Оглавление:
Термины «этика» (от древнегреческого ethos — «отношение, привычка, обычай, обыкновение»), «мораль» (от латинского moralitas — «обычай, нравственность») и «нравственность» (немецкое Sittlichkeit) близки по смыслу и обычно являются синонимами. Однако наука различает этику как систему знаний о морали; мораль как методологию прагматического знания; мораль как совокупность норм, правил и добродетелей, одобряемых обществом; мораль как реальные поступки людей.
Традиционно этика рассматривается как теоретическая, философская наука о морали, нравственности (О.Г. Дробницкий, В.Г. Иванов), человеческих добродетелях (Аристотель), как аксиология — учение о смысле и ценностях жизни (Н.А. Бердяев), как совокупность норм, принципов, идеалов, ценностей, реализуемых в нравственном опыте субъекта (А.А. Гусейнов), как система всеобщих и специфических нравственных требований и норм поведения, регуляции социальной жизни (А.Я. Кибанов). За многие века этика сформировалась в научно обоснованную систему понятий, категорий и законов, стала философией познания нравственной жизни общества.
Этика — это не только философская наука, но и важнейший ресурс для эффективного управления. Этику можно рассматривать как систему социально принятых норм, правил поведения, направленных на регулирование человеческих отношений, выживание и развитие общества.
Моральные нормы — это правила, образцы поведения, принятые в обществе, социальной группе, которые выполняют регулирующие функции морали. Нормы — это механизм социализации личности и эффективный инструмент социального контроля.
Моральные ценности — это нравственные предпочтения, возникающие в отношениях человека с окружающим миром и отражающие его интересы, потребности и мотивы.
Добро — понятие, обозначающее положительную ценность предметов, явлений, отношений. Понятие добра меняется с изменением моральной практики и отражает уровень культуры человека и общества.
Добро — это понятие морального сознания и категория теоретической этики, которая разграничивает понятия морального и аморального и формирует критерии оценки правильного, позитивного поведения, заслуживающего общественного признания.
Согласно Канту, долг — это самый чистый из всех возможных мотивов нравственного поведения индивида. Социальная природа человека проявляется в его способности следовать требованиям долга не из желания получить удовольствие, а из рациональной потребности соблюдать моральные законы.
Совесть — это способность развитого человека к рефлексии и самооценке своих мыслей, желаний и действий. Совесть — это показатель человечности человека, это внутренний свидетель, от которого невозможно скрыться.
Моральное достоинство — это характеристика самооценки человека, соответствующая его высшему предназначению, статусу и социальной роли.Честь — это понятие, отражающее признание достоинства человека другими людьми.
Счастье — это состояние позитивного переживания жизни в целом, чувство удовлетворенности жизнью.
Смысл жизни — это представление о своем предназначении и его моральном оправдании. Смысл жизни тесно связан с идеалами человека: смысл жизни в семье, в работе, в любви, в борьбе и т.д.
Понятия теоретической этики
Моральные механизмы, обеспечивающие регулятивный характер этики, также прошли долгую эволюцию: от чувства страха и стыда, через переживания совести, к осознанию ответственности и долга.
На заре человеческой культуры примитивные требования морали выражались в форме табу (запретов), и страх быть подвергнутым остракизму, исключенным из сообщества, побуждал людей к безоговорочному соблюдению запретов, нарушение которых представляло угрозу общему существованию.
С развитием эмоциональной сферы формировались нравственные чувства, которые доставляли человеку удовольствие не только от пребывания в сообществе таких же индивидов, но и от совместного переживания одних и тех же впечатлений, сочувствия. Способность сочувствовать своим родственникам хранится в подсознании человека и поддерживается разумом, опытом и желанием признания со стороны других людей. Стыд как переживание вины за нарушение моральных норм становится важным механизмом регуляции поведения и отношений.
Оценка — это инструмент для определения степени моральных качеств человека. Объектом внешней оценки является человек, референтная группа, организация, общественное мнение в целом.
Предметом оценки являются моральные суждения, поступки, личные качества, межличностное поведение. Особенностью моральной оценки как инструмента этического измерения является то, что она почти всегда эмоционально окрашена и влияет на развитие симпатии или антипатии, доверия или недоверия. Человек может и должен подвергать самооценке свои мотивы, суждения и поступки.
Гуманитарная направленность совершенствования человеческого общества связана с развитием таких этических понятий, как «альтруизм» и «эгоизм». Моральные механизмы формируются тогда, когда они находятся в гармоничном равновесии.
Эгоизм (от лат. ego — «я») — это отношение к жизни, при котором удовлетворение личных интересов рассматривается как высшее благо. Человек, руководствующийся эгоистическими мотивами, стремится удовлетворить личные интересы за счет интересов других людей.
Альтруизм (от лат. alter — «другой») — моральный принцип, предписывающий бескорыстные действия ради блага и удовлетворения ожиданий других людей.
Этика прав человека — принципы поведения человека, выраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года.
Этика ответственности — это принцип, который может быть основан на известной фразе «Ничто на земле не проходит бесследно». Человек несет ответственность за последствия своих действий. Ответственность конкретна: человек, который отвечает за все, не отвечает ни за что. Поэтому необходимо различать экономическую, юридическую, политическую, гражданскую, экологическую, моральную и другие виды ответственности.
Можно ли использовать знания теоретической этики для повышения эффективности моральной практики, регулятивной силы морали? Существует заблуждение, что мораль и эффективность — две несовместимые ценности. Однако все чаще исследователи подчеркивают, что при определенных условиях этика может стать ресурсом для повышения эффективности общей деятельности, что не умаляет ее универсального, духовного, неэкономического характера.
Традиционное понимание этики как системы знаний о морали переживает современный кризис. По словам русского философа Г.П. Щедровицкого (1929-1994), «жить по традиционной морали уже невозможно… нужен другой принцип организации жизни — нравственный». Мораль — это методология системного мышления. Деятельность первична, знания вторичны. Каждая проблемная ситуация требует новых знаний. Где их можно найти? Какие из них и как они включены в деятельность? Прикладная этика, реализуемая в конкретных действиях, помогает найти ответы на эти вопросы. Она вырабатывает нормы и правила совместной деятельности, а также отношения людей и их отношение ко всему существующему.
Этика в системе эффективногоуправления
В контексте прикладной этики этика менеджмента может рассматриваться как гуманитарная технология принятия эффективных решений с последующей их интерпретацией на основе методологических моральных принципов и ответственности за ближайшие и долгосрочные последствия принятых решений. В этом смысле она служит ресурсом для эффективного управления.
В современной практике управления все более актуальной становится задача поиска дополнительных ресурсов для эффективного достижения целей организации и отдельных участников совместной деятельности. Поскольку потребности людей и общества быстро растут, а ресурсы ограничены и скудны, необходимость решения тройной проблемы «что», «как», «для кого» делать и производить — возрастает.
Основной характеристикой ресурсов является потенциальная возможность их участия в производстве (производственные ресурсы) и потреблении (потребительские ресурсы) для решения экономических проблем и обеспечения устойчивого развития общества и личности.
С этой точки зрения, ресурсы — это имеющиеся или необходимые средства, возможности, ценности, которые обеспечивают достижение целей и устойчивое развитие любой системы — общества, организации, индивида.
В условиях растущей конкуренции за ресурсы все большее внимание уделяется поиску эффективного управления ресурсами. Все, что вносит наибольший вклад в решение экономических, социальных и моральных проблем общества и людей, можно считать эффективным. Одним из условий эффективного управления является использование этики как неисчерпаемого ресурса, обеспечивающего гармоничное развитие человека и достижение экономических целей организации.
Управленческая этика выражает моральные способы и механизмы регулирования поведения и отношений субъектов организации, которые изменяются в процессе совместной деятельности под влиянием внутренней и внешней среды. Эти способы включают:
- Создание системы моральных ценностей организации;
- разработка и внедрение корпоративных этических кодексов;
- Использование корпоративного обучения для формирования корпоративной социальной ответственности и деловой этики.
Области применения этики менеджмента:
- Управление стратегическим развитием организации на основе принципов корпоративной социальной ответственности;
- Стратегическое управление человеческими ресурсами;
- Управленческие решения;
- Управление корпоративной культурой;
- Управление организационным поведением;
- Управление качеством;
- Инновации и управление проектами;
- Управление коммуникациями.
Анри Файоль (1841-1925), основатель школы «научного менеджмента», в своем фундаментальном труде «Общее и промышленное управление» (1916) писал: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Гениальный менеджер 20-го века Ли Якокка сформулировал это так: «Управление — это заставить других людей работать вместе для достижения общей цели».
Управленческая этика — это:
культура руководства людьми в организации для обеспечения достижения целей организации, основанная на уважении человеческого достоинства и продвижении общего блага;
?технологические этические знания, выраженные в программах, проектах, этических кодексах, нормах, ориентирах, стандартах, экспертных заключениях, комитетах по этике и других практиках, основанных на моральном выборе решений и действий.
Принципы управленческой этики требуют от менеджера соблюдения общечеловеческих норм поведения, культурных традиций, а также корпоративных и профессиональных этических кодексов и норм этики подчинения. Управленческая этика охватывает культуру отношений между руководителями и подчиненными, основанную на принципах честности, справедливости, ответственности, долга, уважения достоинства, корпоративной и человеческой солидарности, лояльности и порядочности.
Стратегия управления эффективностью
Управление производительностью тесно связано с тем, что делают люди (их работа, функциональные обязанности); как они это делают (их поведение, творчество, качество работы) и чего они достигают (результаты, улучшающие их жизнь и производительность). Все это — показатели управления эффективностью.
Эффективное руководство обеспечивает улучшение организационных, командных и индивидуальных показателей, постоянное развитие навыков, повышение уровня знаний и компетентности всех сотрудников. Предвидение ближайших и отдаленных последствий реализации творческих идей, внедрения системы менеджмента качества или инновационных проектов позволяет планировать трансформационные (изменения формы, структуры и характера) организационные изменения и обеспечивать соответствующие ожидания сотрудников. Это, безусловно, снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций в динамично развивающихся организациях.
Одним из показателей эффективного руководства является политика открытого доступа и поощрение сотрудников к постоянному обучению. Даже самый талантливый менеджер не может обладать всеми необходимыми знаниями в условиях динамичного развития организации. Но он готов создавать условия для того, чтобы сотрудники могли наращивать потенциал тех навыков, умений, знаний, которых ему не хватает.
Эффективное руководство способно мотивировать сотрудников прилагать дополнительные усилия в применении новых знаний и навыков. Не случайно сегодня многие эффективно развивающиеся компании становятся корпоративными университетами, где все учатся лучше работать, лучше понимать друг друга, предвидеть будущее свое и организации.
Подготовка профессионалов к эффективному лидерству в управлении и принятии решений предполагает овладение навыками создания инструментов для трансформационных изменений в организационной культуре.
Эффективность — возможность разрабатывать схемы оплаты труда, основанные на результатах работы и уровнях компетентности; обеспечивать участие сотрудников в доходах, повышать лидерские качества сотрудников.
Приверженность — способность создавать и реализовывать программы по улучшению качества системы коммуникаций, повышению уровня участия и вовлеченности сотрудников в организационные процессы; создавать климат сотрудничества и доверия; уточнять психологический контракт.
Качество — готовность внедрить программу тотального управления качеством.
Ориентация на клиента — обладают высоким уровнем социальной ответственности и заботы о клиентах.
Работа в команде — знания и навыки в области формирования команды, управления эффективностью работы и методов поощрения команды.
Организационное обучение — способность умножать интеллектуальный капитал и организационную ресурсную базу посредством развития обучающейся организации.
Ценности — содействие обучению, принятию и приверженности ценностям посредством участия в их формулировании, процессах управления эффективностью и развития сотрудников. Следует помнить, что ценности часто внедряются через изменение поведения, а не наоборот.
Вовлечение сотрудников в развитие и в принятие решений, которые их затрагивают, требует от менеджеров формирования новых компетенций и создания высокоэффективных команд. Последние характеризуются новой реляционной этикой и гуманитарными технологиями принятия решений.
Этика принятия решений
Успех организаций зависит от решений, которые они принимают каждый день.
Эффективность решений определяется:
- Насколько успешно решаются проблемы на основе принятых решений;
- существуют ли альтернативные методы и анализ их влияния на решение проблемы;
- Что побуждает людей выбирать предпочтительное решение;
- Учитываются ли интересы вовлеченных людей при выборе решения;
- Кто несет ответственность за ближайшие и долгосрочные последствия принятого решения.
Этика принятия решений — процесс выбора одного из альтернативных вариантов действий для решения проблемы, основанный на предвидении и ответственности за ближайшие и долгосрочные последствия сделанного выбора.
Принятие решений является неотъемлемой частью этики ответственности. На уровне повседневной практики принятие решений основывается либо на интуиции, импульсивных побуждениях, либо на суждениях, основанных на личном опыте, знаниях и компетентности.
Интуитивные решения не обременены сознательным взвешиванием плюсов и минусов каждой альтернативы и не требуют рационального понимания ситуации. Однако интуиция постоянно сопровождает действия менеджера.
Здравый смысл, интеллект и проницательность — это профессиональные навыки менеджера.
Рациональное решение проходит через пять обязательных этапов понимания проблемы: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев решения, определение альтернатив, их оценка и окончательный выбор.
На этапе диагностики проблемы на качество решения влияет не столько увеличение количества информации, сколько способность человека отличить релевантную (уместную) информацию от другой, даже если она очень интересна и привлекательна.
Выбор альтернатив отражает ценности, которыми руководствуется лицо, принимающее решение. Под влиянием утилитарных ценностей ведущим мотивом выбора может быть стремление к максимизации пользы и выгоды. Перфекционистские ценности, скорее всего, повлияют на выбор «удовлетворительного» решения, то есть приемлемого варианта, но не обязательно наилучшего из возможных.
Эффективность и ценность решения становится очевидной только после его реализации. На этом этапе важно оценить сделанный выбор, как с точки зрения его эффективности, так и с точки зрения критериев, выходящих за рамки оптимизации и эффективности (соблюдение прав личности, уважение достоинства, положительный морально-психологический климат). Чем больше людей, затронутых решением, признают его ценность, тем эффективнее будет решение.
Это подразумевает еще один важный этап принятия решения — установление обратной связи и формирование соответствующей мотивации людей, которых затрагивает решение. В этом смысле принятие решений является одним из механизмов самоменеджмента и лидерской деятельности.
Результат принятых решений служит критерием профессионализма и компетентности, в котором сочетаются опыт, интуиция, суждения, рациональные знания и моральная ответственность.
Профессионализм как способность принимать решения со знанием дела, предвидеть их результаты и готовность нести личную ответственность является залогом успеха в любом виде деятельности.
Принятие решений менеджерами во многом зависит от структуры руководства организации (штабная, матричная, проектная), стиля руководства (авторитарный, демократический или разрешительный) и культуры организации.
Традиционная структура управления организацией иерархична, имеет систему установленных взаимоотношений, основанных на разделении функциональных обязанностей и подчинении принятию и реализации решений «сверху вниз». Критериями жизнеспособности таких организаций и правильности принимаемых в них решений являются эффективность и качество.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
- Cтратегия обратной вертикальной интеграции
- Инновационные цели и инновационный потенциал организации
- Задачи консалтинга
- Кто принимает управленческие решения
- Значение управленческих решений
- Особенности стратегии роста малых фирм
- Менеджмент качества в здравоохранении
- История менеджмента в России
- Классическая школа менеджмента
- Системный анализ в управлении