Оглавление:
Центральной частью профессионального становления личности юриста является деонтологическое становление.
Профессиональное становление — изменение личности в процессе овладения профессиональной деятельностью — характеризует индивидуально своеобразный путь личности от начала формирования представлений о профессии и профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии. В процессе профессионального образования выделяют следующие этапы: оптация (формирование профессиональных намерений и выбор профессии), профессиональное образование и обучение, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, профессиональное мастерство и наставничество.
Обучение в юридическом вузе обычно включает в себя первые два этапа профессиональной подготовки личности юриста. В этот период формируется и совершенствуется система знаний, умений, профессиональных и личностных качеств и способностей будущего специалиста. Таким образом, деонтологическое образование, в ходе которого происходит индивидуальное приобретение студентами профессиональных знаний, норм, ценностей, принципов и требований действующего законодательства, составляет ядро юридического образования.
Деонтология (от греч. deontos — правильный и logos — учение) — это наука о правильном профессиональном поведении, профессиональных и моральных обязанностях работников, которая изучает совокупность этических норм и принципов поведения субъектов профессиональной деятельности. Этот термин ввел известный английский правовед и философ Иеремия (Джеремайя) Бентам (1748-1832), чьи работы «О судебных доказательствах» и «О судебном управлении» оказали большое влияние на юриспруденцию и право разных стран. В своей книге «Деонтология, или Наука о морали» Бентам сформулировал нравственный идеал («наибольшее счастье наибольшего числа людей»), предложил критерий нравственности («достижение полезности, блага и счастья»), разработал систему утилитарной морали.
Профессиональная деонтология как междисциплинарная наука изучает проблемы профессионального долга, обязательства и правильного поведения в различных системах отношений: Профессионал — объект его профессиональной деятельности; Профессионал — общество, государство, закон; Профессионал — его референтная профессиональная группа; Профессионал — другие граждане как носители общественного мнения; Профессионал — его отношение к самому себе. Неопределенность в системе социальных ожиданий, несоответствие норм, определяющих эти ожидания и требования к субъектам профессиональной деятельности и группам, недостаточная интернализация индивидом нормативно-правовой системы и гуманистических ценностей выступают в качестве основных источников девиантного поведения.
Адекватное поведение выражается, прежде всего, в том, что профессионал выполняет свои задачи наиболее оптимальным для данной ситуации способом, а не чисто формально. По мнению известного русского философа В. Соловьева, добродетель — это правильное отношение ко всему. Но не только отдельные люди имеют обязанности перед обществом, но и само общество имеет обязанности перед своими гражданами. Нарушение баланса между долгом личности перед обществом и долгом общества перед личностью приводит к социальным отклонениям, влечет за собой структурную перестройку любого сообщества людей. Поэтому, например, такие понятия, как долг и материальное стимулирование, не могут работать в противоположных направлениях.
Текущий период в стране сопровождается усложнением ситуационной системы и ее разнообразием, что вынуждает некоторых индивидов и профессиональные группы иногда выбирать такие модели поведения, которые противоречат нормативным ожиданиям. Необходимо создать такую систему, в которой культурные и образовательные стимулы работали бы в сочетании с рыночными, материальными стимулами.
Основы полицейской деонтологии. Этика поведения сотрудников овд
Во втором разделе мы переходим от теоретической этики к практической, прикладной этике. Эта отрасль науки о морали занимается вопросами морали конкретных людей и социальных групп. Одной из разновидностей прикладной этики является профессиональная этика — отрасль этики, изучающая мораль членов конкретного профессионального сообщества, их моральные ориентиры и этические проблемы, с которыми они сталкиваются. В конкретных условиях профессиональной деятельности общие этические ценности тесно переплетаются с нормами профессиональной морали. Данный вид исследования носит аналитический и рекомендательный характер.
Наиболее важной областью профессиональной морали является профессиональная деонтология. Эксперты трактуют профессиональную деонтологию как «часть профессиональной этики, имеющую дело с моральными нормами, которые однозначно регулируют должное поведение человека в определенной профессиональной сфере и носят конкретный и обязательный характер; в отличие от обычных этических норм, они не дают права выбора, закреплены в официальных документах и подлежат административным (т.е. юридическим) санкциям».13 Деонтологические нормы включают в себя клятвы, обеты, уставы, этические кодексы и законы, которые касаются моральных обязательств профессионалов. В силу своей особой социальной значимости принципы профессиональной деонтологии в той или иной степени регулируют действия людей таких профессий, как врач, юрист, солдат, педагог и бюрократ.
В следующих главах данного раздела мы рассмотрим мораль чиновничества, определим моральные регуляторы, которыми оно руководствуется, выявим этические проблемы государственной службы, затрагивающие общество и самих чиновников, и попытаемся понять возможные пути их решения.
Профессиональная этика государственных служащих — это система норм, регулирующих поведение государственных служащих в конкретных условиях государственной службы. В России, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», к категории «государственные служащие» относятся только те лица, которые занимают государственные должности в государственных органах, то есть в институтах государственной власти, а не в каких-либо государственных организациях. «Государственная служба» определяется в российском законодательстве как работа, выполняемая в государственных органах, то есть в руководящих структурах государства, которая отличается по содержанию и форме от исполнительской работы служащих.
Таким образом, субъектами служебной этики являются лица, профессионально выполняющие управленческую работу в учреждениях государственной службы. Предметом профессиональной этики государственной службы является отношение государственных служащих к моральным ценностям общества, института государства и своей профессии, реализация этих моральных ориентиров в конкретной работе и в личной жизни.
Чтобы начать выявлять и описывать моральные ориентации государственных служащих, мы должны выбрать точку зрения для описания их внутренней социокультурной организации. «Объяснительной моделью», позволяющей рассматривать чиновничество как специфическое профессиональное сообщество, организм с относительно общими внутренними ценностями и проблемами, является концепция субкультуры.
Профессиональная этика психолога и психологическая деонтология
Предметом профессиональной этики психолога являются специфические этические проблемы, возникающие в деятельности профессионального психолога: в практике работы с клиентами и пациентами, в отношениях с коллегами, работодателями и широкой общественностью. Дисциплина также должна сформулировать набор моральных императивов о долге психолога, его моральных обязательствах, о границах его профессиональной и личной свободы как специалиста, чья работа связана с вмешательством в личную жизнь людей.
Этика как философская наука, предметом которой является мораль, изучает ее историю, обобщает и систематизирует идеи мыслителей прошлого и настоящего о природе и перспективах морали в обществе. Мораль (русский эквивалент — нравственность) происходит от латинского moralitas, множественное число mores — нравы (греческий этос). Как правило, под моралью понимается образ жизни, реальное поведение людей, которое оценивается: хорошая мораль, упадок морали, преступная мораль. В русском языке слово «нравственность» является синонимом термина «характер», который определяет психологическую оценку взаимосвязи поступков и поведения людей, их личностную устойчивость. Другое значение этого слова — «закон», «правило», «постановление». В более широком смысле оно также понимается как «обычай», «норма». Все эти различные термины объединяет подчеркнутая нормативность. На уровне обыденного сознания мораль воспринимается как нормы, правила поведения человека в обществе. Однако термины «мораль», «нравственность» имеют множество различных значений, например, «нравственность басни», «нравственное старение», поэтому существует множество определений морали. В литературе отмечается, что «мораль, или нравственность…. — это набор норм, ценностей, идеалов и установок, которые управляют поведением человека и являются важнейшими компонентами культуры».
В то же время мораль существует в обществе как форма субъект-субъектных отношений, что предполагает ее особый статус: Только относясь к человеку как к субъекту (как к «цели, а не средству» — И. Кант), мы проявляем себя как моральный субъект. Это значит, что не экономические, политические или иные, а именно нравственные отношения в полной мере выражают наше отношение к человеку как к высшей ценности. Теория ценности — аксиология — утверждает, что «понятие ценности впервые появляется у Канта, который противопоставил сферу морали (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, они имеют только смысл: это требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней». Аксиология различает материальные и нематериальные ценности, т.е. духовно-нравственные ценности культуры, которые составляют ее аксиологическую основу и связывают ее с человечеством, гуманностью. Мораль формируется как некая универсальная оценка поступков и поведения людей, смысла явлений окружающего мира.
Понятия морали — добро и зло, долг и совесть, справедливость, честь и достоинство, счастье и смысл жизни — образуют систему категорий и ценностей морали, которые позволяют оценивать и направлять поступки и поведение.
История профессиональной этики
Профессиональная этика как система ценностей, определяемая принадлежностью человека к определенному виду деятельности, возникает в культурах древнего мира в условиях сложившегося разделения труда, когда знания, умения и навыки, функции и права шаманов, вождей, позднее — жрецов, целителей, носят сакральный характер и передаются избранным, наиболее достойным, которых обучают, отбирают, выбирают и которым доверяют то, что не может быть известно случайным, непосвященным людям. На основе представлений о милости тотемов (позднее богов и других высших сил) формировались требования к деятельности, результат которой не всегда зависел от одного человека. Это касалось и пахаря, который полагался на погоду, и охотника, который пытался перехитрить животное, и целителя, чьи усилия и знания были связаны с конкретным человеком, его организмом, жизнь которого была окутана тайной.
Поэтому, особенно в дописьменной культуре, конкретная деятельность, от результата которой зависела судьба и жизнь человека, не только передавалась практически путем подражания, но прежде всего сакрализировалась. Это включало жречество, покровительство богов и вплетение истории ремесла в ткань мифов и священных книг. Аура таинственности окружала деятельность жрецов, приносивших жертвы богам. Жрецы (например, брамины в Древней Индии) принадлежали к особому классу знатоков и хранителей различных знаний и технологий, в том числе медицинских, зафиксированных в Аюрведе, «Пауке долголетия» (ок. IX в. до н.э.). Позже брамины обучали только искусству медицины и называли себя Учителями.
В частности, в Аюрведе говорится: «Врач…. Должен быть здоровым, опрятным, скромным и терпеливым…. Его речь должна быть спокойной, приятной и успокаивающей. Он должен иметь чистое, сострадательное сердце, строго правдивый характер, спокойный темперамент, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием, постоянным желанием делать добро.
Исследователи предполагают, что идеи клятвы Гиппократа могли быть заимствованы из древнеиндийской медицинской практики с высокоразвитой этической составляющей, ведь «в древней Индии существовала проповедь, которую произносил учитель врачебного искусства перед своими учениками на торжественной церемонии в честь завершения их обучения. Она цитируется в трактате «Чарака-самхита»: «Ты должен стремиться всей душой исцелять больных. Вы не должны предавать своих больных, даже если это будет стоить вам жизни…. Не будьте пьяны, не делайте злых дел и не имейте злых собутыльников….. Вы должны быть благоразумны и всегда стремиться к совершенствованию своих знаний. Когда вы приходите в дом больного, вы не должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни на что, кроме больного и его исцеления….. О том, что происходит в доме больного, не следует говорить, так как тот, кто, воспользовавшись полученными знаниями, может навредить больному.»
Уже тогда сформировались предположения, что реальную помощь родственникам и людям в целом может оказать не любой человек, а специально обученный и старательный, терпеливый, умный, неравнодушный к другим, готовый к самопожертвованию.
На ранних этапах истории развития декоративно-прикладного искусства, наук и искусств сакрализация в виде мифов о богах-покровителях, обучавших и поощрявших определенные виды деятельности, служила формированию представлений об их значимости, моральных принципов и идеологии. За этим стояла, возможно, наивная, но вполне понятная вера в то, что милость богов и удача в работе достанутся лучшим и достойным, а не наоборот.
Кодексы профессиональной этики: российский и зарубежный опыт
В современном мире приняты различные формы контроля за деятельностью профессионалов: как государственные, так и частные. В ряде стран приняты и широко применяются законы о защите прав потребителей, предусматривающие как финансовые, так и тюремные санкции в отношении производителей некачественных товаров и услуг. Временный или постоянный отзыв лицензии на определенный вид деятельности с публичным оглашением этого факта, публикация заключений комиссии по контролю качества и ряд других форм помогают обществу блокировать действия недобросовестных профессионалов. Но в этических вопросах применяется корпоративный контроль. В сообществе психологов существуют этические комитеты, решение которых является профессиональным законом и несоблюдение которого может привести к исключению из профессионального бизнеса: исключению из правления, ассоциации или другой формы корпоративного образования.
Эти требования и этот контроль, в свою очередь, теперь гарантируют не только обществу, но и самому работнику уважение, которого он заслуживает как профессионал, право на труд и выбор места работы. В то же время корпоративная честь предполагает и формирование корпоративной ответственности. Помимо индивидуальной ответственности отдельных лиц, нарушающих этические нормы и стандарты деятельности, существуют также коллективные правонарушители — виновные корпорации, компании, ответственность которых трудно определить и которые являются проблемой. У общественности возникают вопросы по поводу их решений, которые часто замалчиваются, чтобы сохранить «честь мундира». Такая практика ставит вопрос об адекватном распределении ответственности в корпоративных действиях. Безусловно, львиная доля ответственности лежит на руководителе, который принимает решения, определяет стратегию и дает указания, но с увеличением степени влияния отдельных менеджеров и руководителей растет и уровень их ответственности. Наиболее эффективным способом является добровольное принятие ответственности, что достигается путем поощрения и стимулирования инициативы.
В сложных случаях ответственность определяется комитетом по этике.
Статус комитетов по этике (комитетов) находится между статусом общественных организаций, администрацией организации и институтом судебной власти. Этические комитеты разрабатывают соответствующие этические кодексы отдельных консалтинговых компаний, отдельных психологов, контролируют их выполнение и вносят коррективы в тексты. Они служат для продвижения и реализации моральных основ профессиональной деятельности. От их квалифицированного мнения зависит не только моральный климат конкретной организации, но и общество. Это независимые от администрации комитеты по этике, которые инструктируют новых сотрудников, дают рекомендации по этическому обоснованию PR-деятельности и т.д. Они обязаны подвергать этической проверке нововведения, затрагивающие многих работников, условия их труда, оплату и личное достоинство.
Комитеты по этике — это корпоративная форма работы с жалобами на внешние проявления неэтичного поведения специалистов, наносящие моральный ущерб потребителям, а также внутрикорпоративное разрешение конфликтов, предупреждение и реагирование на неподобающие формы отношений. В их состав обычно входят представители администрации, отдела кадров, юристы, профессиональные эксперты и специалисты по этике.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Творческое мышление
- Психология затрудненного общения
- Ненормативные кризисы семьи — Возможные кризисы в жизненном цикле семьи
- Психологические теории развития личности
- Социально-психологические условия формирования мотивации отказа от табакокурения среди молодежи
- Социализация личности
- Психология делового общения и этикет как наука и учебная дисциплина
- Взаимосвязь самооценки и структурных особенностей личности — Явление самооценки
- Этические принципы в психологической диагностике
- Исследование памяти в когнитивной психологии