Для связи в whatsapp +905441085890

Проективная методика дерево: интерпретация — Комплексный тест по рисунку «Дом. Дерево. Человек»

Продукты изобразительной деятельности человека отражают индивидуально-психологические особенности ее автора — субъекта деятельности. Таким образом, научный анализ рисунков и письма может стать источником психологической информации о человеческой индивидуальности.

В графике и образ, и отношение к миру, личный опыт и переживания субъекта представлены в единой слитной форме. Это можно отнести и к почерку, но в первую очередь эта личная «наполненность» характерна для рисунков (и особенно рисунков на определенную тему).

Графические методы позволяют показать не только стабильность отдельных параметров личности, но и ее изменчивость под влиянием ряда факторов, что важно для практической диагностики. Например, такие параметры, как нажим, наличие штрихов, размер рисунка могут сильно меняться в зависимости от состояния человека, в то время как психологический тип и общий характер рисунка могут оставаться стабильными.

Существует множество различных психографических методик. В данной работе рассматривается комплексный рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек», предложенная в 1948 году Дж.

Проективные методики — группа методик, разработанных для диагностики личности, для которых характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных черт.

Ключевой особенностью проективных методик является использование неопределенных стимулов, которые испытуемый должен дополнить, интерпретировать и проработать.

Психографические процедуры, относящиеся к проективным методикам, довольно широко используются в исследовательских лабораториях, клинической практике, бизнесе и школах. Однако психографические тесты не могут иметь высокую надежность данных. Критерии эффективности методов пока не ясны.

Значительное внимание было уделено оценке достоверности графических методов на ранних стадиях применения. Они были протестированы с помощью различных методик. В результате были получены очень стабильные значения как для субъективной, так и для экспертной валидности (они были порядка 0,9).

Очевидно, что данный вид диагностики имеет преимущество перед вербальными психодиагностическими инструментами — он легче располагает человека к обследованию, позволяет значительно расширить как возрастной диапазон применения, так и возможность кросс-культурного использования, а также позволяет обойти трудности, возникающие при попытке построения психологического портрета личности посредством вербальной коммуникации.

Практическая ценность таких методик заключается в их относительной простоте и привлекательности для субъектов самой психодиагностической ситуации.

Самая главная проблема, возникающая при проведении психографических тестов, — это необходимость максимально освободить клиента от критического осмысления происходящего (на время выполнения задания). Эта необходимость вытекает из инструкции, данной испытуемому: рисовать абсолютно простые и безразличные картинки. У взрослого сразу же возникает презумпция, как будто это игра детства, которая освобождает его от чрезмерного сопротивления.

Если человек категорически отказывается рисовать, значит, он очень боится — боится, что его проблемы, мысли и желания откроются даже ему самому. Это означает, что человек не хочет решать свои проблемы самостоятельно.

Проективная методика дерево: интерпретация - Комплексный тест по рисунку "Дом. Дерево. Человек"

Комплексный тест по рисунку «Дом. Дерево. Человек»

Знаменитый тест с несколькими вариантами ответов, известный во всем мире под аббревиатурой «H-T-P». («Дом-три-человека») заслуживает особого внимания из-за богатства полученного материала и разнообразия возможных интерпретаций.

Проективная методика исследования личности H-T-P была предложена Дж. Буком в 1948 году. Психолог просил испытуемых нарисовать дом, дерево и человека, а затем проводил интервью по разработанному плану.

Проективные свойства этого теста обусловлены неопределенностью предъявляемого стимула. Слова «дом», «дерево» и «человек» знакомы каждому и наиболее подходят для рисования и стимулируют свободные словесные высказывания, но они неспецифичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать собственное представление о каждом объекте и свое отношение к тому, что данный объект для него символизирует. Поэтому эмоциональная реакция человека во время или в разговоре после рисования обычно представляет собой личностно значимый ответ на отношение, желание, чувство или объект, который непосредственно или символически присутствует в рисунке. Считается, что рисунок дома, дерева, человека — это своеобразный автопортрет рисующего, потому что он изображает в рисунке те черты объектов, которые для него в какой-то мере значимы.

Тест используется в России и включен в основную методологию Джерасека.

Доступность темы и формы привела к широкому распространению теста — его используют со взрослыми, детьми и группами.

Эта техника более продуктивна в индивидуальных тестах, чем в групповых. Однако очевидно, что он занял определенное место среди групповых тестов. Поэтому он лучше всего подходит в качестве скринингового теста для выявления в группе испытуемых тех, кто отклоняется от среднего уровня личностного развития и адаптивности. Кроме того, техника может быть использована для определения благополучия в групповой терапии, но в этой области она недостаточно изучена.

По мнению Бука, рисунки позволяют оценить аффективную сферу личности, индивидуальные потребности, уровень психосексуального развития и так далее.

В то же время, комплексный тест «Дом. Дерево. Человек» также может служить для определения уровня интеллектуального развития (коэффициент ранговой корреляции с тестами оценки интеллекта составляет 0,40-0,75).

Тест уместен в начале психологического консультирования, так как он может показать, в чем заключается основная проблема для консультанта.

Существует несколько способов проведения и анализа теста.

Так, применяя эту технику, Р. Бернс просил испытуемых изобразить дерево, дом и человека на одном рисунке, в одной и той же сцене. Он опирался на идею сочетания этих элементов: Согласно этому, взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой визуальную метафору. Если приложить весь рисунок к действию, можно увидеть, что на самом деле происходит в жизни субъекта.

Со временем психологи ввели еще один принцип интерпретации теста. Согласно ей, большое значение имеет порядок, в котором нарисованы дом, дерево и человек. Если первым нарисовано дерево, это означает, что главное для человека — жизненная энергия. Более того, в своей упрощенной форме дерево олицетворяет жизненную энергию и стремление к жизни. Если дом нарисован первым, то человек ставит на первое место безопасность, успех или, наоборот, пренебрегает этими понятиями.

Дети рисуют рисунки для теста «Дом». Дерево. Человек» может иметь органическую дисфункцию ЦНС. Эта проблема важна для психологической диагностики слабоуспевающих детей начальной школы.

Как выполнить тест «Дом. Дерево. Человеку предлагают бумагу, карандаш и лист бумаги. Стандартный лист бумаги для рисования складывается пополам. На первой странице сверху горизонтально написано «ДОМ», на второй и третьей страницах сверху вертикально написано «ТРИ» и «ЧЕЛОВЕК», а на четвертой странице соответственно имя экзаменуемого и дата проведения экзамена. Для рисования обычно используется простой карандаш 2M, так как изменения силы сжатия наиболее четко видны с помощью этого карандаша.

Инструкция: «Я хочу, чтобы ты как можно лучше нарисовал дом, дерево и человека. Вы можете стирать сколько угодно — это не повлияет на вашу оценку. Вы можете думать о рисунке столько, сколько хотите, просто постарайтесь нарисовать все как можно лучше. Ответьте на все квалификационные вопросы экзаменатора, которые он может нарисовать по своему усмотрению.

Если испытуемый отказывается, что часто случается с людьми среднего и пожилого возраста, и заявляет, что он не художник, исследователь должен убедить испытуемого, что предлагаемый метод не является проверкой художественных способностей и что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемая просит линейку или пытается использовать какой-либо предмет в качестве линейки, исследователь должен сказать ей, что рисунок должен быть выполнен от руки.

Само проведение теста состоит из двух частей: процесса рисования и последующей беседы, так называемого пост-опроса.

Процесс рисования

Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз фиксировать следующие аспекты:

Время касания:

  1. Время, прошедшее с момента, когда исследователь дал инструкцию, до момента, когда испытуемый начал рисовать;
  2. длительность любой паузы, возникающей во время работы чертежа (связанной с выполнением той или иной детали);
  3. общее время, затраченное испытуемым с момента инструктажа до момента, когда испытуемый сообщил о завершении рисунка (например, дома);

Названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, с последовательной нумерацией. Отклонения от порядка рисования деталей, которые встречаются у хорошо адаптированных испытуемых, обычно оказываются значительными. Точная запись такого случая необходима, так как упущение внимания исследователя к отклонению субъекта может помешать достаточно качественной оценке готового рисунка в целом.

Любые спонтанные комментарии (по возможности дословные), сделанные испытуемым при рисовании дома, дерева и человека, и соотнесите каждый из этих комментариев с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображенным объектам, но которые, тем не менее, могут дать много интересной информации о субъекте.

Любую эмоцию (самую незначительную), которую испытуемый проявляет во время выполнения теста, и соотнести это эмоциональное выражение с изображенной в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные переживания, которые следует зафиксировать.

Для более успешного ведения записей исследователь должен убедиться, что он может беспрепятственно наблюдать за процессом рисования. Однако в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными и скрывать свои рисунки. В этом случае лучше не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

При индивидуальном обследовании каждого рисунка может быть задано неограниченное количество проективных вопросов, относящихся к выявленным проблемам пациента.

После завершения невербальной фазы теста исследователь должен дать испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и их окружение, а также выразить ассоциации, связанные с ними. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева или человека часто вызывает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков испытуемый, скорее всего, вербализует то, что он не мог выразить раньше. Очевидно, что вторая фаза теста может быть более продуктивной, если испытуемый менее замкнут и враждебен и проявляет больше благоразумия.

Анкета, состоящая из 64 вопросов, имеет «спиралевидную» структуру, направленную на то, чтобы избежать формализованных ответов респондента и не дать ему вспомнить, что он говорил ранее в отношении конкретного рисунка. Прямые и конкретные вопросы чередуются с более косвенными и абстрактными.

Послеинтервьюирование не является жестко ограниченной процедурой, и консультант может в любой момент продолжить разговор в том направлении, которое считает продуктивным. Во всех случаях он должен определить, что именно значат для испытуемого слова-стимулы «дом», «дерево» и «человек».

Срок проведения повторного опроса не ограничен. Однако если опрос затягивается и его объем превышает объем формальной части, лучше перенести его завершение на следующую сессию.

Цель последующего опроса двояка:

  1. создать благоприятные условия для отражения субъектом своих чувств, установок и потребностей при описании и аннотировании рисунков, олицетворяющих жилище, существующий или некогда существовавший объект и живого или некогда существовавшего человека;
  2. Чтобы исследователь мог прояснить неясные аспекты рисунков.

Оценка

При интерпретации теста «Дом. Дерево. Тест «Человек», необходимо предположить целостность всех рисунков. Наличие только одного признака не является доказательством наличия конкретной психологической особенности. Интерпретация значимых деталей или групп деталей может раскрыть некоторые конфликты, тревоги и переживания рисующего. Иногда полученные интерпретационные гипотезы можно проверить в разговоре.

Между тем, каждый рисунок проходит определенные стадии в своем развитии, и каждый из них может быть подвергнут как качественному психологическому анализу, так и количественной обработке данных.

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными характеристиками рисунка являются положение рисунка на листе, пропорции отдельных частей рисунка, их размер, стиль раскраски, сила отпечатка карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей.

Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Аспекты суждения — детализация рисунка, пропорции и перспектива — используются для анализа рисунков. Предполагается, что детали на рисунке отражают осведомленность и интерес субъекта к повседневной ситуации. Испытуемый может показать на своем рисунке, какие детали личностно значимы для него, двумя способами — позитивно (когда испытуемый выделяет или стирает некоторые детали на рисунке во время работы над ним и когда возвращается к ним) или негативно (когда он опускает основные детали нарисованных объектов).

Пропорции рисунка иногда отражают психологический смысл, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, представленных непосредственно или символически на рисунке дома, дерева или человека. Пропорцию можно рассматривать как отношение всего рисунка к данной площади бумаги или как отношение одной части всего рисунка к другой.

Считается, что перспектива показывает более сложные отношения человека с его психологическим окружением. При оценке перспективы обращают внимание на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (вид сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Сами по себе техники предсказательного рисования являются мощным психотерапевтическим методом, позволяющим обойти контроль сознания и осветить процессы бессознательного, минуя критическое отношение исследуемого человека, и это очень важный аргумент в пользу их использования. Не зная основ интерпретации, клиент не может повлиять на смысл того, что ему преподносят. Кроме того, простота и быстрота процедур позволяют эффективно применять их в качестве методов предварительной экспресс-диагностики.

Только компетентный консультант может сделать тест действительно эффективным. Многое в интерпретации зависит от самого исследователя, который должен обладать навыками свободного ассоциирования, опытом и соблюдать правила профессиональной этики.

Графические методы могут использоваться в консультировании, психотерапии, клиническом менеджменте, судебно-психологической экспертизе, прогнозировании социального поведения, а также в управлении человеческими ресурсами и карьерном консультировании.

Понятие страха в современной детской психологии

Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с незначительным торможением коры головного мозга. Страх основан на инстинкте самосохранения, носит защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности, которые отражаются на частоте пульса и дыхания, уровне артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на воздействие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, которые являются универсальными и в то же время фатальными по своему исходу. Это смерть и крах жизненных ценностей, которые направлены против таких понятий, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но, помимо крайних проявлений, страх всегда подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Как правило, в таких случаях речь идет о возникновении травмирующих переживаний (ужас, боль, болезнь, конфликт, неудача, поражение и т.д.).

З. Фрейд считал, что детский страх изначально является лишь выражением отсутствия близкого человека, поэтому они с опаской встречают любого незнакомца; они боятся темноты, потому что не видят в темноте близкого человека, и успокаиваются, когда в темноте могут держать его за руку. По его мнению, люди переоценивают значение всех детских страшилок или страшных историй, когда обвиняют их в том, что они вызывают тревогу у детей. Дети, склонные к тревожности, восприимчивы к рассказам, которые не производят впечатления на других детей. Дети, у которых очень сильное или преждевременно развитое половое влечение или которые стали чрезмерно требовательными из-за избалованности, склонны к тревожности.

Детские страхи — это нормальная часть их развития. Возрастные страхи проходят спонтанно с увеличением возраста. Только неуместные, чрезмерно сильные, болезненно острые страхи или очень частые переживания страха могут оказать негативное влияние. В этом случае развивается «невроз тревоги». Его развитие может быть вызвано как внутренними факторами (например, повышенная тревожность, беспокойство, гиперчувствительность, недоверчивость), так и внешними социальными факторами (неправильное воспитание, гиперпротективная, гипопедагогическая забота, повышенные требования к ребенку, эгоцентрическое воспитание).

Гораздо более распространены так называемые индоктринированные детские страхи. Их источником являются взрослые из окружения ребенка (родители, бабушки, воспитатели), которые невольно заражают ребенка страхом, чрезмерно настойчиво и эмфатически эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть предложений типа «Не подходи — упадешь», «Не бери — обожжешься», «Не ласкай — укусит» и т.д. Маленький ребенок еще не осознает опасности, но он уже распознает сигнал тревоги и, конечно, реагирует страхом. Взрослый добился успеха — ребенок повинуется. Но какой ценой? Страх закрепился и перенесся на аналогичные ситуации.

Страхи, возникающие у чрезмерно тревожных родителей, также можно отнести к внушенным. Разговоры о смерти, болезнях, пожарах и убийствах в присутствии ребенка влияют на его психику и калечат ее.

Все это дает основание говорить об условно-рефлекторной природе страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) от внезапного стука или шума, потому что последний когда-то сопровождался самым неприятным переживанием. Это сочетание запечатлелось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным воздействием шума.

Страх является одним из средств познания действительности и приводит к более избирательному и критическому отношению к ней. Страх, таким образом, выполняет определенную социализирующую и обучающую функцию в процессе формирования личности. Поэтому обучение противостоянию страху направлено не на избавление от него, а на развитие способности контролировать себя в присутствии страха, тем более что у каждого из нас есть естественные психологические механизмы преодоления страха.

Страх и беспокойство. Как бы часто ни встречался термин «страх», и страх, и тревога имеют общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть оба термина отражают восприятие угрозы или неопределенности. Апофеозом страха и тревоги является ужас.

Теоретически, отмечают многие авторы, разница между тревогой и страхом проста:

  • Страх — это реакция на конкретно существующую угрозу;
  • Тревога — это состояние, при котором человек испытывает неприятные предчувствия без видимой причины (причина существует только в его сознании).

Но при анализе конкретного состояния напряженности провести это различие довольно сложно. Часто очень трудно сказать, является ли наблюдаемая реакция страхом или тревогой, больше ли страха или тревоги, или в какой момент страх переходит в тревогу и наоборот.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Возрастная периодизация Эльконина
  2. Математические методы в психологии — Краткая история развития методов психологического исследования
  3. Исследование школьной дезадаптации у подростков
  4. Теоретические основы специальной психологии
  5. Стадии культурного развития ребенка
  6. Архетип «Анимус» — Бессознательное и архетипы
  7. Предмет изучения в когнитивной психологии
  8. Принцип историзма в психологии
  9. Воображение и внимание
  10. Валидность эксперимента