Оглавление:
Философия зародилась в странах Древнего Востока и достигла своей классической формы в Древней Греции. На Востоке формируются первые философские школы — Санхья в Индии, натуралистическая школа Ян Инь Цзя в Китае, Веданта, даосизм, конфуцианство и другие.
Восточная философия фокусируется на нравственных и социально-политических вопросах, которые включают в себя вечный нравственный порядок мироздания.
Философия древнего мира берет свое начало в мифологии и эпической поэзии. По Даниляну О.Г. Данилян О.Г. Философия: учебник О.Г. Данилян, В.М. Тараненко. М., 2007. С. 37, есть:
- Наличие значительного числа мифологических и эпических образов;
- Наличие элементов, наделяющих природные явления внешностью и физическими свойствами человека (антропоморфизм).
- Отождествление богов с природными силами (пантеизм);
- Увязывание природных процессов с моральными вопросами и оценка их с точки зрения «добра», «зла», «справедливости», «добра» и т.п;
- Поиск первозданной природы всех вещей.
В науке существует несколько классификаций исторического развития древней философии:
- Природно-философский этап (возникновение древнегреческой философии) — 6-5 вв. до н.э. На этом этапе в центре внимания находятся проблемы природы, космоса, Вселенной. Философами являются Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и другие.
- Высокая классическая сцена (классическая греческая философия) — 5-4 век до н.э. Происходит помещение человека в систему других проблем. Философы — Демокрит, Платон, Аристотель.
- Поздняя классическая стадия (эллинистическо-римская философия) — IV в. до н.э. — IV в. н.э. Третья стадия разделена на периоды:
a. Эллинистическая философия (4-1 век до н.э.);
б. Александрийская философия (1-й век до н.э. — 6-й век н.э.);
в. Древнеримская философия (2-4 вв. н.э.).
Этот этап характеризуется пониманием, уточнением, комментированием идей и доктрин, зародившихся ранее. Появление концепций эпикурейства, стоицизма и скептицизма.
Поиск происхождения (основы) мира — характерная черта древней, особенно ранней античной философии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее основные элементы, элементы космоса, структурированность бытия, его текучесть и противоречивость — это основные проблемы периода развития философских знаний, которые мы изучаем.
Истоки философии — вопрос о происхождении мира и человека
«Миф» по-гречески означает «традиция», «логотип» означает «учение, наука», таким образом, мифология — это наука о традиции. Мифы существовали среди всех народов мира, многие мифы посвящены космической тематике, так как люди пытались ответить на вопрос о зарождении и становлении мира, о гармонии мира, о превращении хаоса в космос, а также каждая мифология описывает разрушение мира в будущем и его последующее возрождение.
Мифология — это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, сочетающая в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Мифология в древности была формой духовной культуры, которая объединяла зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Отличительными чертами мифа являются: гуманизация природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа в решении конкретных жизненных проблем, монотонность и поверхностность мифологических действий.
Древнеиндийская философия представлена Ведами, в которых более глубоко рассматривается вопрос о происхождении человека. В то время Веды говорили, что Вселенная наполнена человечеством, предопределенным кармой на весь период существования.
В древнем Китае сформировалась философская школа — даосизм. Даосизм — это доктрина Пути, которая пропагандировалась в этой школе. Философы верили, что все на пути, в движении, в переменах. Все непостоянно и ограничено. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он станет бессмертным.
Особенности мифологии:
1 Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, пространство и все природные силы одушевлены и гуманизированы.
2 Не было различия между миром и человеком, мыслью и чувством, это было целостное мировоззрение.
Философия и религия происходят из мифа, они схожи в том, что решают вопросы мировоззрения, но религия основана на вере, а философия — на поиске истины.
Религия — это форма мировоззрения, основанная на вере в существование фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и мир вокруг него.
Религиозное мировоззрение характеризуется чувственной, живописной и эмоциональной (а не рациональной) формой восприятия окружающей действительности.
В VI веке до н.э. философия пропагандировала новый тип мировоззрения, основанный на разуме. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию. По мере развития культуры, так же как и..:
- Самобытность философии;
- Статус (значение) философии;
- Специфика философии; статус (смысл) философии; ее связи с наукой менялись по мере развития культуры.
Смысл философии заключается не только в мировоззрении и знаниях, но и в том, что у всех философов всегда была система, кульминацией которой была этика.
Исторические типы философии:
- Древняя восточная и древняя философия;
- Средневековье (тесная связь с религией);
- Ренессанс (связь с искусством);
- Новая эра (связь с наукой);
- Просвещение;
- Классическая немецкая философия;
- Современная философия.
Функции философии — это основные области применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, задачи.
Принято называть следующие функции философии: идеологическую, методологическую, идеолого-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, педагогическо-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединяющую.
Функция мировоззрения способствует формированию целостного образа мира, представлений о его структуре, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
Первые философы и проблемы первоначала
Первой школой философии была школа Милета. Название происходит от названия города Милетус (Малайский полуостров). Самым известным представителем, а по некоторым источникам и основателем этой школы был Фалес (640-545 гг. до н.э.). Фалес был не только философом, но и математиком, физиком и астрономом. Он установил, что год имеет 365 дней; разделил год на 12 месяцев, состоящих из 30 дней; предсказал солнечное затмение; открыл Северную Звезду и несколько других созвездий; показал, что звезды могут служить ориентиром для навигации.
Главной целью философов на данном этапе исторического развития философской мысли был поиск универсального первопричины. По словам Фалеса, начало всего — вода. Вода, как и в оригинале, «божественная, живая». Земля, как и все предметы, пронизана этой водой; в своей первоначальной форме она со всех сторон окружена водой и плывет, как дерево в безграничной воде. Анимированная природа воды связана с обитанием мира богами» Алексеев П.В. Философия. С. 90. Вода в движении, поэтому все вещи и земля изменчивы.
Человеческая душа — это тонкая (тонко-вещественная) субстанция, позволяющая человеку чувствовать. Душа — это движущая сила разумности и справедливости.
Фалес считал, что знание мира неотделимо от человека: «Познай себя», — призывал философ. Он сказал, что гордится этим:
- Человек, а не животное;
- Мужчина, а не женщина;
- Грек, а не варвар.
Аристотель считал, что Фалес взял за основу воду, основываясь на наблюдении за тем, что пища влажная; тепло возникает от влаги и живет на ней. Идея о том, что вода является источником всего, возможно, возникла из того, что вода проходит через множество метаморфоз — вода превращается в пар или лед и возвращается обратно.
Последователем Фалеса Милетского был Анаксимен (585-525 гг. до н.э.), который считал, что основной причиной был воздух. Воздух вездесущий и наполняет все. Он способен сбрасывать и сжимать, что приводит к появлению разнообразных бетонных вещей.
Основные философские принципы Милетской школы были разработаны Гераклитом (520-460 гг. до н.э.). Родившийся в Ефесе, он родом из аристократической семьи, которая была бесправной в народе. Гераклит искал уединения, старался жить скупо, проводил свои последние годы в хижине в горах. Гераклит получил прозвище «Темный», потому что его не всегда было легко понять: его речь была полна симуляций и метафор; он всегда выражал себя загадочно, не давая ясного ответа.
До нашего времени сохранилось около 150 фрагментов его работы «О природе», посвященной размышлениям о Вселенной (природе), состоянии, Боге.
Согласно Гераклиту, происхождение всего — огонь. Огонь конденсируется и превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю (путь вверх) и превращается в другой порядок, путь вниз. По его словам, когда-то земля была огненным шаром, который охлаждался и становился землей.
Огонь ассоциируется с логотипами. Гераклит определяет логотипы как «универсальный порядок», «порядок». Логотипы выполняют функцию управления. Логос — это единство противоположностей. Логотипы — это сила огня.
Гераклит считается одним из первых философов, заметивших единство и противопоставление одних и тех же явлений. Все течет, все меняется, он считает, что невозможно каждый раз топтать одну и ту же воду вдвое больше, чем новую. Борьба или война — это отец и король всего. Гармония — это единство противоположностей. Всегда есть гармония и дисгармония. Лук может стрелять только тогда, когда противоположные стороны натянуты.
Роль мифологии в возникновении философии
Любовь к мудрости послужила основой для возникновения философии как отрасли интеллектуальной культуры. Если сравнивать (как это делали древние греки) философию с деревом, то любовь к мудрости — это корень, из которого она прорастает, в том смысле, что развитие философии вдохновляется любовью к мудрости. Но материалом для построения духовного древа философии была предшествующая ветвь духовной культуры — мифология.
Миф — это выдумка, сказка, с помощью которой разум первобытного человека пытался не только объяснить себе непонятные и угрожающие явления окружающего мира, но и найти ключ к овладению силами природы и покорить их. «Примитивное человечество в лице грека, во всей полноте кипящих сил, во всем тепле свежего, живого чувства и молодого, цветущего воображения, объясняло явления физического мира воздействием высших, таинственных сил», — считает В.Г. Белинский. Мы находим много интересных высказываний А.М. Горького. «Чем древнее сага и миф, — писал он, — тем сильнее в них звучит триумф человека над силами природы» ….. Почти во всех древних мифах человек наказывается богами за служение человеку: Прометей — за кражу огня с неба, Тантал — за кражу пищи богов, нектара и амброзии, Сизиф — за за заковывание смерти, посланной Зевсом в цепи, и люди перестают умирать. К мифам о борьбе человека с природой присоединяются мифы о Геракле, Тесее и других героях, завоевавших зверей, чудовищ и силы природы. Воображение древнейших мифов имело ярко выраженный материалистический тон. «Образ, — продолжает А.М. Горький, — был сосудом определенного опыта и воспринимался как идея, которая, стимулируя творческую силу, дополняла отсутствие того, что действительно давалось, тем, что было желательным. Отсюда и миф — не тоскливая фантазия, а в основе — реальная истина, дополненная воображением и служащая путеводной звездой в жизни коллектива….. «
Миф — это коллективное творение народа, а не изобретение отдельного человека, блестящее, каким бы оно ни было. Следовательно, это не что-то стабильное и постоянное: оно растет и развивается по мере развития общественного сознания. Большинство мифологических образов изначально были местными божествами, которым поклонялись, но постепенно олимпийские божества выделялись из них как главные — по мере распространения влияния тех племен, среди которых возникла эта религия. В результате отдельные местные божества были сведены до уровня героев.
В то же время мифы отражали и феномены общественной жизни — различные этапы развития семьи и брака, особенности быта первобытных охотников и пастухов, материнское (матриархат) и отцовское (патриархат) право, овладение огнем и др. Черты примитивного фетишизма и тотемизма сменились антропоморфизмом — представлением божества в образе человека. Семья олимпийских богов приняла на себя характер патриархальной семьи. Особенности разных эпох отразились в мифе, так что иногда он становился чрезвычайно сложным целым. Со временем в мифах стали появляться драмы социального характера, которые полностью отсутствовали в древний период мифотворения.
Мифологические особенности, возникшие в эпоху доклассического общества, остались в памяти людей в виде остатков даже в более поздние эпохи. Таким образом, память о первобытном каннибализме сохранилась в мифе о злодее Полифеме Циклопе, о человеческой жертвоприношении в истории жертвоприношения Ифигении и т.д. Мифы амазонок отражают память о матриархате. Миф о Данаидах (вспомним трагедию Эсхила «Нищая женщина») напоминает о борьбе с родственными семейными формами, а из идей инцеста (недопустимости браков между близкими родственниками) возник Эдипов миф, лежащий в основе знаменитой трагедии Софокла. В 1891 году в предисловии к четвертому изданию «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс дал материалистическую интерпретацию идеи Бахофена 1861 года о том, что миф об Оресте, убивающем свою мать, чтобы отомстить за смерть отца (трилогия «Орестеи» Эсхила) отражает окончательную победу отцовской семьи над древним материнским правом.
Проблема превращения философии в научную систему
Известны образные особенности философии, восходящие к Гегелю, а также использованные К. Марксом: философия — живая душа культуры, квинтэссенция культуры, эпохи, выраженная в мысли. Необходимы дальнейшие шаги по разъяснению понимания культуры. Это понимание изменилось с накоплением знаний о культуре. Можно выделить три основных исторических этапа таких изменений.
Первым было понимание культуры как всего, что создано человеком. С ней ассоциировалась антитеза: культура — природа. Вторая — проблема соотношения культуры и деятельности, поскольку то, что создается человеком, является продуктом его деятельности. В этом подходе постепенно возникло рассмотрение культуры как способа регулирования деятельности. Дальнейшее развитие и уточнение этих идей приводит к новому, третьему этапу рассмотрения культуры.
На этом этапе постепенно формируется современное понимание культуры как сложно-организованной системы супробиологических программ жизнедеятельности человека (деятельности, поведения, общения людей). Эти программы представлены разнообразными знаниями, правилами, нормами, навыками, идеалами, моделями действий и поведения, идеями, убеждениями, целями, ценностными ориентациями и так далее. В своей совокупности и исторической динамике они представляют собой накопленный и постоянно развивающийся социальный опыт. Такой подход уже очерчивает основные контуры современной концепции культуры, которая базируется на результатах семиотики, социальной антропологии, истории, лингвистики, искусствоведения, теории коммуникации и так далее.
Супер-биологические программы деятельности, поведения и общения фиксируются и транслируются в культуре в виде различных знаковых систем со смыслом и значением. Такими системами могут быть любые составляющие человеческой деятельности (инструменты, образцы действий, продукты деятельности, представляющие их цели, сами индивиды как носители некоторых социальных норм и образов поведения и деятельности, природный язык, различные виды искусственных языков и т.д.)
У человека есть две системы кодирования, которые программируют его биологическую и социальную жизнь. Первая система кодирования — это биологические программы, представленные генетическими кодами. Вторая — социальные программы, выраженные социокодами, которые передают от человека к человеку и от поколения к поколению супробиологические программы, которые управляют социальной жизнью. Подобно тому, как метаболизм, контролируемый генетическим кодом, воспроизводит клетки и органы сложных организмов, так и различные виды деятельности, поведения и общения, регулируемые культурными кодами, обеспечивают воспроизводство и развитие социальных подсистем и их взаимосвязи, характерные для каждого исторически сложившегося типа социальной организации (присущая ему, искусственно созданная объектная среда — вторая природа, социальные сообщества и институты, типы личностей, характерные для данного общества и т.д.).
Культура — особая подсистема общества, но она пронизывает все без исключения состояния общественной жизни, и нет такого социального явления, которое бы изолировалось от влияния культуры и не несло бы на себе отпечаток ее влияния. Динамика культуры связана с появлением одних и распадом других супербиологических программ человеческой жизни. Вместе эти программы, при всем их огромном разнообразии, образуют целостную и исторически сложившуюся систему.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Соотношение методологии и теории познания
- Становление советской философии
- Онтология
- Структура научного знания
- Субъект-субъектные связи в структуре общества
- Гносеология религии
- Формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина ХIХ вв.)
- Рудольф Карнап, немецко-американский философ, логик
- Особенность представлений о материи в качестве субстанциональной основы мира
- Представители гносеологии