Самая высокая, абсолютная ценность — человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного импульса» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект понимания жизни заключается не столько в выяснении ее сущности, сколько в поиске ответов на вопросы: «В чем смысл жизни?», «Почему человек живет?».
Жизнь — это универсальное необходимое условие для реализации всех других (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного, человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он пытается продлить свою жизнь, соединиться с вечным, оставить свою память. Человеку это удается только в том случае, если его жизнь полна смысла. Таким образом, прояснение, понимание и поиск этого смысла выступают предпосылками бессмертия человека.
Как абсолютная, более высокая ценность, жизнь имеет другую цену.
Таким образом, поиск смысла жизни является естественным процессом для человека и вытекает из естественной необходимости гармонизировать свою жизнь с другими и с самим собой. Смысл жизни не может быть определен окончательно, так как он не предопределен, но формируется человеком на каждом конкретном этапе его бытия. Каждая конкретная привязанность к отдельному смыслу — жизненным ценностям — имеет смысл, но не может охватить целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем жизнеутверждающих ценностей.
Поэтому, если это возможно, то только самое абстрактное (а значит, мало практичное) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить истинной жизнью, быть человеком при любых обстоятельствах и даже вопреки им.
Смерть — это последний момент существования живого существа. Неотъемлемой частью религий является понятие смерти как конца плотской, земной жизни и перехода к вечной — бессмертной, духовной жизни.
Проблема смерти ставит вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по-своему, в зависимости от мировоззрения.
Человек как биологическая личность смертен. Он не является исключением для материальных, даже биологических, систем. Подобно тому, как все, что обладает существованием, рано или поздно заканчивает свое существование и переходит в небытие, так и человек заканчивает свою жизнь через процесс умирания. Человек отличается от всех других живых существ прежде всего тем, что в своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» общей, исторической жизни; в этом смысле он постоянно является недостижимым, адекватным существом.
Человек не удовлетворен ситуацией. И это недовольство содержит в себе причины творческой деятельности, которые не содержатся в ее сиюминутных мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — в полной мере развивать все свои способности и, насколько это возможно, вносить свой личный вклад в историю, в развитие общества, его культуры. Это и есть смысл жизни индивидуума, который он осознает через общество, но то же самое — смысл жизни общества и человечества в целом.
Жизнь человека продолжается в его детях, внуках и в следующих поколениях. Человек создает различные объекты, инструменты, научные работы, делает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он утверждает себя и посредством которого он обеспечивает свое социальное и более длительное существование как личности.
Человек и человечество. Планетарное сообщество судьбы, интернационализация в социальной жизни.
Проблемы нашего времени
На современном этапе мирового исторического процесса происходит интенсивная интернационализация общественной жизни. Эта тенденция повышает актуальность социально-философского вопроса о единстве человечества. Способны ли люди Земли объединиться и понять проблемы друг друга, или же они образуют постоянно воюющую общину, неспособную достичь мирового единства? Проблемы нашего времени, обострившиеся на рубеже веков, заставляют людей ощущать планетарное единство своей судьбы. Термоядерная угроза, угроза международного терроризма, экологические проблемы и экономические кризисы заставляют человечество осознать свое единство, взаимосвязанность и взаимозависимость. Борьба за сокращение вооружений, защита окружающей среды, преодоление крайних форм экономической отсталости, нищеты и голода, защита прав человека, борьба с терроризмом — это проблемы, для решения которых простого добрососедского сосуществования различных стран и народов, их взаимной нейтральной лояльности уже недостаточно. Новые проблемы диктуют необходимость сотрудничества между народами мира на основе взаимного доверия, взаимопонимания и признания общих человеческих ценностей. Однако вопрос о том, возможно ли такое глобальное сотрудничество, остается открытым. Ее решение осложняется тем, что мировое сообщество включает в себя социокультурные формации, соответствующие различным этапам социального развития. Это становится причиной совершенно иного противостояния идей, которые могут отражать как исторически справедливые требования народов, так и требования, продиктованные национальными амбициями. Столкновение противоречащих друг другу ценностей, интересов, идеологий разных стран затрудняет формирование глобального консенсуса. Но есть все основания полагать, что осознание угрозы тотального уничтожения человечества приведет представителей разных стран и народов к осознанию необходимости глобального объединения для собственного выживания. В связи с этим И. Кант писал, что люди, как правило, глухи к аргументам разума, которые рекомендуют им нормы согласия на правовое урегулирование конфликтов. Они следуют голосу своих интересов и оказываются слепыми агентами раздоров и войны. Но когда антагонизм достигает предельной остроты и на горизонте истории появляется призрак разрушающей мир войны, эта узконаправленная тенденция сознания терпит неудачу. Становится ясно, что люди либо обречены, либо приходят в себя и идут на компромисс друг с другом. В настоящее время большинство ученых-социологов считают универсальные ценности важнейшим определяющим фактором мировой конкуренции, который должен превалировать над любыми частными интересами отдельных групп, социальных классов, стран, народов.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению общества: социальный номинализм и социальный реализм
- Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха — Критика религии и теологии
- Антропология возрождения
- Революционизм и реформизм как типы политического менталитета
- Модерн и постмодерн в исследовании феномена человека
- Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок
- Философские истоки и основные принципы скептицизма — Периоды развития скептицизма
- Соотношение понятий «субъект», «индивид», «я и общество»
- Теория государства в философии Платона
- Томас Гоббс