Для связи в whatsapp +905441085890

Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества — Военная демократия

По мнению Маркса и Энгельса, развитие общества, происходящие в нем изменения основаны на экономических, производственных отношениях, которые образуют экономическую основу общества. Одним из условий развития производства, по мнению Энгельса, является общественное разделение труда, когда отдельные племена стали специализироваться на определенных видах производственной деятельности. По мнению Энгельса, сначала произошло разделение пастушеских племен.

Затем ремесла были отделены от сельского хозяйства. Такая специализация привела к резкому росту производительности труда. В таких условиях клан мог производить гораздо больше продукции, чем требовалось для его существования. Излишки также были необходимы для обмена продукцией сельского хозяйства, животноводства и ремесел. Возникла новая группа людей — купцы, которые осуществляли обмен. Повышение производительности труда означало, что всем членам клана больше не нужно было работать вместе. Жизненно важные продукты могут производиться членами сообщества, которые объединились сначала для производства, а затем для совместной жизни.

Таким образом, была создана семья. Постепенно имущество, ранее принадлежавшее всему клану, стало семейной, то есть частной собственностью. И это привело к имущественному неравенству между семьями. В некоторых семьях излишки были достаточно большими, в других — небольшими. В это время начался длительный период развития общества, который получил название «военная демократия». Военные, потому что это было время постоянных войн за передел, за захват собственности. Потому что можно было получить больше и быстрее за счет присвоения, чем за счет производства.

Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества - Военная демократия

Военная демократия

Военная демократия привела к изменениям в отношениях между кланами и семьями:

  1. резко возросла собственность отдельных, обычно враждующих племен.
  2. сильное обогащение отдельных семей внутри клана, так как львиная доля добычи доставалась военачальникам, воинам и старейшине клана.
  3. значительно возросла роль военного лидера, который при поддержке армии мог диктовать свою волю остальным членам клана (включая старейшин).

Это породило имущественное неравенство, которое привело к расслоению не только между кланами, но и внутри самого клана. Постепенно это расслоение приняло крайние формы: разделение на имущих и неимущих. Эти группы людей назывались «классами». У представителей класса собственников появился способ увеличить свои доходы за счет эксплуатации бедных. Конечно, эксплуатируемый, обездоленный класс не мог смириться с такой ситуацией и восстал за возвращение социального и имущественного равенства.

Однако правящий эксплуататорский класс, в силу своего многочисленного меньшинства, не смог противостоять восстаниям бедных масс.

Аппарат насилия

Для поддержания своего правления и подавления восстаний эксплуатируемых правящий класс создал вооруженные силы (армию, полицию, суды). У правящего класса было достаточно денег, чтобы содержать их. Этот класс людей больше не занимался производством, а только применял насилие. Именно эта вооруженная сила называется «государством».

Таким образом, согласно Марксу (Энгельсу), государство — это аппарат насилия в руках экономически эксплуатируемого меньшинства для подавления сопротивления бедного большинства.

Чем же тогда государство отличается от организации власти в первобытной общине?

(1) Власть государства осуществляется не самим обществом, а только аппаратом насилия, специально созданным для этой цели;

(2) Государство объединяет людей под своей властью не по кровосмешению, а по территории, над которой эта власть осуществляется.

Эта марксистская концепция поддерживалась советской юриспруденцией и была доминирующей среди ученых. В последние годы из-за критики марксистско-ленинской доктрины общества, государства и права большинство положений Маркса были забыты. На самом деле, многие тезисы работы Энгельса, особенно те, которые касались процесса разложения первобытной общины, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Однако, если внимательно присмотреться к специфике марксистской доктрины, можно сделать ряд серьезных наблюдений.

Согласно этой теории, среди причин образования государства на первом месте стоят экономические условия жизни. Безусловно, с этим следует согласиться. Однако Маркс не учитывает другие факторы, изменения в других аспектах общественной жизни. Это, например, социальные условия. Формирование семьи принесло не только появление частной собственности, но и другие социальные изменения (переход от матриархата к патриархату, запрет кровосмешения, переход к мужской линии наследования и т.д.).

Изменения в социальной жизни

Эти изменения также привели к изменениям в организации социальной жизни, ее развитии, организации и защите. Немалую роль сыграло и расширение торговли, обмен товарами, образование купечества, городов с их специфической организацией. Наконец, нельзя отрицать роль религии, различных религиозных идей и концепций, повлиявших на формирование единой государственной власти.

И наконец, самое главное. Энгельс рассмотрел процесс образования государства на примере формирования европейских средиземноморских государств — Греции и Рима. Однако, как показывает историческая наука, помимо европейского типа формирования государства, существует и азиатский тип. Если в Риме и Греции государства действительно развивались в условиях классовой борьбы между рабами и рабовладельцами, то, например, на территории Египта государство формировалось при отсутствии классов и классовой борьбы.

Здесь государство сформировалось как единая принудительная сила из необходимости направить труд большого количества людей на выполнение массовых работ (осушение, ирригация и т.д.). Как показывает опыт, большинство государств возникло именно после азиатского способа общественного развития. Теория Маркса, таким образом, является лишь частным случаем образования государства, особым видом разложения общины.

Однако общий вывод, который Энгельс делает в своей работе, представляется правильным. Он говорит, что государство ни в коем случае не является силой, навязанной обществу извне. Государство — это продукт общества на определенной стадии развития; государство — это осознание того, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой, разделилось на непримиримые противоположности, из которых оно не может выбраться. Нужна была сила, которая бы примиряла споры и удерживала общество в рамках «порядка». И эта сила, которая вышла из общества, которая ставит себя над обществом и все больше отчуждается от него, — это государство.

Государство, таким образом, является новой и отличной от первобытной организацией власти. Но как отдельные правящие субъекты приобретают эту власть?

Подходы к типологии государств

Формативный подход. Этот подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему, под типом государства понимается система основных характеристик, присущих государствам определенной социально-экономической формации, проявляющихся в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; цивилизационный подход.

Для определения природы состояния рассматривается подход формирования:

Соответствие уровня государства определенной социально-экономической формации. Социально-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства;
класс, инструментом власти которого становится государство;
социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:

  • рабство;
  • феодальный;
  • буржуа;
  • социалист.

Согласно формационному подходу, переход от одного исторического типа государства к другому, более новому, происходит после смены экономической формации.

Формативный подход имеет следующие достоинства:

Продуктивность разделения государств на основе социально-экономических факторов;
Возможность объяснения постепенного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
Недостатки:

Односторонность;
духовные факторы не принимаются во внимание.
Типология государства — это его специфическая классификация, цель которой — разделить все прошлые и настоящие государства на такие группы, чтобы можно было раскрыть их социальную сущность.

Типология осуществляется в основном с точки зрения двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого, основным критерием являются социально-экономические характеристики (социально-экономическая формация). Выделяются следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое (недавно добавились еще два: «азиатский способ производства» и дофеодализм).

Преимущества типологии формаций:

  • Использует плодотворную идею разделения государств на основе социально-экономических факторов, которые реально влияют на общество;
  • Демонстрирует постепенный, естественно-исторический характер развития государства.

Недостатки:

  • Формационная типология однолинейна и характеризуется чрезмерным программированием, в то время как история многомерна и не всегда «вписывается» в разработанные для нее схемы;
  • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм
  2. Протагор, философ-софист
  3. Общество
  4. Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ
  5. Синтез востока и запада в философии зарубежного востока ХХ века
  6. Марксизм
  7. Цивилизационная концепция А. Тойнби
  8. Сергей Викторович Булгаков, православный священник, русский философ
  9. Марк аврелий, представитель позднего стоицизма
  10. Современная индийская философия