Оглавление:
Рационализм эпохи Просвещения наиболее ярко выразил Р. Декарт (1596 — 1650), который открыто порвал со старыми традициями в философии и науке. Он считал когнитивный разум критерием истины и в этом контексте выступал за методологический подход: «Никогда не принимать за истину то, что я не познал с очевидностью…». Декарт Р. Избранные произведения, М., 1950. С. 272.
К науке нужно подходить со строгим и рациональным методом, который позволил бы построить ее по единому плану. Такой подход позволил бы человеку осуществлять свое господство над природой с помощью научных достижений. В основе этого нового метода лежал разум, который позволял мыслителю сделать свой знаменитый вывод: «Я мыслю, следовательно, я существую». Отсюда вытекает положение о превосходстве рационального, разумного способа познания мира над чувственным. Истина рассматривалась как особо субъективный, самосознательный мыслительный процесс. Декарт построил теорию истины, основанную на субъективно-объективной трактовке процесса познания, в которой объект противопоставлялся не только человеку, личности, но и гносеологическому субъекту как особой, субъективной реальности. Процесс познания должен был основываться на надежной аксиоматике. Философия должна была функционировать как самая надежная наука. Следовательно, она должна была обладать самыми надежными научными методами и функционировать как своего рода «универсальная математика».
Наука в эпоху Просвещения развивалась в рамках эмпиризма и рационализма. Наука занимала ведущее место в формировании мировоззрения, она считалась светочем разума, высшей культурной ценностью, антитезой пороков социальной действительности и способом ее преобразования.
Ученых эпохи Просвещения отличала энциклопедическая широта интересов, разработка основных научных проблем вместе с практическими задачами. Рационалисты — Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза — обращались к идеям разума как к отправной точке построения научного знания, эмпирики — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм рассматривали опыт как основу для построения научного знания. Органицисты — Лейбниц и Спиноза рассматривали природу как единое целое и считали ее элементы живыми организмами, в которых целое определяет свойства отдельного.
Бэкон считал, что дедуктивный подход, который преобладал ранее, не является удовлетворительным инструментом для познания мира. Необходимо было найти новый инструмент мышления — «новый органон», чтобы построить систему знаний, познания мира и развития науки на более надежной основе. В качестве такого инструмента он рассматривал индукцию — сбор фактов и их подтверждение экспериментом.
Декарт предложил свой способ решения проблем, которые решаются человеческим разумом и имеющимися фактами — скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверного знания, потому что человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, который человек воспринимает своими органами чувств, может оказаться сном. Рассуждения также ненадежны: Никто не свободен от ошибок, рассуждение — это выведение заключения из предпосылок, и если нет достоверных предпосылок, то заключение не может считаться достоверным. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.
Рационализм и эмпиризм спорили о методах получения истинного знания. Точные и естественные науки — математика, физика, химия, биология — занимали центральное место в системе знаний. Астрономия и т.д. Ньютон и Лейбниц, которые использовали математику и физику для выявления отношений между рационализмом и эмпиризмом, пришли к разработке интегральных и дифференциальных уравнений разными путями. Главной заслугой Ньютона, опиравшегося на открытия И. Кеплера — основы планетарного движения, открытие телескопа — стало создание механики земных и небесных тел, а также открытие закона всемирного тяготения. Лейбниц разработал доктрину относительности времени, пространства и движения.
Общая характеристика эпохи Просвещения
Успехи механики принесли с собой формирование механического мировоззрения. Философские учения о природе человека, о государстве и обществе были составными частями учения о едином мировом механизме. Природа состоит из машин-механизмов различной сложности. И эти машины являются частями элементов. Их сочетание определяет свойства целого.
В эпоху Просвещения возникла сеть научных академий, были созданы отраслевые научные институты, научные общества, кабинеты естественной истории, лаборатории, аптеки и ботанические сады, сформировалась система обмена научной информацией. Образование вошло в моду.
Этические учения эпохи Просвещения. В эпоху Просвещения естественные науки были неотделимы от философии и назывались натурфилософией. В таких явлениях общественной жизни, как религия, право и мораль, ученые искали естественные истоки. Локк считал, что этика может быть связана с точными науками, такими как математика. Считалось, что физика как наука, просвещающая разум и освобождающая его от суеверий, заблуждений и страхов, возникающих из-за неправильного восприятия вещей, развивает не только интеллект, но и нравственность. В познании природы ученые видели путь к благополучию человечества.
Ж. В своей этической концепции Ламетрис сначала стоял на позиции этического инноизма, предполагающего, что человек изначально способен познать добро и зло, а затем обратился к этическому эдукционизму, который показывает конфликт добродетели и «свинства». Философ считал, что человек рождается злым, он по природе своей коварный, хитрый, опасный и коварный зверь. Добродетель — это приобретенная черта в результате социального воспитания. С другой стороны, Дидро считал, что большинство людей рождается с хорошими задатками, которые затем формируют хорошую или плохую мораль в зависимости от законов общества. Дидро заявил, что человеческая мораль напрямую зависит от общественного устройства: если законы хорошие, то и мораль хорошая; если законы плохие, то и мораль плохая.
Социальная критика. Решение проблем о роли опыта, с помощью которого формировались чувства, суждения, рассуждения. Разум, рассудок оказал самое сильное влияние на понимание роли внешних обстоятельств и воспитания в развитии человека и формировании различных социальных явлений. Учение о роли среды в формировании личности является наиболее ценным среди мыслителей эпохи Просвещения. Согласно этой доктрине, все люди равны и одинаковы от рождения. Их умственные и нравственные различия основаны на разных условиях воспитания и жизни.
Историческая и философская литература указывает на прямую связь между французским Просвещением и Французской революцией 1789-1794 годов, а также на роль, которую сыграли французские мыслители в подготовке умов к свержению феодальной системы и установлению буржуазного строя. Философия : учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: Юристъ. 2004 С. 44 Они много писали о необходимости уничтожения феодальной системы, деспотизма и власти католической церкви. Их идеи объективно послужили предвестниками буржуазной революции в Европе. В «Декларации прав человека и гражданина» идеи свободы и равенства людей, определение народа как единственного источника власти, принцип сочетания личных интересов с общественными, согласно которому общественное благо является высшим законом, в значительной степени отражают идеи мыслителей эпохи Просвещения.
Стиль философии
Существенное место среди различных социально-философских концепций Просвещения XVIII века принадлежит концепции социального и исторического прогресса. В этой связи большой интерес представляют идеи немецких мыслителей эпохи Просвещения Й. Гердера и Г. Лессинга.
Стиль философии эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения характеризуется противостоянием двух антагонистических стилей:
- Классицизм, в основе которого лежал рационализм и возвращение к идеалам античности;
- Романтизм возник как реакция на классицизм и проповедовал сентиментальность, чувственность и иррациональность.
Классицизм нашел свое проявление во всех областях — литературе, живописи, скульптуре, архитектуре.
Сюда же можно добавить третий стиль, характеризующий эпоху Просвещения — рококо. Он возник как отказ от академического классицизма и барокко. Рококо нашло свое проявление в основном в скульптуре и живописи.
Французское, немецкое и русское Просвещение. Век Просвещения — ключевая эпоха в истории европейской культуры. Он связан с развитием научной, социальной и философской мысли. Свобода мысли и рационализм были основой этого интеллектуального движения.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось во Франции, Германии и России, а также в других европейских странах. Термин «Просвещение» пришел из французского языка в русский, а также в английский и немецкий, и относится в первую очередь к философскому движению семнадцатого века. Просвещение не является философской школой, потому что взгляды его представителей часто были разными и противоречили друг другу. Таким образом, Просвещение — это не всеобъемлющая идея, а течение философской мысли, которое было основано на критике традиционных институтов, обычаев и традиций, существовавших в то время.
В России век Просвещения приходится в основном на вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию науки и искусства. В этот период были созданы первые российские университеты, библиотеки, театры, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в Просвещение внесла Екатерина Великая, которая, как и другие просвещенные монархи, сыграла ключевую роль в развитии искусства, науки и образования. Хотя Россия, как и другие европейские страны, претерпела значительные изменения в этот период, разница между ней и западным Просвещением заключается в том, что общественное мнение не только не двигалось в направлении либеральных идей, но, напротив, делало это крайне неохотно. Российское дворянство, в частности, сопротивлялось нападкам на крепостное право. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция вызвали иллюзии о скорых политических переменах и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев.
Просветительская программа
Просвещение и этико-политические теории XVII века. В философии Просвещения можно выделить три основных направления: деистическое, атеистическо-материалистическое, утопическо-социалистическое (коммунистическое). Якушев А.В. Философия (конспект лекций). — Ин: Издательство «Приор», 2004. с. 55
Деизм — течение в философии, представители которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением природы и Бога и отвергали возможность вмешательства Бога в дела человека и процессы природы. Представителями деистического направления были Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога. Происхождение мира и человека объяснялось на основе материалистических и научных позиций, в вопросах познания они отдавали предпочтение эмпиризму.
Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии эпохи Просвещения зародилось в середине XVIII века, но особую популярность получило во время Великой французской революции 1789-1794 годов и после ее окончания.
Среди французских утопических социалистов (коммунистов) были Маблис, Морелли, Бабёф, Оуэн и Сен-Симон.
Основным интересом социалистов-утопистов была проблема проектирования и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Политические доктрины Гоббса и Локка в конфликте с рационализмом эпохи Просвещения. Ж.-Ж. Руссо об «общественном договоре».
Томас Гоббс (1588 — 1679), был учеником и последователем философской традиции Ф. Бэкона. Гоббс отстаивал идею о том, что формирование государства основано на социальном (общем) соглашении.
Философ был автором книги «Левиафан», ставшей всемирно известной («Зверь» — опубликован в 1651 году во время диктатуры Кромвеля). В своей книге он основал теорию государства и общества: Человек имеет врожденную злую природу; эгоизм и корысть, страсти, аффекты и потребности являются движущими силами его действий; эти характеристики влекут за собой то, что каждый имеет право на все; право каждого на все, а также пренебрежение интересами других людей приводит к «войне всех против всех», которая не знает победителей и делает невозможными нормальную жизнь и экономический прогресс; чтобы попытаться жить вместе, люди заключили социальный (общий) договор, который ограничивает их претензии и «право каждого на все». Для предотвращения «войны всех против всех», а также для подавления крайнего эгоизма был сформирован общий институт (механизм), регулирующий жизнь в обществе — государство. Государство должно было стать всемогущим, чтобы эффективно выполнять свою очень сложную функцию. Государство было непоколебимым, всесильным монстром — «Левиафаном», который «пожирал и сметал все на своем пути» — силой, которой нельзя было сопротивляться, но которая была необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Джон Локк (1632-1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса. Он также представил свои собственные теории, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени.
Согласно его концепции, идеальное государство основано на разделении властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеральную (иностранную). Локк был первым, кто выдвинул эту идею, и в этом его большая заслуга.
Просвещение и революционное движение
Критика социальной несправедливости. Основной темой философии эпохи Просвещения была критика церкви и религии. Просвещение стало идеологическим продолжением Ренессанса, Реформации и движения Нового времени. В рамках этих процессов мыслители эпохи Просвещения боролись за освобождение науки, философии, искусства и повседневной жизни от власти религии и церкви. Ж. Мелье в своем знаменитом «Завещании» протестовал против невыносимой жизни простого народа, показал исконную связь между религией и правящим классом, критиковал религиозные суеверия и духовную святость католической церкви. С его точки зрения. Религия была главным источником всех социальных зол в обществе. Именно церковь и религия с помощью веры в Бога поддерживали несправедливое социальное устройство общества. Монтескье в своей работе «Персидские письма» писал, что духовенство развращено, эгоистично и жестоко и «сжигает инакомыслящих, как солому» В. Рябоконь. Философия УМК — Минск: Издательство МИУ, 2009. Христианство рассматривает себя как религию любви. Но в действительности это приводит к религиозному фанатизму. Воспитанный в духе свободомыслия, Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) обличал в своих произведениях все ужасы религиозного фанатизма, критиковал политический деспотизм, пытался разоблачить благочестие простых людей перед церковью и монархией. Вольтер порвал с христианством и обратился в деизм. Взглядов деизма также придерживался Ж. Ж. Руссо. Он считал, что религия всегда была инструментом правящей власти и поддерживала несправедливый порядок вещей, социальное неравенство и частную собственность. Руссо выдвинул идеал «гражданской религии». Каждый гражданин должен иметь общественно полезную религию, которая заставляет его любить свои гражданские обязанности и быть хорошим гражданином и полезным членом общества.
Французские мыслители эпохи Просвещения внесли огромный вклад в разработку проблем социального воспитания в обществе.
Иррациональность классового деления общества. Век Просвещения по праву можно назвать «золотым веком утопии». Мыслители эпохи Просвещения верили в возможность изменения человеческой жизни к лучшему, в «рациональное» преобразование, в политические и социальные основы.
Для создателей утопий XVIII века стандартом было «естественное» состояние общества, свободное от частной собственности и угнетения, от классового деления, от роскоши и нищеты, от пороков, живущее в соответствии с разумом, а не под «искусственным» влиянием законов. Это был чисто воображаемый, умозрительный тип общества, который, как отмечал Руссо, возможно, никогда не существовал и, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.
Ренессансный идеал свободной личности получил атрибут универсальности и ответственности: человек эпохи Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. Мыслители эпохи Просвещения сосредоточились на проблеме наилучшего общественного устройства. Мыслители эпохи Просвещения верили в возможность построения гармоничного общества.
Глубокие изменения в социально-политической и интеллектуальной жизни Европы, в сочетании с зарождением буржуазных экономических отношений, определили основные доминанты культуры XVIII века.
Основными центрами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 г. — …года последней революции в Англии началось Просвещение. Это была славная эпоха, которая началась с одной революции и закончилась тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — с 1689 по 1789 г. — мир изменился. Пережитки феодализма все больше выветривались, буржуазные условия, окончательно возобладавшие после Великой французской революции, звучали все громче и громче.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Значение философии в жизни человека
- Философия Августина и смысл жизни человека
- Понятие, структура и особенности научного познания
- Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами
- Уиллард Ван Орман Куайн, американский философ, математик
- Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
- Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
- Будда (просветленный), основатель буддизма
- Учение Платона о человеке и космосе
- Основные характеристики русской философии