения, самореализации и саморазвития в условиях различных видов жизнедеятельности (В.М. Аллахвердов, Н.В. Беляк, Л.Д. Демина, М.В. Иванов, Д.В. Каширский, Л.С. Колмогорова и т.д.).
Анализ работ ряда авторов (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, И.С. Кон, В.А. Петровский и др.) позволяет выделить функции психологической культуры личности
Обеспечение способности усваивать и ориентироваться в психологических теориях, концепциях и методах;
Обеспечение эффективного общения и взаимопонимания людей, различающихся по возрасту, полу, профессии, национальности и другим характеристикам
Формирование диалогической личности, координация внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, саморегуляция на основе имеющегося опыта, гармонизация внутреннего мира человека, формирование гармоничной Я-концепции, обеспечение полноценной духовной жизни человека
Жизненное самоопределение, осознанное построение жизненного пути, адекватные представления о жизненной перспективе, умение быть субъектом своей жизни, анализировать, понимать и разрешать возникающие в жизни противоречия экологичным для общества и человека способом, укрепление психического здоровья
Формирование самореализующейся личности, специалиста-профессионала в различных сферах человеческой деятельности и, прежде всего, в сфере профессий типа «человек — человек».
Структурно психологическая культура состоит из двух компонентов, двух блоков: теоретико-концептуального и практического.
В первом блоке психологической культуры находятся результаты теоретической деятельности психологов, то есть классические работы в области психологии, которые являются результатами психологического самопознания, знания, которые мы получили о себе к настоящему времени.
Психологическая культура также включает в себя то, что можно назвать психологической деятельностью, деятельностью по психологическому самообслуживанию личности (все, что человек обращает в себя для обслуживания своего внутреннего мира). Это второй блок.
Таким образом, чтобы овладеть психологической культурой, стать психологически компетентным человеком, необходимо не только знать себя, уметь действовать во внутреннем мире своей личности и в межличностном пространстве, но и хотеть этого. Без желания, стремления, решимости узнать о себе как можно больше, невозможно стать психологически культурным.
Уровни психологической культуры
Психологическая культура имеет два основных уровня. Во-первых, уровень теоретический, то есть психология, психотерапия и теория влияния людей друг на друга, которая была разработана специалистами и которая стала достоянием науки. Во-вторых, доконцептуальная психологическая культура (светская), которую люди создали до психологов, без психологов и вместе с психологами. Нам важно четко понимать, что в этом смысле каждый человек — психолог, и каждый сам для себя является психологической лабораторией.
Можно сказать, что формирование психологической культуры — это наведение мостов между опытом человека, в котором он развил свою психологическую культуру, и ее научным уровнем.
Чтобы объяснить, что мы имеем в виду, когда говорим о мировой психологической культуре и теоретической культуре, проведем аналогию. Существует мировая музыкальная культура. Это работы великих композиторов, музыковедов, историков музыки и т.д. Это то, чему учат в консерваториях. И есть огромный пласт музыкальной культуры народа, который проявляется в его песнях и частушках. И эти два слоя, конечно, очень интенсивно взаимодействуют. Великий русский композитор Михаил Глинка говорил, что музыку создает народ, а композиторы лишь преобразуют и аранжируют ее.
Психологию также делают люди; психологи описывают, интерпретируют, обобщают свой психологический опыт в меру своих возможностей. У нас есть право объяснять: Если какое-то психологическое явление не представлено, не отражено в народном творчестве или в произведениях поэтов и писателей, значит, его вообще не существует, это вымысел. Поэтому существует сложное и интересное взаимодействие между светской культурой (доконцептуальной психологической культурой) и психологической культурой (теоретической культурой).
В чем проявляется психологическая культура? Они существуют, во-первых, как обыденные понятия, а во-вторых, как реальные способы саморегуляции личности. Повседневные понятия имеют определенные характеристики, их никто специально не разрабатывает, они усваиваются спонтанно в процессе непосредственного общения.
Изучение житейской психологической мудрости или житейской психологической морали — это важная и интересная задача, которую мы все должны решить.
Ведь если человек на своем мирском уровне представляет, что он общается с другим человеком без посредника, лицом к лицу, то на самом деле это глубокая иллюзия: прямых межличностных контактов не существует. Все социальные контакты, все акты общения, за исключением, пожалуй, самых примитивных, витальных, опосредованы тем пластом психологических знаний, психологических представлений, которыми обладает индивид. Это означает, что между мной и другим человеком находятся мои и его слои представлений о том, что такое человек: является ли он по своей природе добрым или злым, что можно спустить с рук по отношению к этому человеку и т.д. И у него, и у меня есть эти представления, эти «неявные теории личности». Короче говоря, эти два слоя преломляют, определяют наши отношения друг с другом и наше влияние друг на друга. Поэтому возникновение различных проблем в межличностных отношениях связано с низким уровнем психологической культуры, который проявляется в таких характеристиках взаимодействующих субъектов, как недружелюбие, агрессивность, нечестность, отсутствие самоконтроля, демонстративность, доминирование, зависимость, скрытность, эгоизм, грубость.
Психологическая культура существует в нескольких аспектах. Это общая психологическая культура с фоновыми знаниями по психологии, которые есть у каждого человека, и профессиональная психологическая культура учителя, врача, юриста, инженера. Во всех профессиях есть этот профессиональный психологический слой. Например, это педагогическая модель: каков взгляд человека на ребенка, каково содержание его отношения к ребенку, таково его отношение к нему.
Для того чтобы действительно понимать друг друга, нам необходима общая психологическая культура, которая создает платформу для межличностного взаимодействия в любых ситуациях. Когда психологическая культура общающихся субъектов различается, на помощь может прийти межкультурная и межличностная эмпатия.
Понятие «психологическая культура» также связано с понятием «психологическое здоровье человека».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Методы коррекционно-развивающей работы психолога
- Психология воспитания
- Манипуляции и психологическая защита от нее
- Зоопсихология
- Мышление в когнитивной психологии
- Взаимосвязь образа отца с тревожностью и самооценкой у подростков
- Краткая история развития психодиагностики
- Софья Николаевна Лысенкова, педагог-новатор
- Экспериментальное исследование образного мышления
- Работа психолога с насилием в семье